Библиотечный урок «Знакомьтесь: «Герой нашего времени» (внеклассное мероприятие по литературе) для 9-х классов
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов»
Библиотечный урок «Знакомьтесь: «Герой нашего времени»
(внеклассное мероприятие по литературе)
для 9-х классов
Составитель:
Алимова Людмила Андреевна
учитель русского языка и литературы
Старый Оскол
2016
Тема: Аннотация книги М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Цель и задачи:
- Дать характеристику эпохе, в которой жил и творил Лермонтов.
- Раскрыть смысл названия романа.
- Проанализировать образ Печорина через систему образов романа, каждый из которых призван проследить за «историей души человеческой».
- Сопоставить иллюстрации различных авторов, разных лет с замыслом Лермонтова.
- Проанализировать особенности воплощения замысла Лермонтова в киноискусстве.
- Актуализировать такое понятие, как тип «лишнего человека».
Оборудование: выставка книг Лермонтова, презентация «М.Ю.Лермонтов»
1.Слово учителя:
Представленная презентация является сопровождением к урокам литературы в 9 классе, связанным с изучением романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Данная работа может быть использована как в ходе изучения романа, так и при рассмотрении отдельных тем
Слайд | Комментарий к слайду | Методический комментарий |
1 – 2 | Навигационные слайды | Вступительное слово учителя |
3. | История создания романа | |
4. | Даты публикации | |
5. | Значения слов «фаталист», «Тамань» | |
6. | Смысл названия | Смысл названия романа. Вопрос о первоначальном названии романа («начало века» - нашего века»). Значение слова «герой». |
7. | Значение слова «герой» | |
8. | Поколение 30-х гг. XIX века | Без понимания того, каким же было поколение Лермонтова и его героя, невозможно полное осмысление романа. Эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Историческая справка о восстании декабристов. |
9. | Восстание декабристов | |
10. | Полемика вокруг романа | Чем вызваны отзывы литературных критиков о романе? Почему так резок в своей оценке Николай I? Какова реакция Лермонтова на полемику вокруг своего романа? |
11. | Реакция на роман Николая I | |
12. | Композиция романа | Как Лермонтов выстраивает сюжет романа? Восстановите хронологический порядок событий. Почему писатель отказывается от хронологии? «История души человеческой» - сюжет произведения |
13. | Значение понятий «фабула», «сюжет» | |
14. | Хронология событий в романе | |
15. | Смысл отказа от хронологии в романе | |
16. | Замысел романа | |
17. | Жанр романа | Изначально Лермонтов не дает четкого определения жанру своего произведения: «записки», «сочинения», «длинная цепь повестей». Почему? Можно ли назвать это собрание повестей романом? Как бы вы определили жанр каждой из повестей? Что общего в них? |
18. | Система рассказчиков | Кто рассказывает историю Печорина? С чем связана подобная смена рассказчиков? |
19. | Навигационный слайд | |
20. | Повесть «Бэла». Образ героини. | Когда мы впервые узнаем о Бэле? Портретная характеристика героини. Сопоставление образа Белы в романе с образом, созданным в иллюстрациях различных художников: как раскрывается образ героини в иллюстрациях? В какой момент запечатлена героиня? Кто из иллюстраторов, на ваш взгляд, наиболее близок авторскому тексту? |
21. | Бэла в крепости | Бэла – жертва Печорина, пассивное орудие его желаний. Роман русского офицера с черкешенкой – ситуация весьма банальная. Героиня оказывается в среде, ей чуждой: как Бэла ведет себя в крепости? Каково ее душевное состояние? Отношения с Печориным. Работа с иллюстрациями. |
22. | Сцена похищения Бэлы | Финал истории с Бэлой: какой итого подводит Максим Максимыч? («Нет, она хорошо сделала, что умерла…») Как раскрывается характер Максима Максимыча в главе? Считает ли себя Печорин виноватым в истории с Бэлой? |
23. | Бэла и Печорин | Почему взаимоотношения Бэлы и Печорина не состоялись? Как раскрывается характер Печорина в этой части романа? |
24. | Повесть «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч | Максим Максимыч и Печорин – герои, которых связывает прошлое. Каково отношение героев к этому общему прошлому? |
25. | Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча | Проанализируйте эпизод встречи героев. Каково психологическое состояние персонажей? При помощи каких художественных средств оно передаётся? Почему Печорин не стремится встретиться с Максимом Максимычем? |
26. | Образ Максима Максимыча | Анализ последнего эпизода (после отъезда Печорина). Как повлиял Печорин на Максима Максимыча? |
27. | Повесть «Тамань». Пейзажные зарисовки в повести. | Анализ пейзажных зарисовок в главе. Работа с иллюстрациями. Почему рассказчик в повести – это сам герой? |
28. | Слепой мальчик и Ундина | Характеристики, данные Печориным мальчику и Ундине: как оценки героям раскрывают характер Печорина. Финал главы: как уточняется характер Печорина? Какова его позиция по отношению к окружающим? |
29. | Отношение Печорина к героям повести «Тамань» | |
30. | Образ Печорина в повести «Тамань» | |
31. | Повесть «Княжна Мери» | |
32. | Печорин и «водяное» общество | |
33. | Грушницкий – карикатура на Печорина | Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как характеризуют Печорина отношения с Грушницким? Вернером? |
34. | Сцена у колодца | |
35. | Размышления Печорина перед дуэлью | Анализ размышления Печорина о самом себе. Работа с иллюстрациями и отрывками из х/ф «Княжна Мери» И. Анненского и фильмом-спектаклем А. Эфроса «Страницы журнала Печорина»: что общего, что различного в воплощении образа Печорина на экране, в иллюстрациях? Над чем расставляют акценты авторы этих произведений? Кто, на ваш взгляд, наиболее близок к замыслу Лермонтова? |
36. | Дуэль Печорина и Грушницкого | |
37. | Вернер – «двойник» Печорина | Каков Печорин в дружбе? Могут ли Печорин и Вернер в действительности быть друзьями? |
38. | Печорин и Мери | Любовь в жизни Печорина. Для чего герой добивался любви Мери? Анализ исповеди Печорина Мери. Почему из всех женщин он выделял все же Веру? Как раскрывается характер Печорина в сцене погони за Верой. Зеркальность этой сцены и сцены скачки Казбича с Бэлой на руках. Сопоставление эпизодов. |
39. | Вера и Печорин | |
40. | Сцена погони за Верой | |
41. | Повесть «Фаталист» | Почему именно этой повестью завершает роман Лермонтов? Отношение к судьбе у героев повести. Смысл названия главы. К кому из героев повести отнесено это название? |
42. | Понятие «интертекстуальности» | |
43. | Вулич и Печорин | |
44. | Тема судьбы в повести «Фаталист» | |
45. | Печорин и Онегин | Без сопоставления Печорина и Онегина, думается, невозможно составить цельный потрет Печорина. Почему Печорин, как и Онегин, является «лишним человеком»? |
46. | Отличия Печорина от Онегина | |
47. | Тип «лишнего человека» | |
48. | Авторский слайд |
2. Беседа по просмотренному материалу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по "Герою нашего времени" Лермонтова
Открытый урок "Максим Максимыч - маленький человек?" Театрализованная дискуссия и другие интерактивные формы работы...
Урок мужества «Бросок в бессмертие» (внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов)
Ведение школьной библиотекой работы по патриотическому воспитанию позволяет лучше узнать историю страны и родного края. Участвуя в мероприятиях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и тру...
Презентация к уроку-коммуникации "Герой нашего времени. Эволюция?.."ч.1
Материал ч.1 Презентации включет зрительный ряд литературных образов русской классики....
Презентация(ч.2) к уроку-коммуникации "Герой нашего времени. Эволюция? " По новейшей литературе(Гр.Данской. В гостиничном номере" 11 класс)
ч.2 презентации урока-коммуникации, цель которого рассмотреть развитие типа "герой нашего времени" во времени (19-20вв) , сопровождает этап-историкоисследовательской, литературнообзорной, музыка...
SOS СПАСИТЕ НАШУ ЗЕМЛЮ.Внеклассное мероприятие для учащихся 7-9 классов
SOS СПАСИТЕ НАШУ ЗЕМЛЮ.Внеклассное мероприятие для учащихся 7-9 классов...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...
Урок мужества "Герой нашего времени"
Цели и задачи урока: воспитывать у подрастающего поколения чувство любви к Родине, гордости за свою страну,уважительное отношение к государственным и общественным ценностям. Воспитывать чувство уважен...