Рассказ А.П.Чехова "На мельнице" как нравственный приговор жадности и бесчестью.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Технологическая карта урока в 7 классе и приложение к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_literatura_na_melnitse.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
учителя русского языка и литературы ГБОУ лицей №470
Грищенко Юлии Андреевны
7 класс
Тема урока: Изображение А.П.Чеховым в рассказе «На мельнице» ненастоящего человека как нравственный приговор жадности и бесчестью.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Задачи урока (образовательные)
-формировать умения и навыки по филологическому анализу текста
-продолжить обучение выразительному чтению
- расширить словарный запас детей.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
-высказывать предположения на основе наблюдений;
-формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;
-соотносить цели и результаты своей деятельности;
-определять степень успешности работы.
Познавательные:
-выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;
-искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;
- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения
-уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слыщать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные
-Знают и понимают основные элементы филологического анализа текста
-Умеют погружаться в творческую лабораторию писателя
-Умеют делать сравнитёльный анализ двух героев
Метапредметные
-Понимают цель деятельности и овладевают способами деятельности
-Контролируют собственные действия, корректируют их
-Активизируют мыслительную и познавательную деятельность с помощью проблемных вопросов.
Личностные
-Активно познают особенности родного языка
-Овладевают способами познания
-Формируют неприятно таких качеств в человеке как злость, жадность, бессердечие
Ресурсы урока: раздаточный материал, карточки, учебник
Этап урока | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
| Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ри+^ | Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку (Л) | ||
| 1 .запись и обсуждение эпиграфа | Фронталь- ная, парная, индивидуа- льная | Диктует эпиграф. Предлагает объяснить, как эпиграф связан с содержанием рассказа. | Записывают эпиграф. Отвечают на предложенный вопрос. | Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К). |
2.реализация домашнего задания. | Предлагает зачитать подготовленные дома вопросы к рассказу. | Зачитывают вопросы, подготовленные дома, записывают удачные вопросы одноклассников | |||
Ш. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. |
1 Вступительное слово учителя 2.Просит учеников ответить на вопрос: о чем с их точки зрения, будем говорить на уроке 3.Запись на доске предложенных учащимися вариантов 4. Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса | Фронталь ная, индивидуа льная. парная | Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует наблюдение нал материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока. | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цели. | Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока (Р) |
IV. Деление на группы Поиск решения. Открытие новых знаний. Построение плана достижения цели. Фиксация нового знания в речи | 1.Анализ материала для наблюдений и формулировки ответов. | Коллектив ная, группавая | II.В технологии проблемного диалога организует наблюдение: III. Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения (обсудите в группах вопросы на карточках) | Выделяют необходимые эпизоды, проводят наблюдения над текстом. После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы | Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать доказательства по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К). Работать в группе, участвовать в выработке решения (К). |
V.Физкультминутка. Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на физическую. | Коллектив ная | Вместе с детьми выполняет упражнения | Вместе с учителем выполняют упражнения | ||
VI, Первичное закрепление учебного материала | Индивиду альная | Уточняет понимание задания. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль | Выполняют задания индивидуально. Записывают собственные суждения, делятся своими гипотезами с одноклассниками | Строить логически обоснованные рассуждения, группировать аргументы по заданным основаниям. (П.Р). Работать в группе, участвовать в выработке решения (К). | |
VII. Создание творческих проектов: сиквейны и даймонды | индивидуа льная | Уточняет понимание задания, осуществляет контроль | Выполняют задание индивидуально, оформляют страничку в тетради Оценивание работы (самоконтроль и взаимоконтроль) | Создавать творческую работу по заданным основаниям оценивать свою и чужую работу (П.Р). | |
VIII. Рефлексия. Организовать оценивание Учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. | Индивиду альная | Организует рефлексию через подводящий диалог. | Отвечают на вопросы, подводят итог работы. Выставляют оценки. | Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р) | |
IX. Домашнее задание | Дает задание: написать сочинение «Как Алексей Бирюков превратился в ненастоящего человека» | Записывают задание. |
- группа
1.Выразительное чтение портрета Алексея Бирюкова
2.Черты героя, проявляющиеся через лортрет(особые детали)
З.Роль пейзажа в начале рассказа в раскрытии характера героя
4'Сравнительный анализ образа Бирюка из рассказа И.С.Тургенева и
Алексея Бирюкова
- группа
1.Черты характера А.Бирюкова, проявляющиеся через его диалоги с
монахами и работником?
- Кто такие монахи?
З.Почему монахи терпят хамское, грубое и нечеловеческое обращение?
4.Что о мельнике говорят в округе?
3.Группа
1.Выразительное чтение реплик героев
2.Черты характера мельника,
раскрывающиеся через диалог через диалог с матерью
3.Авторские ремарки
4.Что можно сказать о мельнике и его матери?
4 группа
- Выразительное чтение эпизода
- Почему сцена прощания матери с сыном производит тяжелое
впечатление на монахов?
