С.А. Есенин "Песнь о собаке"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Чуланова Татьяна Александровна

      Личностные: развитие гуманистического мировоззрения учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому.

     Метапредметные: строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения; совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Предметные: выявление идеи стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке», проявившейся в интонации стихотворения, стремлении «очеловечить» образы животных; совершенствовать навыки анализа художественного  текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pesn_o_sobake.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

С.А.Есенин «Песнь о собаке»

6 класс

Цели урока

  1. Личностные: развитие гуманистического мировоззрения учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому.
  2. Метапредметные: строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения; совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  3. Предметные: выявление идеи стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке», проявившейся в интонации стихотворения, стремлении «очеловечить» образы животных; совершенствовать навыки анализа художественного  текста.

Оборудование

  1. Портрет С.Есенина;
  2. Мультимедийная презентация;
  3. Иллюстрации к стихотворению, сделанные учащимися

Ход урока

На прошлом уроке мы начали разговор о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина - великого русского поэта, человека с очень тонкой, проникновенной душой, умеющего чувствовать чужую боль как свою собственную.  С особой теплотой он писал о братьях наших меньших, изображая их чувства, переживания, заставляя читателя сострадать им. 

- И наш сегодняшний урок посвящён серьёзной проблеме, которую можно выразить словами Антуана де Сент-Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили?»

-Кто подразумевается под этой фразой?

- О ком из братьев наших меньших мы сегодня будем говорить, вы поймёте после небольшого сообщения.

В юности  Есенин стал свидетелем события, которое  его потрясло.  Собака соседа Есенина ощенилась, и хозяин убил всех щенят. Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, рассказала этот случай, именно под впечатлением от него Есенин написал стихотворение.

 - О каком же стихотворении Есенина пойдёт речь? А что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели перед собою ставим? Анализировать стихотворение, совершенствовать навыки анализа художественного  текста, строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения;

Запишите число, классная работа, тема  урока.

Стихотворение «Песнь о собаке» было написано С.А.Есениным в 1915 году. Ему в то время было всего двадцать лет. Впервые это стихотворение вышло в сборнике «Радуница» в 1918 году. Сам С. Есенин очень любил животных и написал много стихотворений о них, он умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.

          М.Горький говорил, что Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных».

А сейчас я вам предлагаю посмотреть анимационный фильм, снятый по стихотворению Есенина «Песнь о собаке» А прослушав его, определите, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

 Откройте учебники на стр.

       Беседа по тексту стихотворения

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- На какие картины (части) можно поделить стихотворение? Озаглавьте их. Что будет кульминацией стихотворения? Самый напряжённый момент стихотворения.

1. 1-2 строфы «Рождение щенят»

2. 3 строфа «Приходит хозяин»

3. 4 строфа «Гибель беззащитных щенят»

4. 5-6 строфы «Путь собаки домой»

 делают записи в тетрадях.

 А сейчас проанализируем идейно-художественное своеобразие каждой части стихотворения. Проникнем в суть его, определим идею. У каждого на парте есть табличка, которую вы заполните в ходе работы над текстом стихотворения. Эта работа вам поможет лучше понять стихотворение.

Слова, выражающие цвет, свет.

 

    Выразительное чтение 1,2 строфы (слайд).

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

- Какие слова показались непонятными? (Рогожа, закут) определение

- Какова интонация первых двух строф? (Спокойный тон начала не предвещает трагедии).

- Когда щенки появились на свет? (Утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых новых жизней).

- Что вы знаете о значении числа семь? (Из сказок мы знаем, что это число является счастливым, число 7 в народной поэзии олицетворяет семью).

- Какая картина представляется вам после прочтения этой строфы? (Уютный уголок, куда попадают солнечные лучи и где ласкаются животные,  представлена картина собачьего счастья).

- Какой цвет  преобладает? (Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь.  «ржаной закут», как символ плодородия, в котором ощенилась собака).

  • Заполнение 1 части таблицы:

Цвет, свет

 

Ржаной закут. Златящиеся рогожи. Рыжий цвет  шерсти щенят.

Как называются такие слова в литературном произведении? (эпитеты).

