Внеклассное мероприятие по литературе "Человек читающий"
методическая разработка по литературе (7, 8 класс)

Демидова Марина Григорьевна

Внеклассное мероприятие по литературе "Человек читающий" подготовлено для учащихся 7-8 классов в рамках предметной школьной недели

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           учитель ДЕМИДОВА М.Г.

HOMO LEGENS, ИЛИ ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ

Уровень культуры человека

определяется не тем, что он

         читает, а тем, что он не читает.

                                          О.Уайльд

Внеклассное мероприятие, посвященное развитию книжной культуры.

Цели:

- расширить кругозор детей;

- формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция;

- воспитывать уважение к книге, знаниям;

- побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.

Форма проведения – час общения.

Подготовительная работа с детьми:

- за 2-3 дня до мероприятия предложить учащимся заполнить анкету «10 самых любимых книг» с целью определения круга чтения детей;

- по результатам анкеты выявить самых активных читателей и предложить им подготовить короткие рассказы на тему «Моя любимая книга». Задача рассказа – заинтересовать одноклассников, побудить их к чтению этой книги.

Оформление – выставка книг из школьной библиотеки, из домашних библиотек восьмиклассников.

План внеклассного мероприятия.

1. Вступительное слово «Самая лучшая система информации».

2. Проблемный вопрос «Станет ли книга пережитком прошлого?»

3. Книжная викторина.

4. Интерактивная беседа по теме «Круг чтения».

5. Рассказы учащихся по теме «Мои любимые книги».

6. Заключительное слово «Самая читающая страна».

7. Подведение итогов.

1. Вступительное слово «Самая лучшая система информации»

Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство – ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый американский писатель- фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашел самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал ее свойства:

- первое: доступность – пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

- второе: портативность – для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;

- третье: надежность – информация хранится в ней постоянно и не исчезае из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках, что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: «Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о …»

Как вы думаете, что имел в виду Айзек Азимов?

Да речь шла о самой простой книге! На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации.

2. Проблемный вопрос «Станет ли книга пережитком прошлого?»

Книга- это еще и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тысяч лет. В начале прошлого века стали появляться новые источники информации – кино, радио, телевидение. И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрет. С появлением Интернета любителей книжек стало еще меньше, кажется, еще чуть-чуть – книгу окончательно похоронят. Но…Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему?

Ответы детей…

…Что бы там ни говорили, но книга жила, живет и еще будет жить очень долго.

3. Книжная викторина

Книга – это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остается таинственной незнакомкой.

Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с книгой.

1. Так называется заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания.

(Титул, титульный лист.)

2. Точное воспроизведение книги, которая была издана много лет назад.

(Факсимиле.)

3. Количество экземпляров книги, выпущенное издательством.

(Тираж.)

4. Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей.

(Форзац.)

5. Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте.

(Бумага.)

6. Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др.

(Корешок.)

7. Сотрудник, который исправляет ошибки и опечатки в книге.

(Корректор.)

8. Бумажная дополнительная обертка поверх переплета, которая украшает книгу и защищает ее от загрязнения.

(Суперобложка.)

9. Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий.

(Футляр.)

10. Человек, который коллекционирует старые книги.

(Букинист.)

11. Одной из первых славянских рукописных книг было «Остромирово Евангелие». В каком веке оно появилось?

(11 век.)

12. В 15 веке в Европе появилась первая печатная книга. Кто был ее создателем?

(Иоганн Гуттенберг.)

13. В 1564 году Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась?

(Апостол.)

14. Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими – 2-5 тысяч экземпляров, Но техника развивалась, и тиражи возрастали. И вдруг в 1814 году за один день продали 10 тысяч экземпляров одной книги – это была поэма Байрона «Корсар»! Как сейчас называют книги, которые продаются лучше других?

(Бестеллер.)

4. Интерактивная беседа по теме «Круг чтения».

Вы обратили внимание на эпиграф к сегодняшнему занятию? (Читается эпиграф.) Это очень точное и остроумное замечание, которое касается круга чтения каждого из нас. У многих читателей есть какие-то стойкие интересы                 : одни любят фантастику, другие увлекаются детективами, третьи предпочитают любовные романы, а четвертым подавай классику. Еще есть любители поэзии, сатиры, философской литературы. Но О.Уайльд считает, что показателем культуры являются именно те книги, которые мы читаем. Как вы это понимаете?

Ответы детей…

А как вы формируете круг своего чтения? Как вы решаете, что нужно читать, а чего читать не стоит?

Ответы детей…

Круг чтения действительно имеет очень большое значение для человека. А цитату Оскара Уайльда можно заменить другой фразой: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты».

5. Рассказы детей по теме «Мои любимые книги».

Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: «Эта книга перевернула всю мою жизнь». Очень много людей изменило свой характер под влиянием книги. Вот, например, что рассказывает великий советский физик Лев Ландау. Он рано научился читать, был очень способным ребенком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему  в руки попался роман А.Стендаля «Красное и черное». Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.

- Я ликовал, - вспоминал ученый, - мне хотелось во весь голос кричать об этом открытии.

Но предстояла большая работа, и он начал трудиться над собой. Тринадцатилетний подросток стал вырабатывать в себе волю, развивать память, воспитывать характер. Это изматывающий труд – искоренение собственных недостатков и воспитание воли – вошел у него в привычку и продолжался всю жизнь. Один из ученых так скажет потом о Льве Ландау: «Да, он умел держать себя в узде. Ни в чем не давал спуску. И он сумел сделать себя счастливым, это несомненно».

Попадалась ли вам такая книга, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя.

Ответы детей…

Ребята, познакомившись с вашими анкетами, я поняла, что многие из вас читают без разбора, без системы. Хотелось бы дать вам мудрый совет одного знакомого библиотекаря: «Жизнь слишком коротка для того, чтобы успеть прочитать всю хорошую литературу. Вот почему из хороших книг надо выбирать и читать только лучшие и, конечно, ни в коем случае не тратить свое драгоценное время на всякую ерунду».

6. Заключительное слово «Самая читающая страна»

Одна американская компания провела исследование, Чтобы выяснить, какая страна самая читающая в мире. И оказалось, что самый читающий народ – это

индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут

таиландцы,

китайцы,

филиппинцы,

египтяне

и чехи.

Россия занимает всего лишь 7 место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение.

Интересно, что жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятерку «книжных червей», оказались чемпионами и по просмотру телепередач. А вот россияне по этому показателю занимают 15 место. Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, ни Интернет не являются врагами книг. Те, кто почувствовал удовольствие от чтения, не променяют его ни на что.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников "Папа, мама и я - читающая семья"

Данный материал поможет организовать внеклассное мероприятие для младших школьников по теме "Папа, мама и я - читающая семья" и мотивировать учощихся к чтению дополнительной литературы....

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Внеклассное мероприятие. «Читающий поезд». «Все это в памяти моей»

Данный материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия, посвященного памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны....