С.А. Есенин. «Песнь о собаке»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Еремеева Оксана Алексеевна

Конспект предназначен для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litra_zachet_5a_1.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: учебно-методический комплекс под редакцией Г.С. Меркина.

Тема урока: С.А. Есенин. «Песнь о собаке»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

  • Выявление идеи стихотворения С.А.Есенина «Песнь о собаке», проявившейся в интонации стихотворения, стремлении «очеловечить» образы животных
  • Формирование навыков выразительного чтения и чтения наизусть, анализа лирического произведения в единстве формы и содержания, коммуникативных умений
  • Развитие гуманистического мировоззрения учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому.

Формы обучения: беседа.

Оборудование: учебник литературы под ред. Г.С. Меркина.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, присаживайтесь.

- Кто отсутствует?

  1. Основная часть.

1.Слово учителя.

  С.Есенин родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии. Он вырос в крестьянской среде, где важную роль играли природа и животные. Это послужило одним из факторов формирования философских особенностей лирики С.Есенина. Именно поэтому его творчество неразрывно связано с образом «братьев наших меньших». 

Уже ранние стихи Есенина показали, что в литературу пришел поэт со своим видением природы, поэт, умеющий находить  красоту там, где ее не каждому заметить. В этом отношении от близок А.С.Пушкину, которому, по словам Белинского «не нужно было ездить  в Италию за картинами прекрасной природы, она была у него под рукой, здесь, на Руси»

Как в народных былинах, песнях, сказках  в стихах Есенина природа движется. Для него каждое дерево, растение-живое существо. В поэзии Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром, он называет их «братьями меньшими»

Наряду с  домашними животными в стихотворениях можно найти  образы представителей дикой природы.

Статистические данные
Из  339  рассмотренных  стихотворений  в 123  упоминаются

  • Конь – 13 раз;
  • Корова – 8 раз;
  • Ворон, пёс, соловей – 6 раз;
  • Телята, кошка, голубь, журавль – 5 раз;
  • Овца, кобыла, собака – 4 раза;
  • Жеребёнок, лебедь, петух, сова – 3 раза;
  • Воробей,  волк,  глухарь,  кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица – 2 раза;
  • Аист,  баран,  бабочка, грач, гусь, змея,  иволга,  кулик,  куры,  коростель,  осел, сороки, сом, свинья, чибис, шмель, ягненок – 1 раз.

Как мы видим, чаще всего автор обращается к образу коня и коровы, он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемой части жизни русского мужика, с древних времен домашние животные сопровождали человека в его нелёгком труде.

Новаторство и своеобразие Есенина состоит в том, что упоминая животных в бытовом пространстве ( поле, река, деревня), он не ставит перед собой цель воссоздания образа того или иного животного, они предстают в качестве источника и средства художественно-философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением С.Есенина «Песнь о собаке». История о собаке, потерявшей своих щенят, занимает особое место среди произведений о животных. Оно датировано 1915г., а опубликовано лишь через 4года  -  1919. В это время Есенин неоднократно читал «Песнь о собаке» публике.

2.Анализ стихотворения

  • Выразительное чтение стихотворения
  • Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
  • Почему песнь, а не песня?

Песнь-

1) Эпическое произведение на историческую или героическуютему, например "Песнь о Вещем Олеге" А.С. Пушкина, "Песнь о Нибелунгах".

2) Название главы (части) поэмы на историческую или мифологическую  тему, например,"Илиады" и"Одиссеи" Гомера, поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила".

А теперь прочитаем строки, иллюстрирующие каждую картину еще раз, выделим ключевые слова, образы, цвет.

  • Чтение 1-2 строф

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

 Выделите ключевые слова. (учащиеся  записывают  во вторую колонку таблицы  свои предположения, потом озвучивают ) В каких словах выражено отношение собаки к своим щенкам?  (Ощенила, ласкала).

Какое чувство выражено в этих двух словах? (радость – записывают в третью колонку)

Понаблюдайте за цветовой палитрой строф, назовите слова, передающие цвет (утром, ржаной, рыжих, златятся, снежок)Зарисуйте эту цветовую палитру в четвертую колонку. Какого цвета получилась «радость»?

