Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие способности учащихся, развивать образное видение, совершенствовать навыки анализа художественного произведения, воспитывать у ребят чувство сопереживания, милосердия и любви "ко всему живому на земле" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_pesn_o_sobake.docx41.68 КБ
Office presentation icon pesn_o_sobake.ppt341.5 КБ

Предварительный просмотр:

7кл. Русская литература

Тема: С. Есенин «Песнь о собаке». Гуманизм и искренность поэзии С.Есенина.

Цель: обзорное знакомство с поэзией С.Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики; углубить творческие способности учащихся, развивать образное видение, совершенствовать навыки анализа художественного произведения; воспитывать у ребят чувство сопереживания, милосердия и любви «ко всему живому на земле».

Оборудование: портрет С.Есенина; фотографии и иллюстрации, связанные с жизнью и творчеством С.Есенина «Песнь о собаке»; компьютер.

Ход урока

  1. Повторение.
  1. Чтение наизусть стихотворений «Белая береза», «Поет зима, аукает»,  «Спит ковыль. Равнина дорогая».

(На экране слайды с изображением зимнего пейзажа, берез).

  1. Беседа.
  1. Знакомы ли вам эти стихи?
  2. Кто их автор? (На экране портрет С.Есенина).
  3. О чем эти стихи?
  4. О чем же нам сегодня предстоит поговорить на уроке? Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

  1. Новая тема:
  1. Итак, у нас в гостях Сергей Александрович Есенин.
  2. Ученик рассказывает о С.Есенине. (На экране изображение С.Константиново).
  3. Слово учителя:

Тема Родины, России - главная в его творчестве. Нередко черты Родины проступают в таких конкретных образах, как береза, клён, липа. В этом проявляется вся глубинная связь Есенина с родной природой. Ведь, для русских, как и для других народов, огромную роль в жизни играют лес, деревья.

Многие свои произведения Есенин называл песнями. Например, «Песнь о собаке», «Песнь о хлебе», «Песнь о великом походе», «Песня», а о себе говорил: «Буду петь», «Мое степное пенье», «Засосал меня песенный плен».

В семье Есенина все любили песни, и хорошо их пели дед, отец и мать. Любил петь под гитару и сам поэт. Песня была для Есенина воплощением высоких народных чувств и нравственных идеалов.

Не случайно немало стихов Есенина положено на музыку. К его творчеству обращались многие русские композиторы, которые написали музыку ко многим стихотворениям Есенина.

В своем стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Есенин, как бы подводя жизненные итоги, говорит:

…И на этой земле угрюмой.

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

Действительно, поэт с неизменной любовью и нежностью рассказывал в своих стихах «о братьях меньших». И сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Песнь о собаке». (Звучит фонограмма «Песнь о собаке»)

- М. Горький особенно любил это стихотворение. (Из воспоминаний М.Горького.)

4.Словарная работа:

Ржаной - от слова рожь- злак из которого пекут хлеб

Закут- хлев для мелкого ската, а также чулан, кладовая в избе.

Высь - высоко над землей, в вышине.

Подачка- кусок еды, брошенный животному.

  1. Анализ стихотворения:

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Какова основная мысль стихотворения? Как автор показывает свое отношение к происходящему?

- Какие картины изобразил Есенин в стихотворении? (Счастье матери).

- Случайно ли поэт взял число 7?

- Как Есенин изображает счастье, любовь собаки?

- Как изображает автор хозяина? (эпитет - хмурый, глагол - поклал)

- Найдите строчки, где говорится о том, как хозяин утопил щенков. Как вы их понимаете? Что хотел передать автор в этих строках? (Поэт, говоря, казалось бы, самыми простыми словами, умеет передать глубокие мысли о нераздельности всего живого на земле. В этих строчках как- будто сама природа долго-долго оплакивает щенков; автор передает чувство жалости, сострадания.)

- Как автор передает горе собаки? (Метафора - покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег).

- Случайно ли у хозяина нет имени, а у собаки клички?

- Что противопоставил Есенин в стихотворении? (Противопоставлены материнские чувства собаки черствости, бессердечности её хозяина).

- Что, по- вашему, означает эпитет «хмурый»? (Хозяин - злой человек, ему чужды человеческие чувства, и топить щенят для него привычное дело. А может, это слово говорит нам о том, что хозяину неприятно все это, и хмурый от того, что ощущает жестокость, бесчеловечность своего поступка?)

- Найдите в стихотворении такое сочетание, которое со смысловой точки зрения неверно, невозможно. («В синюю высь звонко глядела она скуля»). Все сдвинуто: не звонко скулила, а наоборот. Почему? Как это понять? Как можно звонко глядеть?

-Найдите в тексте односоставное предложение. («Когда бросят ей камень в смех». Есенин хотел сказать, что, видимо, так бывало не раз и не один человек так поступал) .

- Итак, о чем же говорит поэт читателю? О чем заставляет задуматься? Сделайте вывод.

Вывод:  Трагедия собаки – матери становится близкой человеческому сердцу. «Песнь о собаке» говорит о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства человека со всем живым на земле. Они даже не замечают собственного бессердечия, которое становится привычным.

Есенин учит нас милосердию.

  1. Закрепление: 1.Выразительное чтение стихотворения учащимся.

2.Слово учителя: Что легче: говорить о любви к людям, животным или быть чутким, добрым ко всему живому на земле? Лирика Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью»

(Слайд)

Есенин, дай на счастье нежность мне.

К березкам и лугам, к зверью и людям

И ко всему живому на земле,

Что мы с тобой так бесконечно любим.

Е.Евтушенко

  1. Домашнее  задание: выразительно прочитать стихотворение, нарисовать иллюстрацию, написать синквейн к стихотворению.
  2. Подведение итогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...