Этапы урока | Что на доске? | Слово учителя | Деятельность детей |
Орг. момент | Титульный лист | Приветствие: Здравствуйте, дети! Сегодня я приглашаю вас на урок литературы. | Орг. Момент
|
Ввод в тему урока | Добро – зло (черный и белый волк)
Последняя фраза притчи: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» | Наш урок мне хотелось бы начать с притчи: Когда-то давно мудрец открыл своим ученикам одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло. Другой волк представляет добро. — А какой волк в конце побеждает?- спросили ученики. Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. | слушание |
Беседа по вопросам по притче. |
| Как вы понимаете, что такое зло? Что значит быть злым? Что есть добро? Что значит быть добрым? | ответы |
|
| Как вы понимаете последнюю фразу притчи? | ответы |
Вывод: |
| В каждом человеке идет борьба добра и зла. Человек будет добрым тогда, когда будет совершать добрые поступки и не совершать злых. И от этого зависит, какие мы будет с вами, а значит и мир в целом. |
|
Ввод цвета. | Вывести: добро-зло свет-тьма | Мы говорим добро и зло. Подберите синонимы. В каких словах ещё выражается подобное противопоставление? | Свет и тьма |
|
| Какими бы красками вы отобразили зло? С каким цветом ассоциируется у вас добро? | ответы |
Ввод темы. Сообщение темы урока | «Живопись души…» (Сергей Есенин «Песнь о собаке»)
| Всякий цвет может быть прочтен как слово или истолкован как сигнал, знак, символ. Поэзия есть живопись чувств. К цвету обращались многие поэты.
Послушайте строки из различных лирических произведений великого русского поэта Сергея Есенина. |
|
| Появляются фрагменты картины. | (Учитель читает строки из стихотворений поэта и постепенно открывает цвета на доске - получается картина.) «Белая береза под моим окном Принакрылась снегом словно серебром…» «Несказанное, синее, нежное...» «Ты моё васильковое поле…» “Шелестят зеленые сережки…” «Отговорила роща золотая, Березовым, веселым языком…» «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку…» «Выткался на озере алый цвет зари…» «Золотою лягушкою луна Распласталась на тихой воде…» «Задремали звезды золотые Задрожало зеркало затона…» |
|
|
| Какие образы вы увидели за поэтическими строчками? Какие чувства вызвали эти строки в вас? Обращаясь к картине, как бы вы ответили на вопрос, что перед нами картина красок или чувств? | ответы |
Сообщение темы урока |
| Чувства - это проявления души. Тема нашего урока: «Живопись души…» |
|
| Портрет С. Есенина | Сергей Есенин – поэт с тонкой проникновенной душой, в поэзии которого объединены и цвет, и чувства. |
|
|
| Я приглашаю вас познакомиться с одним из трогательных стихотворений поэта «Песнь о собаке» и в процессе чтения, сотворчества открыть в себе вдумчивого, внимательного читателя. Понять идею, смысл произведения. И помочь в постижении тайны слова нам может…цвет. |
|
| Исполнение стихотворения народным артистом РФ С. Безруковым. | В стихотворении С. Есенин рисует самую обычную картину деревенского быта, где вещи без малейшей сентиментальности названы своими именами. Слушаем! | Слушание стихотворения |
Беседа |
| Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие картины вы нарисовали в своем воображении, прослушав стихотворение? | ответы |
| Построчное рисование | Первая картина. Как мы могли назвать её? Каким цветом, по вашему мнению, окрашена эта картина радости материнского счастья? Отобразите в цвете чувство радости на листах, которые вам предложены для работы. | Ответы Работа детей с мелками – начало создания собственной картины чувств |
| На экране текст 1-2 строфы стихотворения. Учитель просит одного из учеников прочесть строфы. Просит выйти к доске ученика и вместе с классом выделить ключевые слова.
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. | Давайте обратимся к тексту и прочитаем строфы 1 картины. Текст у вас имеется на столах. Откройте тетради. В какой цвет поэт окрашивает картину счастья, мира, любви и радости материнства? Какие слова помогают нам увидеть эти цвета? Обратить внимание на незнакомые слова. Какие художественные тропы помогают передать материнское счастье собаки? (“Златятся рогожи”, “струился снежок подталый” - олицетворения) Найдите в тексте лексический повтор? Случайно ли поэт прибегает к данной стилистической фигуре? (семерых) Нежность матери выражено также в словах с суффиксами субъективно-эмоциональной окраски и в поэтическом глаголе. Найдите в тексте подобные слова. (щенят, снежок, златятся)
| Чтение 1 картины обучающимися
Ответы
Ответы
ответы |
Итог по 1 картине. |
| Весь день наполнен счастьем матери, радостью «собачьего Рождества», светом. Ничто не предвещает беды. |
|
|
| Сколько длится это счастье матери? | ответы |
| На экране 3 строфа.
