ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Ф.И. О. педагога Путилина Екатерина Александровна
Предмет Литература
Класс 8
Тема: История создания повести «Капитанская дочка»
Тип урока Урок открытия нового знания
Технологии: исследование
Задачи:
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;
- учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;
- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_8_klass.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ
Ф.И. О. педагога Путилина Екатерина Александровна
Предмет Литература
Класс 8
Тема: История создания повести «Капитанская дочка»
Тип урока Урок открытия нового знания
Технологии: исследование
Задачи:
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;
- учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;
- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
1) Организационный этап. | Загадка (ребус) Эпиграф | Создание положительного настроя на урок. Эпиграф на доске: История — это прежде всего муза. Поль Валери | Отгадывание ребуса (ответ: «Пушкин) | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: ориентация на исследовательскую работу | Создание благоприятного эмоционального настроя |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мотивация, побуждение к исследовательской работе Постановка проблемного вопроса | Известно, что все города гордятся тем, что в них бывали знаменитые люди. Существует даже такая гипотеза, что в нашем городе Саратове был Пушкин. Краеведы до сих пор ведут споры об этом. Этому есть лишь косвенные доказательства. Как вы думаете, почему возникла эта гипотеза, как она может быть связана с произведением, которое мы с вами начнем изучать? Корректировка формулировок целей и задач урока |
Цель: Узнать историю создания повести «Капитанская дочка» Задачи:
| 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: смыслообразование (исследовать, понять, узнать 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Постановка учебной цели и задач |
3) Актуализация знаний. | Индивидуальное опережающее домашнее задание | Итак, мы выяснили, что Пушкин уделял большое внимание истории. Но не истории как таковой данности. Вспомним Дубровского, поэму «Медный всадник», «Борис Годунов». Кому всегда сочувствовал Пушкин? Какая проблема больше всего волновала писателя? Пушкин знает, что простой народ хочет доброго, мудрого правителя, который знает все тяготы крестьянской жизни. Этом сейчас нам поведают ребята, выполнившее индивидуальное домашнее задание. | Ответ обучающихся: народу. Поэтому Пушника в большей степени интересовала история народа Ответ обучающихся: проблема взаимоотношения государства и народа Выступления историка, биографа и Пушкина Остальные обучающиеся делают запись в тетрадь Пушкина возмущало то, что период крестьянской войны плохо изучен и многое остается засекреченным | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Общеучебные Моделирование | Осознание необходимости получения нового знания |
4) Первичное усвоение новых знаний. | Работа в парах сменного состава, взаимопроверка. Схематичное представление материала | Взглянем на статью Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» Статья содержит некоторые даты 1824 1832 1833 1834 годы. Кратко дайте характеристику деятельности писателя в эти года | Работа в парах. Описание года. Построение схемы «Этапы работы над повестью» | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | Построена схема «Этапы работы над повестью» |
5) Первичная проверка понимания | Беседа, | Беседа по теме урока: Итак, что мы свами уже узнали об истории написания повести «Капитанская дочка»? Какой мы можем из этого сделать вывод? | Что повесть имела реальную историческую основу, материал Пушкин собирал лично из первоисточников, как устных, так и письменных. Писатель стремился сделать свое произведение максимально реалистичным, достоверным. (запись в тетрадь) | 1) Регулятивные: - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Вывод о поисковой деятельности Пушкина |
6) Первичное закрепление. | Работа в микрогруппах | Все ли поставленные задачи были выполнены Учитель раздает карты-схемы для работы в микрогруппах. Объясняет задание Проследите карты движения войск Пугачева и Пушкина, какие общие пункты и участки движения? Ответили мы на один из вопросов сегодняшнего урока? Был ли Пушкин в Саратове или нет? | Мы еще должны узнать, был ли Пушкин в Саратове? Работа с картой Отмечание пунктов движения Пугачева и Пушкина Ответы учеников: Можно предположить, что был, потому что многие места на картах совпадают | 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения 3) Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Получение или неполучение ответа на вопрос. Аргументация вывода |
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Составление характеристики по приведенному плану | Освещать историческую эпоху Пушкин предпочитает глазами своих героев. Кто же герой-повествователь этой повести Дома составьте автобиографию Петра по плану: ФИО Возраст Происхождение Семейное положение Опыт службы Близкие знакомые: | Ответ учащихся: Петр Гринев | 1) Познавательные - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения | Понимание домашнего задания |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) | Методика «Продолжи предложение» Акрослово | Фронтальный опрос обучающихся
| Составление акрослова «П У Ш К И Н» | 1) Познавательные - умение обобщать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | Определение наиболее трудных или интересных этапов урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературе (9 класс)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с...
Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов
Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс: 5Тип урока: урок «открытия» нового знания...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....
Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.
Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...
Технологическая карта урока по литературе 6 класс
Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ко...
Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)
На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...