Конспект фронтального занятия-игры "Курочки и петух. Дифференциация звуков К - Х" (подготовительная группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
план-конспект по теме

Власова Надежда Григорьевна

Проблема повышения эффективности коррекционных занятий – вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов логопедагогики. В настоящее время в сообществе логопедов эффективным признаётся такое коррекционное воздействие, которое направлено не на абстрактный речевой дефект, а на конкретного ребёнка, носителя речевой патологии. В рамках дошкольной логопедической службы реализация субъект-субъектных отношений между педагогом и ребёнком осуществляется в контексте педагогической игры.  Предлагая логопату следовать естественной «программе дошкольника, программе игры», логопед воспитывает в ребенке сознательную, заинтересованную позицию активного участника коррекционного процесса. У детей формируется психологическая готовность к общению с логопедом, положительный настрой, ненавязчиво устраняются отклонения вторичного, неречевого генеза – сложности самоорганизации, концентрации внимания, актуализации памяти, нарушения мышления, работоспособности, поведения и др. А всё это, в свою очередь, ускоряет темп и улучшает качество исправления речевого дефекта.

 Применение комплексно-игрового метода в работе с дошкольниками широко освещено в методических пособиях известного логопеда Е. А. Пожиленко, а также на страницах журнала «Логопед». Предлагаемый ниже конспект группового занятия на дифференциацию звуков – очередная иллюстрация организации логопедической работы в форме занятия-игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_zanyati-igry1.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-игра как форма организации логопедической работы с дошкольниками

Проблема повышения эффективности коррекционных занятий – вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов логопедагогики. В настоящее время в сообществе логопедов эффективным признаётся такое коррекционное воздействие, которое направлено не на абстрактный речевой дефект, а на конкретного ребёнка, носителя речевой патологии. В рамках дошкольной логопедической службы реализация субъект-субъектных отношений между педагогом и ребёнком осуществляется в контексте педагогической игры.  Предлагая логопату следовать естественной «программе дошкольника, программе игры», логопед воспитывает в ребенке сознательную, заинтересованную позицию активного участника коррекционного процесса. У детей формируется психологическая готовность к общению с логопедом, положительный настрой, ненавязчиво устраняются отклонения вторичного, неречевого генеза – сложности самоорганизации, концентрации внимания, актуализации памяти, нарушения мышления, работоспособности, поведения и др. А всё это, в свою очередь, ускоряет темп и улучшает качество исправления речевого дефекта.

 Применение комплексно-игрового метода в работе с дошкольниками широко освещено в методических пособиях известного логопеда Е. А. Пожиленко, а также на страницах журнала «Логопед». Предлагаемый ниже конспект группового занятия на дифференциацию звуков – очередная иллюстрация организации логопедической работы в форме занятия-игры.

         

  Занятие-игра «Курочки и петух»

                               Дифференциация звуков к – х

 (конспект группового логопедического занятия I периода обучения

в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР)                                                             

Цель: Совершенствовать фонематические процессы в игровых ситуациях.

ЗАДАЧИ:

Образовательная: 

  1. совершенствовать умения детей сравнивать, различать и правильно произносить звуки к – х изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.

Развивающие:

  1. развивать фонематические процессы – слуховое  внимание и память, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, фонематические представления;
  2. формировать у детей умение грамматически правильно конструировать фразы;
  3. уточнить словарь по теме «Домашние птицы».
  4. развивать наблюдательность, игровое поведение, способность к творчеству, фантазии.

Воспитательная:

  1. воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

ОБОРУДОВАНИЕ

Демонстрационный материал: схема «Ёжик на дорожке» (для определения позиции звука в слове), буквы к – х; иллюстрация к потешке «На улице две курицы…»; костюм Петуха, Курочки, Хозяйки птичника; миска; фонограмма голосов петуха и кур; фонограмма песни «Цып – цып– цып, мои цыплятки…»

Раздаточный материал: предметные картинки с изображением корма для птиц (со звуками к – х  в названии: бабочка, жук, червяк, каша, паук, улитка, крупа, горох, подсолнух, хлеб, муха, орех и др.) – по количеству детей, большой орех из папье-маше, наполненный  орехами для угощения детей.

Предварительная работа:

Заучивание потешек «На улице две курицы…», «Как у наших у ворот…»

Организационный момент

Логопед: Дети, встанем в круг! Прислушайтесь: до нас доносятся какие-то интересные звуки!

Звучит  фонограмма крика петуха и кудахтанья кур.

 Логопед: Кто это подает голосок?

Дети отвечают.

