Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"). Материал рассчитан на один час, в течение которого учащиеся работают с текстом, определяют, к каким слоям общества принадлежат главные герои сказки и какие пороки высмеивает автор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_shchedrina.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Нравственные пороки общества» (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Цель урока: 1) Развивать умение учащихся давать характеристику героям на основе текста произведения;
2) Развивать умения делать выводы из прочитанного;
3) Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.
Настоящий писатель – это то же,
что древний пророк:
он видит яснее, чем обычные люди
А.П. Чехов
Ход урока
- Вступительное слово учителя
В 1862 году М.Е. Салтыков-Щедрин оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы целиком посвятить себя литературному делу. Своеобразным итогом жизненного и творческого пути стали сказки. Сказки о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. А видел он немало: Тяжелую подневольную жизнь крестьян, произвол чиновников, жестокость помещиков; наблюдал также и за переменами, произошедшими в жизни крестьян после отмены крепостного права. И, наверное, не случайно указывает на то, какому читателю предназначаются его сказки.
- На каких «детей» рассчитывал писатель?
- О чем же учил думать «детей изрядного возраста Салтыков-Щедрин?
Михаил Евграфович писал: «Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя». Изучая его романы в старших классах, вы наверняка будете вздыхать и грустить, а сегодня на уроке мне бы очень хотелось, чтобы вы не грустили, а проанализировав сказку, сделали правильные выводы и не допускали подобных ошибок.
(Сообщение темы и цели урока)
- Словарная работа
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек; правила, нормы
поведения.
Пороки – тяжелые предосудительные недостатки,
позорящие свойства.
Общество – 1) совокупность людей, объединенных исторически,
обусловленными социальными формами
совместной жизни и деятельности.
2) круг людей, объединенных общностью положения,
происхождения, интересов.
- Работа с текстом
- Кто является героями сказки?
- К каким слоям русского общества они принадлежат?
Запись в тетрадях
генералы мужик
(привилегированное общество) (непривилегированное общество
легкомыслие, бездуховность, пассивность, покорность, жестокость, празднество, трусость, рабское терпение,
паразитизм, безответственность, неграмотность, забитость
неблагодарность
- Что вы можете сказать о жизни генералов в Петербурге?
- Приносили ли они пользу государству?
- В 1861 году отменили крепостное право, т.е. мужиков, как и генералов, выпустили на «волю». Как вы думаете, «воля» генералов отличалась от «воли» мужиков?
- Так почему же обеспеченное житье генералов кончилось самым неожиданным образом?
Именно из-за своего легкомыслия они внезапно «очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат…» Как же повели себя генералы? (чтение эпизода стр. 238-239)
- Каково состояние героев?
- Для чего упоминается газета «Московские ведомости»?
- Что это за газета? О чем в ней пишут?
- Какой же выход находят генералы из создавшегося положения?
- Чем отличается поведение мужика на острове от поведения генералов?
- Как вы думаете, почему он «не дал от них стрекача»?
- Почему мужик при всем изобилии взял себе одно яблоко, да и то кислое?
- Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дождался, когда генералам придет на мысль: «А не дать ли и тунеядцу частицу»?
- Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?
- Можно ли назвать его идеальным героем?
- Зачитайте эпизод, свидетельствующий о том, как проходили приготовления к отплытию и как добирались до Петербурга. Что вы можете добавить к характеристике генералов?
Прибытие генералов в Петербург – настоящий триумф, победа тунеядцев. Но и про мужика они не забыли.
- Как генералы отблагодарили мужика? Какое слово обращает на себя внимание? (Генералы не вышли сами проститься со своим спасителем, а «выслали» свою «благодарность» с кем-то из слуг)
- Какие пороки вы смогли выявить и записать? Против чего выступает автор?
- Как слова А.П. Чехова, взятые мною в качестве эпиграфа, соотносятся с темой нашего урока?
- А изжили ли себя эти пороки в современном обществе?
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Чтение и анализ сказки «Дикий помещик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Интегрированное занятие по сказке Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при изменении роли ученика, который должен стать активн...
М.Е.Салтыков -Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Разработка урока литературы в 7 классе...
Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"
Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода ил...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...
Изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (По произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина)
На уроке анализируется произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Работа над текстом сказки позволяет подвести учащихся к пониманию ...