Статья "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"
статья по литературе (5 класс)
Аннотация. В статье на примере изучения произведения К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» анализируется педагогический подход к формированию у детей экологически нравственного отношения к природе, а также приводятся методические приемы, используемые в преподавании литературы.
Ключевые слова: экологическая культура, взаимосвязь нравственных и экологических проблем; «сфера добра»; синквейн.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Экологические проблемы современного мира могут быть решены только при условии усвоения подрастающим поколением моральных норм и экологически нравственного поведения в области отношений «Человек – общество – Природа». В соответствии с экологической этикой целостное мировоззрение у детей основывается на формировании ответственности человека за окружающую среду, его разума и интеллекта, диалога человека и природы, признании ее самоценности.
Проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой невозможно рассматривать только на уроках биологии, физики, географии и т.д. Именно предметы гуманитарного цикла и, прежде всего, литература дает нам материал для рассмотрения нравственных и экологических вопросов нашей жизни в тесной взаимосвязи.
В русской литературе много произведений, которые учат ответственно относиться к окружающему нас миру. В. Астафьев, Ч. Айтматов, М. Пришвин, К. Паустовский и др. в своих книгах поднимают проблемы взаимоотношения Человека и Природы.
Например, в курсе литературы 5 класса изучается произведение К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Это произведение о людях, живущих в единстве с природой и по ее законам.
Одна из целей урока, посвященного изучению этого произведения: воспитание экологической культуры у детей школьного возраста через формирование у детей осознанного экологически нравственного отношения к окружающему миру; пробуждение у детей чувства сопереживания, сострадания, доброты и милосердия.
Эпиграфом к уроку могут стать слова Д. Лихачева: «Человек должен жить в сфере добра, эта сфера добра создастся им самим. Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, памяти на добро». А слова «сфера добра» являются ключевым понятием урока.
Рассказ вызывает живое участие детей, рождает у них ряд вопросов, в ходе обсуждения которых, выявляется авторская позиция. Особенно важно, что автор затрагивает не только экологические вопросы, и не только нравственные, но показывает их как единый и нераздельный комплекс, демонстрирует, что одно не может быть без другого, и человек в любом своём проявлении должен оставаться Человеком.
О чём же этот рассказ? О зайце ли он?
В диалоге с детьми выясняем: рассказ о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль, заботиться об окружающем мире. В произведении описано страшное стихийное бедствие – лесной пожар. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Автор подчеркивает доброту одних и равнодушие других людей: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку. Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем бездушных. Именно благодаря таким людям зайца спасают.
Какие же главные уроки преподает это произведение? Рассказ «Заячьи лапы» заставляет каждого всерьез задуматься об ответственности человека перед матерью-природой и перед самим собой, потому что, только существуя в гармонии с окружающим миром, человек может быть счастлив.
До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только её не уничтожать. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за всё живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас будем относиться к природе.
В заключение урока дети выполняют творческое задание: создают синквейн по темам «Человек», «Природа», «Сфера добра». Составлять cинквейн очень просто и интересно. В этой работе проявляется индивидуальное эмоциональное отношение к проблеме. Из работ учащихся становится очевидным: рассказ К. Паустовского помогает осознать неразрывность связи человека и природы и почувствовать всю степень ответственности человека за судьбу окружающего мира.
Приведу примеры синквейнов, созданных учащимися 5-х классов.
Человек.
Ответственный, отзывчивый.
Помогает, заботится, сопереживает.
Человек должен беречь природу.
Часть природы.
Природа.
Щедрая, сильная.
Спасает, радует, не помнит зла.
Берегите природу!
Наша планета.
Сфера добра.
Личная, общественная.
Защищает, спасает, помогает.
Создавайте добро!
Наш мир.
Домашнее задание – подобрать иллюстрации-ассоциации с темой рассказа, также неразрывно связано с нравственными и экологическими проблемами, поднятыми в рассказе. В итоге дети выбрали среди картинок в интернете или нарисовали самостоятельно такие сюжеты, как планету, лежащую на ладошках; ребенка, обнимающего земной шар и т.д.
Я глубоко убеждена в том, что школьникам необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – это значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно делать и что никогда делать нельзя, чтобы наш Мир стал еще краше и богаче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-деятельностная сущность личности и ее отношения с окружающим миром.
Раскрытие социально-деятельностной сущности личности и ее отношения с окружающим миром.Рассматривается решение следующие задач:• Раскрытие социально-деятельностной сущности человека.• Анализ отн...
СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»
Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений межд...
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами проектной деятельности на уроках литературы и краеведения
Из опыта работы...
«Актуальность формирования у детей духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных праздников»
Аргументированное рассуждение на обозначенную тему....
Морально-нравственное воспитание девушек подросткового и раннего юношеского возраста на уроках литературы.
Данная статья была представлена на региональной научно-практической конференции "Воспитание личности посредством преподаваемой дисциплины" в г. Армавир.К сожалению, изменение общественных отноше...
Статья на тему: "Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы"
Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы...
Исследовательская работа (статья) "Разновидность модальности по отношению к картине мира"
Работа представляет собой исследование (статью), в которой подробно освещается грамматическая категория английского языка - Модальность. Работа представляет интерес преподавателям, а также учащим...