В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин»
методическая разработка по литературе (9 класс)

Курусканова Валентина Валерьевна

урок по ТРКМ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx132.73 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx26.67 КБ
Файл prilozheniya_k_uroku.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

В.Г . Белинский о романе « Евгений Онегин»

Слайд 4

Составить синквейн по образу, используя ц итаты из статьи «+» и «-» черты образа Сходства и различие с другими образами Выводы по критической статье ( по вашему образу ), выводы вашей работы

Слайд 5

Домашнее задание к следующему уроку (дифференцированное): 1. По желанию: а) подготовить конспект критических статей В.Г. Белинского по творчеству Пушкина (кроме 8-9 статей). б) Написать сочинение-рассуждение на тему: «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». 2. Обязательное – подготовиться к итоговому уроку по творчеству А.С. Пушкина; вспомнить, из чего состоит сочинение-рассуждение.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе

Курусканова Валентина Валерьевна, учитель литературы и МХК

Тема: В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин»

Цель: анализирование текста критических статей В.Г. Белинского.

Задачи:

Дидактические:

- раскрыть смысл содержания статей, связанных с образами Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги;

Развивающие:

- развивать навыки работы в группе;

- развивать умение аргументировать и  обосновывать собственную позицию, уважать разные точки зрения;

- развивать умение оценивать деятельность одноклассника на уроке;

Воспитательные:

- развивать эмоциональную отзывчивость учащихся на образы, описанные в критической статье.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- овладение ключевыми образами: Онегин, Ленский, Татьяна, Ольга;

- овладение умением выделить и истолковать характеристику образов в критической статье.

Надпредметные результаты:

- умение  работать в группе;

- умение аргументировать и  обосновывать собственную позицию, уважать разные точки зрения;

- умение оценивать деятельность одноклассника на уроке;

-  умение проявлять эмоциональную отзывчивость на сложные жизненные ситуации, описанные в художественном произведении.

Понятия: критическая статья, критик.

Тип урока: комбинированный урок с использованием презентации, созданной  в программе PowerPoint.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оснащение урока:

- авторская презентация, созданная  в программе PowerPoint;

- раздаточный материал (приложения);

- рабочие тетради по литературе, конспекты 8-9 критических статей В.Г. Белинского (домашнее задание для учеников);

- учебник по литературе  9 класса;

- ватманы, маркеры;

- деление класса на микрогруппы до начала урока (4 микрогруппы по 5-6 человек).

Этапы урока:

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы и приемы

Формируемые УУД

I

Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация.

Регулятивные

II

Стадия вызова

Создание учебной мотивации с использованием презентации

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему урока и прогнозируют его содержание.

Демонстрация презентации

Регулятивные (определение темы урока и прогнозирование содержания своей деятельности)

III

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Координирование выступления учащегося с презентацией и докладом.

Организация работы в группах. Координирование выступлений групп.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Один учащийся выступает с докладом и презентацией по жизни и творчеству В.Г. Белинского. Работа групп над образами Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги (8-9 критические статьи В.Г. Белинского). Каждая группа подводит итог своей работы.

Уточнение и осмысление домашнего задания.

Фронтальный опрос, синквейн, фишбоун.

Коммуникативные (работа в группах).

Познавательные (поиск, сравнение, анализ).

IV

Стадия рефлексии

Беседа по вопросам: «Что дала вам работа с критической статьей, полезна ли она?», «Как вы думаете, пригодятся ли навыки работы с критической статьей, приобретенные на уроке, в будущем?».

Побуждение к свободным высказываниям.

Организация работы по корректировке прогноза содержания урока. Организация оценочной деятельности учащихся.  

Участие в беседе по вопросам учителя. Корректировка прогноза содержания урока (сравнение итогов урока с ожидаемым). Самооценка работы на уроке (лист самооценки) и анализ собственных ощущений:

- мне понравилось…;

- мне было трудно, когда…;

- на уроке я научился…;

- мне особенно понравилась работа на уроке моего одноклассника…

Беседа, лист самооценки

Регулятивные (рефлексия, самооценка, коррекция своих действий).

Коммуникативные (выражение собственной позиции, аргументация).

Личностные (осмысление общечеловеческих нравственных ценностей)

Ход урока:

I этап:

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку.

II этап:

На доске слайд с изображением В.Г. Белинского. Слайд 1-2. 

- Знаете ли вы, ребята, человека, который изображен на слайде? (ответы)

- Чем известен В.Г. Белинский? (выдающийся русский критик 19 века).

- Знакомы ли вы с его критическими статьями, посвященными творчеству А.С. Пушкина? (Да, конспектирование 8-9 статей – домашнее задание).

- Исходя из представленных вам слайдов, нашей беседы, заданного вам к сегодняшнему уроку, попытайтесь сформулировать тему нашего урока (В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин»). Слайд 3.

