Система работы по изучению средств выразительности на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку
Данное пособие представляет собой методические рекомендации, помогающие учителю организовать работу по изучению изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_izucheniyu_sredstv_vyrazitelnosti_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 68.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 29»
Система работы по изучению средств выразительности
на уроках русского языка.
Методические рекомендации.
Выполнила учитель высшей
квалификационной категории
Давыдова Елена Шмульевна
Калтан, 2020
Оглавление
Работа над выразительными средствами на уроках русского языка 5
Изобразительные возможности разделов русского языка 8
Изобразительно-выразительные средства языка 10
Введение
«Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле слова, т.е. правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль».[1]
Данное пособие представляет собой методические рекомендации, помогающие учителю организовать работу по изучению изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка.
Вопросам изучения средств выразительности языка в V- IХ классах обычно отводится второстепенная роль. Традиционно работа над выразительными средствами языка сводится к проведению элементарного анализа художественного текста на уроках литературы. При этом анализ является не столько формой обучения, сколько формой проверки. Возможно, поэтому задания ЕГЭ и ОГЭ, связанные с анализом языковых средств выразительности, вызывают затруднения у большинства обучающихся.
Нужно заметить, что учащиеся часто не понимают важности умения находить в тексте средства речевой выразительности. Между тем, овладение знаниями о средствах выразительности языка способствует совершенствованию важных для обучающихся компетенций: языковой, коммуникативной. Кроме того, без навыка видеть изобразительно-выразительные средства в тексте, определять их роль невозможно до конца постичь авторский замысел, разобраться в тех смысловых акцентах, которые помогают выявить авторскую позицию, а значит, адекватно воспринять художественный текст.
В связи с этим возникла необходимость продумать систему работы по изучению изобразительно-выразительных средств не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка.
Цель данного пособия - оказание помощи учителю в планировании и организации работы по изучению выразительных средств на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели был определён ряд задач:
- помочь определить, в какой изучаемый программный материал логически вписывается работа над теми или иными выразительными средствами языка;
- оказать помощь в систематизации теоретического материала по данному вопросу.
- предложить имеющийся дидактический материал по изучению выразительных средств.
Приложение содержит дидактический материал, который представляет собой систему упражнений, направленных как на формирование умения находить в различных текстах выразительные средства языка, так и на развитие языковой компетенции.
Методическое пособие может быть полезно учителям-предметникам при подготовке к урокам, а также школьникам для систематизации и укрепления знаний по данной теме.
Работа над выразительными средствами на уроках русского языка
«Открывать глаза и окрылять сознание – вот задача всех школьных уроков»[2]. Работу по изучению изобразительно-выразительных средств русского языка следует начинать с чёткого представления о том, в каком разделе и на какой теме целесообразнее уделить внимание знакомству с тем или иным выразительным средством.
Предлагаемый вариант поможет рационально распределить работу по данному вопросу с V по IХ классы.
Разделы и темы основного курса | Средства выразительности языка, изучаемые в данном классе |
V класс | |
Текст | Знакомство с понятием «изобразительное средство языка» |
Синтаксис и пунктуация | |
Словосочетание | Целесообразность объединения слов, их сочетаемость; эпитет, метафора |
Предложение по цели высказывания | Мелодика речи (повышение и понижение голоса при произнесении предложения) |
Однородные члены предложения | Градация, бессоюзие (без введения терминов) |
Обращение | Обращение как средство характеристики героя |
Лексика | |
Прямое и переносное значение слова | Метафора, олицетворение, сравнение. |
Синонимы | Градация, синонимы как средство выразительности языка |
Антонимы | Антонимы как средство связи предложений в тексте |
Фонетика | |
Согласные, гласные | Ассонанс, аллитерация (без введения термина) |
Словообразование | |
Суффиксы | Эмоционально-экспрессионная роль суффиксов в речи; сравнение |
Морфология | |
Имя существительное, имя прилагательное, глагол | Закрепление: эпитет, градация, метафора, сравнение |
В каждом последующем классе представления о средствах выразительности речи закрепляются и расширяются, изучаются новые | |
VI класс | |
Лексика | |
Общеупотребительные слова | Лексический повтор, синонимическая замена как средство связи предложений в тексте |
Фразеологический оборот | Сравнение |
Словообразование | |
Основные способы образования слов в русском языке | Сравнение |
Морфология | |
Имя существительное, имя прилагательное | Сравнение, эпитет, градация, антитеза |
Местоимение | Местоимение как средство связи предложений в тексте |
Глагол | Градация, использование глаголов в прямом и переносном значении |
VII класс | |
Закрепление: роль средств выразительности в связном тексте | |
Морфология | |
Причастие | Эпитет, метафора |
Деепричастие | Сравнение |
Наречие | Сравнение, метафора, антитеза |
VIII класс | |
В этом классе продолжается работа над изученными ранее средствами выразительности языка | |
Системный курс синтаксиса. Простое предложение | |
Интонация в предложении | Риторический вопрос Риторическое восклицание |
Главные и второстепенные члены предложения | Роль инверсии в предложении, сравнение |
Односоставные предложения | Парцелляция |
Неполные предложения | Эллипсис |
Однородные члены предложения | Многосоюзие, бессоюзие, градация |
Приложение | Перифраза, сравнение |
Сравнительный оборот | Сравнение |
Обращение | Риторическое обращение |
IХ класс | |
Продолжается работа над изученными ранее средствами выразительности языка | |
Синтаксис. Сложное предложение | |
Сложные предложения | Синтаксический параллелизм, антитеза, анафора, эпифора, развёрнутое сравнение, оксюморон. |
Работа над каждым понятием предполагает несколько этапов:
- Введение понятия (в ряде случаев – в зависимости от возрастных особенностей учащихся - без термина, а лишь на практическом уровне).
- Формирование умения находить данное средство выразительности языка и определять его роль, значение в тексте.
- Обучение умению создавать по образцу речевое высказывание, содержащее данное средство.
- Формирование умения уместно использовать данное средство выразительности языка в собственном высказывании.
