Конспект фронтального занятия-игры "Курочки и петух. Дифференциация звуков К - Х" (подготовительная группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
план-конспект по теме
Проблема повышения эффективности коррекционных занятий – вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов логопедагогики. В настоящее время в сообществе логопедов эффективным признаётся такое коррекционное воздействие, которое направлено не на абстрактный речевой дефект, а на конкретного ребёнка, носителя речевой патологии. В рамках дошкольной логопедической службы реализация субъект-субъектных отношений между педагогом и ребёнком осуществляется в контексте педагогической игры. Предлагая логопату следовать естественной «программе дошкольника, программе игры», логопед воспитывает в ребенке сознательную, заинтересованную позицию активного участника коррекционного процесса. У детей формируется психологическая готовность к общению с логопедом, положительный настрой, ненавязчиво устраняются отклонения вторичного, неречевого генеза – сложности самоорганизации, концентрации внимания, актуализации памяти, нарушения мышления, работоспособности, поведения и др. А всё это, в свою очередь, ускоряет темп и улучшает качество исправления речевого дефекта.
Применение комплексно-игрового метода в работе с дошкольниками широко освещено в методических пособиях известного логопеда Е. А. Пожиленко, а также на страницах журнала «Логопед». Предлагаемый ниже конспект группового занятия на дифференциацию звуков – очередная иллюстрация организации логопедической работы в форме занятия-игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyati-igry1.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-игра как форма организации логопедической работы с дошкольниками
Проблема повышения эффективности коррекционных занятий – вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов логопедагогики. В настоящее время в сообществе логопедов эффективным признаётся такое коррекционное воздействие, которое направлено не на абстрактный речевой дефект, а на конкретного ребёнка, носителя речевой патологии. В рамках дошкольной логопедической службы реализация субъект-субъектных отношений между педагогом и ребёнком осуществляется в контексте педагогической игры. Предлагая логопату следовать естественной «программе дошкольника, программе игры», логопед воспитывает в ребенке сознательную, заинтересованную позицию активного участника коррекционного процесса. У детей формируется психологическая готовность к общению с логопедом, положительный настрой, ненавязчиво устраняются отклонения вторичного, неречевого генеза – сложности самоорганизации, концентрации внимания, актуализации памяти, нарушения мышления, работоспособности, поведения и др. А всё это, в свою очередь, ускоряет темп и улучшает качество исправления речевого дефекта.
Применение комплексно-игрового метода в работе с дошкольниками широко освещено в методических пособиях известного логопеда Е. А. Пожиленко, а также на страницах журнала «Логопед». Предлагаемый ниже конспект группового занятия на дифференциацию звуков – очередная иллюстрация организации логопедической работы в форме занятия-игры.
Занятие-игра «Курочки и петух»
Дифференциация звуков к – х
(конспект группового логопедического занятия I периода обучения
в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР)
Цель: Совершенствовать фонематические процессы в игровых ситуациях.
ЗАДАЧИ:
Образовательная:
- совершенствовать умения детей сравнивать, различать и правильно произносить звуки к – х изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
Развивающие:
- развивать фонематические процессы – слуховое внимание и память, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, фонематические представления;
- формировать у детей умение грамматически правильно конструировать фразы;
- уточнить словарь по теме «Домашние птицы».
- развивать наблюдательность, игровое поведение, способность к творчеству, фантазии.
Воспитательная:
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
ОБОРУДОВАНИЕ
Демонстрационный материал: схема «Ёжик на дорожке» (для определения позиции звука в слове), буквы к – х; иллюстрация к потешке «На улице две курицы…»; костюм Петуха, Курочки, Хозяйки птичника; миска; фонограмма голосов петуха и кур; фонограмма песни «Цып – цып– цып, мои цыплятки…»
Раздаточный материал: предметные картинки с изображением корма для птиц (со звуками к – х в названии: бабочка, жук, червяк, каша, паук, улитка, крупа, горох, подсолнух, хлеб, муха, орех и др.) – по количеству детей, большой орех из папье-маше, наполненный орехами для угощения детей.
Предварительная работа:
Заучивание потешек «На улице две курицы…», «Как у наших у ворот…»
Организационный момент
Логопед: Дети, встанем в круг! Прислушайтесь: до нас доносятся какие-то интересные звуки!
Звучит фонограмма крика петуха и кудахтанья кур.
Логопед: Кто это подает голосок?
Дети отвечают.
Правильно, это петух и куры. Давайте вспомним про них потешку и расскажем ее руками.
