Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Сравнение двух сказок на уровне тем, художественных средств, образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-shch.rar | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
Цели урока: показать учащимся социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, помочь осмыслить особенности характера главных героев сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», продолжить изучение поэтики сатирических сказок; развивать творческие способности учащихся, устную и письменную монологическую речь, совершенствовать умения и навыки сравнительного анализа эпизодов сказок; воспитывать уважение к человеку, к труду, чуткое отношение к художественному слову.
Оборудование: презентация к уроку, тексты сказки у каждого учащегося, рабочие тетради, раздаточный материал - распечатанные таблицы для сравнительно анализа, словарик литературоведческих терминов.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Слайд 1)
II. Актуализация знаний. (Викторина.)
Мы продолжаем разговор о произведениях удивительного писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина. Нам известна его замечательная сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Дома вы прочитали его произведение «Дикий помещик». Давайте вспомним их. Для этого проведём викторину «По отрывку и иллюстрации к нему узнайте произведение».
(Слайд 2-13)
- Ребята, викторина нам помогла вспомнить два произведения и сравнить их. Возникает проблемный вопрос. Какой? (Что объединяет сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» и в чем разница?)
- Как бы вы ответили на этот вопрос? (Произведения похожи героями. В «Повести…» генералы разыскивают мужика, принуждают работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот: русский помещик, князь Урус-Кучум-Кильдебаев, изгоняет крестьян из имения)
Эти общие черты и отличия бросаются в глаза при поверхностном взгляде на произведения. Предлагаю заняться более подробным сравнительным анализом двух сказок.
- Как назовём наш урок? (Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик»). (Слайд 14)
- Какие цели поставим перед собой (Сравнить сказки, найти общие и отличительные черты, определить, какие средства сатиры использует автор в сравниваемых произведениях) (Слайд 15)
III. Сравнительный анализ сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
- История создания произведений.
Сравнить два произведения нам поможет таблица, которая представит этапы сравнения. По ходу анализа на экране будут появляться заполненные графы. В своих пустых таблицах вы можете делать записи, чтобы потом использовать их для написания сочинения.
Чтобы наша работа пошла быстрее, разделимся на две команды. Первая команда будет защищать сказку «Повесть о том, как один мужик…», вторая - «Дикий помещик».
Сопоставление двух сказок начнём с истории создания.
- Пользуясь схемой, расскажите об истории создания произведений.(Слайд 16)
2.Сюжет сказок. (Конкурс «Кто смешнее перескажет?»)
А теперь нам нужно вспомнить сюжет сказок. Объявляется конкурс «Кто смешнее перескажет?» Для участия в нём приглашаются по одному участнику из команд. (Слайд 17)
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | «Дикий помещик» | |
Сюжет | «По щучьему велению», по авторскому «хотению», два генерала, служившие раньше «в какой-то регистратуре», а теперь пребывающие на пенсии, попадают на необитаемый остров. Так как они за всю жизнь ничему не научились, добыть еду себе не могут. Найдя «Московские ведомости», начинают читать о блюдах, не выдерживают, от голода набрасываются друг на друга. Образумившись, решают найти мужика, так как «мужик везде есть, стоит только поискать его». Найдя мужика, генералы заставляют его отыскивать и готовить еду. Располнев от обильного питания и беззаботной жизни, они понимают, что соскучились по своей жизни на Подьяческой, начинают переживать о пенсиях. Мужик строит для генералов лодку и доставляет их в Петербург, за что получает «рюмку водки да пятак серебра» | Помещик, живя в достатке, мечтал об одном: чтобы мужика во владениях стало поменьше. «Но Бог знал, что помещиктот глупый, и прошению его не внял», однако услышал просьбу народа: «легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» и «не стало мужика навсем пространстве владений глупого помещика» Без мужицкого ухода помещик постепенно стал превращаться в зверя. Не умывался, питался лишь пряниками. Пригласил Урус-Кучум-Кильдибаев к себе актера Садовского, соседей-генералов, однако гости, не получив должного ухода и обеда, рассердились и уехали, обозвав помещика глупым. Помещик решает «оставаться твердым до конца» и «не взирать». Во сне видит идеальный сад, мечтает о реформах, а наяву только играет с собой в карты. К нему заезжает капитан-исправник и грозится принять меры, если мужики не вернутся и не станут платить подати. В доме помещика заводятся мыши, в саду тропки зарастают репейником, в кустах селятся змеи, а под окнами бродит медведь. Сам хозяин одичал, оброс волосами, стал передвигаться на четвереньках, разучился говорить. Губернское начальство остается обеспокоенным: «кто теперь подати будет вносить? кто будет вино по кабакам пить? кто будет невинными занятиями заниматься?» «Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Помещика нашли, вымыли, привелив порядок, и живет он до сих пор. |
- У кого получилось смешнее и интереснее?
3. Образы главных героев. (Групповая работа. Диспут.)
- Назовите героев произведений.
- Чтобы выяснить, как автор относился к своим героям, выполним следующее задание. Используя цитатник, охарактеризуйте отношение автора к своим героям. Первая группа анализирует образы генералов в «Повести…», вторая – образ помещика в сказке «Дикий помещик» (Обсуждение в группах).