В процессе обучения ученик должен пробовать силы в создании своих текстов с тропами и фигурами. Но «вышивать узоры тропами и фигурами» он сможет лишь тогда, когда приобретёт достаточный терминологический запас, научится применять знания на практике.
Для облегчения работы со смысловой стороной изобразительно-выразительных средств языка можно воспользоваться вспомогательными таблицами, в которых приведены толкования значений большинства тропов, фигур речи, наглядно иллюстрируемые примерами.
Изобразительные возможности разделов русского языка
Необходимо понимать, что разделы русского языка имеют много изобразительных возможностей для работы со средствами выразительности. Эти знания помогут правильно организовать работу на каждом уроке, независимо от темы, постоянно закрепляя и отрабатывая имеющиеся навыки.
Лексика | |
Термин | Пример |
Антонимы, контекстные антонимы | Высокий – низкий, худой – толстый; Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень |
Синонимы, контекстные синонимы | Желать – хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать |
Омонимы | Колено – сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц |
Паронимы | Геройский – героический; Действенный – действительный |
Слова в переносном значении | Море света; меч правосудия |
Диалектизмы | Драники, шанежки, буряки |
Жаргонизмы | Голова – арбуз, глобус, кастрюля, тыква… |
Профессионализмы | Камбуз, кок |
Термины | Грамматика, оптика, хирургический |
Книжная лексика | Стимул, бессмертие, превалировать |
Просторечная лексика | Вихлять, болван, вертихвостка… |
Неологизмы. Индивидуальные авторские неологизмы | Компетенция; помужествуем |
Архаизмы | Рачительный – заботливый, изрядный – отличный |
Заимствованные слова | Сенат, парламент, депутат, консенсус |
Фразеологизмы | Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать |
Экспрессивно– эмоциональная лексика
| Грязнуля, крикун, бородач Прелестный, чудесный, злодей, отвратительный, превосходный Маленький, зайчонок, детище, умишко |
Морфология | |
Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и др. | Сколько Плюшкиных развелось! Мы отдыхаем в Сочах. Что-то воздуху мне мало… |
Прямое и переносное употребление форм времени | Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Каникулы!» Ох, и обрадовался я! |
Экспрессивное использование слов разных частей речи | Со мной произошла преудивительнейшая история! Не минует тебя чаша сия. |
Использование междометий, звукоподражательных слов | «Ах!» - легче тени Татьяна прыг в другие сени |
Синтаксис | |
Ряды однородных членов предложения | Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв о своих достоинствах, он упивается своим тщеславием. |
Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами | Вероятно, в родных местах всегда легче дышится. Мой друг, прости мне эту шалость! Человек, думающий не только о себе, всегда интересен другим. |
Экспрессивное использование предложений разного типа | Вечер. Солнцу, которое все ждут с нетерпением каждый день, спряталось за линию горизонта. Но наступит новый день, и все забудут об этой истории. |
Диалогичность изложения | - Ну как? - Удивительно хорош! - А я что говорил? |
Парцелляция | Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал. |
Изобразительно-выразительные средства языка
Весь комплекс значений, заложенных в слове (образных, эмоционально-экспрессивных, лексических), само его звучание, становясь объектом художественного восприятия, приобретают особый смысл «…слово в поэзии «крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте»[3].
Тропы – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.
Тропы | Значение терминов | Пример | |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении | Глаза громадные, как прожектора | |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова - Щедрина | |
Ирония | Употребление слова в смысле, обратном буквальному | Откуда, умная, бредёшь ты, голова? | |
Литота | Преуменьшение | Талии никак не толще бутылочной шейки | |
Метафора | Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений | По снопам волос твоих овсяных… | |
Метонимия | Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого | А в двери – бушлаты, шинели, тулупы | |
Олицетворение | Перенос свойств человека на неодушевлённые предметы | О чём ты воешь, ветер ночной? | |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явлений или понятий с другими явлениями | Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит | |
Эпитет | Образное определение, слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойство | Ветер-бродяга; шёлковые кудри; Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком | |
Перифраз | Название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки | Царь зверей (вместо лев) | |
Парадокс | Утверждение, изречение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. | Лучше тебя нет, не было и не надо. | |
Фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры) – особые синтаксические построения, служащие созданию образной речи, усиливающие выразительность текста. | |||
Фигуры речи | Значение терминов | Пример | |
Анафора (единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём | |
Антитеза | Приём противопоставления явлений и понятий, контраста. Часто основан на противопоставлении антонимов | А новое так отрицает старое! | |
Эпифора | Повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания, выражений в конце соседних, смежных предложений | Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня | |
Градация | Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение | Его подвиги помнили семья, двор, улица, город | |
Инверсия | Нарушение прямого порядка слов | Тамара в театр пошла | |
Эллипсис | Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения | Мы сёла – в пепел, грады – в прах | |
Лексический повтор | Намеренное повторение в тексте одного и того же слова | Простите, простите, простите меня! | |
Оксюморон | Сочетание противоположных по значению слов, не считающихся друг с другом | Мёртвые души Горячий снег | |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, строк или строф | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… | |
Парцелляция | Использование неполных предложений | Но горы близко. И снег на них. Мы время проведём у речки. В Империи. Зимою. | |
Анадиплосис
| Повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего | «О, весна без конца и без краю /Без конца и без краю мечта!» | |
Бессоюзие | Намеренный пропуск союзов | Швед, русский – колет, рубит, режет. | |
Рефрен | Повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от текста | Переправа, переправа…. | |
Многосоюзие | Использование повторяющихся союзов, которые служат для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения | … И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… | |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Вопрос задаётся для эмоционального воздействия, а не с целью получить ответ на него. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие | Куда ты скачешь, гордый конь? Какое лето! Что за лето! | |
Умолчание | Фигура, предоставляющая слушателю возможность самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании | Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. | |
Звуковые средства выразительности | |||
Средство | Значение терминов | Пример | |
Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повтора согласных звуков | Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой… | |
Ассонанс | Приём усиления изобразительности путём повтора гласных звуков | Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен | |
Звукопись | Приём усиления изобразительности путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине | Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой/Перестукивали стыки: на восток, восток, восток. |
Заключение
Систематическая работа по изучению выразительных средств языка способствует формированию эстетического, языкового вкуса школьников, знакомит с метафоричностью речи, обогащает их собственную речь, помогает «…правильно понять художественный текст через язык, те языковые дроби, из которых слагаются образные единицы языка»[4]. Изучение этих «языковых дробей», их роли в высказывании, формирование умения школьников пользоваться ими в собственной речи – задача словесников.
