Интегрированный урок в 7 классе по истории России и истории Татарстана «Культура и архитектура в XVI-XVIII веках ».
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhitekturnye_stili.ppt | 2.97 МБ |
plan-konspekt_uroka.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Барокко Классицизм
Барокко XVI –XVIII вв. Б. Растрелли. Собор Смольного монастыря. Петербург. Б. Растрелли. Зимний дворец. Петербург.
Классицизм Чёткость и благородство композиции. Строгость форм. Отсутствие излишней декоративности. Строгая симметрия.
Классицизм XVII- XIX вв. М.Ф. Казаков Московский университет.
В.И.Баженов. Пашков дом. Москва.
Задание 1. 1. Барокко 2. Классицизм Задание 2. 1 – КЛАССИЦИЗМ – Б 2 – БАРОККО - А
Задание 3. 2. Мечеть Марджани. 1. Здание Дворянского собрания. 3. Петропавловский собор. 4. Казанский университет.
Архитектура Казани. Петропавловский собор В. И. Кафтырев. Мечеть Марджани.
Задание 4. Повторяющаяся часть сооружения, фасад расположенное друг над другом Наружная сторона здания ярус Восьмигранный в плане объём колокольня Культовое здание мусульман восьмерик Высокое сооружение в виде б ашни для подвешивания колокола мечеть
Задание 5. БАРАБАН восьмерик купол главка шатер звонница четверик
Исторические памятники Пестречинского района
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 7 классе
по истории России и истории Татарстана.
Тема: «Культура в 16-18вв. Архитектура».
Цель и задачи урока:
- познакомить учащихся с достижениями отечественной архитектуры в 16-18вв., господствующими архитектурными стилями того времени;
- научить выделять стили барокко и классицизма, различать их особенности;
- расширять культурологический кругозор учащихся;
- развивать интеллектуальные навыки: умение анализировать, сравнивать;
- воспитывать уважение к культурным достижениям народа, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны;
- развивать чувство патриотизма, толерантности.
Форма урока: игровое занятие на этапе объяснения и поэтапного закрепления материала
Оборудование:
- эмблемы с именами учеников,
- Компьютер, проектор, экран, диск с презентацией по теме, видеофрагменты
- распечатанные задания для команд (5)
- на доске эпиграф: «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого» Д. С. Лихачев
- на доске фамилии архитекторов: Б. Растрелли, В.И.Баженов, В.И.Кафтырёв, П.Г.Пятницкий
- 2 архитектурных здания, разрезанных на фрагменты (5), которые в результате выполнения заданий крепятся на магнитной доске поэтапно
- названия команд: «Архитекторы», «Строители»
- Конституции РФ и РТ
Ход урока.
- Организационный момент.
Показ видеофрагмента «Галикарнасский мавзолей»
- Сегодня наш урок посвящен культуре, а именно, одной из её составляющих- архитектуре.
- Что такое архитектура? (от греч. «строитель», искусство проектировать и строить здания).
- На нашем уроке мы повторим, расширим знания об архитектуре, её стилях, научимся их различать.
Я предлагаю вам поработать архитекторами. Для этого вам необходимо быть внимательными, многое узнать, так как ваши знания понадобятся вам для возведения вашего архитектурного сооружения.
II Новая тема.
1. Итак, внимание!
- Какие архитектурные стили вы уже знаете? (готический, романский, барокко, классицизм).
- Внимание на экран!
Первый слайд.
Просмотрите слайды о двух архитектурных стилях, распространенных в России в 16- 19 веках.
Второй слайд.
- Барокко (причудливый, вычурный). Для него характерны:
- пышность форм
- округлость композиций,
- множество украшательных элементов
- двухцветность и многоцветность.
Третий слайд.
- Большое распространение получил в России при строительстве нового города. – Какого? (Петербурга). Здесь работал выдающийся архитектор – Барталамео Растрелли. Перед вами собор Смольного монастыря. Округлые оконные проемы, колонны, все это делает здание ажурным, кружевным. Фасад здания окрашен в синий и белый цвет.
Четвёртый слайд.
- Зимний дворец считают вершиной творчества Растрелли. Строили его 8 лет. Украшено здание колоннами. Оконные проёмы полуарочные – округлые, украшены верхними наличниками.
Пятый слайд.
На смену барокко приходит классицизм. Для него характерны:
- благородство,
- чёткость композиций,
- строгость форм,
- отсутствие излишнего украшательства,
- строгая симметрия.
Центр здания – парадный вход, который подчеркивается портиком - крытой галереей с колоннами.
Шестой слайд.
- В стиле классицизма работал великий зодчий Матвей Иванович Казаков. Им был создан Московский университет. Строгое гармоничное здание, стройность которому придают 8 колонн при входе.
Седьмой слайд.
- Знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов создал в Москве знаменитый Пашков дом. Симметричность здания подчеркивает портик над входом с колоннами.
1.Задание группам: «архитекторам» и «строителям».
- Заложим фундамент ваших знаний. По группе признаков определите, о каком архитектурном стиле идет речь? (раздаются карточки группам)
(После ответа учеников на экране - показ правильного ответа – (слайд1 ответов), учитель на магнитной доске прикрепляет нижнюю часть зданий: мечети и собора)
- Задание группам.
