Урок литературы по повести И.С.Тургенева "Ася"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы «Элегия неудавшейся любви»
(по повести И.С. Тургенева «Ася»)
Цель: (деятельностная и содержательная) формирование у учащихся интереса к исследовательской работе; развитие логического и образного мышления; совершенствование умений и навыков словесного оформления образов, умения находить подтверждение своим суждениям в тексте; закрепление теоретических понятий повесть, элегия, сюжет, композиция.
Планируемые результаты: пробудить чувства прекрасного через поэтический текст повести, музыку; научить восьмиклассников текстуальному анализу повести и анализу эпизода произведения, видеть и понимать значение детали в литературном произведении; научить ребят понимать «психологизм» повести, разбираться в средствах выразительности языка.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: групповая.
Технология: диалог-беседа.
Межпредметная связь: музыка, культура речи, русский язык.
Метапредметная связь: интеграция с психологией.
Ресурсы: эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье» (И.С.Тургенев), презентация, отрывки из повести И.С. Тургенева «Ася», аудиозапись, раздаточный материал для работы в группах, орден исследователя, куклы-образы.
Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа, исследовательская работа.
УУД:
- Коммуникативные – сотрудничество, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.
- Регулятивные – возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
- Личностные – исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
- Познавательные – действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, логические действия, способы решения задач, построение речевых высказываний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ход урока
- Мотивационно-установочный этап. Обучающиеся сидят по группам (2 группы). Звучит песня Муслима Магомаева «Элегия» (1м.45).
Слово учителя: Вы услышали душевную, лирическую песню в исполнении известного певца советской эпохи Муслима Магомаева. Какие у вас возникли ощущения, чувства после прослушивания музыки? Какое настроение? О чем эта песня?
Мнение обучающихся (песня о любви).
Учитель: Любовь. Какие слова прозвучали в этой мелодии? Смогли ли услышать?
Мнение обучающихся: «В целом мире я один, я самим собой судим, я не смог любовь спасти, ты прости меня, прости…»
Учитель: Из этих строк мы понимаем, что речь идет о любви неудавшейся. Хотя любовь – это самое прекрасное чувство человека. Повесть «Ася» - произведение о любви, и только о любви, которая, по мнению Тургенева, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится и движется жизнь». Произведение сложное по человеческим характерам, в нем изображенным, по интриге, в нем развертываемой. Вы со мной согласны?
Мнение обучающихся.
Учитель: Мы знаем, что история любви закончилась печально, герои расстались. К сожалению, их любовь не состоялась, не получила развития. Музыка соответствует сюжету повести?
Обучающиеся говорят: «Да, мелодия навеяна грустью, тоской, задумываемся… И слова говорят о несостоявшейся любви, что герой остался один, не смог спасти любовь. Песня лирическая, спокойная».
Учитель: Лирика передает субъективные переживания человека. В нашем случае в песне отражены любовные переживания.
Работа над темой урока: обучающиеся вместе с учителем выявляют тему урока
(1 слайд).
Учитель: Раз лирическая, то значит песня элегического характера. Итак, сегодня мы на нашем уроке поговорим о неудавшейся любви героев повести И.С. Тургенева «Ася». А ведь счастье было так возможно: Почему И.С. Тургенев называет повесть «Ася» элегией неудавшейся любви? Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Элегия неудавшейся любви». Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня…У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье» (И.С.Тургенев).
Учащиеся пишут тему и эпиграф урока в тетради.
Учитель: Что такое элегия? Элегия – это поэтический жанр, известный еще со времен Античности. Одним из ведущих принципов сложения элегии становится использование так называемого элегического стиха. Содержание элегии разнообразно, но в основном определяется лирическими мотивами, нередко связанными с любовными переживаниями, а также ощущением тоски и грусти.
Актуализация знаний.
