О чести и бесчестии (по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Интегрированный урок (литература и основы православной культуры) для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_chesti_i_beschestii_dyogtev.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

О чести и бесчестии

(по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ»)

Цели и задачи урока

  1. Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные по рассказу

В. Дёгтева «Аморальный приказ».
2. Понять причины поступков главного героя рассказа.
3. Совершенствовать навык монологической речи.                                             4. Развивать мышление (умение анализировать, выделять главное

сравнивать).                                                                                                                        5. Воспитывать чувство уважения, любви к людям, умение отвечать за свои поступки

I. Приветствие

- Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это - книга! Да здравствует книга!

Неустанных исканий залог,

Радость каждого нового мига,

Указанье грядущих дорог –

Это - книга! Да здравствует книга!

 (Т. Щепкина - Куперник)

     - В жизни каждого читателя есть та самая книга, которая помогла ему заглянуть в себя, ответить на вопрос: почему и для чего я живу. Если вы её ещё не нашли, верьте, эта встреча произойдёт непременно!

    Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Дёгтева «Аморальный приказ». Может быть, он и станет той отправной точкой в вашем понимании мира и себя в нём.

II. Основная часть

1.Работа со словом

- Вдумаемся в название рассказа. Каково лексическое значение каждого слова?

Приказ официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению.

Аморальный – противоречащий законам морали, безнравственный.

- На что нас нацеливает автор? О чём хочет предупредить?

2. Беседа

- Когда и где происходят описываемые в рассказе события?

- От чьего имени ведётся повествование?

 - С чего начинается действие?

- Обратим внимание на то, что капитан не понимает, почему именно в это время (перед началом ледостава) дан приказ перевести заключённых.

- Почему груз, который находится на теплоходе, назван особым?

(осуждённые священники, настоятели монастырей, высшие иерархи)

- Почему люди названы «грузом»? О каком отношении к ним это говорит?

- Чем, по мнению, капитана, эта партия заключённых отличается от предыдущей?

(ни поножовщины, ни крика, ни шума, ни голодовок)

- 1003 человека в чёрных рясах. Монахи. Люди, давшие обет вести аскетический (отказ от жизненных благ и удовольствий) образ жизни, следующие заповедям Христа. Как эти люди могли стать преступниками?

(«социальный заказ»; по мнению пришедших, к власти большевиков, религия – пережиток прошлого, который необходимо уничтожить. В.В.Маяковский в поэме «Облако в штанах» заявлял: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!»)

3. Реализация индивидуального домашнего задания №1

- В поведении монахов неопытный, невоцерковленный (далёкий от церкви) читатель может увидеть какую-то обречённость, нежелание бороться. Подумаем, так ли это?

Сообщение о Серафиме Саровском

Батюшка Серафим, рубил в лесу дрова. К нему подошли два крестьянина и настойчиво потребовали денег, которых, у него не было. Вероятно, сначала крестьяне побоялись напасть на отшельника: Серафим был высок ростом, силен и в тот момент держал в руке топор. К удивлению разбойников, монах вдруг положил топор на землю, смиренно опустил руки, потому что он вспомнил слова Спасителя: «Вси бо приемшии нож ножем погибнут» и не захотел сопротивляться. Он спокойно опустил на землю топор и сказал, кротко сложивши крестообразно руки на груди: «Делайте что вам надобно». Он решился претерпеть все безвинно, Господа ради.
Крестьяне сильно избили его, затем связали и побежали в келью, чтобы унести хоть что-нибудь, если не найдут денег. На стене висела икона, которая почему-то внушила разбойникам мистический ужас. Крестьяне в страхе выбежали из кельи и, бросив на произвол судьбы связанного монаха, исчезли в лесу.
Немного придя в себя, израненный батюшка Серафим каким-то образом снял веревки и чуть ли не ползком добрался до обители. Надежды на то, что он выживет, не было никакой. Несколько врачей, осматривая преподобного, вынесли безрадостный приговор — жить ему осталось считанные дни. В то время, когда врачи, собравшись у постели умирающего, выносили ему приговор, появилась Богородица и, посмотрев в их сторону, сказала: «Что вы трудитесь? Сей — от рода моего». С этого дня преподобный стал поправляться и вскоре встал на ноги.

 - Это тоже обречённость, нежелание сопротивляться?

