Использование приёмов создания проблемных ситуаций на уроке литературы ( из опыта работы)
статья по литературе
Статья посвящена приемам создания проблемных ситуаций на уроке литературы с целью активации читательского восприятия обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_sozdaniya_problemnyh_situatsiya_na_uroke.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Балановская Я.Ю., учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 365 им. Героя Советского Союза М.П. Краснолуцкого
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Использование приемов создания проблемных ситуаций на уроке литературы (из опыта работы)
Проблемная ситуация, по определению, психологов является начальной точкой мышления, одной из закономерностей его процессов. Еще в середине прошлого столетия в одном из своих фундаментальных трудов Л. Рубинштейн утверждал: "Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации". Многие психологи и педагоги были не согласны с этим тезисом, утверждая, что мышление может существовать как репродуктивный процесс. Но только признание проблемной ситуации как залога продуктивного мышления позволило системе образования и обучения в качестве одной из основных задач поставить перед собой развитие творческих способностей обучающихся, воспитание самостоятельного творческого мышления.
Что же включает в себя понятие «проблемная ситуация» и как такие ситуации можно использовать на уроках литературы?
В проблемной ситуации, по мнению Л. Рубинштейна, обязательно должны присутствовать три основных признака: неизвестное, противоречие и потребность.
С другой стороны, по утверждению психолога Матюшкина, проблемная ситуация носит объективно - субъективный характер, это логическая и психологическая ситуация. Она вытекает из логики изучения учебного предмета и отражает объективные противоречия в его содержании. Но вне субъекта мышления - ученика - возникновение проблемной ситуации невозможно. Матюшкин дает такое определение: «Проблемная ситуация – особый вид мысленного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующийся таким психологическим состоянием, которое возникает у субъекта (ученика) во время выполнения им задания и которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия.
Одно из условий успешного обучения на уроках литературы – создание проблемных ситуаций еще и потому, что литература – не только наука, но и искусство, и тот предмет, который формирует нравственный и духовный облик ученика. Е.И. Ильин пишет: «У каждого урока, как и в искусстве, - сверхзадача. В чем она? Идти к ребятам не только с темой, но и жгучей проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, как горизонт и вертикаль, урок обретает свою учебную и нравственную емкость».
Проблемные ситуации могут иметь разный характер, в зависимости от задач уроков литературы. Так, например, при изучении в 9 классе поэзии романтизма (стихотворений поэтов пушкинской плеяды) возникает вопрос о сходстве и различии творческих методов поэтов-романтиков. Черты романтизма уже известны ученикам к моменту знакомства с поэзией Батюшкова и Жуковского. Но самостоятельно определить сходства и различия их творческого метода для учеников оказывается затруднительным. В ходе мастерской построения целостного знания ученики читают разные стихи поэтов, находят ключевые слова, определяют средства художественной выразительности, используемые поэтами. Опираясь на теоретические знания, а также на эмотивный код произведений и личные эмоциональные ассоциации, обучающиеся определяют особенности творческого метода каждого из поэтов. В заключительной части работы учащиеся сопоставляют полученную информацию и самостоятельно делают вывод о сходстве и различии, таким образом решая поставленную перед ними проблемную ситуацию. Во время работы ученики усваивают прием сравнения, учатся анализировать и выделять главное.
На интегрированном уроке искусства и словесности по пьесе Е. Шварца «Дракон» в 9 классе проблемная ситуация создается самой формулировкой темы урока, которую обучающиеся определяют самостоятельно: «Убить дракона?». «Тонкий», на первый взгляд» вопрос, предполагающий однозначный ответ, в ходе урока заставляет учащихся задуматься и о нравственности, и об историческом прошлом, и о тоталитаризме как форме существования общества, и о трусости и мужестве каждого человека. Для создания проблемной ситуации на уроке используется «метод 6 шляп». Класс делится на группы, каждая из которых выполняет свое задание и собирает материал по своей проблеме.
Белая — факты из истории создания пьесы, объяснение, почему драматург выбирает жанр пьесы-сказки.
Желтая — найти аргументы, почему это произведение долгое время было под запретом. Чем и почему эта пьеса пугала чиновников от искусства в Советском Союзе?
Черная — обосновать негативное восприятие главного героя. Либо доказать, что пьеса неактуальна.
Красная — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения и просмотра произведения.
Зеленая — доказать, что пьеса актуальна, объяснить, чему он учит современных подростков.
Синяя — эксперты, которые обобщают всю полученную информацию, делают вывод.
Изучая биографические материалы Е. Шварца, историю создания пьесы, политическую историю нашей страны 30-40 годов прошлого века, исследуя текст, знакомясь с театральной постановкой спектакля, учащиеся приходят к выводу, что дракон - это не только персонифицированное зло, не только диктатор, поработивший себе подобных. Это и трусость, и слабость, и подлость, которые поселяются в «деформированных» душах обывателей.
Подводя итог, хочется убеждённо сказать, что использование проблемных ситуаций на уроке любой направленности является одним из самых перспективных методов в педагогике. Оно позволяет полностью изменить устаревшую форму урока, при которой ученики только воспринимали и заучивали готовые знания. Используя приемы создания проблемных ситуаций, учитель организует работу обучающихся так, что они самостоятельно находят в материале сведения, необходимые для решения проблемы, сравнивают и анализируют материал, делают необходимые обобщения и выводы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируются способности открывать новые знания, находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Использование проблемных ситуаций на уроке помогает учителю литературы «вернуть» обучающихся к книге, показать актуальность литературы и психологическую востребованность подростками, познающими мир, ведь только в аналитической, исследовательской работе ребята открывают для себя вечные ценности литературы и меняют свое отношение к урокам и художественным текстам.
Использованная литература:
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.
- Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. – 168 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка"
Практическое применение различных технологий обучения позволило сделать вывод, что наибольший эффект дают приемы и методы технологии проблемного обучения, с помощью которых знания передаются не ...
Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке немецкого языка
Методическое пособие для учителей немецкого языка, обучающих немецкому языку как второму иностранному языку в школе....
Доклад на тему «Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке истории».
Рассматривается структура проблемной ситуации и основные приёмы её создания на уроках истории....
Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке математики.
В статье описана суть проблемного обучения; классические, сокразенные и мотивирующие приемы создания проблемных ситуаций на примере урока математики (из опыта работы)....
«Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка»
Данная статья предназначена для использования классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка...
Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка
Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развити...
Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка
Данная статься посвящена роли проблемных ситуаций в уроке иностранного языка. Автор раскрывает актуальность данного методического подхода как в связи с обновлениями ФГОС. В материале рассматриваются в...