Учитель: Проанализируем важные, на наш взгляд, эпизоды. Мы должны обобщить и систематизировать полученную информацию, закрепить такие понятия, как повесть, элегия, сюжет, композиция. Мы будем работать с текстом повести, доказывать свои суждения, выполнять исследовательскую работу. Попытаемся понять, почему не состоялась любовь героев? Что им помешало? Кто виноват?
Мастерство И.С. Тургенева проявляется в каждом росчерке пера, и повесть «Ася» — одно из показательных произведений. В нем вы, совершив путешествие в XIX век, встретили «Тургеневскую девушку», представляли себя рядом с героями, убедились, что человеческие чувства: любовь и дружба, взаимопонимание и отношения между людьми — были всегда сложными и многогранными…
Беседа по вопросам проблемного характера. Погружение в атмосферу повести Тургенева.
Итак, обратимся к тексту повести.
- Какую форму повествования выбирает автор?
Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.
- Что вы можете сказать о Н.Н. , от лица которого ведётся рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?
Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.
- Чем поразили Гагины Н.Н. при первом знакомстве?
Н.Н. воспринимает брата и сестру как людей разных психологических уровней, а портретные характеристики поражают читателя точностью и краткостью. Рассказчик отметил явное несходство и внутренний контраст Гагиных. Это ещё больше обострило его любопытство и восприимчивость. Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.
- Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его. (Чтение текста повести (II глава) сопровождается вальсом Штрауса «Над голубым Дунаем»).
- Каково состояние души Н.Н. после первого дня знакомства?
Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья (II глава).
- Где встретили Н.Н. с Гагиным Асю на второй день знакомства?
На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.
- Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, досада.)
По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полузагадочным существом, «хамелеоном».
- Как заканчивается второй день знакомства?
Герой не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.
- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася – не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке)
- Какие чувства овладевают героем после этого? (Конец 6 – начало 7 гл.)
Сам герой не находит определения своим чувствам. Но мы, читатели, понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от неё он уходит в горы, а когда возвращается, то, прочитав записку от Гагина, на другой день же отправляется к ним.
- Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (Выборочный пересказ истории Аси. 8 гл.).
- После разговора об Асе последовала новая фаза любовных отношений тургеневских героев: теперь наступило взаимное доверие и сближение. Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?
Успокоенный, Н.Н. понял, что странная девочка привлекла его «не одной только полудикой прелестью», но её душа ему нравилась. Всё вокруг влюблённых освещается волшебным светом: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.)
- Ася говорит любимому: «Если б мы с вами были птицы, – как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова?
Любовь окрыляет человека, поднимает его над обыденностью. Литературовед М.Гершензон писал: «Вот образ любви, по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей».
- Что почувствовал Н.Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, весёлого вальсирования с Асей и её призыва вообразить, что у них выросли крылья? В чем смысл разговора о крыльях? Когда еще звучал вальс?
Вальс звучал при первом знакомстве. Н.Н. почувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство на сердце, с другой, - упоение радостью сближения; в нём загорелась жажда счастья. Анализ 9 главы.
Таблица составляется обучающимися. Читаем 9 главу (зарождение чувств) и выписываем из нее в таблицу слова. (Учитель показывает таблицу, заранее составленную её учащимися). Работа с текстом. Анализ эпизода.
Цвет | Свет | Как говорят герои | Ключевой образ | Интонация, настроение |
Бледное лицо Покраснели Черный кот с желтыми глазами Светлые глаза Темно (тени) Бледная Синева неба Темные глаза | Ясный солнечный луч Все радостно сияло Блеск воздуха Какие-то тени пробежали по лицу
| Доверчивая ласка в голосе Прошептала Задумчиво Спросила с любопытством Засмеялась тихим и легким смехом Подхватила с живостью Тихо отвечала Н.Н. промолвил Засмеялся Воскликнул Понизил голос Возразил Отвечал озадаченный Прерывистые звуки Резкие слова | Образ летящей птицы, словно мертвая испуганная птица | Светлая Печальная горечь Печаль |
- Предчувствуем, что не сложатся их взаимоотношения. Недаром Ася сравнивает себя с Татьяной Лариной, которая в любви не была счастлива. Как Онегин с Татьяной, так и Ася с Н. Н. слишком разные люди. Вот и попробуйте это доказать.
