Творческая лаборатория «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
Творческая лаборатория «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 128.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая лаборатория
«Тема любви в лирике А.С.Пушкина»
Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны…
А.С. Пушкин
Цели и задачи:
1.Познакомить учащихся с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина.
2.Проследить связь литературы с музыкой, дать понятие романса.
3.Развивать навыки выразительного чтения лирических произведений.
4.Продолжить работу над анализом художественного текста.
Педагогическая инструментировка:
1.Портрет А.С. Пушкина.
2.Портрет Н.Н. Гончаровой.
3.Портрет М.И. Глинки.
4.Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» (магнитофонная запись).
5.Стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» (автограф).
6.Раскладушка «Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина».
Домашнее задание к уроку:
1.Выразительно читать стихотворения А.С. Пушкина («На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Мадонна»), подготовиться к их анализу.
2.Подготовить индивидуальные сообщения:
а) об адресатах лирики Пушкина (А.П. Керн, М.Н. Волконская, А.А. Оленина, Н.Н. Гончарова);
б) об истории создания романса М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…»
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
А.С. Пушкина часто называют «солнцем нашей поэзии». Сегодня на уроке речь пойдёт о том, что движет это солнце. Что же? Обратите внимание на эпиграф. «Любви все возрасты покорны, Её порывы благотворны…» - утверждал поэт. Ответ прост. Любовь – вот что движет пером Пушкина. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры.
Перед вами адресаты любовной лирики Пушкина. Знакомство с ними мы начнём с нашей землячки - А.П. Керн, урождённой Полторацкой (1800-1879), которая писала о себе: «Я родилась в Орле, в доме моего деда Ивана Петровича Вульфа, который там был губернатором».
Губернаторский дом сгорел ещё в первой половине прошлого века. Мемориальная доска с «романтической головкой» вдохновительницы поэта установлена на стене гостиницы «Русь» близ городского парка. Пушкинским почерком выведены строки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Эта женщина интересна для биографов поэта по многим причинам: она внушила поэту необыкновенно пылкое и страстное чувство, ей посвящено одно из самых известных и прославленных его стихотворений, она оставила весьма интересные воспоминания о Пушкине, до нас дошли его письма, адресованные к ней. Последнее обстоятельство особенно важно. Пушкин писал ко многим женщинам, которых любил, но почти все они утаили от современников и потомков эту драгоценную корреспонденцию. А Керн заботливо сберегла ту часть, которая пришлась на её долю. Живой голос поэта долетает до нас, и мы имеем возможность судить по этому, правда, почти единственному, но зато весьма яркому образчику, как говорил Пушкин с женщиной, которую любил и сердце которой желал покорить.
- Что же это была за женщина?
2.Сообщение ученика об А.П. Керн.
Анна Петровна Керн (1800-1879) – дочь помещика П.М. Полторацкого и Е.И. Вульф. В 16 лет была выдана замуж за 52-летнего генерала Е.Ф. Керна. Пушкин впервые встретился с Анной Керн в доме президента Академии Художеств Оленина. «Позволительно ли быть такой прелестною?!» - сказал он, увидев юную жену пожилого генерала Керна. Семейная жизнь Анны Петровны была настолько неудачной, что она решилась уйти от мужа, вызвав тем самым множество толков. Её следующая встреча с Пушкиным произошла через 6 лет, летом 1825 года. Поэт в то время был в Михайловском, а Керн приехала погостить к своей тётушке в соседнее поместье Тригорское. Все сидели за обедом, вдруг вошёл Пушкин с большой палкой в руках. Поклонился, но не сказал ни слова… Пушкин и Керн не скоро познакомились и заговорили. Однажды он явился в Тригорское с чёрной книгой в руках и прочитал им «Цыган». «Я никогда не забуду восторга, который охватил мою душу»,- сказала Керн. В течение месяца они виделись почти каждый день. Однажды тётушка Прасковья Александровна предложила им прогуляться из Тригорского в Михайловское. Погода была чудесная, они не вошли в дом, а просто гуляли по саду. На следующий день Пушкин подарил Керн на прощанье главу «Евгения Онегина». В неразрезанных страницах лежало стихотворение « Я помню чудное мгновенье…».
3.Учитель.
