Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Методическая разработка по литературе.)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Для внеклассного чтения в 5 классе было выбрано стихотворение С.Есенина "Песнь о собаке", так как оно способствует процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помогает учащимся понять удивительную красоту стихотворения; увидеть, услышать мир, созданный Есениным в «Песни о собаке», прививает любовь к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.a.esenin._pesn_o_sobake.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Озерницкая ООШ
Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Методическая разработка по литературе.)
Выполнила: Гудовщикова Альбина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Озерницкая ООШ Слободского района
Кировской области
П.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ 2011
Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке». (Урок внеклассного чтения в 5 кл.)
Сергей Есенин!
В этом имени –
Свет России –
Голубые её глаза,…
В этом имени –
Песня России –
Соловьёв её голоса…
В. Кузнецов.
Цели урока.
- Образовательная – провести детальный анализ стихотворения, опираясь на задания и вопросы; способствовать потребности читать внимательно и вдумчиво лирические произведения.
- Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, развитию речевых навыков.
- Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помочь учащимся понять удивительную красоту стихотворения; увидеть, услышать мир, созданный Есениным в «Песни о собаке», прививать любовь к животным.
Оборудование: портрет поэта; выставка книг стихов С. А. Есенина; иллюстрации к его стихам, стихотворение «Песнь о собаке».
Ход урока.
Дома учащиеся читали стихотворение и по желанию учили его наизусть.
Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы проведём с вами анализ стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке», которое вы прочитали дома. Я думаю, что оно никого не оставило равнодушным. Наверное, вы плакали вместе с собакой над её горем. Я думаю, что вы никогда не поступите так, как поступил хозяин собаки. Вы согласны со мной?
Дети. Да, нам жалко собаку и её щенков. Мы никогда не поступим так, как поступил хозяин. Мы будем заботиться о братьях наших меньших, ведь они такие беззащитные.
Затем учитель предлагает учащимся по желанию прочитать наизусть стихотворение. После прочтения класс вместе с учителем начинает его анализировать по строфам и по ходу урока заполнять таблицу, которая заранее приготовлена на доске вместе с темой. Это позволит избежать голой умозрительности в разговоре с пятиклассниками и поможет им, ведя по ходу урока записи, наглядно представить себе, как меняется мир есенинского стихотворения от строфы к строфе, как происходит движение в нём.
Цвет, свет Звук
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
Яркий, ласковый свет золотого солнца,
освещающий закут. Златящиеся рогожи.
Рыжий цвет (цвет солнца, цвет огня)
шерсти щенят.
- Ребята, какое значение придаёт поэт такому, казалось бы, маловажному событию, как рождение щенков?
- Щенки появляются на свет утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. Мир как бы замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых новых жизней. А само число семь, как известно по сказкам, является счастливым.
- Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят- всё это подчёркивает высоту происшедшего.
- Рождение- это всегда торжество сил света, тепла, плодородия.
- Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь. Об этом говорит плодородная символика ржи: «ржаной закут», в котором ощенилась собака.
Цвет, свет Звук
До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под тёплым её животом.
Постепенное уменьшение света Лёгкое шуршанье, (день переходит в вечер). Белый ласковое журчание воды.
снег тает, превращаясь в
бесцветную воду.
- Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения, мир как бы «приглушил» яркий свой свет, давая счастливой матери насладиться в одиночестве своим материнством. Почему поэт обращает наше внимание на такую поэтическую деталь, как «тёплый живот» собаки?
- Отдыхает счастливая мать-собака от пережитых страданий. Всё позади, выносила она в «тёплом животе» своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.
Цвет, свет Звук
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
Тьма, мрак (вечер), Куры молчат. Шаги хозяина.
«хмурый» хозяин,
пришедший за
щенками.
- «А вечером…» - наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения. «Утром» в мире царили свет, тепло, жизнь. Сейчас не их время. И молчат до поры до времени петухи, от крика которых утром в страхе бегут с поля битвы за владычество над миром силы мрака. Быстры и деловиты действия вошедшего («вышел», «поклал») хозяина – «хмурого», подобного туче, заслонившей от нас солнце. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков – древних славян ассоциацию с «мешком», в который прячут по ночам украденное или завоёванное солнце. «Рыжие», как солнце щенята, брошены в тёмный, душный мешок. Мир молчит. Может, от сознания своей вины или стыда за свою беспомощность? Как вы думаете, ребята?
- Да, мы согласны с таким выводом.
Цвет, свет Звук
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.
Белый цвет сугробов. Шорохи, дыхание собаки.
Стальной отлив воды
в проруби.
- Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события?
- Всё происходящее здесь показано глазами собаки, и она не успела увидеть гибель своих детей.
- Случившееся было непредсказуемым для собаки, она даже не успела понять, что произошло.
- Однако «долго, долго» дрожала гладь воды. Ведь это значит, что долго, долго собака стояла и смотрела на вздрагивавшую воду, скрывавшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой. Для него то, что он только что сделал, обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как погибли щенята?