 Выразительное чтение 3 строфы

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

- Эта строфа начинается с указания времени суток. Какую роль играет это точное указание на время? (Наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения. «Утром» в мире царили свет, тепло, жизнь. Сейчас не их время. И молчат до поры до времени петухи – Перуновы птицы, от крика которых утром в страхе бегут с поля битвы за владычество силы мрака).  

- Какой герой появляется в этой строфе? («Хозяин хмурый» разрушает счастье собаки: «семерых всех поклал в мешок»)

- Что подчеркивает грубо просторечное слово «поклал»? ( Покласть можно неодушевленные предметы).

Такое слово подчеркивает угрюмую непреклонность действий хозяина, его равнодушие, черствость души. Он подобен туче, заслонившей от нас солнце. Одна из злых сил мира -  туча – вызывала у наших предков – древних славян ассоциацию с «мешком», в который прячут по ночам украденное или завоеванное солнце. «Рыжие», как солнце,  щенята брошены в темный, душный мешок). Какие слова помогают нарисовать картину.

Тьма, мрак (вечер), «хмурый» хозяин.

4. Выразительное чтение 4 строфы

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

- В этой строфе  нет описания самого жестокого события, поэт отказался от кульминационной сцены.  Самая страшная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Почему? (Возможные варианты учащихся). Есенин использует в этой строфе такой прием, как умолчание.

 (Прием умолчания используется для того, чтобы читатель сам представил себе эту страшную картину и чувства, которые испытывает лирический герой. Можно себе представить, что собака не успела увидеть гибель своих щенят. А может, она наблюдала эту картину?.. Страшно становится от осознания, что собака ничем не могла помочь своим детям).

- Какой многозначительной деталью заменяет Есенин сцену гибели щенят? («Долго, долго дрожала» гладь воды).

- О чем нам говорит эта деталь? (Долго собака стояла и смотрела на вздрагивавшую воду, скрывшую от нее детей. А человек убил и спокойно пошел домой, для него то, что он сделал только что, обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?) А какой цвет преобладает в этой строфе,

Белый цвет сугробов. Воды незамерзшей гладь.

А какого цвета вода в проруби?

Стальной отлив воды в проруби.

Выразительное чтение 5,6 строфы .

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

- Подберите синонимы к глаголу «плелась». (Брела, шла). Почему поэт выбрал именно это слово? (Этот глагол передает состояние умершей души).

- Что позволило собаке принять месяц за своего оставшегося в живых щенка? (Во-первых, цвет, во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка).

- Какое значение приобретает словосочетание «в синюю высь»? (Синяя высь такая же холодная и глубокая, как синяя вода… Там, в синей воде – синей выси, - желтый месяц, он бежит, как живой, как её щенок… На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда  обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо).

- А какие звуки (гласные) преобладают в этой части стихотворения? Для чего Есенин использует звукопись? (ассонанс)

(Плач собаки показан с помощью повторяющихся в строфе гласных звуков и, о, у).

Золотистый, серебристый цвет месяца. Чернота, наступившая после его бегства.

 Выразительное чтение 7 строфы .

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

- По эмоциональной глубине происшедшая трагедия сравнивается с библейской мерой жестокости: бросить голодному камень вместо хлеба. В первых строках отражены обман ожидания, разочарование.

- Какое значение имеет выражение «золотыми звездами в снег»? Как такой приём называется в литературоведении? (Возможные мнения учащихся).

Слово учителя.

(Золотые звезды – слезы собаки, которые наполнены любовью к детям. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо, которое отразилось в глазах собаки).

- Среди поверий наших предков есть и такое: звезды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда – умирает человек… Таким образом, «золотые звезды» - наполненное любовью к детям сердце матери. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо.

Задание

  - А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте каждую колонку нашей таблицы. Что мы увидим? - Какой цвет вам видится в начале стихотворения? (Золотой цвет – цвет солнца, олицетворяющий радость рождения).

- А в конце стихотворения? (Темно-синий и черный, подчеркивающий трагедию собаки). А как вы думаете, с чем связана такая цветовая гамма?

 (Вначале мы видим, как радуется мир появлению щенят. Далее мы замечаем, как постепенно мир теряет свои краски, свой свет, как молчит он, устыдясь своей беспомощности перед силами зла. Замечаем мы, какой радостью, всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе и как вместе с золотыми звездами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ним и жизнь. В черно-белое беззвучие погрузился мир).