Хорошо, если бы уроки именного русского языка сделали бы наших учеников готовыми не только к прохождению итоговой аттестации, но и к дальнейшей интересной, творческой работе при свободном владении своим языком, чтобы каждый ученик мог сказать: «Свободно владею русским языком».
Список литературы
- Антонова, Е.С. Тайна текста [Текст]/ Антонова, Е.С. // Русский язык в школе. – 2000.- №5.- С. 16-18.
- Антонова, Е.С. Тайна текста [Текст]/ Антонова, Е.С. // Русский язык в школе. – 2000.- №6.- С.15-17.
- Голуб, И.Б. Русский язык [Текст]: Учеб.пособие / И.Б.Голуб. – М., 2003
- Горте, М.А. Фигуры речи [Текст]: Терминологический словарь / М.А.Горте. – М.: ЭНАС, 2007. - 208 с.
- Доронина, Т.В. Анализ стихотворения: учебное пособие [Текст]/ Т.В.Доронина, Н.В.Францова.- М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – С. 131-139.
- Елисеева, Н.Н. Изучение сравнения [Текст]/ Н.Н.Елисеева // Русский язык в школе. – 2008.- №5.- С.36-37.
- Михеева, Г.И. Изучение средств выразительности на уроках русского языка [Текст]/Г.И.Михеева//Русский язык в школе. – 2008.- №5.- С.33-35.
- Москвин, В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры [Текст]: Терминологический словарь /. В.П. Москвин – Ростов –на - Дону, 2007
- Одинцов, В.В. Стилистика текста. [Текст] / - В.В.Одинцов.- М.: 1980.
- Розенталь, Д.Э. Секреты стилистики [Текст]/ Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. – М.: 1999.
- Соколова, Г.П. Некоторые методические советы по повторению тропов и фигур речи [Текст]/ Г.П.Соколова // Русский язык в школе. – 2008.- №8.- С. 12-14.
- Соколова, Г.П. Некоторые методические советы по повторению тропов и фигур речи [Текст]/ Г.П.Соколова // Русский язык в школе. – 2008.- №9.- С.13-15.
- Соколова, Г.П. Некоторые методические советы по повторению тропов и фигур речи [Текст]/ Г.П.Соколова // Русский язык в школе. – 2008.- №10.- С.14-17.
- Солганик, Г.Я. Методические рекомендации к учебному пособию Стилистика русского языка.10-11 кл. [Текст] / Г.Я.Солганик. – М.: Дрофа, 2003. - С. 122-132
- Солганик, Г.Я. Синтаксическая стилистика [Текст] / Г.Я.Солганик. – М.: Дрофа, 1997.
- Солганик, Г.Я. Стилистика русского языка.10-11кл. [Текст]: Учеб.пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Г.Я.Солганик. – М.: Дрофа, 2003. – С. 24-72
- Угроватова, Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса [Текст] / Т.Ю. Угроватова. – М.: АСТ: Астрель – СПб, 2008. – 238 с.
- Цветкова, Г.В. Русский язык. 7-8 классы: система контрольных и тестовых заданий на основе единого текста [Текст] / Г.В. Цветкова. - В.: учитель, 2009. – 119 с
Приложение
Звуковые образные средства русского языка.
Один из самых поэтических приёмов - звукопись. Гибкость и выразительность звучащей речи достигается подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, , повторением одного и того же звука или сочетания звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Среди звуковых повторов различаются:
Аллитерация
(от латинского ad. – «к, при, со» + littera – «буква»; букв. собуквие) – повторение одинаковых или сходных согласных.
Ассонанс
(фр. Assonance – «созвучие») – повтор гласных.
К. Бальмонт называл слово самым волшебным чудом из того, что «есть ценного в человеческой жизни», «звуковым изваянием», способным отдельными своими элементами передать особое ощущение, душевное состояние. Каждый звук нашей речи, по мнению поэта, есть «малый колдующий гном», волшебство; в любом слове звук неслучаен, а преисполнен глубочайшего смысла и образности.
Поэт даже пытается наделить звук смысловой нагрузкой, закрепить за ним определённые образы: «О – звук восторга
Торжествующее пространство есть О: Поле, Море, Простор. Всё огромное определяется через О, хотя бы и тёмное: Стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром… Запоёт, заноет, как колокол… Высокий свод взнесённого собора. Бездонное О»[5]
Учёные-лингвисты провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой смысловой нагрузки. Так, « …звуки В,А,Р,О воспринимаются как сильные в противоположность Ю,П…, звук Х оценивается как «плохой, маленький, хилый, пассивный», а звук А, напротив, как «большой, хороший, активный», КШЖСФЩ кажутся говорящим «шероховатыми», а О,И,М, Л,У – «гладкими» Даже такие свойства, как храбрость, печаль, доброта, обнаруживают люди, владеющие русским языком, в различных звуках родной речи: А и Я – «храбрые», а С и Х – «трусливые»; А,Р и Я – «Радостные», а С,К,Т –«печальные», Д,Н,Л,М –«добрые», а Ж, С,З,Ф – «злые»…[6]
Звуковые повторы превращаются в систему разными способами:
- подбором определённых звуков, которые усиливают выразительность образа;
- расположением отобранных звуков по сходству или по контрасту
Упражнение 1.
Вставьте в данные предложения слова и словосочетания из набора:
- Использование__________ «у» придаёт стихам в первой строфе протяжное, скорбное звучание.
