Разработка интегрированного урока "Культура XVIII века".
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Для совершенствования литературного образования учащихся, их художественно-эстетического развития большое значение имеет проведение интегрированных уроков литературы, на которых соединяются сведения из исторических, литературоведческих наук, искусствознания, философии, лингвистики. Это способствует формированию личности, хорошо ориентирующейся в культурном окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку. | 812.34 КБ |
Конспект урока. | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 О, незабвенное столетье! Радостным смертным даруешь Истину, вольность и свет, ясно сужденье навек … А.Н. Радищев 1721 год – Пётр I провозглашён императором; 1745 год - академиками стали В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов; 1755 год – открыт Московский университет, написана «Российская грамматика»; 1765 год – основано вольное экономическое общество; 1757 год – основана Академия художеств.
3 Петр I считал образование основой основ. Возрастает число государственных училищ. В губернских городах были учреждены всесословные главные училища с четырьмя классами, а в уездных центрах – малые училища с двумя классами. Реформатор уделял особое внимание созданию школ, специализирующихся на мореплавании и судоходстве. В Россию привлекались иностранные учителя.
4 Сухарева башня Ее построили по указанию Петра I в честь стрелецкого полка Сухарева, оставшегося верным юному Петру в 1689 г. В башне размещалась школа математических и навигационных наук. Здесь же была обсерватория.
5 Смольный монастырь и институт благородных девиц
6 Кунсткамера (1714 г.) – первый естественнонаучный музей в России, позже открытый для всеобщего обозрения. Здание Кунцкамеры. Гравюра XVIII века
7 Санкт-Петербург Так выглядел Петербург в петровское время
8 Творения Б. Растрелли Зимний дворец Екатерининский дворец
9 Искусство, как и многие другие направления культуры, приобретает светский характер. Ведущим жанром русской живописи XVIII в. стал светский портрет. От художника требовалось создать идеализированное изображение героя.
10 Девушка в кокошнике. Художник И.П. Аргунов А.П. Струйская. Художник Ф.С. Рокотов
11 Князь А.Б. Куракин. Художник В.Л. Боровиковский
12 Русская императрица Елизавета Петровна (1741—1761) дочь Петра Великого и Екатерины I Другими крупными деятелями царствования Елизаветы Петровны были: канцлер А. П. Бестужев-Рюмин , обер-прокурор Я. П. Шаховской, братья Воронцовы, И. И. Шувалов. С именем М. В. Ломоносова связана организация Московского университета (1755). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Худ. Г.К. Пренне. Холст, масло. 1754г.
13 Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768) родился в Астрахани 22 февраля Вообще изучение Тредиаковского приносит более пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей, Сумароков и Херасков верно не стоят Тредиаковского. А.Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург
14 СТИХИ ПОХВАЛЬНЫЕ РОССИИ Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Ибо все днесь мне ее добрoты Мыслить умом есть много охоты, Россия мати! свет мой безмерный! Позволь то, чадо прошу твой верный, Ах, как сидишь ты на троне красно! Небо российску ты солнце ясно! … В тебе вся вера благочестивым, К тебе примесу нет нечестивым; В тебе не будет веры двойныя, К тебе не смеют приступить злые. Твои все люди суть православны И храбростию повсюду славны; Чада достойны таковой мати, Везде готовы за тебя стати. Чем ты, Россия, не изобильна? Где ты, Россия, не была сильна? Сокровище всех добр ты едина, Всегда богата, славе причина. Коль в тебе звезды все здравьем блещут! И россияне коль громко плещут: Виват Россия! виват драгая! Виват надежда! виват благая. Скончу на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Сто мне языков надобно б было Прославить все то, что в тебе мило! 1728 г.
15 М.В. Ломоносов Найди в нём учителя в слове и достойный пример для подражания. А.Н. Радищев. Основным стилем в литературе стал классицизм. Идеал героя – человек активный, отважный, главным долгом для которого является служение Родине.