Обратите внимание на автограф этого стихотворения. Именно так выглядел подарок поэта.
4.Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…».
Дома вы познакомились с этим произведением.
- Только ли любовной теме посвящено это стихотворение?
- О чём и что говорит оно?
- Как поэт рисует образ возлюбленной? (Очень схематично, мы можем отнести его слова к любой женщине).
- Почему именно так пишет Пушкин? (Ведь Керн была очень красива!)
(Оказывается, стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» лишь вызвано к жизни встречей с Керн, но посвящено не ей, а пробуждению души поэта, стремлению её к творчеству, к чему-то высшему и безмерному.)
- Какие периоды жизни Пушкина отразились в этом стихотворении?
- Какая часть стихотворения показывает пробуждение от мучительного сна?
- Чем она отличается от двух других?
Вы, наверное, уже заметили, что это стихотворение необыкновенно музыкально. Сам Пушкин считал, что « из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия». Вообще музыкальность является характерной особенностью лирики Пушкина. Многие его стихотворения были положены на музыку, стали романсами.
5.Сообщение ученика об истории создания романса «Я помню чудное мгновенье…».
Романс – это музыкальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Содержание и музыкальная выразительность романса обычно сложнее, чем в песнях. Тексты романсов разнообразны. Большое развитие романс получил в 19-20 веках.
Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857) был современником Пушкина, с которым познакомился ещё в годы учения в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Но как Глинка «нашёл пушкинский стих»? С композитором Глинкой Анна Керн познакомилась в 1826 году. А в зиму 1828-1829 года все они: Пушкин, Глинка, Анна Керн – часто встречались у Олениных, у Дельвига, у пианистки Марии Шимановской…Судьбе было угодно, чтобы композитор, брак которого был неудачен (жена Глинки ко всем прочим недостаткам обладала ещё ненавистью к музыке), полюбил столь же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать – Анну Керн. Катенька Керн отвечала ему взаимностью. Она превосходно знала музыку, обнаружила тонкую, глубокую натуру и вдохновила композитора на создание замечательного романса, который впервые был исполнен в 1830 году в присутствии поэта и А.П. Керн, а в печати появился только спустя 9 лет, в 1839 году.
6. Звучит романс М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».
- Понравился ли вам романс?
- Смог ли М.И. Глинка воспроизвести в музыке своего романса торжественный взлёт радости и восторга?
- Не смущает ли вас, что романс звучит в исполнении женщины?
Вывод:
Поэт и композитор воздвигли «памятник нерукотворный» на все времена во славу «чудного мгновенья» любви. В музыке романса – нежность и страсть расцвета влюблённости, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда уже не сможет выразить её так, как это сделали Пушкин и Глинка.
7.Сообщение ученика о М.Н. Волконской.
Выразительное чтение стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
Волконская Мария Николаевна – дочь генерала Раевского. Пушкин был знаком с семьёй Раевских ещё по Петербургу, встречался с ними в Киеве, Екатеринославе и особенно сблизился во время совместного путешествия на Кавказские минеральные воды и по Крыму. За эти годы между Пушкиным и Раевской установились дружеские отношения. Общение их продолжалось в Одессе и Кишинёве. Последняя их встреча произошла в Москве, накануне отъезда Марии Волконской в Сибирь к сосланному мужу. Некоторые исследователи творчества Пушкина видели в Волконской предмет «утаённой любви» поэта, который посвятил ей такие строки:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
8.Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».
- Какое чувство осталось после прочтения произведения? Каким настроением оно проникнуто?
- Найдите в стихотворении оксюморон, дайте ему истолкование, определите его роль в тексте. (Оксюморон «светлая печаль» выражает основное настроение произведения).
- Где может находиться поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов?
- Какой характер придаёт переживанию его «вселенский» масштаб?
- Как соотнесены в стихотворении картины природы (внешний мир) и душевное состояние героя (внутренний мир)?
- Почему сердце поэта не может не любить, хотя он находится в состоянии уныния? Сочетаемы ли любовь и уныние?
- Какие поэтические образы создаются звукописью?
- Определите стихотворный размер. (6 и 4-х стопный ямб).Какой поэтический смысл придаёт ему длинная многостопная строка?
