Рабочая программа по литературе для 9 кл. Москвин.
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохиной.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.moskvin.doc | 382.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования .М.: Просвещение, 2015. - (Стандарты второго поколения).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / (под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова). – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов). - М.: Просвещение, 2014. - (Стандарты второго поколения).
Примерные программы основного общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2014. - (Стандарты второго поколения).
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохиной. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
УМК под редакцией Г.В. Москвина:
Москвин Г.В, Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 9 класс. Часть 1. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 9 класс. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующей цели:
Создать условия для формирования представления о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии.
Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.
Для достижения поставленной цели в 9 классе необходимо решить следующие задачи:
Научится сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.
Научится самостоятельно анализировать произведения разных жанров.
Отличия от авторской программы:
Вариант распределения часов
в авторской программе | в рабочей программе учителя |
Аудиторные занятия – 89 ч | Аудиторные занятия – 90 ч |
Аудиторные сочинения – 10 ч | Аудиторные сочинения – 6 ч |
Обобщение изученного – 4 ч | Обобщение изученного – 5 ч |
Резерв (в том числе на внеклассное чтение) – 2 ч | Резерв - 1 |
Всего – 105 ч | Всего – 102 ч |
Вариант тематического распределения часов
Темы | По авторской программе | По РП учителя |
Введение. Литература как искусство слова | 1 | 2 |
Литература Античности | 3 | 2 |
Литература Средневековья | 7 | 6 |
Западноевропейская литература XIV – XVIII вв. | 4 | 3 |
Русская литература XVIII в. | 7 | 5 |
Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX века | 6 | 5 |
Русская литература XIX века | 52 | 55 |
Русская литература XX века | 9 | 18 |
Обобщение изученного | 4 | 5 |
Резерв | 2 | 1 |
Итого | 105 | 102 |
На изучение литературы в 9 классе по стандартам второго поколения отводится 3 часа (102 часа), программа Г.В. Москвина для 9 класса рассчитана 105 часов. Данная рабочая программа разработана на 102 часа, т.к. учебный план школы рассчитан на 34 учебные недели.
Таким образом, часы распределены с учётом интереса учеников к тематике произведений, возникающих трудностей при чтении, с учётом запланированных видов практической деятельности, а также в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по литературе и с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохиной. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Добавлены часы на стартовую, контрольную работу за 1 полугодие и итоговую контрольную работу, обобщение и повторение изученного, резерв, т.к. это предусмотрено особенностями учебно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении.
В связи с выполнением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) в программу внесены изменения: повесть В.В. Быкова «Обелиск»
Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
№ | Раздел (дидактическая единица) | Кол-во часов | Из них | |
РР | Вн.чт | |||
1 | Введение. Литература как искусство слова | 2 | ||
2 | Литература Античности | 2 | ||
3 | Литература Средневековья | 6 |
| |
4 | Западноевропейская литература XIV – XVIII вв. | 3 | ||
5 | Русская литература XVIII в. | 5 | ||
6 | Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX века | 5 |
| |
7 | Русская литература XIX века | 55 | 9 | |
8 | Русская литература XX века | 18 | 2 | 2 |
9 | Обобщение изученного материала | 5 | 3 | 1 |
10 | Резерв | 1 | ||
итого | 102 | 14 | 3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | Кол-во часов | Программное содержание раздела, темы | Характеристика деятельности обучающихся | Формы организации учебных занятий |
Введение. Литература как искусство слова | 2 | Понятие о литературном процессе. Основные этапы развития мировой литературы | Применять полученные ранее знания на практике Воспринимать текст критической статьи. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно и письменно отвечать на вопросы | индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самоконтроль и самопроверка |
Литература Античности | 2 | Жанры античной литературы. Понятие об античной литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры античной литературы. Философия, история, ораторское искусство античной культуры. Гай Валерий Катулл. Лирика. Жанровое и тематическое многообразие лирики. Любовь как возвышенная духовная связь между людьми Квинт Гораций Флакк. Слово о писателе. Стихотворение «Памятник». Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. | индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самоконтроль и самопроверка |
Литература Средневековья | 6 | Данте Алигьери. Слово о писателе. «Божественная комедия» («Ад». Песни I, V, XXXIV. «Чистилище». Песнь XXX. «Рай». Песнь XXXI). «Божественная комедия» как произведение позднего Средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Смысл композиции. Художественные особенности произведения. «Слово о полку Игореве». «Слово…» как выдающийся памятник древнерусской литературы. Своеобразие жанра. Историческая основа. Связь с фольклором. Сюжет и композиция. Система образов. Пафос «Слова…». Художественный язык произведения | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопрос Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведения. Создавать письменный развёрнутый ответ на вопрос. Конспектировать литературно-критическую статью | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка |
Западноевропейская литература XIV – XVIII вв. | 3 | Литература эпохи Возрождения. Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры. Дж. Боккаччо. «Декамерон» («Вступление», «День первый», «День пятый»). Жанр новеллы. Символика образов. Тематика. Связь с фольклором. Назидательный пафос. И.В. Гёте. Роман «Страдания юного Вертера» Особенности сюжета. Проблема выбора жизненного пути. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения | индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самоконтроль и самопроверка |
