Статья "Homo legens - человек читающий".
статья по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Homo legens - человек читающий
Автор: Дмитриева Е.Н.
Конец ХХ века, ознаменовавшийся событиями, кардинально изменившими как политическое, так и социальное «устройство» нашей страны, породил множество проблем в самых различных областях ее экономики, культуры, экологии и т.д. Поколение нынешних школьников живет уже, ориентируясь на совершенно иные нравственные ценности. Не пытаясь даже в первом приближении анализировать ни одну из названных проблем, попытаемся объяснить причину своего интереса к тому, что И.Бродский назвал «грехом не-чтения».
В начале XXI века все громче зазвучала обеспокоенность падением роли книги и слова в жизни человека, активным нежеланием молодежи общаться с классической литературой. Это не может не тревожить тех представителей общества, которые профессионально связаны с обучением и воспитанием подрастающего поколения – учителей, воспитателей, библиотекарей. Именно в школьных классах, как нигде, наверное, проблема просматривается наиболее наглядно: дети не хотят читать, не знают и не хотят знать классику. И, что самое тревожное, это уже не первое поколение – их родители тоже не особенно обременены классическим наследием предков, предпочитая в лучшем случае современное «облегченное» чтиво. А отсюда и серьезнейшие проблемы с грамотностью и ... нравственными ориентирами.
Исключения, разумеется, не без них, встречаются, когда школьники и студенты читают много и с интересом. Они только подтверждают правило. Думается, не случаен тот факт, что возникла необходимость издания специального словаря для высшего управленческого чиновничества – депутатов Государственной думы и их коллег по всей Руси великой, чтобы хоть в публичных выступлениях ударения в словах правильно делали.
К сожалению, сегодня чтение из напряженного труда души для многих превратилось в сопутствующее занятие. Интерес к «серьезной» литературе проявляет незначительная часть населения. Чтение нередко ориентировано на удовлетворение не столько эстетических, сколько информационно-прогматических потребностей. В то время как чтение – необходимое условие роста человека разумного. Поэтому мы абсолютно согласны с тем, что определение «венца творения» как биологического вида Homo sapiens правомерно дополнить еще одним: Homo legens - человек читающий.
Названная тема дает широчайшие возможности для теоретизирования. В прессе, в различного уровня интеллектуальных дискуссиях и тем более в Интернете можно отыскать множество вариантов обсуждения, и соответствующих выводов – от слегка оптимистичных до глубоко пессимистических. Жизнь в последнее десятилетие минувшего и первое десятилетие наступившего века дает массу для того оснований.
Войны, то и дело сотрясаюшие планету в разных ее уголках, террор, от которого не застрахованы даже самые «благополучные» в социальном и экономическом отношениях страны, разрушение семьи, как основы стабильности и нравственности социума, серьезнейшие экономические проблемы ... Разумеется, список бед общечеловеческих можно продолжать и продолжать. Однако существуют и косвенные, лишь немногим более отдаленные опасности. Одна из них – оболванивание человека «массовой» культурой с намеренным или коммерчески обусловленным снижением интеллектуального уровня и проблемности, с упором на развлекательность, агрессивность или утилитарность.
Для школы, как базовой опоры воспитания человека, существуют свои проблемные участки. Нельзя не видеть опасности в излишней апелляции к авторитетам, в определенном сужении рамок дискуссий и интеллектуальной смелости выводов в том возрасте, когда происходит формирование убеждений.
Современная техника и массовая психология дают все новые возможности управления установочными критериями, поведением, стремлениями и убеждениями подрастающего поколения.
Рамки поставленной задачи позволяют (или заставляют) ограничиться лишь ссылкой на основные проблемы в названной области, поскольку, повторяем, теоретический простор необозрим, а потому уменьшаем «угол» исследования до конкретных задач конкретной школы.
Библиотечный проект «Галактика Гутенберга» - программа учебно-интеллектуального и творческого развития учащихся, их нравственного «страхования» с помощью приобщения к чтению и осмыслению литературной классики и произведений современности на базе библиотеки школы № 372, - как идея возник в ходе реализации основной творческой программы, разработанной в целях совершенствования постановки воспитательной работы в школе.
Идея вовлечения библиотеки в орбиту как учебной, так и общей воспитательной работы возникла в рамках новых веяний в области образования. Педагоги школы начали разработку программ соответствующих элективных курсов, в числе которых оказался и курс «Основы книжно-информационной культуры», разработанный Е.Н.Дмитриевой, библиотекарем школы А название – «Галактика Гуттенберга» - родилось в ходе одной из дискуссий после открытого урока по творчеству М.Ю.Лермонтова в одном из классов школы. Тогда прозвучала фраза о том, что Лермонтов – одна из ярчайших звезд на поэтическом небосклоне России, а кто-то уточнил: «Нет, больше – всей галактики Гутенберга…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательская конференция " Человек читающий..."
Читательская конференция для учащихся 8 класса...
Конкурс чтецов «Да здравствует человек читающий!»
Конкурс чтецов «Да здравствует человек читающий!» проводится среди учеников начальной школы для сохранение культурного наследия общества воспитанием любви к книге; формированием позитивного отно...
Человек читающий - человек успешный?
Классный час, разработанный и проведённый совместно с классным руководителем 10 класса, посвящён проблеме приобщения к искусству чтения....
Тема: "Да здравствует человек читающий!"
Тема: "Да здравствует человек читающий!" Цель: сформировать у учащихся ценности и важности чтения книг.Задачи. Образовательные:а) совершенствовать знания учащихся о прочитанных книгах...
Сценарий литературного вечера "Человек читающий"
Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув главный источник знаний на второй п...
Презентация для внеклассного занятия по литературе "Homo legens - человек читающий"
Презентация для внеклассного занятия по литературе "Homo legens - человек читающий" для 9-10 классов....
Внеклассное мероприятие по литературе "Человек читающий"
Внеклассное мероприятие по литературе "Человек читающий" подготовлено для учащихся 7-8 классов в рамках предметной школьной недели...