А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. | Чем сменяется картина счастья? Кто разрушает счастье матери? | ответы |
|
| Что говорится здесь о человеке? Автор называет его? Дает ли описание внешности? (нет) Какие ассоциации возникают с образом чел-ка? Что значит «хмурый»? Подберите синонимы к этому слову? Обратите внимание на строку «Семерых всех поклал в мешок». Здесь значимо каждое слово. Например, слово «всех». Ведь автор уже сказал, что «семерых», их столько и было. Но поэт подчеркивает, что никого человек не оставил. Никого не пожалел. Обратим внимание и на неправильную форму глаголу «поклал». Какое чувство возникает после прочтения данной строфы? (тревоги) Отразите это чувство в цвете! (подумайте, с каким цветом ассоциируется чувство тревоги) Какие чувства выражает этот цвет? (бессердечие, равнодушие, тревогу) | Ответы
Работа детей с мелками – продолжение создания собственной картины чувств |
| На экране 4 строфа.
По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать... И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. | Подумайте, какая картина опущена автором стихотворения? Какая синтаксическая деталь указывает на это? (многоточие) Есенин прибегает к очень сильному приему – фигуре умолчания. Самая страшная картина скрывается за многоточием. | ответы |
Итог по 3 картине. |
| Поэты могут изображать смерть, не говоря о ней. Но вдумчивый читатель поймёт и почувствует. Отобразите в цвете ваши чувства, вызванные увиденной картиной. | Работа детей с мелками – продолжение создания собственной картины чувств. |
| На экране 5-7 строфы. Учитель может остановиться на полярности цвета: положительной и негативной символике. Синий близок черному - символ смерти, зла.
А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. | Что автор дальше говорит о собаке? Какой она изображена? Какие чувства она испытывает и как это показано Есениным? (собака-мать плетется обратно, не бежит, «слизывая пот с боков», месяц кажется её одним из её щенков) Какие чувства выражены в этих словах? (боль) Каким цветом мы можем передать боль матери, потерявшей щенков? Каким цветом мы можем передать трагизм истории? Отразите своё чувство в цвете. Какой цвет использован у поэта? (синий) Перед нами автор рисует грустную картину - пронзающая душу болью сострадания, — это путь собаки домой. Поэт рисует образ измученной матери, утратившей самое дорогое – детей. | Ответы
Работа детей с мелками – продолжение создания собственной картины чувств. |
|
| Какие строки вы считаете самыми пронзительными в этой части? Что выражено в этих строках? Какой художественный троп использует автор, чтобы показать боль матери? (метафора) На использовании какой поговорки построена метафора, изображающая плач? Метафорическая картина плача: “Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег” — построена на поговорке “Все глаза выплакать”, которая говорит об очень высокой степени переживаний. | ответы |
Итог по 4 картине. |
| В какой цвет окрашено чувство боли собаки в последних строках? (золотой как щенки) И золотые звезды - это и её воспоминание об утопленных щенятах, её болью от потери. Но и в то же время и укор, приговор бездушию человека. Посмотрим, какой мерой измеряется горе собаки. “Камень в смех”, когда ждёшь хлеба. По своей эмоциональной глубине происшедшая трагедия сравнивается с библейской мерой жестокости: бросить голодному камень вместо хлеба. Именно это четверостишье взывает к гуманизму человека. | ответы |
| На доске вывешиваются рисунки детей. | Рассматривая ваши рисунки, что мы можем сказать перед нами палитра красок или картина наших чувств? Обратите внимание, что одно и то же чувство может быть выражено разным цветом. | Дети вывешивают свои рисунки. |
Возвращение к теме «добра и зла» |
| Сейчас обращаясь к разговору в начале нашего урока и в целом к стихотворению, можем ли мы сказать, что в стихотворении противопоставлены две части мира: добро и зло? В каких образах заключено добро и зло? |
ответы |
|
| Противопоставлены они друг другу? Щенки рождаются со светом, человек приходи с тьмой. Найдите в тексте примеры противопоставления или, если мы говорим о художественном произведении, антитезы. Образ собаки и щенят – человек Утро – вечер Рыжий – хмурый Ласкала - поклал Бежала – плелась, использование союза а. | ответы |
Вывод |
| Созданный поэтом мир и мир реальный состоят из постоянно противостоящих друг другу добра и зла. И по Есенину, человек является носителем зла. Привыкает к жестокости происходящего и сам становится жестоким. Находим ли мы этому доказательства в нашей современной жизни? |
ответы |
Итог урока | «Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны». Пауло Коэльо
«Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее». Мишель де Монтень | Да. Что же необходимо предпринять, чтобы сохранить в мире свет, теплоту сердец, любовь? (каждому стать добрее) И в заключение урока, с какими словами мы могли бы обратиться к каждому и к человечеству в целом? На столах у вас карточки с высказываниями известных людей, соберите фразы. Они и станут нашим обращением, призывом. И тогда хочется надеяться, что золотые глаза собачьи – это ещё и символ надежды на то, что человек станет добрее, человечнее, сердечнее. |
Работа детей над созданием обращения к человечеству. |
Рефлексия |
| Сегодня на уроке мы говорили о чувствах (чувстве сострадания, нежности), о сохранении в сердце каждого добра, света, о добрых и плохих поступках, выражая наши чувства в цвете. А в какой цвет окрашен наш урок и ваши души? Каким чувством они сегодня наполнены? | Ответы |
Оценивание работы класса |
| Я сегодня впервые на вашем уроке и я чувствую, что в словах… (имена детей) наши ощущения от прочитанного и сказанного совпадают. Спасибо за урок |
|