 

  • Прочитаем третью строфу стихотворения

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Как меняется настроение стихотворения? (появляется мрачность, врывается агрессивный мир людей).

Какими словами выражена эта агрессия? Запишите во вторую колонку (вышел, хозяин, хмурый, поклал). Какие слова ярче всего выражают отношение хозяина к происходящему? (вышел, поклал). Эти слова подчеркивают механический характер действий хозяина, его грубость, он не просто сложил щенят в мешок, а «всех поклал». Как вы думаете, почему хозяин изображен хмурым?

Какие чувства выражают ключевые слова? (бессердечие, жестокость)

Заполним четвертую колонку. Выделите слова, содержащие цвет. (Вечером, хмурый). Зарисуйте цветовую гамму (серый, черный). Что выражено в этом цвете? (жестокость хозяина)

 

  • Чтение 4 строфы.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать.

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь

 

Почему в этой строфе мы выделили две картины? Какую сцену опустил поэт и почему? (эта строфа является кульминационным моментом, пропущена  сцена убийства, так как самому поэту тягостно описывать гибель щенков; он жалеет и собаку, ее материнские чувства).

Выделим ключевые слова в этих двух картинах и запишем их во вторую колонку (бежала, поспевая бежать, дрожала гладь). Почему поэт акцентирует внимание на том, что гладь «долго дрожала»? (собака смотрит, не отрываясь на то место, куда кинули ее щенков).  При помощи какого приема усиливается впечатление от этой картины? (повтор).

Какое чувство выражено в словах «бежала», «поспевая бежать»? (надежда). Как во второй картине этой строфы меняются чувства собаки, запишите в третью колонку (безысходность, пустота). Поэт использует прием контраста в пределах одной строфы.

Давайте попробуем определить, в каких словах выражен цвет, зарисуйте (по сугробам, за ним, гладь). Какие это цвета?(белый, черный, синий)      

 

 

  • Прочитайте пятую строфу.

 

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

 Как меняется динамика действий собаки, в каких словах она выражена? (плелась, слизывая пот). Как вы думаете, почему собака смотрит на небо и видит месяц? (может быть, она выла). Почему месяц « показался ей… одним из ее щенков »?(подобно щенкам он рыжего цвета, у собаки на глазах слезы, чувства ее обострены, очертания предметов, которые она видит, расплываются)

Какие чувства выражены в этих словах? (ожившая надежда). Как вы думаете, какого цвета эта надежда, зарисуйте в своих таблицах. (Желтый, рыжий, золотой)

  • Чтение шестой строфы.

 В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

 Какой образ добавляется в этой картине? (образ синей выси). С какой целью автор обращает на это внимание? (небо – символ бесконечности, надежды).

Найдите ключевые слова, выпишите их в таблицу (звонко, глядела, скуля)

Почему собака «глядела звонко?» (в этом слове выражено одиночество собаки, она совсем одна и никто не понимает ее чувств,  даже месяц ускользает, не оставляя никакой надежды, это крик ее души). Что можно сказать о чувствах собаки по этой картине? (печаль, тоска). Найдите слова, содержащие цвет? (синяя высь, месяц, холм). Зарисуйте в своих таблицах цветовую гамму (синий, желтый, черный)

 

 

  • Чтение седьмой строфы

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег

Какую картину вы себе представили при чтении этой строфы? На чём фокусирует внимание поэт? (глаза собаки)  

Какие слова будут являться ключевыми, запишите их в первую колонку. (Глухо, покатились глаза, золотыми звёздами)Сравните эту строфу с предыдущей, найдите контраст (звонко – глухо) Почему глаза «глухо… покатились»? (беззвучное рыдание собаки, осознание невозможности вернуть своих щенков).

Какие чувства выражены в этих словах, запишите их во вторую колонку (боль, неизбывная тоска). Какого цвета боль собаки, заполните последнюю колонку (золотой, жёлтый). 

Почему боль такого цвета? (золотистыми были её щенки) И эта боль не физическая («когда бросят ей камень в смех»), эта боль душевная, боль матери, у которой отняли частичку её сердца. Какой цвет возникает в конце стихотворения? (белый). Символом чего является белый цвет в данной строфе? (пустоты, одиночества).

 

3.Подведение итогов

А теперь рассмотрим получившуюся цветовую гамму всего стихотворения.

