Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок в 7-ом классе по литературе по рассказу А.П. Платонова «Юшка» «Спешите делать добро…»
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
Ребята! Дома вы познакомились со статьей писателя, литературного критика и литературоведа Виктора Андреевича Чалмаева о жизни и творчестве замечательного русского писателя Андрея Платоновича Платонова. Что вам известно о нем?
Слайд 2
- В каком году родился Андрей Платонович? (1899 году)
- Назовите настоящую фамилию писателя. (Климентов)
- Кем работал Платонов? (на основе статьи)
- Закончите фразу Виктора Андреевича Чалмаева «Любимые герои Платонова…» (на основе статьи).
Слайд 3
- С какими произведениями Платонова вы познакомились в 5 и 6 классах?(«Неизвестный цветок» 6 кл, «Никита» 5кл.)
Слайд 4
Друзья, сегодня мы с вами снова погрузимся в художественный мир Андрея Платоновича Платонова, анализируя его рассказ «Юшка». Но сначала я хочу рассказать историю из жизни древнегреческого философа Диогена Синопского.
Слайд 5
Древнегреческий философ Диоген ходил днем с фонарем.
– Что ты ищешь днем с фонарем? – спрашивали его афиняне.
– Я ищу Человека – отвечал он.
– Кого именно? Меня? Его?
– Ищу Человека! – повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан и продолжая
свой путь по площади.
Как вы думаете, какого человека искал Диоген?
Рассказ, над которым мы сегодня будем работать – это нравственная заповедь, оставленные нам, потомкам Платонова.
И наша цель? (понять, осмыслить эту заповедь).
Слайд 6
Давайте с вами выберем подходящий эпиграф к теме нашего урока.
- «Побеждай благим злое». (Толкование на Риме. Священное Писание (Библия).) 2) «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». (М Горький).
3) «Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость». Д.И Писарев.
А теперь сформулируйте тему нашего урока. (Юшка – человек с большим сердцем. Любовь, уважение, сострадание к человеку и т.д.)
- Работа в тетрадях – запись темы, эпиграфа.
Вспомним два важных литературоведческих понятий – тема и идея произведения. Слайд 7
Что такое тема? Что такое идея?
Какова, на ваш взгляд, тема рассказа, что показывает Платонов в этом рассказе? (милосердия, сострадания)
А идея? Обратите внимание, тема созвучна с нашим эпиграфом. (Побеждай зло добром, значимость добра и любви)
Слайд 8
Ребята, давайте составим ассоциативный слова темы, чтобы нам легче решать поставленную цель.
ДОБРО (любовь, терпение, искренность, чуткость, сострадание, отзывчивость, помощь).
ЗЛО (жестокость, насилие, грубость, черствость).
Добро и зло. Какой литературный приём использует автор? (Антитеза)
IV.Работа в группах. Слайд 9
Давайте с вами выясним, какое лексическое значение имеет слово «юшка». Для этого обратимся с вами к эксперту-лингвисту Арине Котляровой. У нее было индивидуальное домашнее задание – подготовить информацию по лексическому значению нескольких слов по темп нашего урока.
Слайд 10
А теперь поработаем в группах с индивидуальными заданиями. Перед вами карточки. У каждой группы своя тема и 5 минут для подготовки.
Слайд 11
Задание для 1 группы: «Портрет Юшки. Связь Юшки с природой».
Найдите в тексте портрет Юшки. Ответьте на вопросы:
1)Выпишите ключевые слова, которые передают внешность Юшки. На какую деталь его внешности обращает внимание автор?( Неопрятный, неряшливый, непривлекательная внешность; Глаза. Говорят, глаза - зеркало души. У Юшки плачет душа).
2) Какое впечатление производит портрет Юшки, его внешний вид?
Почему Платонов избрал главным героем своего рассказа такого непривлекательного внешне человека? Можно ли судить о человеке по внешнему виду? (Внешне некрасивый Юшка обладает богатым внутренним миром, Юшка добр, но внешне непривлекателен, нельзя судить о человеке по его внешности).
3)Были ли счастливые минуты в жизни Юшки? Где он их проводил? Как себя чувствует Юшка, погружаясь в мир природы? Подготовьте выразительное чтение отрывка. (Ученики выразительно читают эпизод текста, где автор описывает состояние главного героя)
Слайд 12
Задание для 2 группы : «Взаимоотношения Юшки с детьми и взрослыми».
Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы:
1)Как дети и взрослые относились к Юшке? (выпишите глаголы). Почему они обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? (Юшка раздражает их своей непохожестью, своей кротостью).
Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы и запишите в тетради. (Запись в тетрадях: БЕЗЗЛОБНОСТЬ, ПОКОРНОСТЬ, СМИРЕНИЕ, БЕЗОТВЕТНОСТЬ, БЕЗРОПОТНОСТЬ…)
Поведение детей- их отношение к Юшке или это идёт от взрослых?
2)Какова реакция Юшки все происходящее? (Юшка не понимает, зачем он должен умирать. Он не приходит ни к кому, как бы выпадает из общества. Ему ничего не надо, он не навязывается, в нём живёт внутренняя любовь к человечеству в целом.)
3)Какое чувство вызывают у вас эти люди? (Омерзение, они жестоки, бесчеловечны, Юшка одинок, он людям не нужен).
В диалоге Юшки и Даши выражается философская позиция главного героя. Он говорит: «Меня, Даша, народ любит…Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое». С чем вы согласны, а с чем – нет? Что значит выражение «СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ»? (Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.)
Как вы понимаете слово «СОСТРАДАНИЕ»? Подберите синонимы и запишите в тетради. (Запись в тетрадях: СОЧУВСТВИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОЖАЛЕНИЕ, ЖАЛОСТЬ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ, УЧАСТИЕ).
Слайд 13
Задание для 3 группы: «Встреча Юшки с весёлым прохожим и его смерть».
Найдите отрывок в тексте и ответьте на вопросы:
1)Почему Юшка «осерчал» на «веселого прохожего»?
Мы уже привыкли к Юшке, стали лучше его понимать, как вдруг произошло то, чего многие давно ждали. Юшка осерчал. Что произошло, почему Юшка рассердился? (Прочитать отрывок)
Читать эти строки тяжело, а художник-иллюстратор ещё сильнее помогает почувствовать трагедию происходящего. Удалось ли художнику передать трагедию, в чём это выразилось? (как лежит – упал навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом; взгляд прохожего и его одежда, кулаки, сила противопоставлены Юшке)
2) Как назвал прохожий Юшку? («Юродом», «юродивым»)
Эксперт-лингвист расскажет нам о том, кого называют «юродивыми».
Прочитайте отрывок о смерти и похоронах Юшки и ответьте на вопросы:
3)Раскаялись ли люди? Когда пришло осознание потери?
4)Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни?
Слайд 14
«Лишний человек» - понятие, с которым мы неоднократно сталкивались при изучении произведений русской литературы. Галина Умывакина, современная воронежская поэтесса, справедливо заметила: «На свете каждый кому-то нужен от колыбели и до самой смерти». Мы нужны друг другу, и нет прощения, оправдания тем, кто забывает о человеческом достоинстве. Главнейшая добродетель – человеколюбие. И люди, только потеряв Юшку, поняли, какой человек жил в их городе и как он им необходим, хотя бы для того, чтобы сказать ему: «Прости нас, Юшка!»
Да, Юшка некрасив, но у него доброе, великое сердце, способное простить людей даже со «слепым сердцем». Такие люди могут изменить мир. Способен ли Юшка изменить мир?
Мы с вами говорили, что добро всегда приносит плоды. Докажите это примером из текста.
5) Кто же он, Юшка? (Юшка – это вечный образ добра и любви. Даже тихий, робкий Юшка способен измениться в жизни).
V. Подведение итогов, рефлексия.
1) На что похож рассказ Платонова (на притчу)
2) Что это за жанр? (в основе лежит поучение, заповедь)
Слайд 15
3) Какую заповедь оставляет нам Платонов? (Нужно любить человека, никто на земле не лишний, все имеют право на жизнь, добро побеждает зло)
4) У вас на столах лежать стикеры в виде сердечек. Возьмите для себя каждый стикер и напишите на нем, что значит любить, с чем у вас ассоциируется слово «ЛЮБОВЬ». (Милосердие,сострадание,доброта,внимание,забота,жалость, участие, сочувствие). (Пауза, все пишут. Вика, с каким словом у тебя ассоциируется слово любовь? У кого еще ассоциируется любовь с….? и т.д.\
Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.
Слайд 16
Д/з Написать небольшое сочинение в рабочей тетради на тему «О чём заставил нас задуматься рассказ А.Платонова «Юшка?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".
Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...
Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"
Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.
Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....
Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".
Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....