Конспект урока в 7 классе. А.П.Чехов "Хамелеонство - нравственная болезнь"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока в 7 классе. А.П.Чехов "Хамелеонство - нравственная болезнь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hameleonstvo-nravstvennaya_bolezn.docx | 131.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: А.П.Чехов. Хамелеонство – как нравственная болезнь» по рассказу А.П.Чехова.
Цель: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить почему хамелеонство является болезнью.
Задачи: развивать умение размышлять, культуру речи, навыки сравнительного анализа; воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества; формирование умений заниматься исследовательской деятельностью.
Планируемые результаты:
Предметные: ориентируются на страницах учебника, рассматривают иллюстрации на слайдах, самостоятельно объясняют значение слов.
Метапредметные:
Личностные УУД: воспринимают речь учителя (одноклассников), выражают отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.
Познавательные УУД: осознано и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, умеют оценивать действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные УУД: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Словарная работа: хамелеонство, конфискованный, порок, нравственность
Оборудование: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература» 7 класс; С. Ожегов «Толковый словарь русского языка»; мультипроектор, портрет А.П.Чехова, иллюстрации к рассказу.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. | Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, готовность наглядных пособий и других средств обучения. | Готовность учащихся к работе на уроке. |
Приветствие учителя Цель: Создание условий положительного настроя к уроку | Ребята! Давайте встанем и поприветствуем друг друга касанием пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорим: - желаю (соприкасаются большими пальцами) -успеха (указательными) -большого (средними) -и везде (мизинцами) -Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Добрый день, ребята! Я рада вас видеть, и хочу с вами сегодня поработать. Хорошего вам настроения! | Обучающиеся настраиваются на работу, включаются в деловой ритм |
Мотивация учебной деятельности. Цель: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». - Чьи это слова? - Кто этот писатель? (А.П.Чехов) - Эти слова стали смыслом его жизни и творчества. - Нам сегодня выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа. - И сегодня на уроке мы постараемся понять язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон». | Пытаются ответить на проблемные вопросы |
Определение темы урока. | Подвести детей к теме урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определяется тема урока вместе с учениками. | Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока. - Кого Чехов считает хамелеоном? Почему рассказ назван «Хамелеоном»? |
Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. «Хамелеонство» - нравственная болезнь по рассказу А.П.Чехова. - Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели и задачи? (выявить почему хамелеонство является болезнью, определить смысл названия рассказа). - Чего бы вы хотели узнать на этом уроке? | ||
Актуализация знаний Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий | - А для этого проведем мы с вами не обычный урок, а урок-исследование. Давайте сначала мы определим лексическое значение слова «болезнь». Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. - А к кому мы обращаемся за помощью? Кто может избавить нас от боли, недомогания? (врач.) - А Чехов мог лечить болезни?(да, мог, потому что по профессии он был врачом) -Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души своими рассказами. И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы посмотрим «глазами врача», то возможно увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все будете главными ассистентами-помощниками у великого врачевателя человеческой души – А.П.Чехова. | Ответы учащихся. Учащиеся называют слова-ассоциации, которые приходят им на ум. |
Усвоение новых знаний. Цель: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации Работа с текстом Словарная работа | На уроке нам необходимо разобраться в одной истории болезни, о которой рассказал А.П.Чехов. - Ребята, давайте определим с чего начинается врачебная деятельность, таким образом, мы выстроим ход урока.(сначала выявляют симптомы болезни, по ним ставят диагноз, затем выясняют причины заболевания, выписывают лечение в конце говорят о профилактике) -Перед вами лежит «Индивидуальная карта амбулаторного больного», куда вы будете заносить все данные «больного» персонажа из рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» - Обратимся к произведению и найдем героя с симптомами нарушения здоровья. -Кто является героями рассказа? - Вы назвали Очумелова. - Найдите симптомы заболевания. (знобит, бросает то в жар, то в холод) - Какая деталь помогает понять, что Очумелову то холодно, то жарко? (шинель) - Что может сказать нам шинель о его хозяине? (о должности) - Давно ли Очумелов стал полицейским надзирателем? (новая шинель – значит, эту должность получил недавно) - Ребята, в какое время года происходят события? (начало лета – поспел крыжовник ) - Очумелов идёт в застегнутой или расстегнутой шинели? (В расстёгнутой ) А ведь это тоже важно? Представьте, человек идет в расстегнутом или застегнутом пальто. Есть разница? Оказывается, есть. Шинель развевается, от этого Очумелов кажется больше, страшнее. - Итак, как много о человеке нам сказала одна художественная деталь – шинель.(символ власти, чина) - Найдите, ребята, в тексте еще есть симптомы болезни Очумелова. - Говорящая фамилия. Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя. Обычно, говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность. Очумелов? - Фамилия образована от глагола “очуметь” - потерять соображение. - Корень слова “чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень) - Можем ли мы утверждать, что Очумелова боятся? (Из текста – “Кругом тишина…На площади ни души...”) - Почему на базарной площади ни души? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают). - В “Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он? - По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку. - Почему такое странное название – “Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (работа со словарем.) - Шинель – внешний показатель изменения цвета. Запишем диагноз – хамелеонство. - Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное) - Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит) - Сколько раз меняет свое решение Очумелов? (6 раз)
| Учащиеся составляют алгоритм.
