Морально-нравственное воспитание девушек подросткового и раннего юношеского возраста на уроках литературы.
материал на тему
Данная статья была представлена на региональной научно-практической конференции "Воспитание личности посредством преподаваемой дисциплины" в г. Армавир.
К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. На плечи преподавателей ложится тяжелый труд научить детей различать добро и зло, отличать истинные ценности от мнимых. А это можно решить одним-единственным способом - дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание. Решить эту задачу преподаватель может средствами учебных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moralno-nravstvennoe_vospitanie_devushek_na_urokakh_literatury.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Морально-нравственное воспитание девушек подросткового и раннего юношеского возраста на уроках литературы.
Яворская М. Н., преподаватель
г. Гулькевичи, ГБПОУ КК «ГСТ»
К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Именно поэтому на плечи преподавателя ложится труд защитить детей от мира насилия, научить их противостоять злу и творить добро. А это можно решить одним-единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековой опыт российского образования и воспитания, сформировавшийся на нравственных и этических ценностях. И у преподавателя должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами учебных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.
- Почти «взрослая» жизнь.
С поступлением в техникум или колледж образ жизни подростка меняется коренным образом: большую часть времени он начинает проводить вне дома, вне семьи. До поступления в образовательное учреждение начального или среднего профессионального образования школа является для подростка переходным звеном на пути отделения и отдаления его от семьи и самостоятельного выхода во взрослый мир. Если школа еще чем-то напоминает семью (в школе к подросткам сохраняется покровительственное и снисходительное отношение как к детям), то в техникуме отношения между обучающимися и преподавателями становятся более равноправными. Взрослые предъявляют совсем другие требования к подросткам, и отношения между ними складываются как деловые и официальные.
Конечно, ожидается, что школа уже сформировала у подростков определенные качества, необходимые для перехода во взрослую самостоятельную жизнь. Ожидается, что подросток обладает необходимыми качествами, которые помогут ему ориентироваться в социальной, политической, культурной и экономической жизни общества. Но зачастую оказывается, что у детей раннего юношеского возраста еще не до конца сложились убеждения, мировоззрение, система социальных и морально-нравственных ценностей, определяющих его отношение к миру и самому себе. Поэтому молодежь этого возраста является основной группой риска при вовлечении в криминальную деятельность и экстремистские организации.
Я думаю, что, какие бы официально-деловые отношения не складывались между подростком и преподавателем в техникуме, важно не забывать, что перед нами ребенок, у которого, в отличие от социально адаптированного взрослого, еще не сформировалось устойчивая позиция в жизни, который может оступиться и которого нужно вовремя выслушать и поддержать. Вот почему важно не забывать о воспитательной функции педагога-предметника и классного руководителя.
На мой взгляд, основной задачей воспитания детей подросткового и раннего юношеского возраста является формирование у них морально-нравственных качеств личности. У преподавателя еще есть время сформировать у обучающегося правильное нравственное мировоззрение, научить понимать, что для него допустимо, а что – нет.
- Литература, как источник нравственного, эстетического и социального воспитания.
Безусловно, литература как часть искусства выступает как источник нравственного, эстетического и социального воспитания, рассчитанного на углубление понимания основных жизненных нравственных категорий добра и зла и формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Она является одним из главных источников формирования общей культуры человека.
Литература как предмет в техникуме приобщает обучающихся к искусству слова, позволяет формировать духовные потребности, нравственные убеждения подростков. С точки зрения воспитательной возможности такой предмет, как литература, является одним из самых значимых.
Основа уроков литературы – работа с текстом художественного произведения, обеспечивающая развитие творческого воображения, эмоциональной сферы, самостоятельной интеллектуальной поисковой деятельности студентов. Доминирующим видом деятельности на уроке является восприятие рассказа преподавателя и беседа. Активное включение обучающихся в ход работы происходит благодаря дискуссии, когда каждый участник выражает своё собственное отношение к обсуждаемой проблеме. Дискуссия позволяет выяснить отношение ребят к той или иной нравственной проблеме, повлиять на восприятие ситуаций. Важно направить деятельность обучающегося так, чтобы нравственные идеалы, пропагандируемые в произведении, приобретали личностный смысл, становились собственным, пережитым. Чтобы подростки лучше ориентировались в беседе, преподавателю необходимо подобрать правильные вопросы, подготовить убедительные доказательства, суметь сделать так, будто обучающийся сам пришел к верному выводу, но при этом ни в коем случае не давить на подростка и не навязывать свою точку зрения.