Домашнее задание – составить таблицу по XVI главе. (Свидание).
- Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент?
Через пейзажную зарисовку. (Художественное чтение отрывка из 10 гл. на фоне звуков вальса Штрауса) Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем» души. Роль 10 главы. Что почувствовал герой? (Тайное беспокойство, тревогу). Снова пейзажно-психологическая зарисовка помогает понять героя, его состояние. Почему тревога?
Отравленный сладким ядом закипающего чувства, герой-романтик во всём находит тревожное ожидание, беспокойство: «в небе не было покоя», в « тёмной, холодной глубине» реки с тихим журчанием воды за кормою, в шёпоте ветра – повсюду чудилось тревожное оживление. Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой ещё не смел назвать по имени.
Время как бы останавливается для героя, переполненного ожиданием счастья, и лишь после горького признания Аси, что «крылья у неё выросли, да лететь некуда» (а что скрыла под этими словами Ася, как их понять?), наш герой решается подумать над вопросом: «Неужели она меня любит?» (XIII гл.)
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
- В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание с Асей? (Сомнение, колебания).
Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?
- Чем не понравился?
- В чём он обвиняет Асю? В чём хочет оправдать себя?
- Зачем Н.Н. пришёл на свидание?
- Как ведёт себя Ася во время отповеди Н.Н.?
УЧИТЕЛЬ С РЕБЯТАМИ СОЗДАЕТ КЛАСТЕР (любовь, счастье, несчастье).
- А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?
- Почему Н.Н., услышав от Гагина, что Ася нашлась, не настоял на разговоре тут же? Как автор относится к такому поведению героя?
- Что же произошло на следующий день? Понял ли Н.Н. свою ошибку, осудил ли себя? (Конец 21 гл.)
- Почему же не состоялось счастье героев? Почему они разошлись?
- Какими способами автор помогает нам открыть душу героя? (Выбор формы повествования от первого лица, портретные характеристики, «психологический» пейзаж.)
3. Творческая работа в группах
1 группа. Подумайте, можно ли безоговорочно осудить господина Н.Н.? Не забудьте, что поэтическая атмосфера повести, сложная психология героини воссозданы в рассказе, ведущемся от его имени.
2 группа. Господин Н.Н. говорит: «…я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой». А может быть, он прав? Ваше мнение?
4. Оценочный блок – взаимооценивание, вручают двум активным учащимся
орден исследователя. (Выбирают одного ученика из группы).
Учитель: В ходе нашей беседы, нашего исследования кто был убедительнее в своем мнении?
5. Рефлексия (обмен мнениями): выскажите свою точку зрения – Какую истину
вы поняли? Какой опыт приобрели? Пригодится ли полученный на сегодняшнем уроке опыт (багаж) в вашей жизни?
Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему своё чувство. У Аси лишь тогда, когда всё было потеряно, потеряно из-за несказанного вовремя слова. Но чувства не забылись: двадцать лет прошло, а Н.Н. помнит всё до мелочей, свято хранит «священные реликвии» любви. (Обращаемся к засушенной веточке герани, записочкам.)
Психологический прием – Куклы: он и она.
Не сказанное вовремя слово привело к расставанию. Между героями возникла стена непонимания, недоверия. «А счастье было так возможно…».
«У счастья нет завтрашнего дня…У него есть настоящее – и то не день – а мгновение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое
Урок по повести А.Платонова «Юшка». тема: " Любить «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...
Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»
1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...
Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)
Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе...
Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".
На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...
Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
Технологическая карта урока...
Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе
Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...
Конспект урока литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема: Знакомство с героями. Историческая основа повести (глава 1).
Первый урок по повести представляет собой знакомство с героями произведения...