Дети рассказывают стих, сопровождая его чтение движениями рук:
На улице две курицы | Показ двух пальцев; упражнение для пальчиков «Курочка». | |
С петухом дерутся. | Упражнение для пальчиков «Пету-шок»; имитация драки – ритмично постукивать кулачками друг об друга. |
|
Две маленькие девочки | Показ двух пальцев; опустить руку плавно вниз, показывая маленький рост. |
|
Смотрят и смеются: | Руки положить на живот, имити-руя смех. | |
Хи – хи – хи! Ха – ха – ха! | Выполнять ритмичную пружинку. | |
Ой! Как жалко петуха! | Прижать ладони к щекам и ритмично покачивать головой. |
Основная часть
Знакомство с темой
Логопед: Молодцы! Садитесь! Посмотрите на картинку! (Демонстрирует иллюстрацию к потешке «На улице две курицы…») В пылу драки куры и петух потеряли не только перья, но и звуки в своих названиях. И теперь это - . уры , а это – пету. (Логопед соответственно указывает на изображение кур и петуха на картинке). Какие звуки «потерялись»? Покажите положение каждого звука в слове с помощью Звуковой дорожки!
Дети отвечают. Свой ответ они подкрепляют наглядно: ставят ёжика, несущего на иголках «потерявшуюся» букву, на соответствующий отрезок Звуковой дорожки.
Логопед: Сегодня мы будем сравнивать звуки к – х.
Сравнение изолированных звуков к – х
Логопед: А для этого давайте произнесем их!
Дети попеременно произносят различаемые звуки: к – х – к – х – к – х.
Логопед: Что работает во рту – губы, зубы или язык?
Дети: Язык.
Логопед: Правильно, язык сжимается в «комок» и прячется у горла. Если во рту есть преграда – язык, то оба звука какие?
Дети: Согласные.
Логопед: Чем еще похожи эти звуки? (Логопед даёт подсказку: кладет на горло ладонь и произносит различаемые звуки.)
Дети: Оба согласных звука глухие.
Логопед: А теперь поищем различия! Подставим ладошку ко рту и произнесём наши звуки!
Дети: Звук к – взрывной, звук х – невзрывной.
Логопед: Какой звук можно тянуть? А какой звук нужно произносить быстро, кратко?
Дети отвечают.
Проводится дидактическая игра «Угадай-ка»
Дети свободно располагаются по группе.
Логопед: Сейчас вы все превратитесь в петушков и курочек. Если я скажу краткий звук к, то вы клюете вот так. А услышав долгий звук х→, медленно опускайте свои крылья, вот так. (Логопед знакомит детей с условной жестовой символикой звуков: на звук к указательный палец правой руки резко ударяет по ладошке левой руки; на звук х – плавное опускание расставленных в стороны прямых рук-«крыльев».)
Далее логопед, прикрывая рот экраном, артикулирует в разной последовательности звуки к – х, а дети с помощью условных жестов показывают, что делают птицы. Например:
Логопед произносит: | [х] | [к] | [к] | [х] | [к] |
Действия детей: | опускают крылышки | клюют | клюют | опускают крылышки | клюют |
Затем наоборот: логопед в произвольной последовательности демонстрирует два условных действия птиц, а дети произносят соответствующие этим действиям звуки.
Дифференциация слогов со звуками к – х
Дидактическая игра «Смешинки»
Логопед: Повторите, как девочки смеются, глядя на забавных птиц:
Ха – ка – ха | Хи – хи – ки |
Кэ – кэ – хэ | Ук – ух – ук |
Ко – хо – ко | Ых – ых – ык |
Дифференциация слов, фраз со звуками к – х
Дидактическая игра с элементами театрализации «Кто что делает?»
Описание игры: Логопед предлагает выбрать мальчика-актера, который «превратится» в петуха Хвасту. Этому ребенку на голову надевают маску петуха, а к поясу прикрепляют петушиный хвост. Педагог-режиссер шепотом сообщает артисту о том, что следует делать петуху. Играющий ребенок с помощью выразительных невербальных средств (жест, мимика, звукоподражание) воспроизводит требуемое действие. Остальные дети (зрители) должны угадать, что делает петух Хваста. В звуковом составе угаданного слова-действия обязательно должен быть один из различаемых звуков — к – х. На основе увиденного дети составляют предложения.
Аналогичным образом конструируются фразы-отгадки о действиях курочки Хохлатки. Единственное отличие - на роль курочки выбирается девочка; ей надевают маску курицы и повязывают нарядный передник.
Логопед: А сейчас мы посмотрим маленькое представление. Его для нас приготовили Петух и Курочка. Садитесь, зрители на свои стульчики!
