конспект и презентацию по теме "век нынешний и век минувший " (по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"
презентация к уроку по литературе (10 класс)
конспект и преззентация составлеы с использованием методов развивающей технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazarov_i_kirsanovy.rar | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Е. БАЗАРОВ И КИРСАНОВЫ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ
Цели:
1. Понять суть конфликта между героями, попытаться определить авторское отношение к героям.
2. Закрепить понятие антитезы, развивать навык сравнительной характеристики, , ремарки, учить видеть способы выражения авторского отношения к героям.
3. Воспитывать чувство терпимости по отношению к другим людям, учить понимать цену слова
Ход уроков
I. Опрос учащихся.
Вопросы:
1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?
2.. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
3. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?
4. В чем суть основного конфликта романа? Кто из героев, на ваш взгляд, являются представителями враждующих сил общества?
II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).
Действительно, Николай Петрович, хотя и начинается роман со знакомства с этим героем, и именно его сын дружен с Базаровым, не станет основным идейным противником Базарова. Как вы думаете, почему? (Предполагаемый ответ: в силу личностных качеств Николая Петровича). Какие же это качества? Докажите примерами из текста. Рассказ о жизни Николая Петровича, его отношение к сыну, к приезжему другу (Базарову).
Запишите в тетради личностные качества Николая Петровича (способность к глубоким чувствам, верность, доброта, мягкость, деликатность, стремление понять и принять взгляды другого человека).
А принять Евгения Базарова аристократу Николаю Петровичу Кирсанову трудно, особенно на первый взгляд. Кто же не может его принять? (Павел Петрович)
Почему? (Они абсолютно разные, начиная с внешности.)
Прежде всего, в столкновении Базарова с Павлом Петровичем и отразится конфликт двух поколений, двух общественных сил. Так находит в романе свое развитие проблема «века нынешнего и века минувшего.» (Слайд 1.)
1.Давайте вспомним одежду и внешность героев. Ребята называют, что им запомнилось. Затем делают записи в тетради, используя презентацию (Слайд 2) Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда.) Бытует мнение, что появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям. Согласны вы с этим?
На мой взгляд, это говорит всего лишь о том, что Базаров вообще не думает об условностях; ему удобно в этой одежде, и он ее носит, где и когда хочет. Он свободный человек
На каком художественном приеме построено описание героев? (На приеме антитезы) И этот прием все более разрастается.
2. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду, ) (Слайд 3)
III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
Вопросы:
3. Как противопоставлена в дальнейшем внешность Павла Петровича? ( Слайд 3, смена по щелчку.)
4.Обоюдная неприязнь выразилась в репликах (слайд 4)
Конечно, приятнее смотреть на красиво одетого, опрятного человека, и может показаться, что автор здесь полностью на стороне Павла Петровича? Но так ли это?
5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Павел Петрович тоже только меняет свои туалеты и больше ничего не делает.
6. А какое впечатление производит усадьба Марьино? Материальное положение Николая Петровича затруднительно. Правда, Павел Петрович давал брату денег, но автор рисует эпизод, когда и у него денег не оказалось, и Павел Петрович поспешил отойти.
Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия. И это говорит в пользу Базарова.
IV. Содержание и анализ X главы романа.
Внешние разногласия, естевственно, переходят во внутренние.
7. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)
А вот так объясняет свое мировоззрение сам Базаров (Слайд 5).
А что особенно дорого Павлу Петровичу? ( Слайд 5 по щелчку)
8. По каким вопросам возникают разногласия? (ребята вспоминают, рассказывают, затем делают записи, работа со слайдами 6, 7, 8)
Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно. И оно разрешится дуэлью.
9. Чьи взгляды вам близки? (Дети признают взгляды Кирсанова).
Кажется, раз прав Павел Петрович, он должен быть симпатичен и автору о читателям.
Это так. (нет)
В чем же дело?
Давайте проанализируем некоторые реплики, ремарки, внутренний монолог. (Слайды 9 - 13).
Вывод: Базаров не хотел вступать в спор с Павлом Петровичем, не хотел навязывать ему свою точку зрения, считая, что время пустой болтовни прошло, а спорить с Павлом Петровичем – пустое дело. Но сделать это не удалось.
Как же относится автор к своему герою? Однозначно ответить трудно сейчас. Трудно будет и потом, когда мы прочитаем весь роман. Ясно одно: симпатии Тургенева и на стороне Базарова.
Давайте определим ведущие черты каждого героя при помощи даймонда:
Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Евгений Базаров
Трудолюбивый, умный
Работает, исследует, приумножает
Жизнь превращает … в стоячее болото
Бездельничает, унижает, деградирует
высокомерный, пустой
Павел Кирсанов
Домашнее задание: прочитать главы с 11 по 19; ответить на вопросы:
1.Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе.
2.Как раскрывается образ Базарова во взаимоотношениях с Анной Сергеевной Одинцовой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Конспект фронтального занятия-игры "Курочки и петух. Дифференциация звуков К - Х" (подготовительная группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Проблема повышения эффективности коррекционных занятий – вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов логопедагогики. В настоящее время в сообществе логопедов эффективным признаётся такое коррекц...
Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.
Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....
Конспект и презентация внеклассного занятия с использованием ТРКМ по сказке В.В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил" с воспитанниками 3 класса 2 отделения школы-интерната для слабослышащих детей
Занятие по внеклассному чтению. Тема: сказка В.В. Бианки "Как Муравьишка домой спешил". Задачи.1. ...
Сценарий и презентация литературно-музыкальной гостиной "Очаровательные франты минувших лет" (памяти героев 1812 года)
Творческий вечер, посвященный воинам-героям войны с Наполеоном. В сценарии рассказывается о военначальниках, простых солдатах, партизанах и народе, об их участии в той войне. В ковпозиции использованы...
«Век нынешний» и «век минувший». Нравственный конфликт комедии или Спор длиною в жизнь (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Цель урока: понимание причин неизбежного в любое время столкновения передового человека с миром «негодяев знатных», низкопоклонников и лицемеров.Задачи урокаОбучающие:...