- Разнообразные сочетания с шипящими создают________, вызывающий чувство тревожно-напряжённого ожидания.
- __________первого стиха, где особое значение имеют повторы «д», «т», передающие грохот взрывов, усиливает изобразительную яркость картины сражения.
- Настойчиво звучащая __________мелодичного «л» помогает автору передать чувство блаженного покоя, которым пронизаны чувства лирического героя, умиротворённо созерцающего окружающий мир.
Набор: а) звуковой состав; б) ассонанс; в) аллитерация; д) звуковой образ.
Упражнение 2.
Прочитайте данные ниже предложения. Как звуковые повторы связаны со смыслом этих предложений? Раскройте художественную значимость звуковой организации.
1) Среди низко стелющихся по земле стеблей подсыхающего ковыля притаились длинные змеи.
2) Около высокой колокольни стоял дородный молодец и, ловко поигрывая палицей, спокойно смотрел на приближающихся всадников.
3) Подул ветер… (закончите самостоятельно, используя ассонанс на «у»).
4) Зачарованный шелестом листвы, я с трепещущим сердцем смотрел в крошечное окошко… (закончите самостоятельно, передав с помощью звуковых повторов шёпот человека, очарованного таинственной красотой незнакомой девушки).
Упражнение 3.
Прочитайте несколько отрывков из стихотворений. Укажите особенности их звуковой организации. Как звуковые повторы помогают автору изобразить глубину и сложность поэтической идеи?
- Вечер. Взморье. Вздохи ветра. 2) На севере диком стоит одиноко
Величавый возглас волн. На голой вершине сосна.
Близко буря. В берег бьётся И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Чуждый чарам чёрный чёлн. Одета, как ризой, она.
К. Бальмонт. М.Ю. Лермонтов.
3) Я живу, как кукушка в часах, 4) Галереи, сугроб на крыше
Не завидую птицам в лесах. За шпалерной скребутся мыши,
Заведут – кукую. Чепраки, кружева, ковры!
Знаешь, долю такую Тяжело от парадных спален!
Лишь врагу А в камин целый лес навален,
Пожелать я могу. Словно ладан, шипит смола…
А. Ахматова. М. Кузьмин.
Упражнение 4.
Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «И гроб опущен уж в могилу…». Рассмотрите фонику, опираясь на клише, данное после стихотворения
И гроб опущен уж в могилу,
И всё столпилося вокруг…
Толкутся, дышат через силу,
Спирает грудь тлетворный дух…
И над могилою раскрытой,
В возглавии, где гроб стоит,
Учёный пастор, сановитый,
Речь погребальную гласит.
Вещает бренность человечью,
Грехопаденье, кровь Христа…
И умною, пристойной речью
Толпа различно занята…
А небо так нетленно-чисто,
Так беспредельно над землёй…
И птицы реют голосисто
В воздушной бездне голубой…
Клише
Важную роль в развитии поэтической темы (имеет; играет; занимает; выполняет) звуковая организация. Аллитерация «г», «р», «б» образует звуковую волну, которая окрашивает стихотворение в погребальные тона (приведите примеры)______, ___________,___________,__________. Скопление этих согласных создаёт ощущение (лёгкости; свежести; тяжести; толкотни; духоты; скученности). Ассонанс «и» (___________; ______________; _________________; ________ и т.д.) придаёт стихотворению интонацию (заливистого смеха, зачарованного шёпота, надрывного визга, печальной тишины). (гармоничность; неблагозвучие; рассогласованность; стройность) стиховой мелодики в первых (скольких?) _______ строфах воплощает (веру поэта в счастье; красоту мира; всеобщее неблагополучие земной жизни; зыбкость человеческой жизни), вот почему начальной точкой его поэтического пространства становится «________________» - глубокая яма, вход в страшную бездну. Совсем иной характер приобретает мелодика в _________ строфе:________«н», «б», ассонанс «е» образуют звуковую волну, связанную с образом «неба», «голубой воздушной бездны». Тесноте земного мира с его угрюмым однообразием (соответствует; Противостоит) безграничность небесных просторов, и это (сравнение; оппозиция; антитеза; метафора) отчётливо проявляется в звуковой организации стихотворения.
Тропы
Метафора
По стилистической роли в речи метафоры подразделяются на три группы: сухие, или мертвые (лист бумаги, железнодорожная ветка, стрелка часов); образные общеязыковые (заря как начало, зарождение чего-нибудь, море – большое количество чего-либо); авторские (свежие, оригинальные метафоры, которых нет в словаре; они создаются поэтами, писателями)
Можно выделить три типа переноса признака, используемых при образовании метафоры:
1) перенос наименования с одного предмета на другой, например, моя путеводная звезда (по отношению к женщине);
2) использование названия животного для характеристики человека (медведь, лиса);
3) использование признака неодушевленного предмета для характеристики человека, например, дерево (о бесчувственном человеке).
Кроме того, нужно отметить такие особенности метафоры, как компактность и образность. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе.
Метафора – это скрытое сравнение, в ней нет предмета, который сравнивается, а сразу дан образ: «Осень ранняя развесила флаги желтые на вязах» Слова листья нет, есть сразу образ «флаги». Бывает, что предмет и образ сливаются: «ситец неба». Метафору можно развернуть в сравнение, например, утонешь на этом корыте (т.е. в лодке, похожей на корыто).
Упражнение 1.
Сверните сравнение в метафору.
а) По стенам около картин лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью (Гончаров) -…;
б) Из края в край, из града в град / Судьба, как вихрь людей метет (Ф.Тютчев); в) У одной волосы, как грива, до пояса, у другой какие-то бумажки на голове - …
Упражнение 2.
Найдите метафоры. Назовите «предмет» и «образ».
Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.
Край неба дымно гас в лучах.
Вот пробилась из-за тучи синей молнии струя.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Упражнение 3.
Какая метафора в данном предложении? Как она называется?
«Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады». (М. Горький)
(Это развернутая метафора.)