Образы генералов (Выступление первой группы. Заполнение правой части таблицы.) (Слайд 18)
Цитатник | Отношение автора | |
«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали» | Паразиты, привыкшие жить чужим трудом. Они глупы до абсурда, бессердечны, высокомерны, наглы, беспомощны | |
«Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?» | Привыкли получать все в готовом виде | |
«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светилсязловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились» | Находясь в критических условиях, они не в состоянии себя прокормить и готовы съесть друг друга | |
«вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются» | Заботятся только о собственном благосостоянии | |
«развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: “Не дать ли и тунеядцу частичку?”» | Не способны ценить чужой труд |
Образ помещика (Выступление второй группы. Заполнение правой части таблицы.) (Слайд 19)
Цитатник | Отношение автора |
«Но Бог знал, что помещиктот глупый, и прошению его не внял», «легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» «не стало мужика навсем пространстве владений глупого помещика» | Помещик, живя в достатке, мечтал об одном: чтобы мужика во владениях стало поменьше, однако услышал просьбу народа. |
«…российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым». | Нерусская фамилия усиливает гротескность происходящего, намекает на то,что только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придет в голову мысль «сократить» население, уничтожить русского кормильца. |
«Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словнодревний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел» | После исчезновения крестьян, опоры дворянства и государства, помещик деградирует, превращается в дикого зверя |
«изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал ему надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив его надзору Сеньки, уехал. Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». | Помещик — безвольное и глупое существо, ни на что не способное без крестьянской поддержки. |
-Что объединяет образы господствующих классов в сравниваемых произведениях? (Генералы и помещик глупы, жадны, не приспособлены к жизни. Автор обличает паразитизм дворянства).
Диспут. (Слайд 20)
- Кого бы вы назвали главным героем произведений: генералов, помещика или русского мужика? Почему? (Мужик – кормилец и создатель жизненных ценностей. Значит, главным героем является он. Эта мысль отражена в названии произведений. Мужик прокормил генералов. Без него помещик превращается в «дикого» зверя).
5. Отношение автора к героям. (Исследовательская работа с текстами сказок).
- Как автор относится к мужику? (С восхищением, сочувствием и в то же время с иронией и горечью и негодованием)
- Вновь поработаем в группах: первая группа приводит примеры из текста, доказывающие восхищение и сочувствие автора, вторая – примеры иронии и негодования. (Слайд 21)
Восхищение, сочувствие | Ирония |
Мужик — сильный, умный, трудолюбивый, умелый, может сделать все, способен выжить везде. Он, «громаднейший мужичина», до прихода генералов управившись с хозяйством, «самым нахальным образом уклонялся от работы». | Сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам. Нарвав своим поработителям «по десятку самых спелых яблоков», себе сам берет «одно, кислое». Мужик терпит обращение к себе как к рабу, тунеядцу, он не способен на правомерный бунт, наоборот, готов себя своими руками заковать в кандалы: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег». Мизерную плату за свою работу считает справедливой |
Мужик для господ смог нарвать яблок, наловить рыбы, извлечь огонь, нарыть картофеля, напечь множество провизии, научился даже суп варить в пригоршне. Затем мужик сумел смастерить лодку и доставить генералов в Петербург | В изображении мужика чувствуется горькая насмешка: умный, сообразительный и ловкий, мужик покорно сносит капризы генералов и капризы от них. Рабство уже вошло в привычку: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него». Мужику даже в голову не приходит возмутиться. |
В «Диком помещике» мужиков посадили в клетушки, как животных, а они тут же стали подати платить |
- Какие качества характера мужика особо выделяет М.Е.Салтыков-Щедрин. (С одной стороны – трудолюбие, смекалка, находчивость, мастерство; с другой – рабская покорность, бесправность).
- Что высмеивает сатирик в мужике? (Сатирик высмеивает невежество, забитость, стремление к подчинению. Мужик не способен победить в себе раба, даже гордится тем, что умело услуживает генералам)
5. Средства художественной изобразительности в произведениях. (Литературоведческая дуэль).
- Смеясь над комической ситуацией, мы отметили, что писатель одновременно показывает, как грустна Россия. Скажите, а как же удавалось Щедрину печатать свои сказки, ведь так строга была цензура? (Он использовал Эзопов язык, или иносказание).
Послушаем самого писателя. (Выступление подготовленного ученика в образе М.Е.Салтыкова-Щедрина) (Слайд 22)
Я - русский литератор и потому имею две рабские привычки: во-первых, писать иносказательно и, во-вторых, трепетать.