Ответы учащихся. Пишут имя пациента в карточку 1симптом – знобит, бросает то в жар, то в холод Еще недавно называл «ваше степенство», а сейчас – «ваше благородие» Ответы учащихся симптомы –. Правда и справедливость не имеют для него значения., смена интонации голоса, все решает чин- кто сильнее тот и прав В тетради пишут значение слова «конфискованный»- отобранный Хамелеон, хамеле’он, -а, м. 1. Пресмыкающееся тёплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде. 2. перен. Человек, к-рый, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет своё поведение, взгляды, симпатии Учащиеся в словаре находят определение слову «хамелеон» и определяют, что слово имеет 2 значения. |
Работа над анализом рассказа «Хамелеон». Работа с текстом. | - Ребята, сделайте вывод, как ведет себя Очумелов, и постарайтесь объяснить причину его изменчивого поведения. - Теперь посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? (кардиограмма) Вот здесь отражается состояние героев. -Что может означать такая кардиограмма? (перепады в настроении, состоянии героев) - Так как мы с вами сегодня врачи, попробуем начертить график, отражающий поведение Очумелова, – наглядное изображение болезни (ломаная прямая). – Ребята, а кто-то еще, кроме Очумелова, болен хамелеонством? Кто имеет такую же линию поведения? (Толпа. Найти подтверждение в тексте) - Вот вам еще одно объяснение фамилии Очумелов. Он заразил всех кругом. Можем ли мы подобрать синонимы к слову хамелеонство? (угодничество, приспособленчество, чинопочитание)
| Тот, кто по чину выше – всегда прав. Ответы учащихся Дети рисуют ломаную линию, характеризующую изменения взглядов Очумелова. - |
Физкультминутка Цель: Снять психическое напряжение у учащихся на уроке путем переключения их на другой вид деятельности | «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. | |
Закрепление и включение в систему знаний Цель:Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия | Ребята, давайте теперь обратимся к нашей родной тувинской литературе. Как вы думаете, есть ли у нас такие герои, которые больны нравственной болезнью? - Я хочу обратиться к классике нашей тувинской литературы, к произведению великого тувинского писателя, поэта, композитора, драматурга, артиста, первого диктора тувинского радио В.Ш.Кок-оола «Хайыраан бот». Его именем назван республиканский Музыкально-драматический театр. У него тоже есть такие герои, у которыхнаблюдается духовная, нравственная болезнь. К ним относятся отец главной героини Кара – Сарыг-Ашак, оске кижи, Кенден-Хуурак, Хам-оол. Мы сейчас с вами посмотрим именно на поведение отца. Давайте прочитаем отдельные отрывки и проанализируем их. - Что мы узнали из этого? Вначале из разговора Сарыг-Ашака с женой мы узнали, что он выдал свою дочь, вернее падчерицу за богатого феодала. Из следующей реплики мы видим, что он рад приезду дочери. Читаем. Потом, когда он узнал, что дочь возвратилась навсегда ему стало жалко отдавать 2 коровы, которых дали им в качестве выкупа. И поэтому он меняет свое мнение, ради своей выгоды
Теперь давайте проследим как же проявляется хамелеонство в обоих произведениях. Очумелов: 1. По отношению к Хрюкину – грубость, высокомерие, надменность. 2. по отношению к генералу – подхалимство, чинопочитание, угодничество, льстивость. 3. По отношению к самому себе - полное отсутствие чувства собственного достоинства. Вот эти качества мы можем отнести к отцу Кара, Сарыг-Ашаку? Сарыг-Ашак:
-Мы с вами начинали разговор с того, что такое болезнь. Хамелеонство-это душевная или физическая болезнь? (душевная) -Да, это болезнь душевная, нравственная. Нравственность - внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. - Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства? - Можно ли вылечиться от этой болезни? - Вот мы с вами прописали лечение и себе и героям Чехова. | Ответы учащихся Чтение реплик из произведения «Хайыраан бот» Сарыг-Ашак: Магалыг, бай улуска ажы-толун берген улус амыр чоруур деп, Ак-Кыстын чугаазы шын ийин. Мен мынча ботка хурээ-хиитке бажым узуп тейлеп корбээн кижи-дир мен ийин. Сарыг-Ашак: Чаа, уруум чедип келген, ам бир сагыш чугээр болду, бир чыл корбеске, коруксей