- При помощи элементов, характерных для архитектуры классицизма и барокко, определите, к какому из этих стилей относятся изображенные здания.
(Учитель раздает задания.
После ответа учеников на экране - показ правильного ответа – (слайд 2 ответов), учитель на магнитной доске крепит вторую часть зданий)
2. История Татарстана.
- Помогите в стихотворение вставить слово, обозначающее название города.
В любимых краях сквозь утреннюю рань
Моя душа сюда стремится.
Я вижу Волгу, а над ней…(Казань)
Стоит, как на скале орлица
- «Казань - прекрасный город, построенный по русскому и татарскому образцу»- писал Дженкенсон.
- А есть ли в нашем родном городе здания, построенные в стиле барокко и классицизма?
3. Задание группам.
- Соотнесите названия с изображениями архитектурных памятников города Казани.
(Раздает задания. После ответа учеников на экране - показ правильного ответа – (слайд 3 ответов), учитель на магнитной доске крепит третью часть зданий)
Внимание, экран.
Восьмой слайд.
- Перед нами знаменитейший Петропавловский собор. Его стены расписаны зеленой, оранжевой, голубой красками. Словно не из камня вырезаны виноградные гроздья, цветы, трава. Рядом о собором возвышается шестиярусная колокольня, на которой раньше было девять колоколов. История появления храма связана с посещением Казани в 1722 году Петра Первого, который остановился у купца Михляева. Тот в честь любимого государя- батюшки решил построить каменный собор. Через год, почти законченный, храм рухнул. Петр Первый, узнав о том, прислал своих мастеров, которые к весне 1726 года построили великолепный храм.
- Определите архитектурный стиль данного сооружения. Своё решение обоснуйте. (барокко)
Девятый слайд.
- В культовых сооружениях татарских слобод стиль барокко приобрел своеобразные татарские черты. Его элементы видны в здании мечети Марджани. Архитектор – Василий Ильич Кафтырёв. Минарет, откуда мусульман призывают на молитву, находится в центре двухскатной крыши молельного дома. Где вы видите элементы барокко? (полукруглые арки окон, завитки тюльпанов в каменном украшении, лопатки)
4.Задание группам.
- Соотнесите слова и их значения.
(Раздает задания. После ответа учеников на экране - показ правильного ответа – (слайд 4 ответов), учитель на магнитной доске крепит четвёртую часть зданий)
Внимание на экран.
Десятый слайд.
- Перед вами Казанский императорский университет.
- Определите его архитектурный стиль.
Белоснежное здание с внушительными колоннадами из 12 колонн в центре корпуса и 6 закрепляющих его торцы (бока). Они подчеркивают торжественность здания. Архитектор – Петр Григорьевич Пятницкий.
3. Пестречинский район.
- Много храмов было построено близ Казани. - Знаком ли вам Пестречинский район?
- Сейчас вы посмотрите видеофрагмент описания церкви в селе Кулаево. Обратите внимание на элементы архитектурного сооружения.
Показ видеофрагмента – описание Кулаевской церкви.
5. Задание группам.
- Подпишите элементы архитектурного сооружения.
(Раздает задания. После ответа крепит пятую часть зданий)
Внимание на экран.
Одиннадцатый слайд.
- В Пестречинском районе много архитектурных сооружений. В каком они состоянии? (часть разрушена, часть восстанавливается, часть хорошо сохранилась).
- Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, обдумать своё отношение к происходящему на экране.
Показ видеофрагмента о разрушении храмов без звука.
- Какие чувства возникли у вас?
- Как вы относитесь к содеянному? (отвечают)
- Что мы можем сделать, чтобы это никогда не повторилось?
- Д. С. Лихачев сказал: «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого».
Мы просто обязаны их беречь, как граждане своего государства. И это записано в Конституциях РФ и РТ.
(читает: Сохранение культурных ценностей, исторических памятников- долг граждан страны. Порча и уничтожение памятников культуры наказывается по закону (ст. 56))
111. Подведение итогов.
- Какие же архитектурные сооружения вы воздвигли на уроке?
(мечеть Кул Шариф и храм Христа Спасителя).
- Видите ли вы в них знакомые вам архитектурные элементы? Чем они похожи?
- С какими архитектурными стилями мы познакомились? Какие здания Казани вам стали ближе, понятнее? Какие архитекторы творили в Петербурге? – Москве? – Казани?
Тестирование по группам А и Б, 1 ученик у компьютера тест.
Оценивание, домашнее задание: ИТ(стр. 94-96), ИР(стр. 276-279) исследовательское задание : дополнительные сообщения об архитекторах, творческое сочинение «Подари нам архитектурную жемчужину»
Можно приготовить задание в виде презентаций как ученики моей школы.
Показ презентаций учеников. Мы с ними собрали много материала по архитектурным памятникам нашего Пестречинского района. Составили видеофильм с описанием, историей их появления. Ребята очень интересуются ими, помогают их восстанавливать. И я вас приглашаю на наш сайт, там вы найдёте много интересного материала по данной теме.
Показ слайда с сайтом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"
План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"
Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)
Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....