Конспект урока по литературе для 5 класса "Хирургия.А.П.Чехов"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»;
Задачи:
- Развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст;
- Введение понятий «юмор», «сатира».
- Развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа;
- Воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества.
Оборудование:
- Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
- Карточки-задания для работы в группе.
- Аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы».
- Портрет А.П.Чехова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5-м классе
« А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия»
Учитель русского языка и литературы Штенская Н.С.
Эпиграф: Хорошо вспоминать о таком человеке,
тотчас в жизнь твою возвращается бодрость,
снова входит в нее ясный смысл…
М.Горький
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»;
Задачи:
- Развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст;
- Введение понятий «юмор», «сатира».
- Развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа;
- Воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества.
Оборудование:
- Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
- Карточки-задания для работы в группе.
- Аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы».
- Портрет А.П.Чехова
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Ввод в тему урока. Мотивация.
Ребята, у вас 5 урок, вы немного подустали, поэтому предлагаю начать урок с игры, которая называется « Четвертый лишний».
Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.
«Заколдованное место».
«Ночь перед рождеством»
«Хирургия»
«Пропавшая грамота»
С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, а сегодня
познакомимся с биографией А.П.Чехова, с его произведениями.
3. Объяснение нового материала.
Прочитаем эпиграф к главе о Чехове: «Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня» (Л.Н.Толстой).
- Значит, по мнению Толстого, в язык Чехова надо вчитаться. Как вы понимаете это выражение?
Прежде чем вчитаться в Чехова, давайте познакомимся с биографией А.П.Чехова.
1) Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине.
4.Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» (Приложение 1)
Вопросы для беседы после просмотра презентации:
- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?
- Каким человеком представляется вам Чехов?
- Что заинтересовало вас в биографии писателя?
- Какими талантами обладали Чехов, его сестра и братья?
Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у них был талант артистов. Чехов легко перевоплощался в героев различных пьес. Старший брат Александр стал писателем, Николай – художником. У брата Михаила тоже был литературный талант, у Ивана - талант педагога, у Марии – художественные способности.
- Как относился Чехов к чтению, книгам?
К чтению А. П. Чехов относился с увлечением. Особенно он любил книги о приключениях и путешествиях, читал юмористические журналы.
- Когда появились первые рассказы писателя? О чем они?
- Как Чехов подписывал свои произведения?
- Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему?
5.Прослушивание аудиозапись рассказа «Хирургия»
Предлагаю прослушать рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. (Это хороший пример сценического чтения литературного произведения). При этом говорю, что когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр».
- А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос, после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста.
(Прослушивание аудиозаписи).
- Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»?
(Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр).
6. Беседа по содержанию рассказа «Хирургия».
- Понравился рассказ Чехова?
- Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения?
- Вспомните фамилию фельдшера. На что она намекает?
- Каким перед вами предстает больной дьячок?
- Кто вызывает больше смеха или сочувствия дьячок Вонмигласов? фельдшер Курятин?
- Что же смешного в таком рассказе?
(Смешной, юмор.)
- А что такое юмор?
Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.
- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.
- Давайте попробуем разобраться в этом.
- Как выглядела земская больница? Кто её пациенты?
Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.
- О чем нам говорит фамилия фельдшера – Курятин?
Фельдшер Курятин курит зловонную сигарету. Фамилия фельдшера автором выбрана специально. Она говорит о том, что герой много курит. Может быть, фамилия связана со словом «курятина». Есть такое обидное прозвище «курицын сын», то есть глупый и трусливый человек.
- Какими предстают перед нами фельдшер и больной?
И фельдшер, и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными.
- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему?
7. Выводы
- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?
- Отчего это происходит?
Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.
Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.
8. Итоги урока.
9. Оценки.
10. Д/з. Перечитать рассказ «Хирургия». Ответить на вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»
небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...
Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»
Методическое обоснование урокаЭтот урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...