Русская литература XVIII в. | 5 | Русская литература. XVIII века Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы Нового времени в России. Специфика литературы Нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII века (классицизм, сентиментализм). М.В. Ломоносов. Слово о писателе. Стихотворения. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория «трёх штилей»). Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды. Г.Р. Державин. Слово о писателе. Стихотворения «Фелица», «Памятник». Своеобразие жанра оды у Державина. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII — начала XIX века. Поэтический мир стихотворений. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя Устно отвечать на вопросы. Конспектировать литературно-критическую статью | индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самоконтроль и самопроверка |
Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX века | 5 | Европейская литература конца XVIII — начала XIX века. Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека. И.В. Гёте. Слово о писателе. Трагедия «Фауст» (Пролог на небесах. Часть I, сцены 1, 3, 4, 8, 12, 16, 25. Часть II, действие 5). Роль творчества Гёте в мировой литературе. Фольклорная легенда в основе сюжета. Философская проблематика. Сюжет и композиция. Система образов. Ф. Шиллер. Драма «Разбойники» Особенности жанра. Конфликт. Проблема человеческого порока. Образы героев Дж. Байрон. Слово о писателе. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Место Байрона в развитии европейского романтизма. Проблема героя времени в произведениях романтизма. Своеобразие жанра и композиции. Образ автора. Поэтический мир произведения. Актуализация изученного ранее. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Воспринимать текст драматического произведения. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения Воспринимать текст литературного произведения в переводе. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Выразительно читать поэму. Выявлять идею произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя | индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самоконтроль и самопроверка |
Русская литература XIX века | 55 | Русская литература XIX века. Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX века. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Актуализация изученного ранее. В.А. Жуковский. Слово о писателе. Стихотворения «Вечер», «Невыразимое», «Море» Жуковский как первый представитель романтизма в русской литературе. Своеобразие романтизма у Жуковского. Жанр элегии. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений. Актуализация изученного ранее. А.С. Пушкин. Этапы жизни и творчества. Стихотворения «Узник», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), «Туча», «Осень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…». Тема поэта и поэзии, свободы личности и свободы творчества. Источник творческого вдохновения. Природа и жизнь человека. Поэтический мир стихотворений. Поэма «Цыганы». «Цыганы» как романтическая поэма. Своеобразие романтизма Пушкина. Проблема героя. Образ автора. Поэтический мир произведения. «Моцарт и Сальери» . «Маленькие трагедии» как философский цикл. Нравственная проблематика. Конфликт произведения (гений и злодейство). Верность своему предназначению как условие творчества. Повесть «Пиковая дама» Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя Нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Художественное своеобразие. Роман в стихах «Евгений Онегин» История создания романа. Своеобразие жанра (единство эпического и лирического в романе). Особенности сюжета и композиции. Историческая основа романа. Энциклопедичность. Проблематика романа. Евгений Онегин как герой времени. Система образов. Специфика образа автора. Язык и стиль романа. Онегинская строфа как минимальная композиционная и ритмико-смысловая единица произведения. К.Н. Батюшков. Слово о писателе. Стихотворение «Разлука». Д.В. Давыдов. Слово о писателе. Стихотворения «Песня» («Я люблю кровавый бой…»), «Листок». Е.А. Боратынский. Слово о писателе. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок…». А.А. Дельвиг. Слово о писателе. Стихотворения «Русская песня» («Соловей»), «Н.М. Языкову» Биографии и творчество поэтов пушкинской поры. М.Ю. Лермонтов. Этапы жизни и творчества. Стихотворения «Смерть поэта», «Пророк», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…». Одиночество, смирение, надежда в лирике Лермонтова. Духовная основа лирики. Поэтический мир стихотворений. Поэма «Мцыри». Поэма «Мцыри» как вершина позднего романтизма. Философская проблематика поэмы. Образ главного героя. Проблема выбора как духовная и жизненная основа произведения. Сюжет и композиция. Система образов. Природа в произведении. Поэтический мир произведения. Роман «Герой нашего времени». История создания. Своеобразие жанра. Стилевое многообразие. Единство эпического, лирического и драматического в романе. Проблема героя времени (традиция и новаторство). Принцип циклизации повестей. Особенности сюжета и композиции. Сюжетные источники произведения. Система повествователей. Система персонажей. Специфика изображения русской действительности в романе. Мастерство Лермонтова-прозаика. Н.В. Гоголь. Этапы жизни и творчества. Поэма «Мёртвые души». История создания произведения. Эволюция замысла и воплощения. Проблема жанра. Эпическое и лирическое в поэме. Главные герои поэмы (Россия — автор — Чичиков). Сюжетная основа произведения. Смысл названия поэмы. Особенности композиции, значение внесюжетных элементов. Изображение русского мира в поэме (помещики, чиновники, народ). Комическое в поэме. Своеобразие авторского пафоса. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. Мотив дороги и пути в поэме. Язык и стиль. Комедия «Ревизор». Жанр общественной комедии (традиции и новаторство). Особенности конфликта. Композиция как способ выражения авторской идеи. Страх и любопытство как движущая сила развития конфликта. «Художественные миры» «Ревизора» (преступный, миражный, истинный). Образ уездного города и образ Петербурга в пьесе. Система персонажей. Своеобразие смеха (виды комического и приёмы комизма). Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века. Развитие русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Актуализация изученного ранее. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра. И.С. Тургенев. Слово о писателе. Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача». Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Художественное мастерство Тургенева. Ф.И. Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» Философская лирика Тютчева. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Поэтический мир стихотворений. А.А. Фет. Слово о писателе. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Вечер», «Учись у них, у дуба, у берёзы…». Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений. Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…». Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Гражданское и личное. Народная тема. Лирический герой поэзии Некрасова. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать проблематику поэмы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Составлять план произведения. Письменно отвечать на вопрос. Писать сочинение. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя. Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Определять стихотворные размеры. | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль, самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую. |
Русская литература XX века | 18 | Развитие русской литературы в XX веке Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии. М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Макар Чудра» Стиль ранних рассказов Горького. Особенности конфликта. Отражение современной действительности в рассказах. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие. Актуализация изученного ранее. М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». Общечеловеческое и социальное в повести. Своеобразие конфликта. Философская проблематика. Комическое у Булгакова. Фантастика и реальность. Система образов. Мастерство Булгакова-прозаика. М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека» Жизнь человека как отражение истории русского народа. Андрей Соколов — ровесник XX века. Гуманистический пафос произведения. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Художественное мастерство Шолохова. В.В. Быков. Слово о писателе. Повесть «Обелиск». Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Память о будущем. Нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войне. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Чтение и анализ содержания повести. А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Жизненная и нравственная основа рассказа. Проблема национального характера. Мотив праведничества. Образ автора-повествователя. Гражданское и философское звучание авторской позиции. В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Чудик». Особенности героя Шукшина. Проблематика рассказа. Традиции русской литературы в творчестве Шукшина. Ф.А. Искандер. Сказка «Кролики и удавы» Социально-философская сказка. Сатирическая основа. Аллегорический смысл. Проблема власти и рабства. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать проблематику поэмы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Составлять план произведения. Письменно отвечать на вопрос. Писать сочинение. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя. Выразительно читать художественное произведение | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль, самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую. |
Обобщение изученного материала | 5 | Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему или тематическое тестирование за курс 9 класса Читательская конференция: защита творческих и исследовательских работ; тематических портфолио, презентация исследовательских работ по литературе. | Обсуждение творческих и исследовательских работ по критериям. Ответы на вопросы. Презентация или фильм об уроках литературы, внеклассных занятиях, поездках, экскурсиях в 9 кл. | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах |
Резерв | 1 |
КАЛЕНДАРНО - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Домашнее задание | |
План | Факт | |||
Введение – 2 ч | ||||
1 | Стартовая диагностическая работа. | Презентация читательского дневника | ||
2 | Литература как искусство слова. Понятие о литературном процессе. Основные этапы (эпохи) развития мировой литературы. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Выборочное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи и записей в тетради. Стр. 8 вопрос 5 (письменно), 1-4,6 - устно | ||
Античная литература - 2 ч | ||||
3 | Жанры античной литературы. Понятие об античной литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры античной литературы. Философия, история, ораторское искусство античной культуры. Комментированное чтение и обсуждение статей. | Пересказ статей и записей в тетради. Стр. 14 вопрос 3 (письменно). Индивидуальные сообщения о поэтах Античности. | ||
4 | Гай Валерий Катулл. Лирика. Жанровое и тематическое многообразие лирики. Любовь как возвышенная духовная связь между людьми. Квинт Гораций Флакк. Слово о писателе. Стихотворение «Памятник». Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов. Чтение и анализ лирических произведений. | Выразительное чтение стихотворений. Стр. 30 вопросы 1 (п). Стр. 34 вопрос 2 (п) | ||
Литература Средневековья – 6 ч | ||||
5 | Средневековая литература. Средневековье в Европе и на Руси. Понятие о древнерусской литературе. Актуализация изученного ранее. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, житие, слово, поучение). Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи и записей в тетради. Найти в тексте и выписать незнакомые слова и их значение. | ||
6 | Данте Алигьери. Слово о писателе. Данте и его время. Дантовская модель мироздания. «Божественная комедия» как произведение позднего Средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Изображение пороков человечества в первой части поэмы.. Чтение и анализ фрагментов произведения: «Божественная комедия» («Ад». Песни I, V, XXXIV). | Чтение произведения, ответы на вопросы. Стр. 39 вопрос 4 (письменно) | ||
7 | Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Тема поиска истины и идеала. Образ поэта. Смысл композиции: трёхчастная композиция поэмы. Смысл названия. Чтение и анализ фрагментов произведения: «Божественная комедия» («Чистилище». Песнь XXX. «Рай». Песнь XXXI). | Чтение произведения, ответы на вопросы. Выразительное чтение по ролям. Стр. 78 «Задания к иллюстрациям». | ||
