В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин»
методическая разработка по литературе (9 класс)
урок по ТРКМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 132.73 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 26.67 КБ |
prilozheniya_k_uroku.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.Г . Белинский о романе « Евгений Онегин»
Составить синквейн по образу, используя ц итаты из статьи «+» и «-» черты образа Сходства и различие с другими образами Выводы по критической статье ( по вашему образу ), выводы вашей работы
Домашнее задание к следующему уроку (дифференцированное): 1. По желанию: а) подготовить конспект критических статей В.Г. Белинского по творчеству Пушкина (кроме 8-9 статей). б) Написать сочинение-рассуждение на тему: «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». 2. Обязательное – подготовиться к итоговому уроку по творчеству А.С. Пушкина; вспомнить, из чего состоит сочинение-рассуждение.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе
Курусканова Валентина Валерьевна, учитель литературы и МХК
Тема: В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин»
Цель: анализирование текста критических статей В.Г. Белинского.
Задачи:
Дидактические:
- раскрыть смысл содержания статей, связанных с образами Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги;
Развивающие:
- развивать навыки работы в группе;
- развивать умение аргументировать и обосновывать собственную позицию, уважать разные точки зрения;
- развивать умение оценивать деятельность одноклассника на уроке;
Воспитательные:
- развивать эмоциональную отзывчивость учащихся на образы, описанные в критической статье.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- овладение ключевыми образами: Онегин, Ленский, Татьяна, Ольга;
- овладение умением выделить и истолковать характеристику образов в критической статье.
Надпредметные результаты:
- умение работать в группе;
- умение аргументировать и обосновывать собственную позицию, уважать разные точки зрения;
- умение оценивать деятельность одноклассника на уроке;
- умение проявлять эмоциональную отзывчивость на сложные жизненные ситуации, описанные в художественном произведении.
Понятия: критическая статья, критик.
Тип урока: комбинированный урок с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint.
Используемая технология: технология развития критического мышления.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оснащение урока:
- авторская презентация, созданная в программе PowerPoint;
- раздаточный материал (приложения);
- рабочие тетради по литературе, конспекты 8-9 критических статей В.Г. Белинского (домашнее задание для учеников);
- учебник по литературе 9 класса;
- ватманы, маркеры;
- деление класса на микрогруппы до начала урока (4 микрогруппы по 5-6 человек).
Этапы урока:
№ этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые методы и приемы | Формируемые УУД |
I Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. | Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация. | Регулятивные | |
II Стадия вызова | Создание учебной мотивации с использованием презентации | Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока и прогнозируют его содержание. | Демонстрация презентации | Регулятивные (определение темы урока и прогнозирование содержания своей деятельности) |
III Стадия осмысления | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Координирование выступления учащегося с презентацией и докладом. Организация работы в группах. Координирование выступлений групп. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Один учащийся выступает с докладом и презентацией по жизни и творчеству В.Г. Белинского. Работа групп над образами Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги (8-9 критические статьи В.Г. Белинского). Каждая группа подводит итог своей работы. Уточнение и осмысление домашнего задания. | Фронтальный опрос, синквейн, фишбоун. | Коммуникативные (работа в группах). Познавательные (поиск, сравнение, анализ). |
IV Стадия рефлексии | Беседа по вопросам: «Что дала вам работа с критической статьей, полезна ли она?», «Как вы думаете, пригодятся ли навыки работы с критической статьей, приобретенные на уроке, в будущем?». Побуждение к свободным высказываниям. Организация работы по корректировке прогноза содержания урока. Организация оценочной деятельности учащихся. | Участие в беседе по вопросам учителя. Корректировка прогноза содержания урока (сравнение итогов урока с ожидаемым). Самооценка работы на уроке (лист самооценки) и анализ собственных ощущений: - мне понравилось…; - мне было трудно, когда…; - на уроке я научился…; - мне особенно понравилась работа на уроке моего одноклассника… | Беседа, лист самооценки | Регулятивные (рефлексия, самооценка, коррекция своих действий). Коммуникативные (выражение собственной позиции, аргументация). Личностные (осмысление общечеловеческих нравственных ценностей) |
Ход урока:
I этап:
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку.
II этап:
На доске слайд с изображением В.Г. Белинского. Слайд 1-2.
- Знаете ли вы, ребята, человека, который изображен на слайде? (ответы)
- Чем известен В.Г. Белинский? (выдающийся русский критик 19 века).
- Знакомы ли вы с его критическими статьями, посвященными творчеству А.С. Пушкина? (Да, конспектирование 8-9 статей – домашнее задание).
- Исходя из представленных вам слайдов, нашей беседы, заданного вам к сегодняшнему уроку, попытайтесь сформулировать тему нашего урока (В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин»). Слайд 3.
