Рабочая программа по литературе 5 класс(Г.В.Москвин.ФГОС)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе 5 класс(Г.В.Москвин.ФГОС)-68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klassg.v.moskvin.fgos_.rar | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 629 ЮАО г. Москвы
«Рассмотрено» Председатель МО _________ Акимова О.А. Протокол № ___ от «____»__________2013 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №629 ____________ Паньков А.И. Приказ № ___ от «___»______________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебник: « Литература»: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений:
в 2 ч./ МосквинаГ.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.. – М.: Вентана-Граф,2012.
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Акимова Ольга Анатольевна,
высшая квалификационная категория
2013 г.
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,
- Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф,2008.
Программа составлена на 68 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
В программе определены основные цели и задачи литературного образования:
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
- развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.
Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.
Учебная стратегия пятого года обучения предполагает три ракурса:
- развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущем классе;
- формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;
- учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.
Программа 5 класса строится не по хронологическому принципу, в основу ее положен деятельностный принцип.
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучение литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, самостоятельный анализ явлений. Поэтому в названии каждого раздела содержится вопрос или познавательное противоречие.
В основу пятого класса заложены следующие теоретико-литературные и методические идеи:
- осознание природы художественного образа.
Цели и задачи формирования познавательной компетенции в 5 классе достигаются при осознании и усвоении актуального для данного класса понятийного аппарата. При этом понятия, вводимые в 5 классе, поддерживаются и углубляются на последующем.
Понятийный аппарат включает в себя:
- искусство, литература, слово, художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).
Кроме этого, авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями.
Некоторые методические положения
Основной формой организации учебных занятий является урок. Можно проводить его в традиционной форме: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа.
Авторская программа позволяет провести и уроки в нетрадиционной форме: урок-экскурсия, урок-концерт, урок-размышление, инсценирование, урок-защита творческих работ, урок-конкурс, педагогическая мастерская.
С появлением компьютера, цифровых образовательных ресурсов появилась возможность проведения уроков с применением ИКТ: показ презентаций, виртуальных экскурсий, фрагментов фильмов, проверка знаний на компьютере и т.д. (слайд).
Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной) одним из главных методов в работе с учениками 5 и 6 классов является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Цель и специфика этого метода заключается в следующем:
- в активизации художественного восприятия;
- в формировании художественных переживаний средствами искусства;
- в формировании художественных склонностей и способностей школьников.
Художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы.
Необходимо помнить, что чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста, требуется: специальное внимание к слову, фразе, ритму (умение слушать и слышать – необходимое условие для умения говорить и писать выразительно); работа воображения; эмоциональный настрой.
Этот метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся.
Данный метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа. Характерные методические приёмы:
- выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;
- обучение выразительному чтению учащихся;
- чтение учителем художественного текста с комментарием;
- беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;
- постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);
- творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.
Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:
- чтение художественных текстов дома и в классе;
- выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;
- заучивание наизусть;
- активное слушание текста;
- составление плана; образное воспроизведение эпизодов;
- близкие к тексту пересказы;
- художественное рассказывание;
- составление сценариев;
- иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;
- устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;
- рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Особенности организации учебного процесса: в 5 классе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблемой, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство, МХК.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
- Анализ и интерпретация произведений.
- Составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Написание изложений с элементами сочинения.
- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Литература для учителя:
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В.,
Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москви Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф,
2012
3. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс./ Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011
4. Практикум по литературе. 5 класс. / Сост. О.Г. Черных. – М.: ВАКО, 2011
Литература для учащихся:
1. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф,
2012
2. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ сост. Москвина Г.В.,
Пуряевой Н.Н. – М.: Вентана- Граф, 2012
МУЛЬТИМИДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ:
- ЦОР по всем темам - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/df362777-59bf-4ecb-ae83-ecbb9b8a7673/116915/
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
№ уро-ка | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся | Вид контроля/ самостоятель-ной деятельности | Домаш-нее задание | Дата | |
1. | Литература как искусство слова | беседа | Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет. | Ответы на вопросы | ||||
Фольклор – 5 часов+1 час р/р | ||||||||
2. | Малые жанры фольклора | Изучение нового материала | Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи. | Закрепить знание понятия фольклор, знакомых жанров устного народного творчества. Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок, сходство и различие между пословицами и поговорками. Показать художественные особенности этих жанров фольклора. Познакомиться с тематикой и художественными особенностями загадок. Иметь представление о сказке как фольклорном жанре, художественных особенностях народной сказки. Вспомнить о делении сказок на три вида. События и персонажи волшебной сказки. Ужасное в сказке. Поэтичность народной сказки. | Текущий контроль | |||
3. | Русские народные сказки. «Хрустальная гора…». Волшебная сказка. | Изучение нового материала и закрепление изученного | Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки. | Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Пересказ. | ||||
4. | «Как старик домовничал». Бытовая сказка. | закрепление изученного | Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки. | Рассмотреть особенности бытовых сказок и сказок о животных. Видеть соответствия в сказках о животных у разных народов. | Ответы на вопросы.Пересказ. | |||
5. | «Лиса и тетерев». Сказка о животных. | закрепление изученного | Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных. | Ответы на вопросы.Пересказ. | ||||
6. | «Пойди туда, не знаю куда…» | внеклассное чтение | События и персонажи волшебной сказки. Поэтичность народной сказки. | пересказ | ||||
7. | Сочиняем сказку. | Развитие речи | ||||||
Авторская и литературная сказка – 13 часов + 1 час р/р | ||||||||
8 – 9. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Поэтическое мастерство Пушкина. | Дать представление об отличии литературной сказки от сказки народной. Закрепить знание сказок А. С. Пушкина. | Ответы на вопросы. Выразительное чтение наизусть. | |||
10 – 11. | Е. Шварц. Сказка «Два клена» | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Образы героев. Торжество добра и справедливости. | Дать представление о личности и творчестве Е. Шварца. Познакомить с особенностями сказки-пьесы. | Ответы на вопросы. Чтение по ролям | |||
12. | Гофман. Сказка «Щелкунчик» | Изучение нового материала | Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини. | Дать представление о личности и творчестве Гофмана. | Текущий контроль | |||
13 – 15. | Н.В. Гоголь Повесть «Ночь перед Рождеством» | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Изображение быта в повести. Художественные средства. Юмор. | Дать представление о личности и творчестве Н.В. Гоголя. Дать представление о фантастической повести. Иметь представление о художественных средствах. Знать, что такое юмор. | Ответы на вопросы. Выразительное чтение фрагмента. Пересказ. Тест. | |||
16. | Сочинение по повести «Ночь перед Рождеством» | Развитие речи | Написание сочинения | Стчинение | ||||
17 – 18. | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика. | Дать представление о личности и творчестве М.М. Пришвина. Иметь представление о сказке-были. | Ответы на вопросы. Пересказ. | |||
19. | В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» | Изучение нового материала | Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность. | Дать представление о личности и творчестве В.М. Гаршине. Иметь представление о сказке-притче. Уметь отличать все изученные виды сказок друг от друга. | Текущий контроль | |||
20. | В. Гауф. «Холодное сердце» | Внеклассное чтение | Сказка «Холодное сердце» | Дать представление о личности и творчестве В. Гауфа. Познакомить с его сказкой. | Пересказ | |||
21. | Итоговый урок по теме «Сказки» | Обобщения и проверки знаний по теме | Тестирование по пройденному материалу за 1 полугодие | Тест | ||||
Легенда – 7 часов | ||||||||
22. | А.С. Пушкин. «Анчар» | Изучение нового материала | Специфика легенды. Её отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения. | Иметь представление о легенде. Уметь отличать ее от сказки. | Выразительное чтение | |||
23. | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы» | Изучение нового материала | Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения. | Вспомнить сведения о писателе. Иметь представление о поэтической легенде. | Выразительное чтение | |||
24 – 25. | «Повесть временных лет» | Изучение и закрепление нового материала | Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предания. Проблемы авторства. Фольклорные элементы. | Иметь представление о летописи как истоке древнерусской литературы. Видеть разницу между историческими фактами и преданиями. | Ответы на вопросы | |||