- Что вы можете сказать о цветописи? Как изменяется колорит в произведении? («Ночная мгла» – «печаль светла» – «сердце горит»). Какой поэтический смысл при этом выявляется?
- Почему в финале стихотворения любовное чувство приобретает более обобщённый характер?
-Как вы думаете, почему это стихотворение Пушкин переадресовал Н.Н. Гончаровой?
- Н.В. Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто…всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…»
Можно ли отнести его слова к стихотворению «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»? Почему?
Вывод:
Это произведение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства, которое окрашено светлой грустью, выражено просто, тепло и чарующе музыкально. (Романс П.И. Чайковского!) В этом конкретном чувстве, принадлежащем поэту, каждый читатель узнаёт нечто ему близкое.
9.Сообщение ученика об А.А. Олениной.
Выразительное чтение стихотворения « Я вас любил…».
Анна Алексеевна Оленина - дочь президента Академии Художеств.
В мае 1827 года Пушкин приезжает в Петербург и сразу же восстанавливает свои связи с домом Олениных, где его принимают гостеприимно и дружелюбно. Увлечение Пушкина Аннет Олениной было серьезным. Пушкин имел с Олениной "тайные свидания" в летнем саду, навещал её в загородном имении Олениных - Приютино. В летние дни 1828 года, когда Пушкин самым серьёзным образом подумывал о браке с Олениной, её отец узнаёт о решении Государственного Совета учредить за Пушкиным секретный надзор. Его вывод однозначен: Аннет, его дочь не может быть женою опального поэта. Чтобы рассорить Аннет с Пушкиным, в ход была пущена интрига. В.Д. Полторацкая, тётка Олениной, мечтая о браке своего брата с племянницей, сгущая краски, передаёт непочтительные речи Пушкина о ней. Цель достигнута... Аннет возмущена, и отношение с семейством Олениных резко меняется к худшему. Пушкин остро переживает своё неудачное сватовство. Но как бы ни складывались их отношения, Оленина была центральным образом его лирики 1828 года, это она вдохновила поэта на создание одного из самых больших циклов любовных стихотворений, среди них многократно положенное на музыку « Я вас любил…».
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
10.Анализ стихотворения « Я вас любил…».
- Чем поражает это стихотворение?
- В чём сила любви лирического героя?
- Как меняется характер лирического переживания по ходу текста?
- Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «я вас любил»?
- С какой интонацией можно прочитать её каждый раз?
- Какой смысл выявляется в том, что глагол «любил» употреблён в прошедшем времени?
- Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.
- В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Почему?
- Можно ли считать, что в этом произведении Пушкина проявилась его, по словам В.Г. Белинского, «лелеющая душу гуманность»?
Вывод:
Каждое стихотворение Пушкина о любви содержит огромное философское обобщение пережитого и перечувствованного им. Вот почему и его любовная лирика стала школой истинной гуманности.
11. Сообщение ученика о Н.Н. Гончаровой.
Наталье Николаевне Гончаровой минуло только 16 лет, когда она впервые встретилась с Пушкиным на одном из балов в Москве зимой 1829 года.
Наталья Николаевна была скромна до болезненности: при первом знакомстве с поэтом его знаменитость, властность не только сконфузили, а как-то даже придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта восторженная скромность только возвысила ее в глазах поэта.
Наталья была действительно прекрасна. Все в ней было удивительно хорошо и проникнуто глубокой порядочностью. Все было без всякой фальши. Вскоре Пушкин сделал ей предложение, но получил неопределенный ответ; ему напрямик не отказали, но велели повременить, так как дочь еще слишком молода. Отчаявшись, Пушкин в ту же ночь, в мае 1829 года, уехал в действующую армию на Кавказ, где шла война России с Турцией.
Вернувшись в сентябре, Пушкин спешит к Гончаровой, но Наталья принимает его холодно и безразлично, так что поэт, потеряв всякую надежду, отправляется в Петербург.
В марте он едет в Москву, а в апреле 1830 года вновь делает предложение и на этот раз получает согласие родителей. 6 мая состоялась помолвка.
Пушкин пережил много месяцев ожидания. Свадьба откладывалась то из-за отсутствия приданного, то из-за неустроенности его материальных дел, по которым он ездил в Болдино, то из-за вспыхнувшей холеры, задержавшей его возвращение в Москву. И только 18 февраля 1831 года состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой.