- Как вы думаете, чем сегодня мы займемся на уроке? (будем работать с критическими статьями Белинского, с образами Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги)
III этап:
- Для начала предлагаю вам познакомиться с В.Г. Белинским и его творчеством (выступление заранее подготовленного учащегося)
- Теперь мы знакомы с выдающимся русским критиком 19 века В.Г. Белинским, мнения которого сегодня будем обсуждать на уроке. Прежде, чем перейти к работам в группах, мне бы хотелось спросить: какую оценку роману в целом дает критик? (Отмечает: историзм, народность, реализм, значение для последующего литературного процесса)
Работа в группах (перед уроком разделены на 4 группы по 5-6 человек)
- У нас получилось четыре группы: образ Онегина, образ Ленского, образ Татьяны, образ Ольги. В группах предлагаю работать следующим образом: Синквейн – ответы на вопросы – вывод = принцип ФИШБОУН. Слайд 4. Приложение 1, 2. Не забывайте заполнять параллельно оценочный лист, в котором вы будете оценивать не себя, а своего соседа в группе (знакомлю с листом самооценки). Приложение 3. В конце урока постараюсь заслушать каждого и выставить оценки за урок.
ЗАЩИТА ГРУППОВЫХ РАБОТ.
- Домашнее задание к следующему уроку. Дифференцированное: 1. По желанию: а) подготовить конспект критических статей В.Г. Белинского по творчеству Пушкина (кроме 8-9 статей). б) Написать сочинение-рассуждение на тему: «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». 2. Обязательное – подготовиться к итоговому уроку по творчеству А.С. Пушкина; вспомнить, из чего состоит сочинение-рассуждение. Слайд 5. Приложение 4, 5.
IV этап:
- Что дала вам работа с критической статьей, полезна ли она?
- Как вы думаете, пригодятся ли навыки работы с критической статьей, приобретенные на уроке, в будущем?
Учащиеся корректируют свои прогнозы содержания урока (сравнивая итоги урока с ожидаемыми). Также учащимся предлагается оценить своего соседа в группе по следующим критериям: активность на уроке; личный вклад в работу группы; умение слушать и уважать чужую точку зрения; умение аргументировать и выражать собственную точку позицию; умение работать с разными источниками информации (лист самоконтроля)
Список источников:
- В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1962. с. 552.
- Б.Ф. Егоров. Мастерство литературной критики. От "литературных мечтаний" к зрелым статьям Белинского. Метод и стиль
- Пушкин А. С. Поли. собр. соч. в 10-т. М. – Л., 1949, т. 10, с. 203.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением.
Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название).
Приложение № 2
Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Лист самооценки
Критерии | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
Активность на уроке | |||||
Вклад в работу группы | |||||
Умение слушать и уважать иную точку зрения | |||||
Умение аргументировать и выражать собственную позицию | |||||
Умение работать с различными источниками информации |
Обработка результатов:
Кол-во баллов | Кол-во в % | Отметка |
25 | 100 | «отлично» |
20 | 80 | «хорошо» |
15 | 60 | «удовлетв.» |
10 и ниже | 40 и ниже | «неудовлетв.» |
Лист самооценки
Критерии | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
Активность на уроке | |||||
Вклад в работу группы | |||||
Умение слушать и уважать иную точку зрения | |||||
Умение аргументировать и выражать собственную позицию | |||||
Умение работать с различными источниками информации |
Обработка результатов:
Кол-во баллов | Кол-во в % | Отметка |
25 | 100 | «отлично» |
20 | 80 | «хорошо» |
15 | 60 | «удовлетв.» |
10 и ниже | 40 и ниже | «неудовлетв.» |
Приложение № 4.
Домашнее задание к следующему уроку. Дифференцированное: 1. По желанию: а) подготовить конспект критических статей В.Г. Белинского по творчеству Пушкина (кроме 8-9 статей). б) Написать сочинение-рассуждение на тему: «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». 2. Обязательное – подготовиться к итоговому уроку по творчеству А.С. Пушкина; вспомнить, из чего состоит сочинение-рассуждение.
Приложение № 5
Основные требования, которые выдвигаются к написанию сочинения-рассуждения.
Рекомендованный объем – не менее 350 слов (включая и служебные части речи).
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте ее на основе произведения «Слово о полку Игореве».
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности. Сочинение пишется четко и разборчиво. Поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания, вторая — уровень грамотности ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"
Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их ...
Конспект урока по роману "Евгений Онегин" в 9 классе.
Данный материал представляет собой конспект урока-обощения работы над образом главного героя....
Презентация к роману "Евгений Онегин"
Данная презентация поддерживает первый урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". В ней рассматривается история создания романа, проблема, сюжетные линии и действующие герои....
Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин»
Листая страницы вновь. Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин» Коновалова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Пушкино ...
Тест по роману "Евгений Онегин"
Тестирование."Евгений Онегин"...
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». 6 глава. Урок «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли».
Разработка данного урока, на мой взгляд, была удачной благодаря необычному для учеников подходу к проблеме. Мы вообразили себя Шерлоками и вели расследование. И хотя во всем остальном урок остался обы...
«Энциклопедия русской жизни». В.Белинский и Д.Писарев о романе»Евгений Онегин»
Обучение работе над критическими этюдами...