26 – 27. | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | Изучение и закрепление нового материала | Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения. | Уметь находить в произведении легендарное и художественное. Определять летописную основу. | Выразительное чтение фрагмента наизусть | |||
28. | Письменный ответ на вопрос | Развития речи | Письменный развернутый ответ на вопрос | Уметь правильно и связно отвечать на поставленный вопрос. | Ответ на заданный вопрос | |||
29. | «Легенда о Томасе Лермонте» | Внеклассное чтени е | Легенда | Иметь представление о легендах других народов | Текущий контроль | |||
Этот необычный мир… | ||||||||
Басни – 3 часа | ||||||||
30 – 31. | И.А. Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська». | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. | Знать понятие басня. Отличать басню от сказок о животных. Уметь находить в басне аллегорические элементы и мораль. | Текущий контроль Выразительное чтение басни | |||
32. | Эзоп. Басни. | Внеклассное чтение | Басни | Знать: кто такой Эзоп. | Ответы на вопросы | |||
Лирические стихотворения | ||||||||
Мир чувств – 3 часа | ||||||||
33. | А.С. Пушкин. «Няне», «И.И. Пущину» | Изучение и закрепление нового материала | Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир переживаний. | Уметь определять жизненные основы стихотворения. Уметь передавать поэтический мир поэта при чтении | выразительное чтение | |||
34 – 35. | М.Ю. Лермонтов. «Листок», «Молитва» | Изучение и закрепление нового материала | Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения. | Уметь передавать поэтический мир поэта при чтении | Ответы на вопросы Выразительное чтение наизусть | |||
Мир природы – 9 часов + 1 час р/р | ||||||||
36 - 37. | А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек», «Мальчику». | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения. | Знать понятие лирическое отступление. Уметь находить его в стихотворении. | Ответы на вопросы Выразительное чтение наизусть | |||
38 – 39. | Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения. | Знать понятие образ. Уметь определять его в стихотворении. | Ответы на вопросы Выразительное чтение наизусть | |||
40 – 41. | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения. | Знать понятие сюжет. Уметь определять его в стихотворении. | Ответы на вопросы Выразительное чтение фрагмента. | |||
42. | И.А. Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги» | Изучение нового материала | Слово о писателе. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения. | Знать понятие образ, композиция. Уметь определять их в стихотворении. | Ответы на вопросы | |||
43. | С.А. Есенин. «Береза» | Изучение нового материала | Слово о писателе. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения. | Знать понятие образ, композиция. Уметь определять их в стихотворении. | Выразительное чтение фрагмента. | |||
44. | Г. Гейне. Стихи. | Внеклассное чтение. | Слово о писателе. Поэтический мир стихотворений. | Выразительное чтение фрагмента. | ||||
45. | Сочиняем стихи. | Развитие речи | Рифма. Строфа. | Познакомиться со строением стихотворной строки | Текущий контроль | |||
Роман, повесть, рассказ – 14 часов + 3 р/р | ||||||||
46 – 47. | Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя. | Знать понятие образ. Уметь отвечать на поставленные вопросы | Текущий контроль | |||
48 – 49. | А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа» | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Человек в необычайной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика. | Уметь отвечать на поставленные вопросы | Ответы на вопросы | |||
50 – 51. | А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя. | Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя | Ответы на вопросы | |||
52 – 53. | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | Изучение и закрепление нового материала | Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев. | Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя | Текущий контроль пересказ | |||
54. | Сочинение по рассказу «Бежин луг» | Развитие речи | Написание сочинения | Сочинение | ||||
| ||||||||
55. | Ю.П. Казаков. Рассказ «Олень рога» | Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека. | Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя | Ответы на вопросы | ||||
56. | Дж Лондон. Повесть «Сказание о Кише» | Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя. | Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять основные темы произведения | Пересказ | ||||
57 – 60. | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя. | Знать понятие образ. Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя | Текущий контроль Пересказ | ||||
61. | Сочинение по рассказу «Васюткино озеро» | Развитие речи. | Написание сочинения | Сочинение | ||||
62. | О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих» | Слово о писателе. Необычная ситуация. Комическое. | Знать понятие комическое. Уметь определять его в произведении. | Текущий контроль | ||||
63 – 64. | М.М. Зощенко. Рассказы. | Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое. | Знать понятие комическое. Уметь определять его в произведении. | Ответы на вопросы Пересказ | ||||
65. | «Мы помним» Рассказы о ВОВ. | Внеклассное чтение | Рассказы о ВОВ. | пересказ | ||||
66. | Контрольная работа по итогам года | Развитие речи | Тестирование по пройденному материалу за 2 полугодие | Проверить знания по пройденному материалу | Тест | |||
67. | Итоговый урок | |||||||
68. | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
рабочая программа по бурятской литературе5 класс
рабочая программа по бурятской литературе в 5 классе на 2023-2024 у.г....