бээр чуве- дир ийин. Хам-оол: Мен бо дуне хамнап хондум. Албыс дииреннин изиг тыныжы биче синген-не чорду. Бир эвес ол черге олурбас мен дээш туруп бээр болза, ийи-чангыс малдан эгелээш, ийи-ирей-кадайга-даа, ийе.. адыр. Уруун дурген чандырывыт… Сарыг-Ашак: Амыр-дыр! Чурт тудуп олурган уруун база чандырып алыр, сенээ бир шары база бээр мындыг бе? Ынчап ядараар орнунга уруум ол черинге чоруур чуве…. Саап ижип олурган ийи инээнден канчап азар боор. Да, можем. (приводят примеры из текста) Сарыг-Ашак: Ой, кадай, уруун кайдал? (кадайны бир часкааш). Уруун кайдал? … Бо канчап барган амытан сен? Кенден-Хуурак: Бир эвес чорбас кижи болза, оон-биле канчап суржуп турар ону. Сарыг-Ашак: Аът, боттун шуудели деп, кожуун, чызаан черинден элчи-мелчи-даа чедип кээр, эт-эрииге-даа кирер апаар, уруумну чеже чугаалаваан дээр мени, бо кижи база-ла чугаалап олурар кижи-дир бо. Кенден-Хуурак: Бир эвес талаар мен дээр болза чеже ойлатчып турар ону, ынчаарда унген когаралды шууткеп бергеш, улустун сагыжын амырадыр болза эки-дир. Сарыг-Ашак: Кым ындыг сагыш сактып олурар боор…уруун чандырып ап, куда-баарлар-биле канчап корушпес боор. Ам харын ындыг чугааны соксаткаш, бо уругну аъткарып чорудар болза эки-дир ийин… …Кайыын-на ургулчу ынчап турар боорлаан, оглум, анаа-манаа баржып, кээп турар болза, ажырбас болгай аан. Учащиеся отвечают. Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое «Я», он подстраивается по обстоятельствам. Да, можно. Нужно только самовоспитание и осуждение своих пороков. |
Подведение итогов. | Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон» в котором он высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение в зависимости от обстоятельств. Хамелеонство, глупость чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Порок – это нравственный, духовный недостаток, отрицательное качество человека. - Прошло уже 137 лет со дня написания рассказа «Хамелеон». Но по-прежнему он доставляет нам радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. Чехов предупреждает нас: будьте бдительны, нет ли среди нас хамелеонов, справедливы ли вы в жизни, от чего зависит ваше собственное решение. Перед вами решето. Вместо крыжовника мы конфискуем в него те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с теми недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались, чтобы не заболели тоже этой болезнью. На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочки с теми качествами, которые должны быть с вами всегда. Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Следите, чтобы вокруг него не появились сорняки – пороки. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами. И помните слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное! | |
Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Над чем заставил нас задуматься наш урок? Встречались ли вы в своей жизни с хамелеонством? | Отвечают на вопросы |
Домашнее задание (разноуровневое) Цель: выдача учителем домашнего задания с комментарием и проговариванием основных этапов его выполнения, определение ожидаемого результата, что является для учеников целью самостоятельной работы дома. | 1.Написать сочинение «Какими свойствами души надо обладать, чтобы не стать хамелеоном?», «Случаи хамелеонства в нашей жизни» 2.Иллюстрация к наиболее понравившемуся отрывку из рассказа - Ребята, прислушайтесь, звук молоточка есть в вашем сердце. Пока вы будете слышать этот стук, будете слышать боль другого сердца, вашей душе не страшна никакая нравственная болезнь. Будьте здоровы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока по трудовому обучению в неделю нравственности в 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных брюк (тьюторство)
Конспект урока по трудовому обучениюв неделю нравственностив 7; 9 классах школы VIII вида Изготовление пижамных брюк (тьюторство) метапредметные связи Тема недели: Учи...
Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"
Данная разработка урока по литературе поможет учителю провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...
Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса
Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...