 Правильно, это петух и куры. Давайте вспомним про них потешку и расскажем ее руками.

Дети рассказывают стих, сопровождая его чтение движениями рук:

На улице две курицы

Показ двух пальцев; упражнение для пальчиков  «Курочка».

С петухом дерутся.

Упражнение для пальчиков  «Пету-шок»; имитация драки  ритмично постукивать кулачками друг об друга.

   

Две маленькие девочки

Показ двух пальцев;  

опустить руку плавно вниз, показывая маленький рост.

 

Смотрят и смеются:

Руки положить на живот, имити-руя смех.

Хи – хи – хи! Ха – ха – ха!

Выполнять ритмичную  пружинку.

Ой! Как жалко петуха!

Прижать ладони к щекам и ритмично покачивать головой.

Основная часть

Знакомство с темой

Логопед: Молодцы! Садитесь! Посмотрите на картинку! (Демонстрирует иллюстрацию к потешке «На улице две курицы…») В пылу драки куры и петух потеряли не только перья, но и звуки в своих названиях. И теперь это - . уры , а это – пету. (Логопед соответственно указывает на изображение кур и петуха на картинке). Какие звуки «потерялись»? Покажите положение каждого звука в слове с помощью Звуковой дорожки!

Дети отвечают. Свой ответ они подкрепляют наглядно: ставят ёжика, несущего на иголках  «потерявшуюся» букву,  на соответствующий отрезок Звуковой дорожки.

Логопед: Сегодня мы будем сравнивать звуки к – х.

Сравнение изолированных звуков к – х 

Логопед: А для этого давайте произнесем их!

Дети попеременно произносят различаемые звуки: к – х – к – х – к – х.

Логопед: Что работает во рту – губы, зубы или язык?

Дети: Язык.

Логопед: Правильно, язык сжимается в «комок» и прячется у горла. Если во рту есть преграда – язык, то оба звука какие?

Дети: Согласные.

Логопед: Чем еще похожи эти звуки? (Логопед даёт подсказку: кладет на горло ладонь и произносит различаемые звуки.)

Дети:  Оба согласных звука глухие.

Логопед:  А теперь поищем различия! Подставим ладошку ко рту и произнесём наши звуки!

Дети:  Звук к – взрывной, звук х – невзрывной.

Логопед:  Какой звук можно тянуть? А какой звук нужно произносить быстро, кратко?

Дети отвечают.

Проводится дидактическая игра «Угадай-ка» 

 Дети свободно располагаются по группе.

Логопед:  Сейчас вы все превратитесь в петушков и курочек. Если я скажу краткий звук к, то вы клюете вот так. А услышав долгий звук х→, медленно опускайте свои крылья, вот так. (Логопед знакомит детей с условной жестовой символикой звуков: на звук к указательный палец правой руки резко ударяет по ладошке левой руки; на звук х плавное опускание расставленных в стороны прямых рук-«крыльев».)

Далее логопед, прикрывая рот экраном, артикулирует в разной последовательности звуки к – х, а дети с помощью условных жестов показывают, что делают птицы. Например:

Логопед произносит:

[х]

[к]

[к]

[х]

[к]

Действия детей:

опускают

крылышки

клюют

клюют

опускают

крылышки

клюют

Затем наоборот: логопед в произвольной последовательности демонстрирует два условных действия птиц, а дети произносят соответствующие этим действиям звуки.

Дифференциация слогов со звуками  к – х

Дидактическая игра «Смешинки»

Логопед: Повторите, как девочки смеются, глядя на забавных птиц:

Ха – ка – ха

Хи – хи – ки

Кэ – кэ – хэ

Ук – ух – ук

Ко – хо – ко

Ых – ых – ык

Дифференциация слов, фраз со звуками  к – х

Дидактическая игра с элементами театрализации «Кто что делает?»

Описание игры: Логопед предлагает выбрать мальчика-актера, который «превратится» в петуха  Хвасту. Этому ребенку на голову надевают маску петуха, а к поясу прикрепляют петушиный хвост. Педагог-режиссер шепотом сообщает артисту о том, что следует делать петуху. Играющий ребенок с помощью выразительных невербальных средств (жест, мимика, звукоподражание) воспроизводит требуемое действие. Остальные дети (зрители) должны угадать, что делает петух Хваста. В звуковом составе угаданного слова-действия обязательно должен быть один из различаемых звуков — к – х. На основе увиденного дети составляют предложения.

Аналогичным образом конструируются фразы-отгадки о действиях курочки Хохлатки. Единственное отличие - на роль курочки выбирается девочка; ей надевают маску курицы и повязывают нарядный передник.

