Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»
план-конспект урока по истории (8 класс)
Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_kultura_rossii_vtoroy_poloviny_18_veka.docx | 738.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Культура России во второй половине XVIII века»
Что есть Культура?
Двигатель прогресса,
Основа жизни,
Синтез Красоты,
Противовес агрессии и стресса,
Зерно Прекрасного на Ниве Доброты.
Цель: дать представление о наиболее значимых достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры второй половины 18 века, рассмотреть изменения во всех направлениях культуры, определить значение всех изменений.
Задачи:
1) образовательные: познакомить учеников с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России 18 века;
2) развивающие: повышать уровень познавательных способностей, повышать уровень самооценки учеников; развивать навыки самостоятельной работы подбора материала на заданную тему групповой работы на основе доброжелательности вежливости дисциплинированности; формировать умений работать с историческим источником;
3) воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
Оборудование: электронная презентация «Культура России середины – второй половины XVIII века”, плакаты с изображением архитектурных сооружений XVIII века.
Тип урока: комбинированный
Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- Проблемное.
- Здоровьесберегающее
- Игровая технология.
- ИКТ.
- Решение творческих задач.
Методы и формы обучения проблемно-поисковой (Как повлияли реформы Петра I на быт и культуру России?), контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная.
Основные даты:
1750 г. – создание Ф.Г. Волковым общедоступного театра в Ярославле.
1757 г. - учреждение Академии художеств.
1786г. – устав, предусматривавший открытие главных и малых народных училищ в городах
8 января 1755г.– открытие Московского университета
1756 г. – начало издания первой общественной газеты
1765 г. – открытие Вольного экономического общества
Методическое обеспечение урока: Учебник «История России» 8 класс Н.М. Арсентьев под ред. А.В. Торкунова ч.2 М.»Просвещение» мультимедиа проектор с презентацией «Культура России во второй половине XVIII веке».
План урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Образование и просвещение
- Литература и искусство.
- Наука.
- Живопись, скульптура.
- Архитектура.
- Российский быт.
- Закрепление изученного материала.
- Оценивание
- Домашнее задание
- Подведение итогов
Ход урока:
- Беседа по вопросам обобщающего повторения
Учитель | Ученик (предполагаемый ответ) |
Прежде чем мы перейдём к основной теме нашего урока и поговорим о культуре 18 века, давайте вспомним, каким же предстал 18 век в истории Российского государства. | |
Какая война ознаменовала начало 18 века, и чем она закончилась? | Северная война (1700—1721) — война между Российским царством и Швецией за господство на Балтике, также известна как Великая Северная война. Война закончилась поражением Швеции в 1721 году с подписанием Ништадтского мирного договора. |
Кто и когда основал Санкт-Петербург? | Пётр 1 основал Санкт-Петербург в 1703 году. |
Назовите правителей 18 века в хронологической последовательности. | Петр I Екатерина II |
2. Вступительное слово учителя – 5 минут.
Общий обзор…
В 18 веке в России окончательно оформляется абсолютная монархия, и ужесточается крепостное право. Это век, когда впервые :
- нашим государством управляли женщины;
- стала развиваться наука;
- открылись университеты в Петербурге и Москве;
- появились портреты;
- началось типовое строительство;
- появились первые памятники;
- выпущен толковый словарь;
- появилась буква «ё»;
- открылся публичный театр…
3.Изучение нового материала
Учитель рассказывает о развитии науки в 18 веке в нашей стране и демонстрирует слайды презентации.
Тема сегодняшнего урока – «Культура России XVIII в» и мы с вами отправляемся на экскурсию в «золотой век русского дворянства», «век дворцовых переворотов».
По ходу нашей экскурсии вам предстоит заполнять маршрутные листы.
Направление | Выдающиеся деятели | Продукт деятельности | Хронологические рамки деятельности | Примечание (стиль) |
Наука и просвещение | ||||
архитектура | ||||
театр | ||||
живопись | ||||
литература | ||||
Российская наука 18 века…
История российской науки начинается с 1724 года, когда Петр 1 подписал указ о создании Петербургской академии наук, а при ней Академического университета и Академической гимназии. Академия начала функционировать в декабре 1725 года при Екатерине 1. Первым президентом Академии наук был медик Лаврентий Блюментрост, который подобрал штат из четырнадцати приглашенных иностранцев. Наиболее известный из них Леонард Эйлер швейцарский математик и астроном.
Академия наук в период с 1728г. по 1783г. помещалась в здании Кунсткамеры.
