Урок-путешествие по авторским сказкам
методическая разработка по литературе (5 класс)
Разработка урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literatury_na_attestatsiyu.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы в 5 классе
Учитель: Русских Ирина Сергеевна
Тема: «Путешествие по литературным сказкам и сказам».
ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала.
ФОРМА УРОКА: игра – путешествие.
Цели урока:
развивающие:
развивать творческие способности ребенка в условиях личностно-ориентированного подхода; опыт практического решения самостоятельно поставленных задач; устную речь при ответах на вопросы, зрительную память; логическое мышление, сообразительность, память, внимательность; умение работать с текстом, отбирать главное.
воспитательные:
воспитывать потребность оценивать свою деятельность; культуру речи, любовь к чтению сказок, к литературе в целом; доброе отношение друг к другу; терпимость к критике, трудолюбие, упорство; эстетические чувства.
Методы обучения:
- наглядный (мультимедийная презентация);
- словесный;
- творческий (практический);
- частично-поисковый;
- метод устного контроля и самоконтроля.
Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки».
Задачи:
- развивать познавательные способности;
- расширять кругозор;
- развивать интерес к чтению, любознательность.
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста, иллюстрации; понимать знаки, символы.
Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение.
Образовательные ресурсы: ребусы, карточки с играми и заданиями, иллюстрации с изображением сказок и сказочных персонажей, аудиозапись песни "В гостях у сказк
ОБОРУДОВАНИЕ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- презентация, выполненная в программе «power point»;
- жетоны для команд;
- таблички с названиями команд;
- выставка рисунков;
- выставка книг.
ФОРМЫ РАБОТЫ :
- индивидуальная;
- коллективная;
- беседа;
- работа в группах.
Ход урока
- Организационный момент:
По жребию заранее дети разделены на команды, в начале урока они занимают свои места. Представление жюри.
- ПОДГОТОВКА К ОСМЫСЛЕННОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ ПОВТОРЕНИЮ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на сказочном паровозике, который будет останавливаться на разнообразных станциях. А куда мы отправимся – отгадайте сами после того, как прослушайте пролог из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.
(Учитель читает наизусть пролог из поэмы).
- Так кто же догадался – в какое путешествие мы отправляемся?
(Дети высказывают свои предположения. Как правило, кто-то дает верный ответ).
- Совершенно верно! Сегодня мы отправимся в путешествие по прочитанным сказкам и сказам.
- Рассаживаемся по вагонам и в путь! (2-3 слайды)
- Повторение и обобщение изученного материала
- Вот мы прибыли на первую станцию «Узнай писателя» (4 слайд)
- Сейчас вы должны по фактам из биографии назвать фамилию писателя: ( слайды с 5 по 11)
- Это не только писатель – сказочник, но и переводчик со многих языков мира? (С.Я. Маршак)
- Кто, забросив карьеру церковнослужителя, стал писателем? (П.П.Бажов)
- В чьих сказках оживают чайники, кастрюли, спички, старинные обои? (Х.К.Андерсен)
- Кто писал сказки со слов няни? (А.С.Пушкин)
- Кого называют уральским писателем? (П.П.Бажов)
- Кто писал поучительные стихи, сказки, рассказы для детей
и взрослых? (С.Я.Маршак) - Кто создал первый детский театр в г. Воронеж? (С.Я.Маршак)
- Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше.
- Вот и вторая станция «Вспомни название произведения!»
(слайд 12)
- Сейчас вам нужно внимательно прослушать начало произведения и вспомнить его название. ( слайды с 13 по 19).
- «У лукоморья дуб зеленый...» (Пролог из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»);
- «Ну начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь...» («Снежная королева» Х.К.Андерсен);
- «Старший умный был детина, средний сын и так и сяк,
младший – вовсе был дурак...» (Ершов «Конёк – Горбунок»); - «Не одни мраморские на славе были, по каменному делу...»( П.П.Бажов «Каменный цветок»);
- «Дворец. Классная комната.» ( С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»);
- «Жила одна женщина. У нее была дочка. Однажды бабушка подарила ей красную шапочку...» (Ш.Перро «Красная шапочка»);
- «Жил в нашем заводе парень Илья. Вовсе бобылем остался- всю родню схоронил...» (П.П.Бажов «Синюшкин колодец»);
- Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше.