Метонимия
Мы имеем дело с метонимией, если называется:
- сосуд, вместилище, вместо содержимого;
- имя автора, вместо его произведения;
- деталь внешности человека, его одежда или орудия действия, вместо человека;
- часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия;
- населенный пункт вместо его жителей;
- признак предмета, явления вместо самого предмета, явления;
- 7) место, где происходит (произошло) событие, вместо события;
- имя человека вместо предмета, сооружения, названного его именем.
Упражнение 1.
На основании плана (см. выше) составьте таблицу и впишите в ее графы номера предложений, в которых используется метонимия.
- Все это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные, и неприятные волнения; а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь. (И. Гончаров)
- Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
Сквозь слез гляжу… (Ф. Тютчев)
- В глухой дали стучит топор,
Вблизи стучит вертлявый дятел. (А. Фет)
- Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою… (А. Пушкин)
- …Зато читал Адама Смита… (А. Пушкин)
- «Как, Грандисон?.. а, Грандисон! Да, помню. Где же он?». «В Москве, живет у Симеона…»
- Снова замерло все до рассвета –
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно – на улице где-то
Одинокая бродит гармонь…(Исаковский)
- Волка ноги кормят. (Пословица)
- Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
Синекдоха
Мы имеем дело с синекдохой, когда
- вместо неопределенного количества называется точное;
- вместо определенного количества называется неопределенное;
- вместо части называется целое;
- вместо целого называется часть;
- вместо множественного числа употребляется единственное.
Упражнение 1.
Определи соответствие со способом образования синекдохи.
- В Париже росс. (А. Пушкин)
- Всему миру известно, как я люблю тебя.
- Сколько лет! Сколько зим!
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Вашингтон и Лондон подписали соглашение.
Упражнение 2.
Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа: метонимия или синекдоха.
1) Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов)
2) Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)
3) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов)
4) Перо его местью дышит. (А.К. Толстой)
5) Ну что ж, садись, светило. (В. Маяковский)
6) Пуще всего береги <...> копейку. (Н. Гоголь)
7) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)
8) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
9) Но тих был наш бивак открытый. (М. Лермонтов)
10) Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин)
(В примерах 1, 3, 4, 7, 9 – метонимия, в 2, 5, 6, 8, 10 – синекдоха. В примере 1 наблюдается связь между предметом и материалом, из которого предмет сделан, в примере 3 – между содержимым и содержащим, в (4) – между действием и орудием этого действия, в (7) – между автором и его произведением, в (9) – между местом и людьми, находящимися на этом месте. В (2) автор употребляет часть вместо целого (флаги в значении «корабли», в (5) – родовое название вместо видового (светило вместо солнце), в (6) – видовое название вместо родового (копейка в значении «деньги»), в (8) – ед. ч. в значении мн. ч., в (10) – мн. ч. в значении ед. ч.)
Сравнение
Сравнение может быть выражено творительным падежом существительного, формой сравнительной степени прилагательного, оборотами с сравнительными союзами, при помощи слова подобен.
Кроме того, сравнение может быть простое и развернутое:
- сравнение простое, когда предметы сравниваются по одному общему у них признаку;
- сравнение развернутое построено на сопоставлении многих схожих черт.
Упражнение 1.
Укажите способ выражения сравнений в данных предложениях.
1) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б. Горбатов). 2) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А. Сурков). 3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев). 4) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов). 5) Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М. Горький)
(Сравнение выражено в примере 1 – творительным падежом; в примере 2 – формой сравнительной степени прилагательного; в примерах 3, 4 – оборотами со сравнительными союзами; в примере 5 – лексически, при помощи слова подобна).
Упражнение2.
Сравнение может быть выражено фразеологическим оборотом; сущ. в и.п. в роли именной части сказуемого или приложения; СПП с придаточным сравнения; наречиями, морфемный состав которых соответствует моделям: по-...ому, по-...ему, по-...и.
Даны два примера. Определите, в чем различие между сравнениями в первом предложении и во втором.
1) Ее уста, как роза, рдеют. (А. Пушкин).
2) Он [стих Пушкина] нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (В. Белинский).
(1 – сравнение простое, предметы сравниваются по одному общему у них признаку; 2 – сравнение развернутое, построено на сопоставлении многих схожих черт.)
Упражнение 3.
В чем особенность данного сравнения?
То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, – в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене. («Слово о полку Игореве»).
(Сравнение построено не на сопоставлении двух явлений, а на их противопоставлении. Это сравнение отрицательное.)
Эпитет
Необходимо знать о том, что существует расширительное толкование эпитета, при котором эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол: мороз-воевода, ветер-бродяга, старик океан; гордо реет.
Упражнение 1.
Самостоятельно продолжите ряд примеров: красна девица, море синее, солнце красное...
(Речь идет о постоянных эпитетах. Они часто встречаются в народном поэтическом творчестве, переходят из одного произведения в другое. Примеры постоянных эпитетов можно продолжить: добрый молодец, поле чистое, тучи черные, зелена трава и т.д.)
Упражнение 2.
Попытайтесь восстановить цепочку подбора поэтом эпитета, обоснуйте свой выбор. Сравните с вариантом поэта.
В Одессе пушкинской поры бывала такая непроглядная грязь, что вместо лошадей запрягали волов. Только они могли тащить экипажи и дрожки. В строфах «Путешествия Онегина» Пушкин сначала написал:
И в дрожках вол, рога склоня,
Сменяет пылкого коня.
Пылкого коня поэт зачёркивает. Он пишет по–другому.
(Сменяет гордого, лёгкого, слабого, хилого. Рядом с волом конь действительно казался хилым, - ему не под силу было тащить экипаж. Эпитет позволяет увидеть картину и одновременно авторское отношение к ней.)
Стилистические фигуры.
Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение
Упражнение 1.
В каких из приведенных примеров встречаются риторические обращения?
1) Приятель дорогой, здорово! (И. Крылов)
2) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А. Пушкин)
3) Старик! О прежнем позабудь... (М. Лермонтов)
4) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин)
5) Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? (И. Никитин)
(Риторические обращения встречаются в примерах 2, 4, 5.)