Логопед: А сейчас мы посмотрим маленькое представление. Его для нас приготовили Петух и Курочка. Садитесь, зрители на свои стульчики!

(Логопед представляет детей-актёров.) Это – петух по имени Хваста.  Почему у петуха такое имя?

Дети:  Любит хвастать.

Логопед: Ну-ка, похвастайся, Петушок, что ты умеешь делать. А вы, ребята, внимательно смотрите и скажите полным предложением, что делает петух Хваста. Для ответа подбирайте слова со звуками к – х.

Петух Хваста

ходит (руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног)

кукарекает (кричит)

хлопает крыльями

хвастает красивым хвостом

Логопед: А теперь  - внимание! Выступает курочка по имени Хохлатка. Что делает курочка Хохлатка?

Курочка Хохлатка

кудахчет (квохчет: «Куд – кудах!»)

хохлится

копает лапкой (копошится)

клюёт

Логопед: Спасибо, курочка и петушок! Садитесь, артисты, к ребятам!

Дидактическая игра «Приготовим корм для птиц!» 

Неожиданно раздается фонограмма песни «Цып, цып, мои цыплятки…»

Логопед: К нам кто-то стучится. Пойду посмотрю, кто это к нам спешит.

Логопед выходит в коридор, переодевается птичницей.

Входит логопед в костюме Хозяйки птичника. В руках она держит миску, в которой лежат предметные картинки с изображением корма для птиц:

Хозяйка птичника: Здравствуйте! Я – хозяйка птичьего двора. Угадайте, как меня зовут, если мое имя начинается со звука к.

Дети: Карина, Клава, Кристина, Кира, Катя.

Хозяйка птичника: Правильно, меня зовут хозяйка Катя.  В этой миске – корм. Помогите мне, дети, разобрать его на две части – для петуха и для курочки. (Птичница указывает на детей – петуха и курочку). Для нашей Курочки приготовим корм со звуком к в названии, а для Петуха – со звуком х в названии. Кто подумает и скажет, почему мы так разделим наш корм между птицами?

 Дети: В слове курочка есть звук к, поэтому курочке подходит корм со звуком к в названии. А в слове петух мы слышим звук х, поэтому отложим для петуха отдельно корм со звуком х в названии.

Проводится игра.

Образец ответа детей: Петуху – орех. Курочке – червяк. И т. д..

Дифференциация звуков  к – х в тексте

Игра-инсценировка потешки

Хозяйка птичника:  Корм мы разобрали, и теперь пора угостить им наших птиц!

Дети инсценируют заранее выученный наизусть стих: петух – один из детей, рассказчик и курочки – все остальные дети.

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюёт,

Петух зернышки клюёт,

К себе курочек зовёт:

 - Вы, хохлушечки!

Вы, пеструшечки!

Я нашел для вас орех,

 Разделю орех на всех

По крупиночке,

По осьминочке.

Петух находит спрятанный в условленном месте орех.

 Итог занятия

За активное участие на занятии хозяйка Катя и Петух угощают детей орехами.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы / Под ред. О. А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов / Авт. – сост.: Ю. Г. Гаубих, Г. В. Косова, Ю. С. Липкина и др.; Под. ред. В. И. Селиверстова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979.
  3. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Под.  ред.  Р. Е. Левиной. М., Просвещение, 1971.
  4. Особенности использования игры в процессе фронтальных занятий с детьми, имеющими ФФНР // Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под. ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: Центр  - Гуманитарной литературы «РОН» В. Секачев, 2000.
  5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  6. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: Гном и Д, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация звуки [З, Зь] подготовительная группа, обучение грамоте

Тема: звуки з, зь, буква З.Образовательные области: коммуникация, познание.Задачи: коррекционно-образовательные-уточнить характеристику з, зь по артикуляционным и акустическим признакам;упражнять в пр...

Итоговое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие по стране "Азбука" (игра в форме настольного лото)

Игра-лото обобщает и систематизирует знания, накопленные детьми на занятиях по обучению грамоте. Она позволяет в непринужденной обстановке в форме соревнования подвести итог всей проделанной работы....

Открытое занятие по обучению грамоте на смарт-доске для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие к царице Грамматике"

Занятие по обучению грамоте с использованием смарт-доски включает в себя все этапы работы: звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез речевого материала, чтение, письмо. Использование современных инте...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием) "Подарок для Осени"

Создание  игровой ситуации,  развитие связной речи.  Закрепление и обобщение  представлений  об осени и осенних изменениях в природе, характерных признаках осени. Об...