Интегрированный урок в 7 классе по истории России и истории Татарстана «Культура и архитектура в XVI-XVIII веках ».
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Осипова Светлана Витальевна

Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыказастывшая в камне». Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разгадать непостижимую тайну этого удивительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon arhitekturnye_stili.ppt2.97 МБ
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архитектурные стили. XVI- XVIII вв. Урок по истории России и Татарстана в 7 классе Учитель Осипова С.В.

Слайд 2

Барокко Классицизм

Слайд 3

Барокко XVI –XVIII вв. Б. Растрелли. Собор Смольного монастыря. Петербург. Б. Растрелли. Зимний дворец. Петербург.

Слайд 4

Классицизм Чёткость и благородство композиции. Строгость форм. Отсутствие излишней декоративности. Строгая симметрия.

Слайд 5

Классицизм XVII- XIX вв. М.Ф. Казаков Московский университет.

Слайд 6

В.И.Баженов. Пашков дом. Москва.

Слайд 7

Задание 1. 1. Барокко 2. Классицизм Задание 2. 1 – КЛАССИЦИЗМ – Б 2 – БАРОККО - А

Слайд 8

Задание 3. 2. Мечеть Марджани. 1. Здание Дворянского собрания. 3. Петропавловский собор. 4. Казанский университет.

Слайд 9

Архитектура Казани. Петропавловский собор В. И. Кафтырев. Мечеть Марджани.

Слайд 10

Задание 4. Повторяющаяся часть сооружения, фасад расположенное друг над другом Наружная сторона здания ярус Восьмигранный в плане объём колокольня Культовое здание мусульман восьмерик Высокое сооружение в виде б ашни для подвешивания колокола мечеть

Слайд 11

Задание 5. БАРАБАН восьмерик купол главка шатер звонница четверик

Слайд 12

Исторические памятники Пестречинского района



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 7 классе

по истории России и истории Татарстана.

Тема: «Культура в 16-18вв. Архитектура».

Цель и задачи урока:

- познакомить учащихся с достижениями отечественной архитектуры в 16-18вв., господствующими архитектурными стилями того времени;

- научить выделять стили барокко и  классицизма,  различать их особенности;

-  расширять культурологический кругозор учащихся;

- развивать интеллектуальные навыки: умение анализировать, сравнивать;

- воспитывать  уважение к культурным достижениям народа, стремление сохранять и приумножать  культурное достояние своей страны;

-  развивать чувство патриотизма, толерантности.

Форма урока:  игровое занятие на этапе объяснения и поэтапного закрепления материала

Оборудование:

- эмблемы с именами учеников,

- Компьютер, проектор, экран, диск с презентацией по теме, видеофрагменты

- распечатанные задания для команд (5)

- на доске эпиграф: «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого»   Д. С. Лихачев

- на доске фамилии архитекторов: Б. Растрелли, В.И.Баженов, В.И.Кафтырёв, П.Г.Пятницкий

- 2 архитектурных здания, разрезанных на фрагменты (5), которые в результате выполнения заданий крепятся на магнитной доске поэтапно

- названия команд: «Архитекторы», «Строители»

- Конституции РФ и РТ

Ход урока.

  1. Организационный  момент.

Показ видеофрагмента «Галикарнасский мавзолей»

- Сегодня наш урок посвящен культуре, а именно, одной из её составляющих- архитектуре.

-     Что такое архитектура? (от греч. «строитель», искусство проектировать и строить здания).

-    На нашем уроке мы повторим, расширим знания об архитектуре, её стилях, научимся их различать.

    Я предлагаю вам поработать архитекторами. Для этого вам необходимо быть внимательными, многое узнать, так как ваши знания понадобятся вам для возведения вашего архитектурного сооружения.

   II Новая тема.

1. Итак, внимание!

-   Какие архитектурные стили вы уже знаете? (готический, романский, барокко, классицизм).

-    Внимание на экран! 

Первый слайд.

Просмотрите слайды о двух архитектурных стилях, распространенных в России в 16- 19 веках.

Второй слайд.

-   Барокко (причудливый, вычурный). Для него характерны:

- пышность форм

- округлость композиций,

- множество украшательных элементов

- двухцветность и многоцветность.

Третий слайд.

-   Большое распространение получил в России при строительстве нового города. – Какого? (Петербурга). Здесь работал выдающийся архитектор – Барталамео Растрелли. Перед вами собор Смольного монастыря. Округлые оконные проемы, колонны, все это делает здание ажурным, кружевным. Фасад здания окрашен в синий и белый цвет.

Четвёртый слайд.

- Зимний дворец считают вершиной творчества Растрелли. Строили его 8 лет. Украшено здание колоннами. Оконные проёмы полуарочные – округлые, украшены верхними наличниками.

Пятый слайд.

На смену барокко приходит классицизм. Для него характерны:

- благородство,

- чёткость композиций,

- строгость форм,

- отсутствие излишнего украшательства,  

- строгая симметрия.

Центр здания – парадный вход, который подчеркивается портиком - крытой галереей с колоннами.

Шестой слайд.

-   В стиле классицизма работал великий зодчий Матвей Иванович Казаков. Им был создан Московский университет. Строгое гармоничное здание, стройность которому придают 8 колонн при входе.

Седьмой слайд.

- Знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов создал в Москве знаменитый Пашков дом. Симметричность здания подчеркивает портик над входом с колоннами.

 1.Задание группам: «архитекторам» и «строителям».