Научная деятельность Академии развивалась по трем направлениям: математическому, физическому и гуманитарному. При Академии наук был образован анатомический театр, обсерватория, библиотека, в ее ведении находились Ботанический сад и Кунсткамера.
Кунсткамера. Г. Маттарнови и др. 1718 – 1734 гг.
Академия организовывала экспедиции на Белое и Каспийское море, занималась исследованием Северного морского пути, Камчатки и Аляски. В 1745 году вышел первый «Атлас российский». В 1748 году Михаилом Ломоносовым была открыта первая в России химическая лаборатория.
В 1746 году президентом Академии наук стал Кирилл Григорьевич Разумовский, и началась постепенная русификация Академии. Первые русские ученые: географ Степан Крашенинников, астрономы Петр Иноходцев и Никита Попов, астроном и математик Степан Румовский, ботаники и зоологи Иван Лепехин и Василий Зуев. Но наиболее известным ученым 18 века был Михаил Васильевич Ломоносов. Человек, проявивший себя в разных областях знаний: в химии, физике, астрономии, поэзии, изобразительном искусстве. Самые яркие достижения М. Ломоносова:
- теория о законе сохранения массы (опыты, которые через 26 лет будут опубликованы французским химиком А.Л. Лавуазье);
- корпускулярно-кинетическая теория тепла;
- гипотеза о наличии атмосферы Венеры;
- получение ртути в твердом состоянии;
- усовершенствование оптических приборов и конструирование зеркального телескопа (принцип, который будет через 27 лет опубликован английским ученым У. Гершелем;
- работы в области теории электричества;
- работы в области минералогии;
- наука о стекле и разработка технологии цветных стекол.
Мозаичное панно из цветной смальты «Полтавская баталия.» М. Ломоносов.
В 1755 году в Москве по инициативе Михаила Ломоносова и Ивана Ивановича Шувалова при Елизавете Петровне был открыт Московский университет, который имел три факультета: медицинский, философский и факультет права.
В 1783 году В Петербурге параллельно с Петербургской Академией наук начала свою деятельность Российская Академия.Новое научное учреждение занималось, в основном, русским языком, словесностью, театром. Председателем Российской академии была назначена Екатерина Романовна Дашкова (директор Академии наук с 1783 года).
Новое учреждение предложило новую букву русского алфавита – букву «е”»
В конце 18 века Российская академия выпустила первый толковый словарь русского языка, содержащий 43356 слов. Над словарем работали Екатерина Дашкова, Денис Фонвизин, Гавриил Державин, Иван Шувалов… В издании словаря участвовали 35 академиков. В 19 веке Российская академия сольется с Академией наук.
Кроме ученых 18 века известны имена русских механиков и изобретателей:
Андрей Константинович Нартов (1693—1756) – член Академии наук, изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка;
Иван Иванович Ползунов (1728-1766) - изобретатель первого в мире двухцилиндрового парового двигателя и первой в России паровой машины (1763 г.);
Иван Петрович Кулибин (1735-1818) - изобретатель различных механических устройств, игрушек, приборов и станков (часов, водохода, фонаря-прожектора, механической повозки, оптического телеграфа, микроскопа…).
Портрет И.П. Кулибина.
П.П. Веденецкий
После обзора научных достижений и показа слайдов презентации
дети отвечают на вопросы раздела «Российская наука 18 века»
Вопросы:
1. С каким событием связано развитие русской науки?
2. Расскажите о начале деятельности Академии наук в Петербурге.
3. Наиболее известные ученые Академии наук.
4. Научная деятельность М. Ломоносова.
5. Научное учреждение, которое занималось гуманитарными науками.
6 Почему в 18 веке научные учреждения сначала появляются в Петербурге, а затем в Москве?
7. Русские изобретатели 18 века.
Учитель рассказывает о русской архитектуре 18 века, об архитектурных стилях и их отличительных чертах .
Русская архитектура 18 века…
Русская архитектура 18 века представлена тремя основными стилями:
- петровское барокко;
- елизаветинское барокко;
- классицизм.
Барокко - в переводе с португальского - жемчужина неправильной формы. Этот стиль возник в Италии в конце 16 века и распространился в Европе. В нашей стране это нарышкинское барокко, вошедшее в моду в конце 17 века.
В начале 18 века первые здания Петербурга включали в себя оттенки итальянского, французского и немецкого барокко. Сложившийся архитектурный стиль будет называться петровское барокко. Наиболее известный архитектор Доменико Трезини.
Характерные черты петровского барокко: контрастность окраски; пилястры (прямоугольные полуколонны) и волюты (лепные завитки); белые наличники и мелкие стекла окон; рустовка стен, шпили, флюгера, однокупольные церкви.