Что можно сказать, глядя на эту палитру? (она очень контрастная)  Какие цвета связаны с образом хозяина? (темные) А с образом собаки? (яркие, солнечные). Собака противопоставлена человеку. Каким изображается человек? (бессердечным, бесчувственным, потому он хмурый подобный тени; он ничего не замечает вокруг себя)    Изображает ли поэт его лицо, глаза? (нет, мы можем только представить себе хмурого,  бездушного хозяина) А какой мы видим собаку? (собака способна чувствовать, переживать, подобно человеку, и образы природы в стихотворении связаны с образом собаки, это она видит сугробы, водную гладь, месяц и плачет «золотыми звездами»)

 

Прием противопоставления в литературе называется антитезой, запишем определение в тетрадь.

Антитеза – приём противопоставления

Мы пронаблюдали за антитезой «человек – собака». Найдите примеры антитезы, связанную с образом собаки.

 

 1. Собака в начале и в конце произведения, если вначале жизнь собаки наполнена смыслом, у нее родились щенки, и она о них заботится, цвет радостный, солнечный, то в конце стихотворения мы видим пустоту, выраженную белым цветом, смысл жизни утерян;

2. Противопоставление физической и душевной боли собаки, больно, когда кидают камень, но эта боль быстро проходит; душевная же рана, нанесенная жестокостью человека, не заживет еще долго;

3. Чувства собаки - «звонко – глухо»: «звонко глядела» собака, когда месяц ей показался щенком, она словно зовет его, а «глухо покатились», когда последняя надежда исчезает;

4. Противопоставляется время суток «утром – вечером»: утро – это начало дня, начало новой жизни, а вечер – это конец дня, и именно вечером отнимают у собаки щенков.

 

Как вы думаете, почему поэт не показывает, как собака вернулась домой, оставляет ее посреди безмолвного поля? (тяжело собаке возвращаться туда, где еще совсем недавно она была так счастлива)

 

А теперь попробуем определить тему и идею стихотворения. О чем это стихотворение? (о переживаниях, чувствах собаки–матери, потерявшей своих детей)

Скажите, а от нее что-нибудь зависело? Могла она что-либо изменить? (нет, не могла)

А от кого зависит судьба собаки? (от человека)

Мы вышли с вами на идею стихотворения. Как вы думаете, в чём она состоит? (человек должен чувствовать ответственность за всё живое на земле)     

«Песнь о собаке» говорит о том, как жестоки люди, они даже не замечают собственного бессердечия, оно становится привычным. Описывая трагедию собаки-матери, поэт заставляет нас почувствовать боль собаки-матери.

            

Что можно сказать об авторе этого стихотворения? (добрый, отзывчивый, чуткий к чужой боли)

 

В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу», написанном незадолго до смерти,  Сергей Есенин напишет:

 

                                 И зверьё, как братьев наших меньших,

                                 Никогда не бил по голове.

 

А это значит, что поэт любил животных, всегда жалел, сочувствовал им.

 

У кого из вас есть домашние животные? Как вы к ним относитесь? Любите ли их? Посмотрите, ваши чувства к вашим животным – это  тоже отражение идеи стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке»

 

Сент-Экзюпери написал в своей сказке «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Так же и мы с вами должны чувствовать ответственность за своих животных.

III. Заключение.

  1. Домашнее задание.

-Выучить стихотворение «Песнь о собаке»

  1. Подведение итогов.

Выставление оценок.

  1. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.

С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие спо...

Краткие сведения о С.А. Есенине. "Песнь о собаке"

Презентация к уроку литературы в 6 классе (по программе Г. Меркина) "Краткие сведения о С.А. Есенине"...

Живопись души по С. Есенину "Песнь о собаке"

Урок представляет собой синтез литературы, психологии, цветописи....

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Методическая разработка по литературе.)

Для внеклассного чтения в 5 классе было выбрано стихотворение С.Есенина "Песнь о собаке", так как оно способствует процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помогает учащимся п...

С. А. Есенин "Песнь о собаке".

Технология продуктивного чтения...

С.А. Есенин "Песнь о собаке"

    Личностные: развитие гуманистического мировоззрения учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому.     Метапредметные: строить высказывания, аргумен...