8 | «Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник Древней Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Образ русской земли. Своеобразие жанра. Сюжет и композиция. Система образов. Сюжетно – композиционный анализ «Слова». | Составить характеристику героев произведения (русских князей) на выбор. Выразительное чтение понравившихся фрагментов произведения. | ||
9 | Ярославна как идеальный образ русской женщины. Авторская позиция в «Слове». Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы и переложения произведения. Значение «Слова» для русской культуры. Связь с фольклором. Комментированное чтение эпизодов «Слова». Чтение и анализ содержания. | Стр. 112, вопрос 11 (письменно). Выразительное чтение наизусть отрывка произведения. | ||
10 | Учимся работать с научной и критической литературой. Д.С. Лихачёв «Слово о полку Игореве» и художественная культура Киевской Руси» (фрагменты). Обучение конспектированию научной статьи. | Конспект статьи. Стр. 118 вопросы 1-6 (устно) | ||
Западноевропейская литература XIV–XVIII веков – 3 ч | ||||
11 | Литература эпохи Возрождения. Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 121 вопросы 1-3 (письменно на выбор учащегося) | ||
12 | Дж. Боккаччо. «Декамерон» («Вступление», «День первый», «День пятый»). Жанр новеллы. Символика образов. Тематика. Связь с фольклором. Назидательный пафос. Чтение и анализ содержания. | Чтение и пересказ фрагментов новеллы. Стр. 164 вопрос 12 (письменно) | ||
13 | И.В. Гёте. Роман «Страдания юного Вертера» (обзор). Особенности сюжета. Проблема выбора жизненного пути. Чтение и анализ фрагментов содержания. | Чтение и пересказ фрагментов романа. Стр. 170 вопрос 12 (письменно) | ||
Русская литература XVIII века – 5 ч | ||||
14 | Русская литература XVIII века. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы Нового времени в России. Специфика литературы Нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII века (классицизм, сентиментализм). Актуализация изученного ранее. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Стр. 174 вопрос 2 (письменно) Индивидуальное сообщение о М.В. Ломоносове | ||
15 | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория «трёх штилей»). Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Чтение и пересказ статьи учебника. Стр. 177 вопрос 1 (устно) | ||
16 | Стихотворения «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха (фрагменты). «Памятник». Чтение и анализ фрагментов содержания. | Выразительное чтение наизусть отрывка. Стр. 189 вопрос 1 (письменно) | ||
17 | Г.Р. Державин. Слово о писателе. Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии. Своеобразие жанра оды у Державина. «Фелица». Взгляды Державина на поэта, поэзию, гражданский пафос его лирики. Чтение и анализ стихотворения | Стр. 208 вопрос 2 (устно) Составить синквейн на тему «Ода Державина» | ||
18 | Чтение и анализ стихотворения «Памятник». Жизнеутверждающий характер поэзии. Тема поэта и поэзии. Философская проблематика произведений поэта. Поэтический мир стихотворений. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII — начала XIX века. | Выразительное чтение наизусть стихотворения. | ||
Западноевропейская литература конца XVIII — начала XIX века – 5 ч | ||||
19 | Европейская литература конца XVIII — начала XIX века. Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 244 вопросы 1-5 (устно) | ||
20 | И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные образы». История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Герой в поисках смысла жизни. Проблема и цена истинного счастья. Чтение и анализ фрагментов содержания. Чтение и анализ содержания: Пролог на небесах. Часть I, сцены 1, 3, 4, 8, 12, 16, 25. | Выразительное чтение фрагментов трагедии. Стр. 245 вопрос 3 (письменно) | ||
21 | Трагедия «Фауст». Жажда познания как свойство человеческого духа. Философская проблематика. Роль творчества Гёте в мировой литературе. Чтение и анализ содержания: часть II, действие 5. | Выразительное чтение фрагментов трагедии. Стр. 330 вопросы 1-3 (устно) | ||
22 | Ф. Шиллер. Слово о писателе. Драма «Разбойники». Особенности жанра. Конфликт. Проблема человеческого порока. Образы героев. Чтение и анализ фрагментов драматического произведения. | Чтение и пересказ фрагментов драмы. Стр. 334-335 вопросы 1-8 (устно) | ||
23 | Дж. Байрон. Слово о писателе. Место Байрона в развитии европейского романтизма. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Своеобразие жанра и композиции. Сюжетно-композиционный анализ поэмы. | Составить кластер на тему «Дж. Байрон» Стр. 341: выбрать тему для самостоятельной исследовательской работы (для желающих) | ||
Русская литература XIX века – 55 ч (9 рр) | ||||
24 | Русская литература XIX века. Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX века. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Основные темы и образы русской поэзии XIX века (человек и природа, родина, любовь, назначение поэзии). Актуализация изученного ранее. Комментированное чтение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 8 вопросы 1-4 (устно). | ||
25 | В.А. Жуковский. Слово о писателе. Жуковский как первый представитель романтизма в русской литературе. Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мира. Своеобразие романтизма у Жуковского. Жанр элегии. Чтение и анализ стихотворения «Вечер». | Выразительное чтение стихотворения. Стр. 21 вопросы 1-9 (устно). Составить синквейн на тему «Жуковский В.А.» | ||
26 | Тема поэтического вдохновения. Философские мотивы. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. Романтический образ моря. Отношение романтика к слову. Своеобразие поэтического языка Жукосвского. Чтение и анализ стихотворений «Невыразимое», «Море». | Выразительное чтение наизусть «Море». Стр. 24 вопросы 1-5,7 (устно), 6 (письменно). | ||
27 | А.С. Пушкин. Этапы жизни и творчества. Тема свободы личности и свободы творчества. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворения «Узник». | Пересказ статьи учебника. Выразительное чтение наизусть «Узник», письменный анализ стих-я по плану. | ||
28 | Поэтическое новаторство, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина, их развитие на разных этапах его творческого пути. Христианские мотивы и образы в произведениях русской литературы. Чтение и анализ стихотворения «Пророк». | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 45, 48. Выразительное чтение понравившегося стихотворения. | ||
29 | Тема поэта и поэзии. Поэтический мир стихотворений. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…») | Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения.