Здание Двенадцати коллегий. Доменико Трезини. Теодор Швертфегер.1722 -1742 гг.
В стиле петровского барокко построена Кунсткамера, Петропавловский собор, Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры….
При Петре 1 в Петербурге начинается типовое проектирование жилых домов.
Дома для «подлых», для «именитых» и для «зело именитых».
Расцвет барокко в нашей стране пришелся на эпоху Елизаветы Петровны. Наиболее известный архитектор барокко Франческо Бартоломео Растрелли.
Характерные черты елизаветинского барокко: обилие золота, лепных украшений, зеркал. Иллюзия легкости и воздушности, нежная окраска стен, возврат к традиционному русскому пятиглавию церквей. В стиле барокко построен Зимний дворец, Екатерининский дворец в Пушкине, собор Смольного монастыря…
Собор Смольного монастыря. Автор проекта Ф.Б. Растрелли. 1746- 1835гг.
Здание в стиле истинного барокко похоже на торт со взбитыми сливками и испытывает на себе влияние нового стиля рококо (ракушка – в переводе с французского).
Рококо возник во Франции начала 18 века, как продолжение и развитие барокко.
Рококо еще более изысканный, причудливый, пастельный и ассиметричный стиль, который проявился, в основном, в дворцовых интерьерах.
Интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.
Единственное здание, построенное в этом стиле в нашей стране это Китайский дворец в Ораниенбауме.
Китайский дворец. А. Ринальди. 1762 – 1768гг.
Во второй половине 18 века мода изменилась, обилие украшений и позолоты стало казаться аляповатым и навязчивым, ассиметричные здания сложными и дорогими.
Классицизм возник во Франции еще в 17 веке, но интерес к нему возрос во второй половине 18 века, возможно, в связи с раскопками Помпеи.
При Екатерине Второй в Петербург вошел строгий классический стиль. Основные черты классицизма: пропорциональность, функциональность и простота; колоннады, арки и портики; желто- белая цветовая гамма стен, отсутствие декоративных украшений.
Гостиный двор. Ж.Б.М. Валлен -Деламот. 1761 – 1785 гг.
В классическом стиле в Петербурге построен Гостиный двор; Смольный институт, Эрмитажный театр, архитектор Д. А. Кваренги….
Таврический дворец, Троицкий собор Лавры, архитектор И.Е. Старов;
Таврический дворец. И.Е. Старов. 1783-1789 гг.
Демонстрация презентации об архитектурных стилях 18 века.
Вопросы по слайдам для закрепления:
1. Три архитектурных стиля 18 века в России.
2. Отличительные черты трех стилей.
3. Примеры сооружений.
4. Имена архитекторов.
5.Что такое стиль рококо?
Из истории русского театра…
Актерские представления были известны на Руси и в глубокой древности, они были связаны с религиозными обрядами и праздниками. Первые скоморохи при княжеских дворах упоминаются еще в 11 веке. Иногда, это бродячие актеры: гусляры, дудочники, шуты, кукольники, дрессировщики медведей, которые для своих выступлений строили временные балаганы на время проведения ярмарок или праздничных гуляний.
В 17 веке, в эпоху Михаила Романова появилась идея создания придворного театра по европейскому образцу, которая смогла воплотиться в жизнь во время царствования второго Романова - Алексея Тишайшего.
Придворный бояринАртамонМатвеев вместе с пастором из немецкой слободы Иоганном Грегори набрали первую труппу актеров, состоящую целиком из мужчин. Пастор писал тексты пьес,в основном, на библейские сюжеты, которые с успехом шли в загородной царской резиденции и в Кремлевских палатах. Такой театр можно назвать домашним театром. В последствие домашние театры стали создаваться в домах богатых вельмож, где в труппу набирались, в основном крепостные актеры.
В 18 веке при дворе Анны Иоанновны расцветало шутовство. И актерским мастерством занимались не только простолюдины, но и дворяне.
Подъем театрального мастерства пришелся на эпоху Елизаветы Петровны. Это были крепостные театры, любительские и придворные. Курсанты устраивали театральные представления в Шляхетском корпусе в Петербурге, а в Москве театром увлекались студенты Славяно-греко-латинской академии. Кроме того, в России гастролировали итальянские, французские, немецкие труппы.
Первый публичный профессиональный театр был открыт в Ярославле в 1750 году в помещении каменного амбара, благодаря стараниям купеческого сына Федора Волкова, человека прекрасно образованного и талантливого. Федор Григорьевич писалстихи и пьесы, хорошо рисовал и занимался резьбой по дереву, играл на музыкальных инструментах. В 1752 году императрица пригласила труппу Федора Волкова в столицу, и на месте современного Александринского театра
Александринский театр. 1832 г. Карл Росси.
