Технологическая карта
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литература
Место для ввода даты.
Тема урока: Глава «Сон Обломова» - ключ к разгадке характера героя.
Класс: 10
- Учебник (УМК): Учебник: Русская литература XIX века. 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ю.В. Лебедев М.: Просвещение, 2002
Оборудование: для учителя – учебник, поурочные разработки; роман И.А.Гончарова «Обломов»; для учащихся – тетрадь, учебник, роман И.А.Гончарова «Обломов»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия. Образовательная: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: Учебники.Рабочие тетради.Мультимедиапроектор.Выберите элемент.
Формы работы с учащимися: Фронтальная.Индивидуальная.
Основные понятия: портрет литературного героя, образ, художественная деталь, контраст
Методы работы с учащимися: словесные; проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы;
Содержание этапов урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. | ||
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя, садятся. Организуют свое рабочее место. | Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть…) Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | ||
Дает задание, корректирует ответы С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке темы и постановке цели урока. | Вспомнить ранее изученные произведения. Определить роль снов в них А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» Задаёт вопросы: Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в жизни человека? | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания извлечение необходимой информации из текстов Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: выполнение пробного учебного действия принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. | ||
Консультирует Демонстрирует слайд 1)И.А.Гончаров назвал «Сон Обломова» увертюрой* ко всему роману. 2)А.В.Дружинин. «Обломов», роман И.А.Гончарова. 1859. «Сон Обломова» не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… «Сон» его …повелевает нам любить и понимать Обломова.» 3)А.А.Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859. «…перед вами до мелких оттенков создаётся знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия… Автор становится истинным поэтом, - и , как поэт умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям «райского уголка земли», и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку.» 4)Ю.Манн. «Писатель к Обломовке, явившейся во сне к герою, отнёсся «не только ласково, но и с грустью, сожалением». 5)В.Кантор. «Писатель рисует Обломовку даже сатирически – «сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения». Корректирует ответы Помогает, опираясь на примеры из жизни Консультирует, обращая внимание на примеры из жизни | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану: Выбирают высказывание наиболее близкое им и аргументируют свой ответ | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. | ||
Задаёт вопросы Почему этот уголок земли сулит «покойную и долговременную жизнь»? Обломовка. Каков её мир? (События, происходящие в ней) Сцена утренней встречи матери и маленького героя. Отчего у сонного Обломова «медленно всплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы»? Какие черты характера Обломова мы видим? Каков день Обломовых? Что самое запоминающееся в нём? Как автор говорит об отце? О матери? Каким мы видим Обломова- ребёнка? «Девиз» обломовцев? («День прошёл и слава богу») Какие сказки слушал юный герой? Отношение к труду. Три главных акта жизни. История с галерей. ( сходство Обломова с отцом) Нравы. Вечера в доме Обломовых. Расскажите о воспитании Обломова. Что же даёт нам эта глава для понимания героя? Чего же можно ожидать от человека, выросшего вот в таких условиях? (Он привыкает быть «байбаком», «благодаря тому, что у него и подать и сделать есть кому, тут уже даже и против воли он бездельничает») Поняли ли мы Обломова? | Отвечают на вопросы: | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя выполнять действия в устной форме Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать. | ||
Корректирует ответы Учитель задаёт вопрос. В чём разгадка характера героя, предложенная автором? | Делают вывод. Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа. | Познавательные: структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью учет разных мнений аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения. | ||
Консультирует | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей: 1)Штольц — Обломов, сравнить образы героев, составить таблицу сравнительной характеристики 2) Рассказать о воспитании Штольца. 3) Эссе «Нужен ли мне такой друг, как Штольц?» | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | ||
Консультирует | Учащиеся дают оценку деятельности, отвечая на следующие вопросы: -мне было интересно/неинтересно на уроке; -я много узнал нового на уроке; -я ничего нового не узнал на уроке; -я хотел бы узнать о… | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: контроль, коррекция, оценка осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Приложение к плану-конспекту урока
Приложение 1.
Тема урока: Глава «Сон Обломова» - ключ к разгадке характера героя.
Таблица 1.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru, портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (www.window.edu.ru), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...