 - Какие цвета связаны с образом хозяина? (темные) А с образом собаки? (яркие, солнечные). Собака противопоставлена человеку.

- Каким изображается человек? (бессердечным, бесчувственным, потому он хмурый,  подобный тени)  

 Изображает ли поэт его лицо, глаза? (нет, мы можем только представить себе хмурого,  бездушного хозяина) А какой мы видим собаку? (собака способна чувствовать, переживать, подобно человеку, и образы природы в стихотворении связаны с образом собаки, это она видит сугробы, водную гладь, месяц и плачет «золотыми звездами»)

 -А сейчас мы подошли к самому главному. Как бы вы определили основную мысль стихотворения? Его идею? Какие мысли, чувства хотел до нас донести автор? (Человек должен чувствовать ответственность за все живое на земле. Есенин попытался в своем стихотворении показать трагедию собаки-матери.  В стихотворении он выразил мысль о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства со всем живым на земле).

В том мире, который создал в своих стихах Сергей Есенин, все живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного, растения, человека. Однажды поэт сказал о своем понимании мира так: «Все мы яблони и вишни голубого сада», «Все от древа». О каком древе идет речь? О древе жизни – прародителе всего сущего в мире. И потому, если все мы – дети единого древа жизни, то горе собаки, потерявшей своих щенков, - это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате. Таким образом, «золотые звезды» - наполненное любовью к детям сердце матери. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо.

- Почему стихотворение Есенина названо «песнью»?

                                            Песнь – 1. Эпическое произведение на историческую или героическую тему, например «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, «Песнь о Нибелунгах». Такое определение жанра придает серьезность произведению: все живое достойно жизни, достойно сочувствия. Очеловечивая собаку, Сергей Есенин испытывает глубокое уважение к миру живых существ, достойному величественной песни. Это своего рода гимн святому чувству материнства.

- Давайте прочитаем эпизод из  рассказа А. Костюнина «Прима и ее щенки». Какие чувства испытывает Прима?

- Каков финал рассказ?

- Давайте прочитаем и проанализирует сцену гибели щенков?

.

-Какой момент особенно потрясает читателей?

- Как вы думаете, какие чувства испытывает в этот момент Прима?

- Несомненно, вы правы. Горе матери – это всегда горе. И совсем неважно, кто мать – женщина или собака, чувство материнской любви всегда является сильным.

-Скажите, а как вы понимаете последний абзац рассказа?

-Давайте подведем итоги нашего урока?

Выводы Чему же учит нас стихотворение С Есенина «Песнь о собаке» и рассказ А.Костюнина «Орфей и Прима» ?

Выводы по уроку.

Рассказ наглядно показывает, что в мире существует много зла. Оно существовало всегда. Это извечная борьба добра и зла, алчности и бескорыстия, жестокости и милосердия. Но выбор всегда за человеком. Как поступить в сложившейся ситуации каждый решает сам. Но есть вечные ценности, пренебрегать которыми никак нельзя.

 «Звёзды не продаются. Звёзды светят всем одинаково» - это большой жизненный урок, который хочет нам преподать А.Костюнин.

Рефлексия.

- Что нового открыли вы сегодня для себя на уроке? Что почувствовали? Над чем заставило вас задуматься стихотворение Есенина и рассказ А.Костюнина? Оцените свою работу и работу товарищей. (Обсуждение ответов и выставление оценок).

Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение «Песнь о собаке» наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собаки и люди.

Использование проектной технологии как метода формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений на уроках иностранного языка - основа духовно- нравственного развития   учащихся н...

Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

Урок — исследование по изучению стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова».

В материале представлен конспект урока-исследования по творчеству Есенина...

Интегрированный урок "Подвиг собак на войне" ( Дню Победы посвящается)

Дәрес планы.I.Оештыру.1.Классны туплау һәм дәрескә әзерлекне тикшерү.2.Дәреснең темасы һәм максаты белән таныштыру.II.Актуальләштерү.1.Чтение и беседа по тексту стихотворения А.Твардовского “Две...

Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.

С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие спо...

Дидактические игры по теме "СОБАКА"

Представлены варианты дидактических игр для коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Подобные игры разработаны по всем основным темам....