| ||
30 | Образно-стилистическое богатство и философская глубина, религиозно-нравственные мотивы лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. Чтение и анализ стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…». Образ Пушкина в русской поэзии XIX-XX вв. | Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения. Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 53, 58. | ||
31 | Поэма «Цыганы» как романтическая поэма. Черты романтизма в произведении. Своеобразие романтизма Пушкина. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволию. Проблема героя. Образ автора. Смысл финала поэмы. Поэтический мир произведения. Сюжетно-композиционный анализ поэмы. | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 63 (устно) Выразительное чтение по ролям. Творческое задание: стр. 63 «Речевое задание» (письменно) | ||
32 | Пьеса «Моцарт и Сальери». «Маленькие трагедии» как философский цикл, цикл маленьких трагедий-пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и зложейства» Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «чёрного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии. Чтение и анализ пьесы «Моцарт и Сальери». | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 65 (устно), стр. 69 вопрос 3 (письменно) Выразительное чтение по ролям. | ||
33 | Повесть «Пиковая дама». Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя Нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Чтение и анализ повести. | Чтение статьи учебника стр. 72-75. Чтение и пересказ фрагментов повести. | ||
34 | Образ Германна. Жизненная философия героя. Художественное своеобразие. Особенности пушкинской фантастики. Чтение и анализ повести. | Составить синквейн «Германн» и/или «Повесть «Пиковая дама». | ||
35 | Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и композиция «свободного романа», «энциклопедичность». Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Автор и его герои. Образ читателя в романе. Комментированное чтение статей в учебнике. Сюжетно-композиционный анализ. | Пересказ записей в тетради. Чтение романа «Евгений Онегин». | ||
36 | Р.р. Система образов. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Евгений Онегин как герой времени. Образ Онегина, его развитие. Внутренний конфликт. Чтение и анализ глав романа. | Составить характеристику. Выразительное чтение отрывка | ||
37 | Р.р. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Сравнительная характеристика: анализ глав романа. | Составить сравнительную характеристику по плану, выразительное чтение понравившихся отрывков романа. | ||
38 | Онегин и Татьяна как герои основной сюжетной линии. Комментированное чтение глав романа. Татьяна как «милый идеал» автора: анализ глав романа. Идеальный женский образ. Тема любви и долга в романе. Утверждение непреходящих жизненных ценностей (вера, любовь, семья, дружба). Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Эпилог. | Стр. 80 вопрос 9,10 (письменно) и /или составить синквейн на тему «Онегин и Татьяна». Выразительное чтение отрывка наизусть | ||
39 | Картины родной природы. Единство эпического и лирического начал. Тематика лирических отступлений. Чтение и анализ глав романа. Онегинская строфа. Особенности языка, органическое сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминание имён богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Подготовка к сочинению. | Стр. 80 вопрос 2 (письменно). Выразительное чтение отрывка | ||
40 | Р.р. Классное обучающее сочинение по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (н-р, «Образ Онегина») | |||
41 | Р.р. Анализ сочинений по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Реализм пушкинского романа в стихах, «Евгений Онегин» в русской критике. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»): обучение конспектированию критической статьи. | Конспект статьи В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). | ||
42 | Поэты пушкинской поры. К.Н. Батюшков. Слово о писателе. Стихотворение «Разлука». Д.В. Давыдов. Слово о писателе. Стихотворения «Песня» («Я люблю кровавый бой…»), «Листок». | Выразительное чтение наизусть (на выбор учащегося). Создание буклета на тему «Хронологическая летопись жизни и творчества …» (на выбор учащегося). | ||
43 | Е.А. Боратынский. Слово о писателе. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок…». А.А. Дельвиг. Слово о писателе. Стихотворения «Русская песня» («Соловей»), «Н.М. Языкову». | |||
44 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие (анализ стихотворения (на выбор учащегося) одного из поэтов пушкинской поры по плану) | |||
45 | М.Ю. Лермонтов. Этапы жизни и творчества. Одиночество, смирение, надежда в лирике Лермонтова. Духовная основа лирики. Поэт и его поколение. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «Смерть поэта», «Пророк» | Выразительное чтение наизусть (отрывок из стих-я «Смерть Поэта»). | ||
46 | Природа и человек в философской лирике поэта. Тема родины. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Романтизм и реализм в лирике поэта. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Чтение и анализ стихотворений «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…». | Выразительное чтение наизусть (на выбор учащегося). Интерпретация поэтического текста (на выбор учащегося) по теме урока | ||
47 | Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Сюжетно-композиционный анализ поэмы. | Выразительное чтение поэмы. Стр. 140 вопросы 2-14 (устно). | ||
48 | Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образ монастыря и окружающей природы, смысл их противостояния. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Чтение и анализ поэмы. Подготовка к домашнему сочинению. | Написать сочинение по предложенным темам (н-р, «Героическая личность в изображении Лермонтова»). | ||
49 | Р.р. Анализ домашнего сочинения по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Философская проблематика поэмы. Поэтический мир произведения. | Выразительное чтение наизусть (на выбор учащегося). | ||
50 | Роман «Герой нашего времени» Лермонтова как первый русский психологический роман в русской литературе. Нравственно–философская проблематика произведения. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции романа, её роль в раскрытии характера Печорина. Особенности повествования. Комментированное чтение. | Чтение статьи в учебнике стр.152-154 Стр. 154 «Послетекстовое задание» | ||
51 | Особое внимание к внутренней жизни человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу, рефлексии. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы). Акцентное вычитывание эпического текста: анализ главы «Бела». Портретные и пейзажные описания как средства раскрытия психологии личности. Внутренний монолог. Нравственные искания героев русской литературы. | Чтение и пересказ главы романа. Чтение статьи в учебнике стр.154-155. Стр. 155 «Послетекстовое задание» | ||
52 | Печорин в ряду героев романа (контрабандисты). Главный герой и второстепенные персонажи произведения. Акцентное вычитывание эпического текста: анализ главы «Тамань». Черты романтизма и реализма в романе. Проблема героя времени (традиция и новаторство). | Чтение и пересказ главы романа. Чтение статьи в учебнике стр.157-159. Стр. 159 «Послетекстовое задание» | ||
53 | Печорин в ряду героев романа (Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер). Акцентное вычитывание эпического текста: анализ главы «Княжна Мери». Тема любви и женские образы в романе. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. | Чтение и пересказ главы романа. Чтение статьи в учебнике стр.159-162. Стр. 162 «Послетекстовое задание». | ||