12. Учитель.
Красота Гончаровой была воспета современниками, художниками и поэтами. Но, как известно, А.С. Пушкина больше всего поражало сходство его избранницы с изображением мадонны на картинах художников эпохи Возрождения. Обратите внимание на её портрет. Она действительно прекрасна! Идеал жены у Пушкина был весьма определённым – то был идеал мадонны, но при том не простой, а великосветской мадонны.
13. Выразительное чтение стихотворения «Мадонна».
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона..
Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейший прелести чистейший образец.
14. Анализ стихотворения «Мадонна».
- Обратите внимание на форму этого стихотворения. (Количество строф, рифмовка – это сонет). Вспомните, что это за жанр?
-Главные в смысловом отношении слова поэты обычно выносят в конец строки и закрепляют их с помощью рифмы. Найдите главные слова во втором трёхстишии. (Творец, образец, Мадонна.)
- Мадонной католики называют Богородицу. Данное стихотворение дало повод для обвинения поэта в кощунстве. Почему Пушкин так называет свою возлюбленную?
- Какую цель ставил перед собой поэт, обожествляя любимую?
- Как выражает поэт свой идеал счастья в стихотворении «Мадонна»?
15. Учитель.
И современники, и потомки до сих пор ведут споры о роли Н.Н. Гончаровой в жизни А.С. Пушкина: её обвиняют и оправдывают, упрекают и защищают, видят в ней то «погубительницу», то ангела-хранителя. Где же можно найти истину о жене поэта? Конечно же, в его письмах.
…С твоим лицом ничто сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я ещё более твоего лица…
(21 августа 1833 года.)
…Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет – и жить с тобой в разлуке так же глупо, как и тяжело…
(30 июня 1834 года.)
…Я женат – и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь…
(24 февраля 1831 года.)
За 6 лет, которые они провели вместе,- четверо детей, дом, семья.
Перед смертью Пушкин скажет: «Жена моя – ангел».
16. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы говорили о любовной лирике поэта и о её адресатах; назвали всего четыре имени, на самом деле их гораздо больше. Но я надеюсь, что у вас не создалось впечатление о Пушкине, как о человеке ветреном, не способном на глубокое искреннее чувство. Ведь это совсем не так. Даже современники и возлюбленные поэта это понимали. Одна из них, М.Н. Волконская, писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».
Не забывайте о том, что истинная возлюбленная в жизни каждого поэта – это Муза, покровительница его творческого гения.
17. Домашнее задание.
1. Стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна» выучить наизусть.
2. Стихотворение «Талисман» читать выразительно.
3. Подготовиться к анализу стихотворения «Сожженное письмо» по следующим вопросам:
- Какое настроение вызывает это стихотворение? Как оно меняется?
- Какова композиция стихотворения?
- Какими чувствами проникнута первая и последняя части стихотворения?
- Как поэт рисует сожжение письма?
- Как передаётся внутреннее состояние героя?
- Какова композиционная роль открытого финала текста?
Библиография.
1. Губер П.К.
Донжуанский список Пушкина.-
М.: Прометей, 1990.
2. Литературный образ Орловщины /
Сост. Т.Н. Сосенкова.-
Орёл: Изд-во научно-методического центра, 2000.
3. Пустошкина А.А., Филатова Е.А.
Современные открытые уроки литературы.8-9 классы.-
Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4. Шашкова О.Н.
«Я помню чудное мгновенье…» //
Литература в школе № 4, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема любви в лирике А.С.Пушкина
Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами до конца. У каждого из нас свой Пушкин. К его творчеству мы обращаемся постоянно и находим ответы на самые разные вопросы. Особое место в лирик...
Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".
Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....
Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина"....
Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»
ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА» ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содейств...
Урок литературы в 9 классе "Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.Задачи:формировать умения работы с поэтическим текстом;развивать устную монологическую речь учащихся.Тип...
Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Методическая разработка урока в 9 классе, на тему "Тема любви в лирике А. С. Пушкина"....
А.С.Пушкин.Тема любви в лирике Пушкина, адресаты любовной лирики ( урок на платформе CORE)
Урок на платформе для онлайн-обучения...