16 Учение о трёх штилях " Первый штиль составляется из речений словенороссийских , то есть употребительных в обоих наречиях, и из словенских (древнеславянских), россиянам вразуметельных, но весьма обветшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы , оды , прозаические речи о важных материях... Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском употребительных... Сим штилем писать все театральные сочинения , в которых требуются обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Стихотворные дружеские письма , сатиры , эклоги (идиллии, пасторали - стихи о пастушеской жизни) сего штиля больше должны держаться. Низкий штиль принимает реченья, которых нет в словенском диалекте ... Каковы суть - комедии , увесилительные эпиграммы , песни ; в прозе - дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению." ( М. В. Ломоносов "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке", 1758 ) 12
17 Памятник Петру I Скульпторы Э.-М. Фальконе С.-А. Колло
Предварительный просмотр:
Описание разработки
Учитель – Наталья Ивановна Шарыгина
Образовательное учреждение – МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым, ХМАО-Югра
Предмет – литература
Краткая аннотация уроков
класс – 7 (общеобразовательный)
тема - «Русская литература 18 века»
тема урока – «Русский Классицизм»
тип уроков — вводный, когнитивный
вид урока – интегрированный урок (литература, история, МХК)
Цели
- Формирование представлений о преемственности историко-культурного и литературного развития, закрепление представления о направлениях в культуре XVIII века, определение влияния русской национальной культуры на развитие мировой культуры.
Задачи
- Показать особенности культуры XVIII века (русский Классицизм).
- Познакомить учащихся с основными идеями отечественной философии.
- Дать представление о направлениях в искусстве и литературе XVIII века.
- Закрепить полученные знания на уроках истории и литературы.
- Расширить познания учащихся о реформе русского стихосложения.
- Пробудить творческую активность учащихся.
- Способствовать развитию интереса к внимательному прочтению литературных произведений на основе понимания общности идейно-философских и эстетических позиций русских просветителей.
Приобретаемые навыки детей
- умение работать с разными видами обучающего материала;
- навыки работы с текстами разных видов;
- умение выделять ключевые понятия;
- умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- навыки преобразования текста в таблицу;
- умение вести диалог.
Формы организации работы детей
- групповая работа
- работа в парах
- работа с историческими документами
- обсуждение, диалог
- рефлексия
Формы организации работы учителя
- диалог
- межпредметная связь
- актуализация знаний
- сопровождение в осознании и понимании
Описание урока
План-конспект
I. Вводная беседа.
Учитель. Даётся исторический комментарий первой половины XVIII века.
Учащиеся. Запись ключевых понятий в тетрадь.
Презентация Power Point. Слайд 2, 3, 4.
Просвещение
Петр I считал образование основой основ. Возрастает число государственных училищ. В губернских городах были учреждены всесословные главные училища с четырьмя классами, а в уездных центрах – малые училища с двумя классами. Реформатор уделял особое внимание созданию школ, специализирующихся на мореплавании и судоходстве. В Россию привлекались иностранные учителя. А молодых дворян посылали учиться за границу. Некоторые из них, привыкшие к легкой жизни, пытались уклониться от учебы. Более чем в 40 городах России появляются училища низшей ступени (цифирные школы), воспитанники которых овладевали навыками чтения, письма и счета. Более обширные знания давала школа математических и навигационных наук в Москве, позже такие школы были открыты и в других городах России. Так же было положено начало женскому образованию – открылся Смольный институт благородных девиц. Пропаганде научных знаний способствовало открытие Кунсткамеры.
Слайд 5, 6.
Наука
Благодаря открытию Петербургской Академии наук, научные исследования приобрели систематический характер. Выросло количество экспедиций по изучению России.
И.К. Кириловым был создан «Атлас Российской империи». Стала выпускаться научно-популярная литература. Развитие исторической науки было подчинено интересам государства, укреплению абсолютизма.
Книгоиздательское дело
Расширился выпуск книг. Открылись новые типографии. Распространение книг светского содержания способствовало введению гражданской азбуки. Церковнославянские буквы заменили более простыми по начертанию, цифры – арабскими. С декабря 1702 г. стала выходить первая печатная газета «Ведомости». В 1714 г. возникла первая в России государственная публичная библиотека в Петербурге.
Театр
До Петра I в России не было общедоступного театра. Так как император любил театральные зрелища, он распорядился построить в Москве на Красной площади «комедиальную храмину». С 1704 г. здесь начали ставить спектакли.
Слайд 7, 8.
Архитектура
В результате влияния европейской культуры, в русском зодчестве XVIII века появились новые черты. В Россию проникли европейские эстетические идеи, художественные стили, мода. Получили распространение такие стили, как барокко и классицизм. Наиболее яркими зодчими, работавшими в стиле барокко, были Д. Трезини, Б. Растрелли, Д.В. Ухтомский.
Изобразительное искусство
Искусство, как и многие другие направления культуры, приобретает светский характер. Теперь устраиваются художественные выставки. Ведущим жанром русской живописи XVIII в. стал светский портрет. От художника требовалось создать идеализированное изображение героя.
Слайд 9, 10, 11.
- Работа в группах (раздаточный материал).
Оценки в исторической литературе личности Петра I и его преобразований.
