Презентация к циклу уроков по роману "Герой нашего времени"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Презентация к циклу уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (уроки 1-2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gnv.pptx | 260.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф к уроку: «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая. В. Г. Белинский
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был задуман автором в конце 1837 года. Основная работа проходила в 1838 году, и роман был полностью завершен в 1839 году. Своему новому роману М.Ю. Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Однако в 1940 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени».
История создания романа В журнале «Отечественные записки» опубликованы: 1839 г. – «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и «Фаталист» начало 1840 г. – «Тамань» апрель 1840 г. – «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» 1841 г. – Предисловие ко всему роману ( 2 -е издание)
«Герой нашего времени» – это « история души человеческой ». Печорин – единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значимо. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям , история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.
Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Особенности жанра. «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.
психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её проявлениях. саморефлексия (самоанализ) героя, оценка действий героя с позиций других персонажей, авторский анализ характера.
Особенность композиции романа – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но именно образ главного героя становится объединяющим: он связывает все эти части в единый роман.
Композиция романа Сюжетный порядок Хронологический (фабульный) порядок Предисловие (1841 ) ко всему роману 12 «Бэла» Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера – повествователя с Максимом Максимычем . Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Переезд через Крестовый перевал Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера - повествователя 7 5 8 6 9 «Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным С включением сообщения о том, что Печорин умер 10 11 Предисловие к «Журналу Печорина» История до того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды 1 «Тамань» Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью 2 «Княжна Мери» Окончание повести – запись, сделанная Печориным по памяти в крепости 3 «Фаталист» История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы 4
Такое построение дает автору возможность: максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина; проследить историю его внутренней жизни; образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия; при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию
Повествователи в романе Максим Максимыч: излагает внешние события, при этом не понимая Печорина. Офицер – рассказчик: человек его круга, писатель, он лишен сочувствия к Печорину, дает его объективное описание со стороны. Печорин о себе в «Журнале»: бесстрашно, не стараясь ни в чем себя оправдывать, анализируя свои мысли и поступки.
Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его»
Критики о Печорине 1. С. Бурачек : Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение». 2. С. Шевырев : «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом». 3. В. Белинский : «Печорин… герой нашего времени». 4. А. Герцен : «Печорин – «младший брат Онегина». Вопросы: 1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина? 2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?
Жанры составляющих частей романа «Бэла» и «Княжна Мери» - повести. «Тамань»– новелла. «Максим Максимыч» и «Фаталист» – рассказы. Повесть – литературный жанр описательно-повествовательного характера, в котором жизнь представляется в виде ряда эпизодов из жизни героя, средняя эпическая форма, показывающая этап жизни героя. Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета, изображающее один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий, логически связанных между собой. Новелла - близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.
2 урок «И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец !.. И то и другое будет ложно». Почему герой романа так говорит о себе? Что дало основание сделать такой вывод? Кто же он - герой Лермонтова?
«Бэла». План первой главы Рассказ Максима Максимыча о Печорине. Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения). Печорин и Бэла. Любовь и смерть героини. Печорин на фоне других героев повести. Исповедь Печорина. Пейзажные зарисовки.
1 группа – Рассказ Максима Максимыча о Печорине. 1.Что является связующим звеном между героем и рассказчиком и что разъединяет Печорина и рассказчика? 2. В каких эпизодах черта характера русского человека проявляется у Печорина? 3. Каково отношение Печорина к Бэле? 4. Каким видит Печорина именно Максим Максимыч ? 5. Что в первую очередь удивляет и что все-таки непонятно Максиму Максимычу в самом Печорине? 6. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о главных чертах характера героя. 7. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений двух героев до похищения). Где и при каких обстоятельствах Печорин впервые увидел Бэлу? Какое впечатление произвели они друг на друга в момент первой встречи? Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата ? Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
3 группа – Печорин и Бэла. Любовь в жизни Печорина. Как Бэла оказалась в крепости, в которой служил Печорин? Каким было поведение Бэлы в первые дни после своего похищения? Каким образом Печорин добивался любви Бэлы? Почему Бэла все-таки ответила Печорину взаимностью? (обязательно обратите внимание на описание прекрасных глаз Бэлы, данное Максим Максимычем ). Каким предстает перед читателем Печорин в этих главах? Сделайте вывод о характере героя.
4 группа Печорин и Бэла. Смерть героини. 1. Почему Печорин так быстро охладел к Бэле? Как это проявлялось в его отношениях к девушке? (Процитируйте слова героя) 2.Как Бэла погибла? 3. Чем можно объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? С какой стороны это его характеризует? 4. Каким показывает Лермонтов своего героя? Сделайте вывод о характере героя. 5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
5 группа Григорий Печорин в кругу других других героев повести. Какими предстают перед читателем Казбич и Азамат ? Что можно сказать об особенностях их характера? Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем? Как это его характеризует? Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата ? Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом . Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
6 группа Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч …» 1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их. 2.В чем, по мнению самого Печорина, причина его скуки и разочарования? 3. Что роднит Печорина с главным героем романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? 4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде? 5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
7 группа Роль пейзажных зарисовок в повести. Выберите наиболее яркие на ваш взгляд пейзажные зарисовки. Обратите внимание на то, какие картины природы выбирает М.Ю. Лермонтов для своего описания? Какова связь созданных автором пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой самого произведения?
8 группа Образ Григория Печорина в повести «Максим Максимыч » Перескажите сцену встречи Печорина и Максима Макимыча . От имени кого ведется повествование в этой части романа? Каким видит рассказчик Григория Печорина в момент встречи с Максимом Максимычем ? Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча , ожидающего Печорина. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча , бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча ? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога. Какое впечатление производит Печорин на читателя?
Вывод: В первой и второй повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. В первой повести герой описан через восприятие рассказчика – немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Во второй повести мы видим Печорина глазами совершенно постороннего человека. И у него возникает много вопросов при попытке объяснить некоторые поступки героя.
Домашнее задание . Напишите эссе «Первое знакомство с Печориным ». «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - читать. Заполнить таблицу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по "Герою нашего времени" Лермонтова
Открытый урок "Максим Максимыч - маленький человек?" Театрализованная дискуссия и другие интерактивные формы работы...
Презентация произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Презентация произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"....
Презентация к уроку-коммуникации "Герой нашего времени. Эволюция?.."ч.1
Материал ч.1 Презентации включет зрительный ряд литературных образов русской классики....
Презентация(ч.2) к уроку-коммуникации "Герой нашего времени. Эволюция? " По новейшей литературе(Гр.Данской. В гостиничном номере" 11 класс)
ч.2 презентации урока-коммуникации, цель которого рассмотреть развитие типа "герой нашего времени" во времени (19-20вв) , сопровождает этап-историкоисследовательской, литературнообзорной, музыка...
Библиотечный урок «Знакомьтесь: «Герой нашего времени» (внеклассное мероприятие по литературе) для 9-х классов
Учебный материал...
Презентация по теме:"Александр Городний- меценат нашего времени"
В работе рассказывается о жизни и деятельности А.Городнего. Всю свою жизнь он собирал работы художников-авангардистов.Вместе с единомышленниками создал творческое объединение "Артэтаж"...
Урок мужества «Герои нашего времени»
Сценарий урока мужества "Герои нашего времени"...