Разноуровневые задания на уроках литературы
статья по литературе на тему

Кушнаренко Лидия Александровна

Разноуровневые задания на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznourovnevye_zadaniya_na_urokah_literatury.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Разноуровневые задания на уроках литературы

В условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что ритм часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный.

Эффективность обучения зависит от особенности личностно - смысловой сферы; от особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др); от уровня обученности в рамках определенного предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности).

Важным условием разноуровневого обучения является работа с учащимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций:

 - добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже госстандарта);

 - полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу;

 - главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.

Разноуровневые задания на уроках литературы при работе с текстом

1 уровень (низкий, стандарт - «3», «4» - знание, «5» - понимание)

 - Рассказать о жизни и творчестве писателя, поэта, об истории создания произведения

 - Высказать впечатления, ассоциации, мнения

 - Выписать элементы внешнего, внутреннего портрета героя, описание степи, обычаи и нравы (по одной главе, в эпизоде)

 - Выписать образы - звуки, образы - запахи, цветовую гамму

2 уровень (средний, стандарт - «3», «4» – применение, «5» - анализ)

 - Изобразить систему образов - персонажей

 - Характеристика образов - персонажей (цитаты из текста по всему произведению)

 - Сопоставительная характеристика образов - персонажей по аспектам

 - Выделить элементы сюжетной композиции

 - Определить особенности сюжетной композиции

 - Найти изобразительно - выразительные средства, определить размер, способ рифмовки

 - Составить сложный план к сочинению, подобрать эпиграф, цитаты

 - Дать развернутый ответ на вопрос

 - Определить тему, идею произведения

3 уровень (высокий, выше стандарта - «3», «4» – синтез, «5» - оценка знаний)

 - Выяснить причинно - следственные связи

 - Сформулировать проблемы

 - Выяснить позицию автора, отношение к герою

 - Определить роль автора в произведении

 - Выяснить роль детали

 - Определить эпический и трагический пафос

 - Выяснить особенность языка и стиля писателя

 - Построить пространственно - временную модель

 - Написать сочинение - размышление

 - Подготовить презентацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.

Разноуровневые задания можно использовать  для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина.  Данные тексты можно исп...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 7-8 КЛАССАХ»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАНА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 7-8 КЛАССАХ»...

Разноуровневые задания на уроках немецкого языка.

Обучение в современной школе направлено на формирование у всех учеников широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главны...

Презентация к докладу "Обеспечение дифференцированного подхода к обучению с помощью разноуровневых заданий на уроках математики".

Цели дифференцированного обучения:организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.Основная задача: увидеть индиви...

Разноуровневые задания на уроках русской литературы

В условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что ритм часто...

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ С ДЕТЬМИ С КИ

В статье описано применение разноуровневых заданий на уроках русского языка и литературы....