Упражнение 2.
– Сравните два предложения. Какое из них представляет собой риторический вопрос? (Второе.)
1) Ты откуда же взялся, Андрей? (Б. Горбатов)
2) На кого не действует новизна? (А. Чехов)
Анафора
Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков); морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов); лексической (повторение одних и тех же слов); синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций); строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...».)
Упражнение 1.
Определите вид анафоры
1) Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища. (А. Пушкин)
2) ...Черноглазую девицу,
Черногривого коня (М. Лермонтов)
3) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)
4) Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам. (А. Пушкин)
Упражнение 2.
В чём особенность использования анафоры в приведённом ниже отрывке?
Мало того, что осуждена я на такую страшную участь; мало того, что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н. Гоголь)
(В качестве примера дан период. Период – это сильно распространенное простое предложение или многочленное сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение. Суть анафоры в периоде заключается в том, что члены периода – повышение и понижение – начинаются одними и теми же словами.)
Эпифора.
Упражнение 1
Какая стилистическая фигура использована в данных отрывках?
1) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)
2) Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А. Блок)
Градация
В узком смысле градация представляет цепь анадиплосисов (подхватов): «песня о ветре, о ветре, обутом в солдатские гетры, о гетрах, идущих дорогой войны, о войнах…»; в широком смысле – всякая цепь элементов высказывания с постепенным нарастанием значимости («ни позвать, ни крикнуть, ни помочь…» М. Волошин) или убыванием ( «Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах…» А. Белый). По аналогии со стилистической градацией говорят о сюжетной градации (последовательность эпизодов в сказке «О рыбаке и рыбке»), композиционной (стихотворение А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом». В художественном тексте градация указывает на то, что используется для создания напряженно - нарастающей интонации.
Упражнение 1.
Впишите в определение градации вместо точек подходящие по смыслу слова.
Градация – это ... (стилистическая) фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая ... (последующая) заключает в себе ... (усиливающееся, реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается ... (нарастание, реже ослабление) производимого ими впечатления. В зависимости от этого градация бывает ... (восходящей или нисходящей). Градация восходящая – это расположение слов в порядке ... (усиливающегося) значения. Градация нисходящая – это расположение слов в порядке ... (уменьшающегося) значения.
Упражнение 2.
Определите тип градации в следующих примерах:
1) Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь).
2) Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О. Бергольц).
3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С. Аксаков).
(Примеры 1, 3 – градация восходящая, пример 2 – градация нисходящая.)
Бессоюзие и многосоюзие.
Упражнение 1.
Какие синтаксические фигуры использованы в данных примерах?
1) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко).
2) Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин).
3) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов).
4) Волков бояться – в лес не ходить. (Пословица).
5) Люди знали: где-то, очень далеко от них идет война. (В. Ажаев).
(Примеры 2, 4, 5 отражают явления бессоюзия, а 1, 3 – многосоюзия
Инверсия
Инверсионными считаются в русском языке следующие сочетания:
а) определение стоит после определяемо
Сижу за решёткой в темнице сырой (сырая темница);
б) обстоятельство (наречие) стоит после главного слова:
На севере диком стоит одиноко сосна (одиноко стоит);
в) дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед главным словом:
Часов однообразный бой (однообразный бой часов);
г) сказуемое стоит перед подлежащим:
Роняет лес багряный свой убор (лес роняет).
Упражнение 1.
Найдите инверсию в следующих предложениях:
1) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А. Коптяева). 2) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (А. Неверов). 3) Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (М. Салтыков-Щедрин). 4) Сначала очень была огорчена. (А. Пушкин).
(В первом предложении имеет место инверсия главных членов, во втором – инверсия согласованных определений, в третьем – инверсия дополнений, в четвертом – инверсия обстоятельства меры и степени.)
Упражнение 2.
Инверсию каких членов предложения мы наблюдаем в следующих примерах?
1) Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В. Катаев). 2) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин). 3) Досадно было, боя ждали. (М. Лермонтов). 4) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ф. Гладков). 5) Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково. (С. Аксаков). 6) Да, мы дружны были очень. (Л. Толстой). 7) Тут сгорел мой приятель со стыда. (И. Тургенев).
Парцелляция
Упражнение 1.
Преобразуйте данные высказывания в предложения с нерасчленённой конструкцией. Сравните авторский текст с преобразованным предложением.
- Вчера утром обнаружил у своего порога воз дров. Сухих, швырковых. И не могу дознаться, кто их свалил. (В. Астафьев). 2) Всё это было уже давненько. В библиотеке Севморпути. (В. Астафьев). 3) Из города приехал фотограф! 4) И не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать. И фотографировать не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным, а нас, учащихся овсянской школы. (В. Астафьев). 5) Не знаю, кто из писателей, кто из великих знатоков человеческих душ мог бы написать о чёрной душе Ставраки, мог бы проследить извилистый путь подлости в мозгу и сердце этого человека? Может быть, Бальзак или Достоевский? (К. Паустовский). 6) Когда следователь спросил его об этом, Ставраки ответил:
Под любой фамилией меня всё равно бы нашли. И чем раньше, тем лучше. И так слишком долго искали! (К. Паустовский). 7) Они обменялись адресами, и женщина сошла, преображённая этим вихрем любви. Потому что нет, должно быть, ни одной женщины, которая не расцвела бы, как редчайший весенний рассвет, зная, что она стала причиной внезапной любви. 8) В камеру вошла совсем не та женщина, какую он видел в полутёмном вагоне в бегающем и тусклом пламени свечи и которой он писал свои вдохновенные письма. (К. Паустовский).
Упражнение 2
Прочитайте следующие примеры и скажите, есть ли в них присоединение.
1) С девушкой он вскоре поссорился И вот из-за чего. (Гл. Успенский).
2) У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф. Панферов).
3) Флёров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М. Горький).
4) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина).
(Нет, во всех примерах мы наблюдаем парцелляцию.)