Привычке писать иносказательно я обязан ... цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам. Она и сама преисполнилась рабьим духом и заразила тем же духом читателей. С одной стороны, появились аллегории, с другой — искусство понимать эти аллегории, искусство читать между строками. Создалась особенная рабская манера писать, которая может быть названа Езоповскою,- манера, обнаружившая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств. Цензурное ведомство скрежетало зубами, но, ввиду всеобщей мистификации, чувствовало себя бессильным и делало беспрерывные по службе упущения. Публика рабски-восторженно хохотала, хохотала даже тогда, когда цензоров сажали на гауптвахту и когда их сменяли. И существовала эта манера долго, существует и доныне, так что объявление в 1866 году воли книгопечатанию почти совсем не повлияло на нее. Аллегорический рабий язык продолжает пользоваться правом гражданственности, хотя справедливость требует сказать, что современные молодые писатели стараются избегать его. Я не берусь определить, хорошо или дурно они поступают, но думаю, что ввиду общей рабьей складки умов аллегория все еще имеет шансы быть более понятной и убедительной и, главное, привлекательной, нежели самая понятная и убедительная речь...
Учитель. Теперь окончательно понятна сила щедринского таланта. Действительно, сказки похожи по форме; реальное переплетается с фантастическим, сказочные элементы – с языком канцелярским и просторечным. В обеих сказках используются сатирические средства художественной выразительности. Давайте убедимся в этом, окунувшись в творческую лабораторию писателя. Ведь мы – то с вами умеем читать и видеть между строк (а именно этого и добивался Салтыков-Щедрин).
Проведём литературоведческую дуэль. Каждая команда по очереди совершает «выпад» - читает отрывок из своей сказки, содержащий троп. Команда противник должна отгадать приём создания комического и получить жетон. В случае затруднения обращаемся к «Словарику литературоведческих терминов»
Средства художественной выразительности в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Слайд 23)
Гипербола | «Стал даже в пригоршне суп варить», «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» «Сколько они ругали мужичину за тунеядство того не в сказке сказать, ни пером описать»… «Сколько… денег загребли |
Фантастика | «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове» |
Ирония | «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» |
Гротеск | «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Генералы находят на необитаемом острове номер «Московских ведомостей» |
Средства художественной выразительности в сказке «Дикий помещик»
(Слайд 24)
Гипербола | «Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют. «снится, что его за эту самую непреклонность министром сделали, и ходит он в лентах, и пишет циркуляры...», «Погоди, глупый помещик! То ли ещё будет! Я не только карты, но и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует» (Помещика не боится даже мышонок). «И земля, и вода, и воздух – всё его (помещика) стало!» «Думает, каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!» |
Фантастика | «Вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки» Летающие, роящиеся мужики |
Ирония | «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». |
Гротеск | Одичавший помещик подружился с медведем и даже вёл с ним беседы. «И сделался он силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко. — Хочешь, Михаиле Иваныч, походы вместе на зайцев будем делать? — сказал он медведю. — Хотеть — отчего не хотеть! — отвечал медведь, — только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил! — А почему так? — А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!» «Помещик имел тело сдобное, белое, рассыпчатое» «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках … Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». «Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит, это, заяц, встанет на задние лапки и прислушивается, нет ли откуда опасности, - а он уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». |
- С какой целью Салтыков-Щедрин использует эти приёмы? (Чтобы противопоставить неприспособленных к жизни дворян и мужика-труженика, чтобы показать, что за счёт мужика, пахнущего мякиной и овчиной, существует и «культурный» помещик).
IV. Итоги урока. Рефлексия. (Работа с кластером). (Слайд 25)
-Ребята, наш урок подходит к концу. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? (Сравнить две сказки)
-Чем же похожи сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (Во-первых, главной идеей, что помещики и чиновники – паразитирующее сословие, ни на что не годны, не в состоянии не только себя прокормить, но и сохранить человеческий облик. Генералы с голоду вызверились, чуть не загрызли друг друга; глупый помещик «одичал». Мужики и в первой и во второй сказке – основа жизни, они обеспечивают всех и пищей, и товарами. Но Щедрин осуждает их инертность, покорность. Во-вторых, сказки похожи по форме).
- Продолжите фразы. (Слайд 26)
(Было интересно…
Было трудно…
Урок дал мне для жизни…)
– Нужен ли нам Щедрин сегодня? Какие черты характера человека осуждает Щедрин? (К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Писатель обличал не только устои общества, основанного на эксплуатации, но и человеческие пороки. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется или терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания. Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества).
V. Домашнее задание. (Слайд 27)
Используя сравнительную таблицу, напишите сочинение «Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
Приложение
Рабочие материалы для написания сочинения
«Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | «Дикий помещик». | |
1.История создания произведений. | ||
2.Образы генералов и помещика. | ||
3.Отношение автора к дворянам. | ||
4. Образ народа. | ||
5.Отношение автора к мужику. | ||
6. Какие художественные приёмы используются для создания образов? | ||
7. Идея произведений. |
Список используемой методической литературы.
1. Ф. Е. Соловьёва. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (автор – составитель Г.С. Меркин) под редакцией Г.С. Меркина., Москва, «Русское слово», 2010.
2. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература.7 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
3. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.7класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
4. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Интегрированное занятие по сказке Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....
Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...
Тест по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
Тест.М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»....
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...
Изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (По произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина)
На уроке анализируется произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Работа над текстом сказки позволяет подвести учащихся к пониманию ...