- Как вы думаете, чем сегодня мы займемся на уроке? (будем работать с критическими статьями Белинского, с образами Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги)

III этап:

- Для начала предлагаю вам познакомиться с В.Г. Белинским и его творчеством (выступление заранее подготовленного учащегося)

- Теперь мы знакомы с  выдающимся русским критиком 19 века В.Г. Белинским, мнения которого сегодня будем обсуждать на уроке. Прежде, чем перейти к работам в группах, мне бы хотелось спросить: какую оценку роману в целом дает критик? (Отмечает: историзм, народность, реализм, значение для последующего литературного процесса)

Работа в группах (перед уроком разделены на 4 группы по 5-6 человек)

- У нас получилось четыре группы: образ Онегина, образ Ленского, образ Татьяны, образ Ольги. В группах предлагаю работать следующим образом: Синквейн – ответы на вопросы – вывод = принцип ФИШБОУН. Слайд 4. Приложение 1, 2. Не забывайте заполнять параллельно оценочный лист, в котором вы будете оценивать не себя, а своего соседа в группе (знакомлю с листом самооценки). Приложение 3. В конце урока постараюсь заслушать каждого и выставить оценки за урок.

ЗАЩИТА ГРУППОВЫХ РАБОТ.

- Домашнее задание к следующему уроку. Дифференцированное: 1. По желанию: а) подготовить конспект критических статей В.Г. Белинского по творчеству Пушкина (кроме 8-9 статей). б) Написать сочинение-рассуждение на тему: «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». 2. Обязательное – подготовиться к итоговому уроку по творчеству А.С. Пушкина; вспомнить, из чего состоит сочинение-рассуждение. Слайд 5. Приложение 4, 5.

IV этап:

- Что дала вам работа с критической статьей, полезна ли она?

- Как вы думаете, пригодятся ли навыки работы с критической статьей, приобретенные на уроке, в будущем?

   Учащиеся корректируют свои прогнозы содержания урока (сравнивая итоги урока с ожидаемыми). Также учащимся предлагается оценить своего соседа в группе по следующим критериям: активность на уроке; личный вклад в работу группы; умение слушать и уважать чужую точку зрения; умение аргументировать и выражать собственную точку позицию; умение работать с разными источниками информации (лист самоконтроля)

Список источников:

  1. В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1962. с. 552.
  2. Б.Ф. Егоров. Мастерство литературной критики. От "литературных мечтаний" к зрелым статьям Белинского. Метод и стиль
  3. Пушкин А. С. Поли. собр. соч. в 10-т. М. – Л., 1949, т. 10, с. 203.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением.

       

Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость».

Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

        В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название).

Приложение № 2

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Лист самооценки

Критерии

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Активность на уроке

Вклад в работу группы

Умение слушать и уважать иную точку зрения

Умение аргументировать и выражать собственную позицию

Умение работать с различными источниками информации


Обработка результатов:

Кол-во баллов

Кол-во в %

Отметка

25

100

«отлично»

20

80

«хорошо»

15

60

«удовлетв.»

10 и ниже

40 и ниже

«неудовлетв.»

Лист самооценки

Критерии

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Активность на уроке

Вклад в работу группы

Умение слушать и уважать иную точку зрения

Умение аргументировать и выражать собственную позицию

Умение работать с различными источниками информации


Обработка результатов:

Кол-во баллов

Кол-во в %

Отметка

25

100

«отлично»

20

80

«хорошо»

15

60

«удовлетв.»

10 и ниже

40 и ниже

«неудовлетв.»

Приложение № 4.

Домашнее задание к следующему уроку. Дифференцированное: 1. По желанию: а) подготовить конспект критических статей В.Г. Белинского по творчеству Пушкина (кроме 8-9 статей). б) Написать сочинение-рассуждение на тему: «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». 2. Обязательное – подготовиться к итоговому уроку по творчеству А.С. Пушкина; вспомнить, из чего состоит сочинение-рассуждение.

Приложение № 5

Основные требования, которые выдвигаются к написанию сочинения-рассуждения.

   Рекомендованный объем – не менее 350 слов (включая и служебные части речи).

  В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте ее на основе произведения «Слово о полку Игореве».

   Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности. Сочинение пишется четко и разборчиво. Поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания, вторая — уровень грамотности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"

Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их ...

Конспект урока по роману "Евгений Онегин" в 9 классе.

Данный материал представляет собой конспект урока-обощения работы над образом главного героя....

Презентация к роману "Евгений Онегин"

Данная презентация поддерживает первый урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". В ней рассматривается история создания романа, проблема, сюжетные линии и действующие герои....

Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин»

Листая страницы вновь. Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин» Коновалова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Пушкино ...

Тест по роману "Евгений Онегин"

Тестирование."Евгений Онегин"...

А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». 6 глава. Урок «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли».

Разработка данного урока, на мой взгляд, была удачной благодаря необычному для учеников подходу к проблеме. Мы вообразили себя Шерлоками и вели расследование. И хотя во всем остальном урок остался обы...