54 | Печорин в галерее «лишних людей». Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. «Для какой цели я родился?»: акцентное вычитывание эпического текста: анализ главы «Фаталист». Смысл финала произведения. Подготовка к сочинению. | Чтение и пересказ главы романа. Чтение статьи в учебнике стр.162-165. Стр. 165 «Послетекстовое задание». | ||
55 | Р.р. Аудиторное обучающее сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (н-р, «Кто герой нашего времени?») | Чтение статьи в учебнике стр.165-169. Стр. 169 вопросы 1-5 (устно) | ||
56 | Р.р. Обсуждение сочинения. Единство эпического, лирического и драматического в романе. Мастерство Лермонтова-прозаика. Печорин и Онегин. Роман «Герой нашего времени» в русской критике. | |||
57 | Н.В. Гоголь. Этапы жизни и творчества. Замысел и композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Жанровое своеобразие произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием. Причины незавершённости романа. Сюжетно – композиционный анализ поэмы. | Чтение статьи в учебнике стр. 185-190. Чтение и пересказ указанных главы поэмы. | ||
58 | Чичиков в системе образов поэмы. Чичиков как «приобретатель», новый герой эпохи. Главные герои поэмы (Россия — автор — Чичиков). Чичиков у Манилова: чтение и анализ содержания. | Чтение и пересказ статьи в учебнике стр. 190-194. Чтение и пересказ главы, вопросы по теме урока. Составить визитку главного героя. | ||
59 | Образы помещиков и чиновников, художественные средства и приёмы их создания, образы крестьян. Чичиков в гостях у Коробочки: чтение и анализ содержания. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. | Чтение и пересказ главы, вопросы по теме урока. Оформить интервью с героем. | ||
60 | Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и средства их создания. Чичиков у Собакевича: чтение и анализ содержания. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. | Чтение и пересказ главы, вопросы по теме урока. Составить синквейн на тему «Собакевич» | ||
61 | Кто вы, господин Ноздрев? Собирательная характеристика персонажа: чтение и анализ содержания. Образы помещиков и средства их создания. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. | Чтение и пересказ главы, вопросы по теме урока. «Напиши письмо литерному герою» (оцени поступок, посоветуй, поддержи). | ||
62 | «Здесь погиб человек…» Гоголь о Плюшкине: чтение и анализ содержания. Помещики в поэме и приёмы создания их образов. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. | Чтение и пересказ главы, вопросы по теме урока. Составить характеристику главного героя. | ||
63 | Образы чиновников и средства их создания: чтение и анализ содержания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Изображение русского мира в поэме (помещики, чиновники, народ). Комическое в поэме. Своеобразие авторского пафоса. | Чтение и пересказ статьи в учебнике и /или стр. 196 вопросы 1-3 (письменно) | ||
64 | Авторские лирические отступления в поэме, их тематика и идейный смысл. Поэма о России: образ Руси и мотив дороги. Пафос поэмы. Своеобразие гоголевского реализма. Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку. Интерпретация содержания. Подготовка к сочинению. | Чтение статьи в учебнике стр. 194-196. Выразительное чтение отрывка наизусть. | ||
65 | Р.р. Аудиторное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (н-р, «Что может дом рассказать о своём хозяине?») | Составить словарь крылатых слов и выражений из поэмы. | ||
66 | Р.р. Анализ сочинений. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Язык и стиль. Поэма «Мёртвые души» в русской критике. | |||
67 | Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии и её сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отражение России 19 века в сюжете и героях комедии: русское чиновничество в сатирическом изображении (разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости. Основной конфликт комедии и стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Сюжетно – композиционный анализ комедии. | Чтение статьи в учебнике стр.169-171, 172-174. Стр. 171 вопросы 1-9 (устно). Чтение комедии, пересказ сюжета. | ||
68 | Образ типичного уездного города. Собирательный образ города. Городничий и чиновники города N: чтение и анализ содержания комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Женские образы в комедии. Ремарка как форма выражения авторской позиции. | Чтение статьи в учебнике стр.174-178 Стр. 178 вопросы 1-8 (устно) Чтение комедии, пересказ сюжета. | ||
69 | Образ Хлестакова. Способы создания характера главного героя: чтение и анализ содержания комедии. Хлестаковщина как общественное явление. Система персонажей. Новизна финала (немая сцена). Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Гоголь о комедии. | Составить характеристику главного героя. Чтение статьи в учебнике стр. 178 – 181. Стр. 181 вопросы 1-4 (устно) | ||
70 | Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века . Развитие русской прозы. Становление реализма в русской литературе XIX века. Психологизм русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра. Социальная и нравственная проблематика русской драматургии XIX века. | Чтение статьи в учебнике стр. 197-200. Стр. 200 вопросы 1-4 (устно по вариантам) | ||
71 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Особенности идейно-эмоционального содержания стих-й в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы её выражения. Чтение и анализ стихотворений в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача», «Воробей». | Выразительное чтение наизусть «Русский язык». Стр. 207 «Послетекстовое задание» | ||
72 | Ф.И. Тютчев. Слово о писателе. Философская проблематика произведений Тютчева. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Чтение и анализ стихотворений «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…». | Выразительное чтение наизусть стихотворения (на выбор учащегося). Анализ стихотворения по плану (на выбор учащегося) | ||
73 | Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «Фонтан», «Умом Россию не понять…». | Выразительное чтение наизусть стихотворения (на выбор учащегося). Иллюстрация к стих-ю для желающих. | ||
74 | Учимся работать с научной и критической литературой. В.Ф. Ходасевич «О Тютчеве» (учебник стр. 235). Обучению тезированию. | Стр. 215 «Факультативные задания для любознательных» (для желающих) | ||
75 | А.А. Фет. Слово о писателе. Философская проблематика произведений. Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «На заре ты её не буди…», «Вечер». | Выразительное чтение наизусть стихотворения (на выбор учащегося). Стр. 222 вопрос 5 (письменно) | ||
76 | Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них, у дуба, у берёзы…», «Это утро, радость эта…». | Исследовательская работа «Художественные средства изобразительности стихотворения» (п.) Выразительное чтение стихотворения (на выбор учащегося). | ||
77 | Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Гражданское и личное. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворения «Тройка». | Выразительное чтение стихотворения. Стр. 234 «Речевое задание» (для желающих) | ||
78 | Народная тема. Лирический герой поэзии Некрасова. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений. Авторское отношение к героям. Чтение и анализ стихотворений я «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…» | Выразительное чтение наизусть стихотворения (на выбор учащегося). | ||