- Может быть, Есенин не рассказал нам об этом, чтобы люди не знали даже, как это делается, чтобы не совершали сами такого зла.
Цвет, свет Звук
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из щенков.
На тёмном небе – месяц Негромкие. Может, собака
(может быть, рыжий, как прислушивается, замерла
часто бывает в есенинских в ожидании подтверждения
стихах: «рыжий месяц своей догадки?
жеребёнком запрягался
в наши сани»?).
- Что позволило собаке принять месяц за своего щенка, будто бы оставшегося в живых?
- То, о чём уже говорилось: цвет.
- Форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.
Цвет, свет Звук
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
Синий цвет небесной выси. Скулящий (здесь важно
(Синий – сияющий, вместо слово «звонко», чуть
былой черноты!) позже остановимся на нём)
Блеск (золотистый? серебристый?) голос собаки.
скользнувшего за холм месяца. Затем внезапное
Чернота, наступившая после разочарованное молчание.
его бегства.
- На некоторое время мир обрёл звонкость и цвета, и звука. Озарило будто бы его на мгновение сияние. Но обманул, «скрылся» месяц – солнце не нашего мира, мира нежити и покойников.
Цвет, свет Звук
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Белый цвет снега, поглотивший Возможно, тонкий звук
падающие в него «золотые» падающих «золотых
звёзды. звёзд».
Чернота, мрак нависшей Но снег заглушает его.
над землёй ночи.
- Теперь становится понятно звучавшее ранее «звонко». На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо.
А теперь подведём итог нашим раздумьям. Как же реагирует мир на то, что произошло в нём?
- Мы видим удивительную торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения.
- Ещё раз с грустью уверяемся, как постепенно мир теряет свои краски, свой свет; как молчит он, стыдясь своей беспомощности перед силами зла.
- Какой радостью, всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе и как вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ним и жизнь.
- В чёрно-белое беззвучие погрузился мир. У древних славян белый снег – смертное покрывало земли зимой.
- А сейчас, ребята, поговорим об удивительном образе стихотворения - «золотых звёздах»…
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Как же понять эти строки?
- Среди поверий наших предков есть такое утверждение, что звёзды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда – умирает человек…
- Но при чём тут тогда собака?
- В том мире, который создал в своих стихах Сергей Есенин, всё живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения ли, человека ли.
- Я совершенно с вами, ребята, согласна. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: «Все мы яблони и вишни одного голубого сада. Всё от древа». О каком древе идёт речь?
- Да, действительно, существует древо жизни. Это прародитель всего сущего на земле.
- Вы правы, ребята. Если все мы – дети единого древа жизни: и растения, и животные, и люди,- то горе собаки, потерявшей своих щенков,- это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.
Ребята, мы с вами проанализировали стихотворение по строфам, и я предлагаю вам раскрасить таблицу. Это сделает картину мира стихотворения ещё более ощутимой, зримой.
Строфа стихотворения | Цвет, свет | Звук |
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. | Яркий, ласковый свет золотого солнца, освещающий закут. Златящиеся рогожи. Рыжий цвет (цвет солнца, цвет огня) шерсти щенят. | |
До вечера она их ласкала, Причёсывая языком, И струился снежок подталый Под тёплым её животом. | Постепенное уменьшение света (день переходит в вечер). Белый снег тает, превращаясь в бесцветную воду. | Лёгкое шуршанье, ласковое журчание воды. |
А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок | Тьма, мрак (вечер), «хмурый» хозяин, пришедший за щенками. | Куры молчат. Шаги хозяина. |
По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамёрзшей гладь. | Белый цвет сугробов. Стальной отлив воды в проруби. | Шорохи, дыхание собаки. |
А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из щенков. | На тёмном небе – месяц (может быть, рыжий, как часто бывает в есенинских стихах: «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани»?). | Негромкие. Может, собака прислушивается, замерла в ожидании подтверждения своей догадки? |
В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. | Синий цвет небесной выси. (Синий – сияющий, вместо былой черноты!) Блеск (золотистый? серебристый?) скользнувшего за холм месяца. Чернота, наступившая после его бегства. | Скулящий (здесь важно слово «звонко», чуть позже остановимся на нём) голос собаки. Затем внезапное разочарованное молчание. |
И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег. | Белый цвет снега, поглотивший падающие в него «золотые» звёзды. Чернота, мрак нависшей над землёй ночи. | Возможно, тонкий звук падающих «золотых звёзд». Но снег заглушает его. |
Рефлексия.
Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…и т.д. Закончите предложение.
В качестве домашнего задания предлагается тем, кто этого ещё не сделал, выучить «Песнь о собаке» наизусть; кроме того, ответить письменно на вопрос: «Почему стихотворение Есенина названо «песнью»?»; нарисовать иллюстрации к стихотворению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.
С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие спо...
Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)
Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"
Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...
Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...
Учебное занятие по учебному предмету "Литература" в 6 классе на тему "С. Есенин "Песнь о собаке"
Данное учебное занятие предназначено для обучающихся 6 классов...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....