(Логопед представляет детей-актёров.) Это – петух по имени Хваста. Почему у петуха такое имя?
Дети: Любит хвастать.
Логопед: Ну-ка, похвастайся, Петушок, что ты умеешь делать. А вы, ребята, внимательно смотрите и скажите полным предложением, что делает петух Хваста. Для ответа подбирайте слова со звуками к – х.
Петух Хваста | ходит (руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног) |
кукарекает (кричит) | |
хлопает крыльями | |
хвастает красивым хвостом |
Логопед: А теперь - внимание! Выступает курочка по имени Хохлатка. Что делает курочка Хохлатка?
Курочка Хохлатка | кудахчет (квохчет: «Куд – кудах!») |
хохлится | |
копает лапкой (копошится) | |
клюёт |
Логопед: Спасибо, курочка и петушок! Садитесь, артисты, к ребятам!
Дидактическая игра «Приготовим корм для птиц!»
Неожиданно раздается фонограмма песни «Цып, цып, мои цыплятки…»
Логопед: К нам кто-то стучится. Пойду посмотрю, кто это к нам спешит.
Логопед выходит в коридор, переодевается птичницей.
Входит логопед в костюме Хозяйки птичника. В руках она держит миску, в которой лежат предметные картинки с изображением корма для птиц:
Хозяйка птичника: Здравствуйте! Я – хозяйка птичьего двора. Угадайте, как меня зовут, если мое имя начинается со звука к.
Дети: Карина, Клава, Кристина, Кира, Катя.
Хозяйка птичника: Правильно, меня зовут хозяйка Катя. В этой миске – корм. Помогите мне, дети, разобрать его на две части – для петуха и для курочки. (Птичница указывает на детей – петуха и курочку). Для нашей Курочки приготовим корм со звуком к в названии, а для Петуха – со звуком х в названии. Кто подумает и скажет, почему мы так разделим наш корм между птицами?
Дети: В слове курочка есть звук к, поэтому курочке подходит корм со звуком к в названии. А в слове петух мы слышим звук х, поэтому отложим для петуха отдельно корм со звуком х в названии.
Проводится игра.
Образец ответа детей: Петуху – орех. Курочке – червяк. И т. д..
Дифференциация звуков к – х в тексте
Игра-инсценировка потешки
Хозяйка птичника: Корм мы разобрали, и теперь пора угостить им наших птиц!
Дети инсценируют заранее выученный наизусть стих: петух – один из детей, рассказчик и курочки – все остальные дети.
Как у наших у ворот Петух зернышки клюёт, Петух зернышки клюёт, К себе курочек зовёт: - Вы, хохлушечки! | Вы, пеструшечки! Я нашел для вас орех, Разделю орех на всех По крупиночке, По осьминочке. |
Петух находит спрятанный в условленном месте орех.
Итог занятия
За активное участие на занятии хозяйка Катя и Петух угощают детей орехами.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы / Под ред. О. А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов / Авт. – сост.: Ю. Г. Гаубих, Г. В. Косова, Ю. С. Липкина и др.; Под. ред. В. И. Селиверстова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979.
- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Под. ред. Р. Е. Левиной. М., Просвещение, 1971.
- Особенности использования игры в процессе фронтальных занятий с детьми, имеющими ФФНР // Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под. ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: Центр - Гуманитарной литературы «РОН» В. Секачев, 2000.
- Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: Гном и Д, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация звуки [З, Зь] подготовительная группа, обучение грамоте
Тема: звуки з, зь, буква З.Образовательные области: коммуникация, познание.Задачи: коррекционно-образовательные-уточнить характеристику з, зь по артикуляционным и акустическим признакам;упражнять в пр...
Итоговое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие по стране "Азбука" (игра в форме настольного лото)
Игра-лото обобщает и систематизирует знания, накопленные детьми на занятиях по обучению грамоте. Она позволяет в непринужденной обстановке в форме соревнования подвести итог всей проделанной работы....
Открытое занятие по обучению грамоте на смарт-доске для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие к царице Грамматике"
Занятие по обучению грамоте с использованием смарт-доски включает в себя все этапы работы: звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез речевого материала, чтение, письмо. Использование современных инте...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонемати...
Конспект занятия по логоритмике в старшей группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Тема: "Автоматизация звука { Ж}. Весёлая лужайка"....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием) "Подарок для Осени"
Создание игровой ситуации, развитие связной речи. Закрепление и обобщение представлений об осени и осенних изменениях в природе, характерных признаках осени. Об...