Русская литература XX века – 18 (2 ч Рр + 2 ч вн.чт.) | ||||
79 | Развитие русской литературы в XX веке. Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Литературные роды и жанры. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии. Развитие реализма в русской литературе XX века. | Чтение и пересказ статьи в учебнике стр. 244-246 Стр. 246 вопросы 1-6 (устно) | ||
80 | М. Горький. Слово о писателе. Стиль ранних рассказов Горького. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие. Актуализация изученного ранее. Отражение современной действительности в рассказах. Чтение и анализ рассказа «Макар Чудра». | Стр. 248 вопросы 1-3 (устно) Чтение и пересказ рассказа | ||
81 | Учимся работать с научной и критической литературой. Н.К. Михайловский «Ещё о г. Максиме Горьком и его героях» (фрагменты). Контрольный конспект. | Стр. 323 выбрать проектные задания для презентации. | ||
82 | М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». Мифологические и литературные источники сюжета. Идея переделки человеческой природы. Общечеловеческое и социальное в повести. Чтение и анализ повести. | Чтение повести, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. | ||
83 | Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное явление. Своеобразие конфликта. Символика имён, названий, художественных деталей. Приёмы сатирического изображения. Чтение и анализ повести. | «Напиши письмо литерному герою» (оцени поступок, посоветуй, поддержи). | ||
84 | Проблема исторической ответственности интеллигенции. Философская проблематика. Фантастика и реальность. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Сатира. Мастерство Булгакова-прозаика. Чтение и анализ повести. | Стр. 257 «Речевые задания» (письменно на выбор учащегося) | ||
85 | М.А. Шолохов. Слово о писателе. Особенности композиции рассказа «Судьба человека». Жизнь человека как отражение истории русского народа. Изображение трагедии народа в военные годы. Андрей Соколов — ровесник XX века. Особенности национального характера. Чтение и анализ содержания рассказа. | Чтение рассказа, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. Стр. 259 вопросы 1-5, 7 (устно) | ||
86 | Анализ эпизода «Андрей Соколов в плену». Тема военного подвига, непобедимости человека. Проблема нравственного выбора в рассказе. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения. | Стр. 259 вопрос 6 (письменно) Чтение статьи в учебнике стр. 260-263 | ||
87 | Андрей Соколов и Ванюшка: чтение и анализ содержания рассказа. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Гуманистический пафос произведения. Подготовка к сочинению. | Стр. 263 вопросы 1-2 (устно на выбор учащегося) | ||
88 | Р.р. Аудиторное сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» (н-р, «Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека») | Выразительное чтение наизусть отрывка (на выбор учащегося) | ||
89 | Р.р. Анализ сочинений. Работа над ошибками. Художественное мастерство Шолохова. | |||
90 | Вн.чт. В.В. Быков. Повесть «Обелиск». Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Чтение и анализ содержания повести. | Чтение повести, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. | ||
91 | Вн.чт. Память о будущем. Нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войне. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Подготовка к домашнему сочинению. | Домашнее сочинение (н-р, «Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск») | ||
92 | Р.р. Анализ домашнего сочинений. Работа над ошибками. А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Историческая и биографическая основа рассказа. Изображение народной жизни. Чтение и анализ содержания рассказа. | Чтение рассказа, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. Стр. 265 вопросы 1-9 (устно) | ||
93 | Проблема национального характера. Образ рассказчика. Гражданское и философское звучание авторской позиции. Портрет и интерьер в рассказе. Чтение и анализ содержания рассказа | Стр. 265 вопрос 10 (письменно) Чтение статьи в учебнике стр. 266-268 Стр. 268 «Послетекстовое задание» (для желающих») | ||
94 | Притчевое начало, традиции житийной литературы, сказовой манеры повествования в рассказе. Нравственная проблематика. Принцип «жить не по лжи». Тема праведничества в русской литературе. Чтение и анализ содержания рассказа | Отзыв о прочитанном. | ||
95 | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков». Доброта, доверчивость, душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила шукшинского героя. Проблематика рассказа. Традиции русской литературы в творчестве Шукшина. Чтение и анализ рассказа «Чудик» | Чтение рассказа, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. Составить синквейн на тему «Чудик Шукшина» | ||
96 | Ф.А. Искандер. Социально-философская сказка. Сатирическая основа. Аллегорический смысл. Проблема власти и рабства. Чтение и анализ сказки «Кролики и удавы». | Чтение рассказа, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. Стр. 315 вопросы 1 (письменно) | ||
Обобщение изученного – 5 ч (3 ч рр) | ||||
97 | Повторение и обобщение пройденного за курс 9 класса. Подготовка к итоговой контрольной работе. Подготовка к сочинению. | Подготовиться к итоговой работе и заключительному уроку | ||
98 | Р.р. Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему за курс 9 класса | |||
99 | Р.р. Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему за курс 9 класса | |||
100 | Р.р. Анализ итоговых сочинений (теста). Работа над ошибками. | Подготовка к читательской конференции | ||
101 | Вн.чт. Читательская конференция: защита творческих работ и тематических портфолио, презентация исследовательских работ по литературе. | Список книг на лето. | ||
102 | Резерв |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература. 9 класс»
Литература как искусство слова | |
Выпускник научится: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ. различать основные теоретико-литературные понятия. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Выпускник получит возможность научиться: определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выполнять письменные работы различного характера, в том числе писать сочинения разных жанров; работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации. |
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература | |
Выпускник научится: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; Б адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; Б интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; Б выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; Б анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; Б создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; П сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; П определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; Б работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Б | Выпускник получит возможность научиться: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект) |
Обобщение изученного материала- 5 ч | |
Выпускник научится: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). для выполнения исследовательских работ. | Выпускник получит возможность научиться: определять свой круг чтения и оценки литературных произведений. |
Методический блок
Средства обучения:
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Фонохрестоматия.