(Божий человек покорен воле Господа; смирение - с миром принимаю)

4. Характеристика героев. Реализация индивидуального домашнего задания №2.

- Среди монахов есть два маленьких солнышка. Это Алёша и его верный  друг - пёс Пушок. Что мы можем сказать о них?

 Алёша: послушник (в русских православных монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества; они не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству...); ему 12 лет; поёт чистейшим альтом, принадлежит к старинному княжескому роду.

- Предположите, как мальчик мог оказаться среди монахов?

Пушок: умный, умеющий понимать, чувствовать человека рыжий пёс, дворняга.

- Как они относятся друг к другу?

- Не каждого человека животное может понять и принять так, как Пушок Алёшу. Наши братья меньшие чувствуют душу человека. Послушаем, как относились животные к святым людям.

Сообщение о Сергии Радонежском

   В XIV веке жил преподобный Сергий Радонежский — святой подвижник. Долгое время его уединенным жилищем была маленькая келья в лесу. Лес был полон зверей и птиц. Все они полюбили святого и часто навещали его. То волк забежит на огород, где работает старец, то семейство кабанов пожалует… Сила молитвы спасала подвижника.

  Сохранилось свидетельство о необычной дружбе святого. Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей кельей большого, тощего медведя. Зверь совсем ослабел от голода. Пожалев его, старец вынес краюху хлеба, и положил на пень перед медведем. Медведь съел хлеб и с той поры часто навещал Сергия, ожидал обычного подаяния и не отходил до тех пор, пока не получал его. Преподобный радостно делился с ним                                

                               

хлебом,  отдавал  последний кусок, а иной раз и весь обед. А когда хлеба не было, то оба оставались голодными. Дикий зверь слушался пустынника и был кроток с ним, точно овечка.

- Я думаю, каждому из нас симпатичен Алёша. Подберём определения, характеризующие мальчика, и прокомментируем их.

(добрый, кроткий, смирный, безобидный, благодарный, благородный, талантливый)

5.Характеристика героя. Работа в группах

На корабле есть человек, которому все окружающие  глубоко безразличны. Единственный, кто его привлекает как бывшего циркача, пёс Пушок.

- Как зовут этого человека? (Яков Наумыч)

- Какую должность он занимает? (замполит - заместитель капитана по политической части)

- Посмотрим, как он относится к людям.

Работа в группах:

1группа: отношение к Алёше

(отбирает фамильный крест; отбирает Пушка, несмотря на слёзы РЕБЁНКА);

2группа: отношение к Пушку

(восхищается им, так как знает цену «талантливым», дрессированным животным; отобрав его у Алёши, запитает в каюте; потеряв собаку, до последнего пытается её найти – это любовь или эгоизм);

3группа: отношение к капитану (1) и заключённым(2)

(1. не доверяет, так как сообщает приказ затопить пароход с заключёнными лишь на шестой день, непосредственно перед затоплением;                                      2. люди ему не интересны, во время затопления парохода он «рыскал по своими глазами-маслинами палубе» в поисках пса).

- Какой вывод можно сделать об отношении Якова Наумыча к людям? Какой он?

Составим синонимический ряд: 

Яков Наумыч Минкин – холодный, равнодушный, жестокий, бездушный.

Центральное слово – бездушный (без-душный -  без души). Это бездушие проявляется в отношении к людям. Кто-то, устав от несовершенства мира, может сказать: люблю животных, но ненавижу людей. Но заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего». Ближний – человек!

6.Продолжи предложение.  Монологическое высказывание по предложенному плану

- Чем капитан отличается от Якова Наумыча?

Продолжим предложения

  • Если у Якова Наумыча душа мертва, то у капитана…

(слаба - малодушие)

  • Он наделён хорошими качествами…

(чувство долга, умение видеть доброе, исполнительность)

  • Чувство долга

(осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берёт на себя, вступая в определённые отношения с людьми)

  • Человек может испытывать чувство долга перед…

(родиной, родителями, детьми, профессиональный долг)

  • Капитан получает письменный приказ…

(затопить пароход с «грузом»)

- Капитан стоит перед выбором…

Монологическое высказывание от лица героя: «Что испытывает капитан, принимая решение?»