Контрольные задания
Задание 1.
Укажите стилистические фигуры, которые были использованы в следующих стихах.
а) И тихо дремлет бор зелёный. б) Работай, работай, работай:
И в серебре лесных озёр - Ты будешь с уродским горбом
Ещё стройней его колонны, За долгой и честной работой.
Ещё свежее сосен кроны За долгим и честным трудом.
И нежных лиственниц узор! А. Блок.
И. Бунин.
в) Дворник вора колотит – попался! г) О буйные ветры!
Гонят стадо гусей на убой; Скорее, скорее!
Где-то в верхнем этаже раздался Скорей нас сорвите
Выстрел – кто-то покончил с собой. С докучных ветвей!
Н. Некрасов. Сорвите, умчите,
д) Я вздрагивал, я загорался и гас. Мы ждать не хотим,
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,- Летите, летите!
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ. Мы с вами летим!..
Как жаль её слёз! Я святого блаженней. Ф. Тютчев
е) Привольем пахнет дикий мёд, ж) Стою над пропастью, под небесами –
Пыль – солнечным лучом, Но улететь к лазури не могу.
Фиалкою – девичий рот, Не ведаю, восстать иль покориться,
А золото – ничем. Нет смелости ни умереть, ни жить,
А. Ахматова. Мне близок бог, но не могу молиться
Хочу любить, но не могу любить.
З. Гиппиус.
Задание 2.
Прочитайте стихотворение А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист …».
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мире нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
1) Каким чувством наполнено стихотворение?
а) ощущение дисгармонии; б) восхищённым созерцанием красоты;
в) страхом перед пугающей мглой; г) желчной иронией над пошлостью пошлого человека.
2) Укажите пример использования
Анафоры_____________________________________
Восклицания________________________________
Инверсии_____________________________________
Антитезы____________________________________
Синтаксического параллелизма_____________________
Обращения_____________________________________
- на 2 – 3 примерах покажите, как стилистические фигуры усиливают звучание поэтического чувства.
Задание 3
Найдите соответствия.
1) Метафора 6) Анафора
2) Аллитерация 7) Лирический герой
3) Ассонанс 8) Антитеза
4) Катрен 9) Реминисценция
5) Эпитет 10) Оксюморон
А) художественное определение (глухие тайны; в туманном движется окне);
Б) единоначалие, повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф («И вижу берег, очарованный/ и очарованную даль);
В) повтор согласных звуков («Полночной порой в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши»);
Г) «звенящая тишина», «радость страдания»; «живой труп»;
Д) черты, наводящие на воспоминание о другом произведении;
Е) четверостишие;
Ж) образ поэта в лирике;
З) повтор гласных («В минуту жизни трудную / Теснится ль в сердце грусть/ Одну молитву чудную/ Твержу я наизусть»);
И) это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком – либо отношении двух предметов или явлений (яркий пламень любви; солнце весело смеется);
К) сопоставление контрастных образов (яркое солнце любви – холодная тьма злобы).
Задание 4.
Вставьте в данные предложения слова из задания 3.
- «И каждый вечер, в час назначенный/ (Иль это только снится мне?)./ Девичий стан, шелками схваченный,/ В туманном движется окне…» - __________ на «ч», «ш» позволяет передать взволнованный шёпот_______, зачарованного появлением таинственной гости.
- «И вижу берег, очарованный / И очарованную даль» - повтор________ «очарованный» усиливает таинственную атмосферу, передаёт ощущение колдовской красоты, воплощённой в образе Незнакомки.
- «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво/ И моет берега/. Над скудной глиной жёлтого обрыва/ В степи грустят стога…» - использование_____ «грустит лениво», «грустят стога» помогает создать напряжённо-тревожную интонацию: медленное, чуть заметное движение первого________ «взорвётся» яростным, клокочущим ритмом в последующих строфах.
- «Я звал тебя, но ты не оглянулась/, я слёзы лил, но ты не снизошла…» - использование _______ в первых двух стихах усиливает мучительное чувство покинутого героя.
- Поющая девушка, облачённая в белое платье, воплощает надежду людей, которые смотрят на неё из мрака. _________ яркого света и тьмы приобретает символический смысл: мечты, надежды противостоят густому мраку жестокой реальности.
- «Россия – Сфинкс», - читаем мы в стихотворении А. Блока «_____». Этот образ, очевидно, навеян стихами Тютчева (вспомним его известную формулу «Природа _ сфинкс»). _________, которая просвечивает в блоковском произведении, показывает глубину и сложность его раздумий о судьбе Родины.
Задание 5.
Найдите правильный ответ.
- Художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении, называется:
а) эпиграфом; б) эпитетом; в) эпопеей; г) эпифорой.
2. Художественный приём, основанный на перенесении свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»), называется:
а) символом; б) гиперболой; в) сравнением; г) метафорой.
3. Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ, называется:
а) литотой; б) градацией; в) параллелизмом; г) строфой.
4. Фигура, которая заключается в нарушении «естественного» порядка слов, называется:
а) анадиплосис; б) анафора; в) инверсия; г) метонимия.
5.Повторение гласных звуков, преимущественно ударных, преимущественно ударных, называется:
а) ассонансом; б) аллитерацией; в) аллегорией; г) фоникой.
6. Художественное преувеличение – это
а) гипербола; б) гротеск; в) эзопов язык; г) комедия.
7. Единоначалие, повтор слова или группы слов в начале некоторых текстов, стихов, строф – это:
а) эпифора; б) эпитафия; в) анафора; г) анадиплосис.
8. Стилистическая фигура, которая представляет собой сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов, называется: а) сравнение; б) параллелизм; в) градация; г) антитеза.
9. Фигура мелодики стиха, при которой части одного предложения интонационно обособляются как самостоятельные предложения (на письме знаками препинания), называется:
а) перенос, б) парцелляция; в) рефрен; г) подхват.
10. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на его характерные черты, называется:
а) перифразом; б) реминисценцией; в) метонимией; г) пародией.
