Технологическая карта урока литературы
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Берлинская Парасковия Васильевна

Тема урока :В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.

  Создать условия для знакомства с произведением В.К. Железнякова, на примере художественных образов произведения, показать, что собака-друг человека, за добро надо платить добром.

произведением В.К.Железникова, на примере художественных образов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trop.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

                     Технологическая карта урока литературы.

Автор разработки:  Берлинская П.В.

МОБУ  Павловская СШ

Класс: 6

Учебный предмет: Литература. Автор: Меркин Г.С.

Тема урока :В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.

Тип урока : Первичное предъявление новых знаний .

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с

произведением В.К.Железникова, на примере художественных образов

произведения показать, что собака-друг человека, за добро надо платить

добром.

Цели урока:1)Дать представление о писателе, о тематике его творчества.

2)Помочь учащимся почувствовать сострадание и милосердие ко

всему живому, вызвать у них чувство доброты и содействовать их

нравственному воспитанию.

3)Развивать навыки творческой работы в ходе анализа

художественного произведения.

Планируемые результаты:

Предметные:  совершенствуют исполнительное мастерство,

воспитывают внимательное отношение к художественному слову,

воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном,

раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие,

самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету,

познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся

проникаются пониманием, что пословицы и поговорки — хранилище родного

языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном

совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на

все случаи жизни.

Метапредметные:

Личностные — дают адекватную самооценку учебной деятельности,

осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их

преодолению.

Познавательные — структурируют знания по предмету, осознанно и

произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают,

слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные — понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое

действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета

характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения

действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно

воспринимают оценку учителя.

Оборудование урока: портрет В.К.Железникова,  выставка книг писателя, диафильм по рассказу.

Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение,

работа с текстом.

Урок рассчитан на два часа.  

Ход урока.

1. Активизация учащихся ‚ настрой на урок: 

-Добрый день, друзья! Я

рада вас приветствовать в такой прекрасный весенний день!

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

-Посмотрите на иллюстрации, о ком и о чем мы будем говорить

сегодня на уроке? (показываю фото, иллюстрации на тему «Собака и

человек» ) ( ответы учащихся).

2. Сообщение учителя и учащихся о личности писателя .

     Владимир Карпович Железников — известный детский писатель и

кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, самую

короткую, - имеется в виду детство, — много путешествовал. Его отец был

кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства.

Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики... Как же сложилась

творческая судьба писателя? Как понял он, что хочет быть именно детским

писателем? Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то

дневники, «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал

маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще я выбрал не

сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно—воздушных сил и в

артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь

юридический институт. Параллельно развивались мои занятия

писательством». Однажды со своей повестью начинающий писатель пришел в "Новый мир". Ознакомившись с произведением, там стали говорить о его

недостатках. А Владимира Карповича, как начинающего, волновал вопрос: «А смогу ли я вообще писать?» «Когда я задал его консультанту, он сказал: «Ну, вы знаете, молодой человек, и корову можно научить писать». Я был

настолько огорошен, что потом какое—то время не писал». Тем не менее, после юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт.

        Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в

котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир

Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале —— случайность, как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно». Его первая книга — сборник рассказов "Разноцветная история" — вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел считателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль. В 1961 г. Увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям — доброе утро». Писательский призыв — жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных — стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Примечательно в этом сборнике умение автора ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети,

но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и

глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в

повседневной жизни.

     Созданные им шедевры детской литературы — повести

«Чудак из шестого «Б» (1962) И «Чучело» (1975) обрели вторую жизнь как

классические кинофильмы «Чудак из пятого «Б» и «Чучело». При этом «вина» Железникова в успехе обеих неувядающих картин немалая: он автор не только литературной первоосновы, но и сценариев этих фильмов. В целом же литератор очень часто «изменял» поприщу изящной словесности, вновь и

вновь помогая появиться талантливому произведению детского (и не только

детского) кинематографа. Впервые подобное имело место в начале 60-х годов, когда его сценарий по собственной повести "Таня и Юстик"

"материализовался" на малом, телевизионном экране. Дальше — больше. В

1965 году новый его сценарий, и опять по собственной повести, превратился

уже в картину для большого экрана "Путешественник с багажом". Но

Владимир Карпович не только "сам себе сценарист". Создавались и создаются им и оригинальные сценарии. Это, например, сценарий имевшего в свое время большой успех фильма "Серебряные трубы", повествовавшего о жизненном пути Аркадия Гайдара. Много было и кинематографических адаптаций произведений коллег по литературному цеху. С 1989 года он создает фильмы уже не только как сценарист, но и как продюсер, директор кинокомпании "Глобус", занимающейся производством в первую очередь детско-юношеских картин. Скончался в Москве в возрасте 90 лет.

3. Просмотр диафильма по рассказу «Троп» В.К. Железникова.

4. Беседа по рассказу:

1) О чём этот рассказ, какой теме он посвящён?

2). Какова композиция рассказа, как он строится? Можно ли части

озаглавить?

3). Какой изображается собака в начале рассказа?

4) Как познакомились Петя и Троп?

5)Что можете сказать об их дружбе?

6). Почему заскучал Троп?

7). Как собака отреагировала на появление Маши??

8). Что такое ревность? Как вы думаете, способны ли собаки ревновать?

9). Какой поступок совершил Троп? Какое выражение вы вспомнили в

данном случае?

Примерные ответы:

-Собака друг человека

-Хорошая собака без хозяина не останется.

-Каков хозяин, таковы у него и собаки.

-Не всякая собака кусает, которая лает.

-Собака бывает кусачей только от жизни собачей.

-Не та собака страшна, что лает, а та, что исподтишка кусает. (Поговорка)

-«Если бы собаки научились говорить, мы лишились бы последнего друга».

Данил Рудый

3. Работа в группах: (если работа в парах, то по 2 задания)

1 группа:(пара) охарактеризуйте собаку. -

2 группа:(пара) опишите Петю.

3 группа: опишите Машу.

4 группа: вспомните пословицы, высказывания о дружбе собаки и человека.

Выводы, оценивание работы учащихся в группах.

5. Рефлексия:

- Что нового узнали мы на уроке?

-Понравилось вам произведение?

-Какой жизненный урок вы получили, что хотел нам сказать автор?

-Достигли ли мы цели и задач урока?

-Ваше настроение?

6.Домашнее задание:

1.Я поставила вопросительный знак в конце темы урока: «Ты навсегда в

ответе за всех, кого приручил?» (Это тоже слова Экзюпери).Напишите свой

ответ на этот вопрос.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...