Учащиеся. Обсуждение выписанных ключевых фраз, формулирование индивидуальной точки зрения на основе прочитанного материала.
- Русский классицизм в литературе.
Слайд 12 (без гиперссылки, по щелчку). Вторично (по гиперссылке на Слайд 17).
Учитель. В России классицизм складывается к 30-м годам XVIII века, его крупнейшими представителями в литературе были А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин.
Вспомните литературные направления и жанры, характерные для эпохи классицизма в западноевропейской литературе.
Учащиеся. Классицизм: трагедия, ода, басня, комедия, эпиграмма, сатира.
Учитель. Что известно о классицизме в литературе?
Учащиеся. Разделение на низкие и высокие жанры.
Учитель. И для русской литературы в 18 веке характерна классика – признанные, образцовые произведения искусства. Главным делом человека в 18 веке считалось служение государству, личные достоинства человека, его стремление быть полезным государству и его конкретные деяния на этом поприще. Эта идея отразилась в стихотворении В.К. Тредиаковского «Стихи похвальные России».
Слайд 13.
Рассказ о В.К. Тредиаковском (краткое сообщение).
Слайд 14.
Учащиеся. Выразительное чтение оды Тредиаковского.
Учитель. Как сегодня звучат эти строки? Как поэт называет Россию?
Учащиеся. Ответы учащихся, обсуждение в классе.
Слайд 15.
Нельзя отрицать связь русского классицизма с западноевропейским: влияние французских философов увеличило познавательные возможности русской литературы. Но не только идеи западноевропейских мыслителей повлияли на русских писателей, в 18 веке складывается и отечественная философия, в формировании которой принимают участие М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.
Русская литература глубоко связана не только западными традициями, но и традициями Древней Руси, народным творчеством, национальной историей: оды Ломоносова, сатирическая направленность Фонвизина, проявление интереса к судьбе простого русского человека, крепостного крестьянина. Развивается русское стихосложение
Рассказ о М.В. Ломоносове (краткое сообщение).
Учитель. Почему была необходима реформа русского языка?
Учащиеся. Учёные и поэты искали границы использования традиционно-книжных элементов, место народных слов в речи. Об этом спорили Тредиаковский и Ломоносов.
Учитель. М.В. Ломоносов вывел зависимость стиля речи от присутствия в ней церковнославянских слов или русских из разговорной речи, создал теорию «трёх штилей».
Слайд 16. (по гиперссылки на Слайд 12 )
Чтение «Оды на день восшествияна всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»
Учащиеся. (работа с тестом), в тетрадях записываются при знаки высокого стиля: оканье, архаизмы, приёмы ораторской речи.
Учитель. Каковы же основные характеристики культуры XVIII века?
- Обобщение и закрепление.
Задание в парах (раздаточный материал).
Прочитайте текст, выделите ключевые слова, дайте их толкование, проиллюстрируйте выписками из текста (работа над таблицей).
Слайд 17.
1). Построение ассоциативного ряда (на доске).
XVIII век явился временем крупных перемен в экономике, политике, социальных отношениях, общественной жизни России. Уже начало столетия сопровождалось резким скачком «в будущее» с появлением новшеств и разрушением прежних устоев
2). Рефлексия-синквейн к понятию «Классицизм» (в тетрадях).
- два существительных
- три прилагательных
- четыре глагола
- фраза из 4-5 слов, заключающая основную мысль.
- Домашнее задание.
Написать сочинение-размышление. Как вы понимаете смысл следующего высказывания А.Н. Толстого «Первое десятилетие XVIII являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в умилении и страхе глядит на возникающую Россию….»?
Выписать выразительные средства из «Оды на день восшествияна всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года», которые использует автор для создания торжественного высокого слога. Определить размер оды. Составить современный русский словарь. Выучить наизусть отрывок из оды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»
Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....
Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"
Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....
Разработка урока "Изменение в культуре и быте первой четверти XVIII века"
Методическая разработка урока по теме "Изменения в культуре и быте первой четверти XVIII века" для 7 класса, личностно - ориентированный урок, в процессе урока обеспечивается учёт возможнос...
Разработка урока ИЗО в 7 классе "ГТГ, Женский портрет XVIII века в России"
Урок разработан в образовательной технолгии РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо....
Интегрированный урок в 7 классе по истории России и истории Татарстана «Культура и архитектура в XVI-XVIII веках ».
Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разга...
Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»
Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....
Разработка урока на тему: "Международные отношения в XVI – XVIII веках"
В работе представлена разработка урока для 7 класса по теме "Международные отношения в XVI – XVIII веках". Урок разработан по ФГОС. Имеет разнообразие деятельности обучающихся....