- И вот мы прибыли на третью станцию «Бюро находок» (слайд 20)
- В этом сказочном бюро находок на полках лежат забытые и потерянные предметы из разных сказок. Назовите сказку, в которую нужно вернуть тот или иной предмет. ( слайды с 21 по 29)
- Гном (Оле-Лукойе из сказки «Снежная королева» Х.К.Андерсена);
- Яблоко (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»);
- Каменный цветок (П.П.Бажов «Каменный цветок»);
- Решето с ягодами (П.П.Бажов сказ «Синюшкин колодец»);
- Кольцо «С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»);
- Зеркало (Х.К.Андерсен «Снежная королева»);
- Веточка крыжовника (П.П.Бажов «Сломанная веточка»);
- Белая и алая розы (Х.К.Андерсен «Снежная королева»);
- Корзина подснежников (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)
- Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на четвёртую станцию «Угадай мелодию» ( слайд 30)
-Сейчас прозвучат куплеты из песен сказочных и мультипликационных героев, назовите исполнителя песни.
- Песенка Красной Шапочки;
- Песня Бременских музыкантов;
- Песенка Крокодила Гены;
- Песня Дуремара;
- Песенка Герды;
- Песенка Кнопочки;
- Песня разбойников из «Бременских музыкантов».
- Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на пятую станцию «Отгадай героя по его словам» ( слайд 31по 38)
- Ну- ко, ты, убогая, поберегись! Не зашибить бы ненароком. (Илья «Синюшкин колодец»);
- Я издам новый закон природы! (Принцесса «Двенадцать месяцев»);
- Гляди – ко, камень какой! Ровно нарочно для моей работы. Теперь живо сделаю. (Данила «Каменный цветок»);
- Пусть только попробует . Я посажу её на горячую печку ,и она растает. (Кай «Снежная королева»);
- Ай, витязь! Ай, герой!
Куда ты? Тише, тише, стой!
Эй, витязь, шею сломишь даром,
Не трусь, наездник и меня
Порадуй хоть одним ударом. (Голова «Руслан и Людмила»);
- Жизнь моя!
В чем скажи виновна я?
Не губи меня девица!
А как буду я царица ,
Я пожалую тебя… (Царевна «Сказка о Мёртвой царевне»);
- Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли…
Да разве разглядишь что в такую темень? (Падчерица «Двенадцать месяцев»).
- Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на шестую станцию «Кто я?» (слайды с 39 по 48)
- Сейчас вам нужно внимательно прослушать внешнее описание или характеристику героя и назвать его.
- Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого… (Царевна «Сказка о Мёртвой царевне»);
- Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива… (Царица «Сказка о Мёртвой царевне»);
- А князь красавец был не вялый,
Не то, что витязь наших дней… (Руслан «Руслан и Людмила»);
- Взявшись за руки, дети пели, целовали розы, смотрели на солнечные блики и разговаривали с ними… (Кай и Герда «Снежная королева»);
- Она была прекрасна и хороша. Умное и пленительное лицо, но душа – холодна… (Снежная королева «Снежная королева»);
- Платьишко на ней синее и платок на голове тоже синий… ( Синюшка «Синюшкин колодец»);
- Сиротка круглый был этот парнишка. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чём душа держится… (Данила «Каменный цветок»);
- Девочка, лет четырнадцати. Капризна и эгоистична… (Королева «Двенадцать месяцев»);
- Работница, золотые руки. Красавица – глаз не отвести… (Падчерица «Двенадцать месяцев»).
- Итак, наше путешествие подошло к концу, и предоставляем слово жюри. (слово жюри)
- Подведение итогов игры.
- Награждение победителей. Выставление отметок.
- Рефлексия (5 мин.)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что повторили?
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Что тебе больше всего понравилось сегодня на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Домашнее задание
Читать все новые и новые сказки, сказы по выбору, развивать свой кругозор, рассказать о прочитанном одноклассникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская сказка А.Загорулько "Сказка о Карандаше и волшебных красках"
Сказка направлена на проработку архетипа Помощника, расширение представлений о ресурсных возможностях и своем предназначении. Может использоваться для работы с детьми и подростками (1-11класс) и взрос...
Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 5а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Конспект урока по английскому языку "Части тела". 3 класс. Урок-путешествие в сказку
Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Авторская разработка Урока- путешествие.
Урок с использованием инновационных технологий....
Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)
Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....
Урок – путешествие по русским народным сказкам, 5 класс.
Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Спасите наши сказки»...