Экранные пособия
Интернет-ресурсы.
Формы контроля
Творческие работы (сочинения) | |
Аудиторное - 6 | Домашнее - 2 |
Классное обучающее сочинение по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (н-р, «Образ Онегина») | М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (н-р, «Героическая личность в изображении Лермонтова»). |
Анализ стихотворения (на выбор учащегося) одного из поэтов пушкинской поры по плану: (итоговая контрольная работа за 1 полугодие) | В.В. Быков. Повесть «Обелиск» (н-р, «Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск») |
Аудиторное обучающее сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (н-р, «Кто герой нашего времени?») | Отзывы по прочитанным произведениям. |
Аудиторное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (н-р, «Что может дом рассказать о своём хозяине?») | Анализ стихотворений |
Аудиторное сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» (н-р, «Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека») | |
Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему | |
В течение учебного процесса предусмотрены также другие виды творческих работ, способствующих развитию учащихся. |
Виды контроля:
промежуточный: | итоговый: |
пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, божественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), письменный развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы. | стартовая работа контрольная работа за 1 полугодие итоговое контрольное сочинение презентация исследовательских и информационных проектов. |
Авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями.
Произведения для заучивания наизусть
«Слово о полку Игореве» (отрывок).
М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок).
В.А. Жуковский. «Море».
А.С. Пушкин. «Узник», «Евгений Онегин» (отрывок).
Поэты пушкинской поры (на выбор учащегося).
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (отрывок).
И.С. Тургенев «Русский язык».
Ф.И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» (на выбор учащегося).
А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Вечер», «Учись у них, у дуба, у берёзы…», «Это утро, радость эта…» (на выбор учащегося).
Н.А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…» (на выбор учащегося).
М.А. Шолохов «Судьба человека» (отрывок).
Уроки внеклассного чтения:
В.В. Быков. Повесть «Обелиск»
Читательская конференция
Раздел 10. Обзор
5 класс 2013-2014 | 6 класс 2014-2015 | 7 класс 2015-2016 | 8 класс | 9 класс |
Х.К. Андерсен «Снежная королева» - 1 час | И.В. Гёте. «Лесной царь» - 1 час | Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты). «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о нибелунгах» (фрагменты) – 1 час | Иван Бунин. «Люблю цветные стекла окон» - 1 час | В.В. Быков. Повесть «Обелиск» - 2 час |
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» - 1 час | Ф. Шиллер. «Перчатка» - 1 час | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - 1 час | Н.С. Гумилёв «Капитаны» - 1 час | |
Жанр басни. Эзоп. Жан де Лафонтен. Готхольд Эфраим Лессинг - 1 час | В. Скотт. «Клятва Мойны» - 1 час | М. М. Зощенко. Рассказ «Галоша» - 1 час | А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» - 1 час | |
П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» - 2 часа | Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке» - 1 час | А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» - 1 ч | Р. Брэдбери «Всё лето в один день» - 1 час | |
М.Ю. Лермонтов. «Тучи» - 1 час | Н.С. Лесков. «Левша» - 2 часа | П. Мериме. Новелла «Видение Карла XI» - 1 час | ||
А.А. Фет. «Чудная картина» - 1 час | А.П. Чехов. «Мальчики» - 1 час | М. Горький «Детство» (фрагменты) | ||
И.С. Никитин «Русь». И. Северянин «Запевка» - 1 час | О. Генри. «Вождь краснокожих» - 1 час | |||
И.А. Бунин. «Листопад» (фрагмент Лес, точно терем расписной…»). «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора» - 1 час | Ю.П. Казаков. «Арктур – гончий пёс» - 1 час | |||
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» - 5 часов | В.П. Астафьев. «Жизнь Трезора» - 1 час | |||
А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт» - 1 час | Дж. Лондон. «Белый клык» - 1 час | |||
А.Н. Толстой «Детство Никиты» (фрагменты) – 1 час | Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка» - 1 час | |||
М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (фрагменты) – 1 час | В. Катаев. «Сын полка» - 1 час | |||
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Д.С. Самойлов «Сороковые» - 1 час | Л.Н. Толстой. «Детство» (фрагменты) – 1 час | |||
18 часов | 14 часов | 6 часов | 4 часа | 2 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс(Г.В.Москвин.ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5 класс(Г.В.Москвин.ФГОС)-68 часов...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочая программа по литературе 7 класс по УМК под ред.Москвина Г.В
Рабочая программа разработана на основе• Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,• Программа для общеобразовательных учреждений. Литература....
Рабочая программа по литературе для 5 класса по авторской программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной
Программа разработана с учётом ФГОС второго поколения...
Рабочая программа по литературе к учебнику Г.В.Москвина 5 класс ФГОС
Рабочая программа разработана на основеv Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,v Программа для общеобразовательных учреждений. Литер...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...