3.Выделить самые важные детали сцены
Тема урока: «Человек в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание» подлец или...?
Цель урока: продолжить развитие умений в постановке и решении проблемного вопроса для рассмотрения основных проблем литературного произведения.
Задачи урока:
Образовательная: попытаться ввести учащихся в творческую лабораторию
писателя; начать исследование эстетики Ф.И. Достоевского; поставить вопрос о нравственных устоях личности, о том , что есть преступление и наказание.
Развивающая: развивать умение вести дискуссию, правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения, выделять главное из текста, понимать значимость проблемного вопроса для выявления основной проблемы произведения.
Воспитывающая: способствовать рассмотрению проблемы урока как личностно значимой.
Д/3 к уроку: проследить по тексту романа путь Раскольникова к преступлению; посмотреть, как часто в тексте романа встречается слово «подлец»; определить относится ли оно к какому-нибудь конкретному человеку или же к человеку вообще, т.е. к каждому из нас.
Технология: Проблемное обучение
I ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. |
1 .Вводное слово учителя о вечных проблемах, поднимаемых Достоевским в романе. | 1 .Учащиеся слушают, пытаясь найти ответ на вопрос: что «своё» находили в романе и народники (страстотерпцы) и фашисты (сверхчеловеки). Учащиеся высказывают своё мнение но поводу. |
2.3адает проблемную ситуацию: осмыслить название романа. | 2.Учащиеся определяют, в чем смысл названия. Подбирают названия других произведений, также основанных на антитезе. |
У Достоевского- только ли противопоставление понятий ? | Учащиеся записывают в тетради своё мнение об этом: «Преступление - это начало наказания. Для того чтобы само преступление стало настоящим нравственным наказанием по Достоевскому «душу нужно иметь».» |
З.Учитель организует работу по подбору материала для доказательства выдвинутого тезиса. | 3.Учащиеся реализуют первую часть домашнего задания, зачитывая отрывки, в которых отражен путь Раскольникова к преступлению. |
4.Учитель задает новую проблемную ситуацию: «Подлец ли человек ?'» | 4.Учащиеся реализуют вторую часть домашнего задания. Приводят цитаты из текста романа ,где встречается слово «подлец». Отвечают на вопрос : к кому применено это слово - к конкретному человеку ил к человеку вообще, т.е. к каждому из нас? |
5.Учитель пытается выяснить, а какова же позиция автора в этом вопросе. Для этого задает ряд вопросов.(Что делает человека подлецом? Что позволяет ему быть человеком? Какова по вашему мнению т.з. Ф.М.Достоевского?) | 5.Учащиеся зачитывают записанные дома ответы на вопрос о красоте. |
Кто становиться идеалом писателя в связи с вышеизложенным? Зачитывает отрывок из монолога Сонечки: «Это человек -то вошь!?» | Учащиеся определяют, кому принадлежат слова. Отвечают на вопрос : почему именно Сонечка - идеал писателя ? |
Учитель предлагает найти в тексте эпизоды ,в которых Раскольников предстает перед нами человеком сострадающим, благородным, великодушным - душу имеющим. | 7.Учащиеся зачитывают текст, анализируют фрагменты. |
5.почему Ф.М.Достоевский показывает Раскольникова таким? | 8. Ответы учащихся. («Развенчивает «сильную личность»» «Показывает, что душа в нем возьмет верх.» |
9. Учитель говорит о том, что гений Достоевского в том , что он ,желая реализовать эстетическую и философскую идею, не свел образ до схемы. Что же «подло» в жизни? | 9.Учащиеся читают и анализируют эпизод с письмом матери из первой части, пытаются найти противоречия в действиях и желаниях героя. |
10. | 10.Учащиеся делают вывод. Быть преступником - страшно! (Даже до совершения преступления, когда есть только намерения.) Страшно отделить себя от людей и не иметь возможности |
11 .Учитель подводит итог урока: убивший раз может убивать многократно, для Раскольникова же :один раз убить - это непрекращающийся кошмар наказания. Учитель предлагает учащимся сформулировать продолжение темы | 11 .Учащиеся предлагают варианты. «Человек подлец или ... ?» (святой, праведник, человек, заблудший ) |
12.Д/3 написать эссе, размышляя над тем, кто же человек поДостоевскому |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.
Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...
О чести и бесчестии (по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ»)
Интегрированный урок (литература и основы православной культуры) для 8 класса...
Презентация к уроку О чести и бесчестии по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ»
Презентация к уроку О чести и бесчестии...
Конспект урока в 7 классе. А.П.Чехов "Хамелеонство - нравственная болезнь"
Конспект урока в 7 классе. А.П.Чехов "Хамелеонство - нравственная болезнь"...
Методическая разработка урока «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека». 8 класс.
Открытый урок по родной литературе. 8 класс....
Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека».8 класс.
Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека&ra...