Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие способности учащихся, развивать образное видение, совершенствовать навыки анализа художественного произведения, воспитывать у ребят чувство сопереживания, милосердия и любви "ко всему живому на земле" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_pesn_o_sobake.docx | 41.68 КБ |
pesn_o_sobake.ppt | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
7кл. Русская литература
Тема: С. Есенин «Песнь о собаке». Гуманизм и искренность поэзии С.Есенина.
Цель: обзорное знакомство с поэзией С.Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики; углубить творческие способности учащихся, развивать образное видение, совершенствовать навыки анализа художественного произведения; воспитывать у ребят чувство сопереживания, милосердия и любви «ко всему живому на земле».
Оборудование: портрет С.Есенина; фотографии и иллюстрации, связанные с жизнью и творчеством С.Есенина «Песнь о собаке»; компьютер.
Ход урока
- Повторение.
- Чтение наизусть стихотворений «Белая береза», «Поет зима, аукает», «Спит ковыль. Равнина дорогая».
(На экране слайды с изображением зимнего пейзажа, берез).
- Беседа.
- Знакомы ли вам эти стихи?
- Кто их автор? (На экране портрет С.Есенина).
- О чем эти стихи?
- О чем же нам сегодня предстоит поговорить на уроке? Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
- Новая тема:
- Итак, у нас в гостях Сергей Александрович Есенин.
- Ученик рассказывает о С.Есенине. (На экране изображение С.Константиново).
- Слово учителя:
Тема Родины, России - главная в его творчестве. Нередко черты Родины проступают в таких конкретных образах, как береза, клён, липа. В этом проявляется вся глубинная связь Есенина с родной природой. Ведь, для русских, как и для других народов, огромную роль в жизни играют лес, деревья.
Многие свои произведения Есенин называл песнями. Например, «Песнь о собаке», «Песнь о хлебе», «Песнь о великом походе», «Песня», а о себе говорил: «Буду петь», «Мое степное пенье», «Засосал меня песенный плен».
В семье Есенина все любили песни, и хорошо их пели дед, отец и мать. Любил петь под гитару и сам поэт. Песня была для Есенина воплощением высоких народных чувств и нравственных идеалов.
Не случайно немало стихов Есенина положено на музыку. К его творчеству обращались многие русские композиторы, которые написали музыку ко многим стихотворениям Есенина.
В своем стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Есенин, как бы подводя жизненные итоги, говорит:
…И на этой земле угрюмой.
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
Действительно, поэт с неизменной любовью и нежностью рассказывал в своих стихах «о братьях меньших». И сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Песнь о собаке». (Звучит фонограмма «Песнь о собаке»)
- М. Горький особенно любил это стихотворение. (Из воспоминаний М.Горького.)
4.Словарная работа:
Ржаной - от слова рожь- злак из которого пекут хлеб
Закут- хлев для мелкого ската, а также чулан, кладовая в избе.
Высь - высоко над землей, в вышине.
Подачка- кусок еды, брошенный животному.
- Анализ стихотворения:
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Какова основная мысль стихотворения? Как автор показывает свое отношение к происходящему?
- Какие картины изобразил Есенин в стихотворении? (Счастье матери).
- Случайно ли поэт взял число 7?
- Как Есенин изображает счастье, любовь собаки?
- Как изображает автор хозяина? (эпитет - хмурый, глагол - поклал)
- Найдите строчки, где говорится о том, как хозяин утопил щенков. Как вы их понимаете? Что хотел передать автор в этих строках? (Поэт, говоря, казалось бы, самыми простыми словами, умеет передать глубокие мысли о нераздельности всего живого на земле. В этих строчках как- будто сама природа долго-долго оплакивает щенков; автор передает чувство жалости, сострадания.)
- Как автор передает горе собаки? (Метафора - покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег).
- Случайно ли у хозяина нет имени, а у собаки клички?
- Что противопоставил Есенин в стихотворении? (Противопоставлены материнские чувства собаки черствости, бессердечности её хозяина).
- Что, по- вашему, означает эпитет «хмурый»? (Хозяин - злой человек, ему чужды человеческие чувства, и топить щенят для него привычное дело. А может, это слово говорит нам о том, что хозяину неприятно все это, и хмурый от того, что ощущает жестокость, бесчеловечность своего поступка?)
- Найдите в стихотворении такое сочетание, которое со смысловой точки зрения неверно, невозможно. («В синюю высь звонко глядела она скуля»). Все сдвинуто: не звонко скулила, а наоборот. Почему? Как это понять? Как можно звонко глядеть?
-Найдите в тексте односоставное предложение. («Когда бросят ей камень в смех». Есенин хотел сказать, что, видимо, так бывало не раз и не один человек так поступал) .
- Итак, о чем же говорит поэт читателю? О чем заставляет задуматься? Сделайте вывод.
Вывод: Трагедия собаки – матери становится близкой человеческому сердцу. «Песнь о собаке» говорит о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства человека со всем живым на земле. Они даже не замечают собственного бессердечия, которое становится привычным.
Есенин учит нас милосердию.
- Закрепление: 1.Выразительное чтение стихотворения учащимся.
2.Слово учителя: Что легче: говорить о любви к людям, животным или быть чутким, добрым ко всему живому на земле? Лирика Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью»
(Слайд)
Есенин, дай на счастье нежность мне.
К березкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему живому на земле,
Что мы с тобой так бесконечно любим.
Е.Евтушенко
- Домашнее задание: выразительно прочитать стихотворение, нарисовать иллюстрацию, написать синквейн к стихотворению.
- Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".
План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...