11. Образность выражения «тревожное чувство» основана на использовании:
а) сравнения; б) метонимии; в) эпитета; г) гиперболы.
12. Слово «элегический» обозначает:
а) весёлый; б) грустный; в) таинственный; г) иносказательный.
13. «Живая прелесть былого – угрюмая тень грядущего» - образность этого выражения основывается на использовании:
а) сравнения; б) инверсии; в) градации; г) антитезы.
14. «Гаснут краски лета – льют дожди в моей душе» - общность состояний природы и человека автор передаёт с помощью:
а) смыслового параллелизма; б) градации; в) сравнения; г) антитезы.
Задание 6.
Прочитайте стихотворение Н. Некрасова «Поражена потерей невозвратной…». О чём оно? Какие средства интонационно - синтаксической выразительности помогают поэту выразить свои мысли и чувства?
Поражена потерей невозвратной,
Душа моя уныла и слаба:
Ни гордости, ни веры благодатной –
Постыдное бессилие раба!
Ей всё равно – холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь, -
Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь.
Я жду…но ночь не близится к рассвету,
И мертвый мрак кругом…и та,
Которая воззвать могла бы к свету, -
Как будто смерть сковала ей уста!
Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряжённые глаза, -
И кажется, зарею обновленья
В них никогда не заблестит слеза.
Вопросы и задания к тексту:
- Инверсия в первом стихе интонационно выделяет слово:
а) поражена; б) гордости; в) благодатной; г) слаба.
2) Особую экспрессивность второму стиху из второго катрена придаёт: а) антитеза; б)анафора; в)эллипсис; г)оксюморон.
3) Многоточия в третьей строфе:
а) показывают, что надежда ещё не умерла в душе лирического героя; б)усиливает ощущение безысходности, передают мучительный вздох лирического героя; в) придают стихам мелодичность и воздушную легкость; г) помогают логически выделить выражение мертвый мрак.
4) В финальной строфе используются назывные предложения для того, чтобы:
а) придать стихам больший динамизм; б) логически выделить ключевое слово слеза; в) показать пассивность лирического героя, его неспособность преодолеть судьбу; г) быстрыми мазками нарисовать картину скорого обновления.
5) Почему в стихотворении повторяется сочинительный союз «И»?
а) Лирический герой видит вокруг себя гармонию и согласованность разных частей бытия; б) Поэт, повторяя союз и, стремится придать стихам возвышенно-торжественное звучания; в) Повтор союза и наполняет стихи бодрой энергией, мажорным звучанием; г) Лирический герой оглядывает свою жизнь, и нет в ней ничего, что могло бы спасти его, поэтому надрывный повтор союза усиливает чувство безысходности.
- Чем заканчивается стихотворение?
а) К лирическому герою возвращается жизнь, он вновь ощущает её свежее дыхание; б) Лирический герой смотрит на себя как бы со стороны и уже не верит, что на его сухих глазах когда-то появятся слезы новой любви, новой веры. в) Лирический герой зовет свою любимую, ту, которая могла бы вернуть ему свет, но она навсегда исчезла; г) Финальной точкой стихотворения становится ликующий возглас воскресшего сердца.
- О чем говорится в стихотворении?
а) О людях, которые покорно превратились в рабов и теперь пассивно несут ярмо бедности; б) О душевных переживаниях лирического героя в кризисный момент жизни; в) о светлой мечте лирического героя, который жаждет в далеко стране обрести желанный покой; г) о конфликте лирического героя и бездушного общества, которое стремится подавить светлый луч человеческого чувства.
На основе выбранных ответов напишите небольшой фрагмент, посвящённый анализу интонационно-синтаксических выразительности в этом стихотворении.
Задание 7.
Каким терминам-тропам и терминам – стилистическим фигурам соответствуют следующие определения? (Учитель читает определение, ученики называют термин.)
- Стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но разных по значению. – Парономазия (1).
- Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. – Антитеза (2).
- Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличье волка, коварство – в виде змеи и т.д. – Аллегория (3).
4) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. – Гипербола (4).
- Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. – Ирония (5).
- Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. – Литота (6).
- Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. – Оксюморон (7).
- Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. – Олицетворение (персонификация) (8).
- Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. – Парафраз и парафраза, перифраз и перифраза (9).
- Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. – Параллелизм (10).
- Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось не высказанным. – Умолчание (11).
Задание 8.
Установите соответствие данных примеров с приведенными выше определениями.
- Не глух, а глуп. – (1)
- Туманный Альбион (вместо Англия). – (9)
- Твой ум глубок, что море.
- Твой дух высок, что горы.
- (В. Брюсов) – (10)
- Отколе, умная, бредешь ты, голова? (в обращении к ослу.) (И. Крылов) – (5)
- Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А. Пушкин) – (11)
- О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так суетишь безумно? – (8)
- Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов) – (6)
- В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский) – (4)
- Где стол был яств, там гроб стоит. (Г. Державин) – (2)
- Сладкая скорбь. – (7)
- Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица) – (2)
[1] Л.В. Щерба
[2] М.А.Рыбникова
[3] Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. с.86.
[4] Н.М. Шанский
[5] Бальмонт К. Поэзия как волшебство. - М., 1992, с.72-73
[6] Крысин Л.П. Жизнь слова: Книга для учащихся старших классов. - М., 1980, с. 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка
В 11классе для успешной подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо не только повторить основные содержательные разделы школьного курса, но и хорошо представлять структуру контрольно-и...
Система работы "Формирование речевой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"
В статье обобщён материал по данной проблеме...
Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе
Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе Данное выступление было заслушано на педагогическом совете «Об адаптации учащихся 5 класса в среднем звен...
«Система работы по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка»
В 10- 11 классах для успешной подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо повторить основные содержательные разделы школьного курса, и хорошо представлять структуру к...
Средства выразительности на уроках русского языка и литературы
Лекция по теме:"Средства выразительности русской речи"...
Средства выразительности на уроке русского языка в 10 классе
Предлагаю вашему вниманию урок, посвященный подготовке к ЕГЭ....