План:

1.Мне дан приказ…

2. Что я мог поделать…

3. Я долго не выходил из каюты…

4. Я сделал свой выбор…

5. Я объявил приказ команде…

6. В момент исполнения приказа я чувствовал…

7.  Я сожалел о том, что…

   Сделать всё по уставу, те выполнить, не думая, бесчеловечный приказ, или отказаться от его выполнения, и, значит, быть наказанным, но остаться с чистой совестью – выбор, перед которым стоял капитан.

   Вы должны понимать, что человек не может быть плохим или хорошим; плохими или хорошими могут быть его мысли, поступки. И у каждого есть выбор, какой дорогой пойти, какую память о себе оставить…

7.Аудиофрагмент

(от слов: Из трюмов донеслось: «Вода! Спасите! Тонем! »

до слов: И опять я нравился самому себе в эту минуту…)

8.Сравнитальный анализ текста. Реализация индивидуального домашнего задания №3

- Я хочу обратить ваше внимание на слова, сменившие просьбу о спасении: «Помолимся, братия! Простим им, не ведают, что творят!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Слышали ли вы их раньше?

(Евангелие от Луки

23:33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую сторону, другого по левую сторону                                                                                                                                                 23:34 Иисус говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.)

- С такими словами умирали многие мученики за веру Христову. Они принимали смерть, не желая отречься от Христа. Их имена звучат в древней и в современной истории. Начало XX века в России утонуло в крови мучеников и исповедников Российских. Священники, монахи, миряне умирали под пытками, зная, что умирают за веру Христову.

Реализация индивидуального домашнего задания №3

(каждый готовит краткий рассказ об одном святом новомученике и исповеднике Российском)

Вот некоторые имена.

Пример: 

Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней.

Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях.

Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922–23 году содержался под арестом. В дальнейшем находился под постоянным давлением со стороны ОГПУ и «серого игумена» Евгения Тучкова. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью. Скончался в возрасте 60 лет.

  Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому.11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках.

- В нашем городе возведён храм Новомучеников и исповедников Российских. (показать макет и рассказать об игре «Смоленские купола»)

9. Поясни

- А теперь – финал рассказа

Поясните, на чём основаны мои утверждения.

  • Я считаю, что члены команды парохода  не случайно не подали руки своему командиру, честно выполнившему свой долг.
  • Я утверждаю, что Пушок оказался выше, честнее командира парохода.
  • Я считаю, что автор не случайно акцентирует внимание читателя на белоснежном кителе капитана, рукав которого испачкан крысиным помётом.  (китель = честь)

Не даром говорится, что в сложной ситуации человек показывает своё истинное лицо. В рассказе «Русский характер» А. Толстой утверждает: «…вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже…»

И ещё нужно помнить, что незнание законов не освобождает от ответственности.

10. Домашнее задание

В конце рассказа видим послесловие.

- Как вы понимаете прочитанное?

- Откуда у  священника оказался фамильный крест рода, к которому принадлежит Алёша?

Письменный ответ на эти вопросы и есть ваше домашнее задание.

III. Итоги урока

- Над чем вас заставил задуматься рассказ В. Дёгтева «Аморальный приказ»?

- В конце нашего урока, думаю, уместно поставить не точку, а многоточие. Потому что хорошая книга, и жизнь неразрывно связаны. Я уверена, что автор этого рассказа помог вам задуматься над тем, каким должен быть настоящий человек, а каким он быть не должен…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комедия "Недоросль" как аргумент к экзаменационному сочинению по теме "Честь и бесчестие".

Данный материал можно использовать при подготовке как урока литературы, так и урока русского языка....

Материалы для итогового сочинения. Честь и бесчестие

Материалы для итогового сочинения. Честь и бесчестие. Пример сочинения...

Сочинение по направлению "Честь и бесчестие"

Сочинение на тему "Честь и бесчестие"У каждого человека есть внутренний голос души, который помогает ему найти истину и направляет на верный путь. Люди, которые имет честь и чувство собственного досто...

Подготовка к итоговому сочинению по направлению "Честь и бесчестие"

Данный мастер-класс ппроводился с целью подготовки к итоговому сочинению по направлению "Честь и бесчестие"...

Итоговое сочинение. Направление "Честь и бесчестие"

В данной работе представлены все виды аргументов по направлению "Честь и бесчестие"....

Методическая разработка урока-дискуссии по теме "Честь и бесчестие"

Материал предназначен для подготовки учащихся к сочинению -рассуждению в формате ОГЭ или к итоговому сочинению по литературе....