-    Заложим фундамент ваших знаний. По группе признаков определите, о каком архитектурном стиле идет речь? (раздаются карточки группам)

   (После ответа учеников  на экране - показ правильного ответа – (слайд1 ответов),  учитель на магнитной доске прикрепляет нижнюю часть зданий: мечети и собора)

  1. Задание группам.

-   При помощи элементов, характерных для архитектуры классицизма и барокко, определите, к какому из этих стилей относятся изображенные здания.

(Учитель раздает задания.

После ответа учеников  на экране - показ правильного ответа – (слайд 2 ответов),  учитель на магнитной доске крепит вторую часть зданий)

2. История Татарстана.

-   Помогите в стихотворение вставить слово, обозначающее название города.

В любимых краях сквозь утреннюю рань

                             Моя душа сюда стремится.

                             Я вижу Волгу, а над ней…(Казань)

                             Стоит, как на скале орлица

-    «Казань - прекрасный город, построенный по русскому и татарскому образцу»- писал Дженкенсон.

-     А есть ли в нашем родном городе здания, построенные в стиле барокко и классицизма?

3. Задание группам.

-    Соотнесите названия с изображениями архитектурных памятников города Казани.

(Раздает задания.  После ответа учеников  на экране - показ правильного ответа – (слайд 3 ответов),  учитель на магнитной доске крепит третью часть зданий)

Внимание, экран.

Восьмой слайд.

-   Перед нами знаменитейший Петропавловский собор. Его стены расписаны зеленой, оранжевой, голубой красками. Словно не из камня вырезаны виноградные гроздья, цветы, трава. Рядом о собором возвышается шестиярусная колокольня, на которой раньше было девять колоколов. История появления храма связана с посещением Казани в 1722 году Петра Первого, который остановился у купца Михляева. Тот в честь любимого государя- батюшки решил построить каменный собор. Через год, почти законченный, храм рухнул. Петр Первый, узнав о том, прислал своих мастеров, которые к весне 1726 года построили великолепный храм.

-    Определите архитектурный стиль данного сооружения. Своё решение обоснуйте. (барокко)

Девятый  слайд.

-   В культовых сооружениях татарских слобод стиль барокко приобрел своеобразные татарские черты. Его элементы видны в здании мечети Марджани. Архитектор – Василий Ильич Кафтырёв. Минарет, откуда мусульман призывают на молитву, находится в центре двухскатной крыши молельного дома. Где вы видите элементы барокко? (полукруглые арки окон, завитки тюльпанов в каменном украшении, лопатки)

4.Задание группам.

-   Соотнесите слова и их значения.

  (Раздает задания. После ответа учеников  на экране - показ правильного ответа – (слайд 4 ответов),  учитель на магнитной доске крепит четвёртую часть зданий)

Внимание на  экран.

Десятый слайд.

- Перед вами Казанский императорский университет. 

- Определите его архитектурный стиль.

Белоснежное здание с внушительными колоннадами из 12 колонн в центре корпуса и 6 закрепляющих его торцы (бока). Они подчеркивают торжественность здания. Архитектор – Петр Григорьевич Пятницкий.

3. Пестречинский район.

-   Много храмов было построено близ Казани. - Знаком ли вам Пестречинский район?

-   Сейчас вы посмотрите видеофрагмент описания церкви в селе Кулаево. Обратите внимание на элементы архитектурного сооружения.

Показ видеофрагмента – описание Кулаевской церкви.

5. Задание группам.

-   Подпишите элементы архитектурного сооружения.

(Раздает задания.  После ответа крепит пятую часть зданий)

Внимание  на экран.

Одиннадцатый слайд.

-  В Пестречинском районе много архитектурных сооружений. В каком они состоянии? (часть разрушена, часть восстанавливается, часть хорошо сохранилась).

-   Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, обдумать своё отношение  к происходящему на экране.

Показ видеофрагмента о разрушении храмов без звука.

-   Какие чувства возникли у вас?

-   Как вы относитесь к содеянному? (отвечают)

-   Что мы можем сделать, чтобы это никогда не повторилось?

-   Д. С. Лихачев сказал: «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого».

Мы просто обязаны их беречь, как граждане своего государства. И это записано в Конституциях РФ и РТ.

(читает: Сохранение культурных ценностей, исторических памятников- долг граждан страны. Порча и уничтожение памятников культуры наказывается по закону (ст. 56))

111.  Подведение итогов.

- Какие же архитектурные сооружения вы воздвигли на уроке?

(мечеть Кул Шариф и храм Христа Спасителя).

- Видите ли вы в них знакомые вам архитектурные элементы? Чем они похожи?

-   С какими архитектурными стилями мы познакомились? Какие здания Казани вам стали ближе, понятнее? Какие архитекторы творили в Петербурге? – Москве? – Казани?

Тестирование по группам А и Б,  1 ученик у компьютера тест.

Оценивание, домашнее задание: ИТ(стр. 94-96), ИР(стр. 276-279)  исследовательское задание : дополнительные сообщения об архитекторах, творческое сочинение «Подари  нам архитектурную жемчужину»

Можно приготовить задание в виде презентаций как ученики моей школы.

Показ презентаций учеников.  Мы с ними собрали много материала по архитектурным памятникам нашего Пестречинского района. Составили видеофильм с описанием, историей их появления. Ребята очень интересуются ими, помогают их восстанавливать. И я вас приглашаю на наш сайт, там  вы найдёте  много интересного  материала по данной  теме.

Показ слайда с сайтом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)

Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....