Технологическая карта
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Голубева Софья Александровна

Технологическая карта урока литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_literatura.docx71.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литература

Место для ввода даты.

Тема урока: Глава «Сон Обломова» - ключ к разгадке характера героя.

Класс: 10

  • Учебник (УМК): Учебник: Русская литература XIX века. 10 класс Учебник  для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ю.В. Лебедев М.: Просвещение, 2002

Оборудование: для учителя – учебник, поурочные разработки; роман И.А.Гончарова «Обломов»; для учащихся – тетрадь, учебник, роман И.А.Гончарова «Обломов»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия. Образовательная: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: Учебники.Рабочие тетради.Мультимедиапроектор.Выберите элемент.

Формы работы с учащимися: Фронтальная.Индивидуальная.

Основные понятия: портрет литературного героя, образ, художественная деталь, контраст

Методы работы с учащимися: словесные; проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы;

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.(2 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя, садятся.

Организуют свое рабочее место.

Личностные:

смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Этап проверки домашнего задания. (5 мин)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Дает задание, корректирует ответы

С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке темы и постановке цели урока.

Вспомнить ранее изученные произведения. Определить роль снов в них

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»

Задаёт вопросы: Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в жизни человека?

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

извлечение необходимой информации из текстов

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

  1. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (20 мин)

Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

Консультирует

Демонстрирует слайд

1)И.А.Гончаров назвал «Сон Обломова» увертюрой* ко всему роману.

        2)А.В.Дружинин. «Обломов», роман И.А.Гончарова. 1859.

        «Сон Обломова» не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… «Сон» его …повелевает нам любить и понимать Обломова.»

        3)А.А.Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.

        «…перед вами до мелких оттенков создаётся знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия… Автор становится истинным поэтом, - и , как поэт умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям «райского уголка земли», и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку.»

        4)Ю.Манн.

        «Писатель к Обломовке, явившейся во сне к герою, отнёсся «не только ласково, но и с грустью, сожалением».

        5)В.Кантор.

        «Писатель рисует Обломовку даже сатирически – «сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения».

Корректирует ответы

Помогает, опираясь на примеры из жизни

Консультирует, обращая внимание на примеры из жизни

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану:

Выбирают высказывание наиболее близкое им и аргументируют свой ответ 

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов

структурирование знаний

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

учитывать выделенные учителем   ориентиры действия в учебном материале

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала. (3 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Задаёт вопросы

Почему этот уголок земли сулит  «покойную и долговременную жизнь»?

Обломовка. Каков её мир? (События,  происходящие в ней)

Сцена утренней встречи матери и маленького героя. Отчего у сонного Обломова «медленно всплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы»? Какие черты характера Обломова мы видим?

Каков день Обломовых? Что самое запоминающееся в нём? Как автор говорит об отце? О матери?

Каким мы видим Обломова- ребёнка?

«Девиз» обломовцев? («День прошёл и слава богу»)

Какие сказки слушал юный герой?

Отношение к труду.

Три главных акта жизни.

История с галерей. ( сходство Обломова с отцом)

Нравы. Вечера в доме Обломовых.

Расскажите о воспитании Обломова.

Что же даёт нам эта глава для понимания героя?

Чего же можно ожидать от человека, выросшего вот в таких условиях? (Он привыкает быть «байбаком», «благодаря тому, что у него и подать и сделать есть кому, тут уже даже и против воли он бездельничает»)

Поняли ли мы Обломова?

Отвечают на вопросы:

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательство

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

выполнять действия в устной форме

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин)

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

Корректирует ответы

Учитель задаёт вопрос. В чём разгадка характера героя, предложенная автором?

Делают вывод. Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.

Познавательные:

структурирование знаний

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

учет разных мнений

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Консультирует

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей:

1)Штольц — Обломов, сравнить образы героев, составить таблицу сравнительной характеристики

2) Рассказать о воспитании Штольца.

3) Эссе «Нужен ли мне такой друг, как Штольц?»

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Консультирует

Учащиеся дают оценку деятельности, отвечая на следующие вопросы:

-мне было интересно/неинтересно на уроке;

-я много узнал нового на уроке;

-я ничего нового не узнал на уроке;

-я хотел бы узнать о…

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные:

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


Приложение к плану-конспекту урока

Приложение 1.

Тема урока: Глава «Сон Обломова» - ключ к разгадке характера героя.

Таблица 1.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru

ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru, портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (www.window.edu.ru), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...