При подборе способов воспитания морально-нравственных качеств на уроке литературы следует учитывать следующее:
- Состав группы (только девочки, только мальчики, и те и другие);
- Социальное положение детей (дети-сироты, дети из многодетных семей и т.д.);
- Психолого-возрастные особенности детей юношеского возраста (девочки опережают в развитии мальчиков).
В своей статье я сделала акцент на воспитании морально-нравственных качеств у девушек подросткового возраста, так как имею опыт работы с группами, состоящими только из девушек. Приоритетом моей работы с девушками раннего юношеского возраста является воспитание у них следующих нравственных качеств:
- Чуткость и отзывчивость
- Заботливость
- Благочестие
- Гордость
- Скромность и стыдливость
- Женственность
- Аккуратность и чистоплотность
- Милосердие
- Честность
- Трудолюбие
Особое внимание уделяется воспитанию в девушках понимания своего предназначения как жены и матери.
Именно на уроках литературы у меня есть возможность наиболее сильно воздействовать на эмоции и чувства девушек и на примере героев произведений, через рефлексию и сопереживание, воспитывать и утверждать нравственные и морально-этические идеалы.
Плюсы работы в группе, состоящей только из девушек:
- Доверительные отношения с преподавателем.
- Отсутствие стеснения.
- Чувство солидарности со стороны преподавателя.
- Большая заинтересованность девушек, нежели юношей, в произведениях с ярко-выраженной любовной тематикой.
Минус:
- Субъективность суждения (то есть девушки сразу выносят вердикт: плохой герой или хороший, прав он или нет).
И плюсы и минусы работы в группе девушек хочу представить на примере урока по литературе с применением ИКТ на тему: «Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
Цель урока: рассмотреть женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
Воспитательная задача: приобщить обучающихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям (жалость, сострадание, сочувствие и другие).
При изучении темы на уроке были проведены следующие виды работ:
Чтение глав романа
Просмотр презентации с фотографиями героинь
Сравнительный анализ героинь по следующим разделам: внешность, жизнь до встречи с Григорием, характер героинь
Беседа с преподавателем
Работа в тетради с таблицей
Результаты урока: 1. Достижение поставленной цели. 2. Выполнение поставленной воспитательной задачи: путем воздействия на эмоции и чувства девушек через рефлексию и эмпатию, у них были сформированы таких морально-нравственных качеств, как
Жалость, сострадание
Сила характера, гордость
Трудолюбие и хозяйственность
Понимание роли женщины в жизни мужа и детей.
При анализе женских образов романа М. Шолохова «Тихий Дон» девушки, описав и сравнив двух героинь, Наталью Коршунову и Аксинью Астахову, пришли к общему выводу: обе героини являют собой типы сильных женщин, трудолюбивых хозяек, любящих матерей и обе достойны жалости и сострадания. Это именно те нравственные качества, которые я стремлюсь воспитать в девушках.
Через сопереживание и рефлексию, а также благодаря доверительным отношениям с преподавателем и особой чуткой восприимчивости к прочитанному, у девушек подросткового и раннего юношеского возраста собственные нравственные ценности развиваются наиболее активно и полно. Большое значение здесь приобретает выработка у студенток способности сопереживать героям литературных произведений, «переживать» вместе с героями события прочитанных книг, осмыслять их поступки.
Роль такого предмета как литература для воспитания девушек подросткового возраста неоценима в наше время. Она формирует их взгляды и нравственные ориентиры в жизни, развивает в них чувство гармонии и красоты, воспитывает такие качества как честность, милосердие, трудолюбие, женственность, скромность – все то, чего так не хватает многим современным девушкам, но что так ценится в нашем обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами проектной деятельности на уроках литературы и краеведения
Из опыта работы...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 - 7 КЛАССАХ
В статье рассказыватся об опыте интеграции обучения и воспитания детей в духе православных духовных ценностей на уроках литературыНа уроках литературы в первую очередь решаются задачи литературного об...
Психолого-педагогическая характеристика подростков в переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту.
Беседа с родителями учащихся 9 класса...
«Воспитание скоростных способностей в среднем школьном возрасте на уроках легкой атлетики»
Квалификационная работа...
авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.
Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ВОЛЕЙБОЛ»)
Одной из важных задач физического воспитания школьников является совершенствование координационных способностей. Чем выше уровень координации школьника, тем легче он осваивает новые движения, лучше сп...
Статья "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"
Аннотация. В статье на примере изучения произведения К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» анализируется педагогический подход к формированию у детей экологически нравственного отношения к приро...