30 августа 1756 года был открыт «Русский для представления трагедий и комедий театр» для посещения публики, который положил начало структуре Императорских театров России. Директором театра стал драматург и поэт Александр Петрович Сумароков, первым актером Федор Григорьевич Волков. С этого момента женские роли в постановках стали исполнять женщины.
Профессиональные театры стали появляться и в других городах России: в Москве при Московском университете, в Твери, Воронеже, Тамбове, Нижнем Новгороде…
Известная актриса второй половины 18 века Прасковья Ивановна Ковалева – Жемчугова входила в труппу крепостного театра графа Шереметьева.
Портрет Прасковьи Жемчуговой.
Николай Аргунов
Сценическому искусству девочку обучали с семи лет, она прекрасно пела, играла на арфе и клавесине, владела итальянским и французским языками. В тринадцать лет к ней пришел успех, императрица Екатерина Вторая, восхищенная талантом Прасковьи подарила актрисе перстень с алмазом. В 1801 году граф Николай Шереметев женился на своей крепостной и стал жить с ней в Петербурге на набережной Фонтанки.
Шереметьевский дворец. С. Чевакинский и др.
С началом следующего 19 века театр делится на драматическую и музыкальную труппы, а музыкальная на оперную и балетную. Русский театр будет испытывать влияние французской оперы и драматургии, французской балетной школы. Среди балерин начала 19 века наиболее яркой была Авдотья Истомина, «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна…», - писал о своей ровеснице Александр Пушкин. Истомина вышла первый раз на сцену в 9 лет, она была ученицей знаменитого балетмейстера французской школы Шарля- Луи Дидло. Из-за Авдотьи Истоминой состоялась четверная дуэль. Один из ее участников кавалергард Василий Шереметев - любовник актрисы погиб на дуэли, а судьба одного из секундантов Александра Грибоедова полностью изменилась…
Вопросы:
1. Когда и почему в России появляются первые придворные и домашние театры.
2. Первые актеры, кто они, к какому сословию принадлежат?
3. Первый театр для посещения публики.
4. Имена чиновников и театральных деятелей, благодаря которым в нашей стране появился профессиональный театр.
5. Известные актрисы второй половины 18 и начала 19 века.
Русская живопись 18 века…
В начале 18 века русская живопись представлена настенными и потолочными росписями, миниатюрами, иконописью и жанром портрета. Меняются краски: вместо темперы преобладают масляные краски, появляется обнаженная натура с правильными анатомическими пропорциями человеческого тела; вместо «обратной перспективы» - прямая перспектива; парсуны вытесняются портретами. Используется светотень и отображается фактура материала.
Наиболее известные художники:и их работы:
Портрет царевны Анны Петровны Иван Никитин.
Автопортрет с женой. Андрей Матвеев.
Портрет Сарры Фермор. Иван Вишняков
Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Алексей Антропов.
Портрет Екатерины II, 1762. Иван Аргунов.
На портретах начала века чувствуется некоторая скованность фигур, напряженность, возможно, отсутствие индивидуальности портретируемых.
Идея открыть в Петербурге художественное училище принадлежала Петру Первому, и была воплощена после его смерти. Художественное отделение стало частью Академии наук. В 177 году в эпоху Елизаветы, благодаря инициативе Ивана Ивановича Шувалова в столице открылась Императорская Академия Художеств, где преподавали итальянские и французские мастера. Академия обучала искусству гравюры, портрета, скульптуре и архитектуре, а также общеобразовательным предметам. В 1764 году при Екатерине Великой на Васильевском острове было начато строительство здания для Академии художеств в классическом стиле архитектором Ж.Б.Валлен-Деламотом.
Академия художеств.Ж.Б. Валлен-Деламот.
Полный курс обучения продолжался 15 лет и делился на пять разрядов. Прием осуществлялся раз в три года, в начальные воспитательные классы принимали мальчиков шести лет. Форма обучения была аудиторной. Лучшие выпускники Академии – пансионеры отправлялись на стажировку в Рим.
А.Г. Бобринский. Федор Рокотов.
Портрет А.Ф. Кокоринова.
Дмитрий Левицкий.
Портрет М.И. Лопухиной. Владимир Боровиковский.
Вопросы:
1. Какие новые явления в живописи появились в 18 веке?
2. Основные живописные жанры 18 века.
3. Основание Академии художеств в Петербурге.
4. Какие изменения можно увидеть в портретной живописи 18 века?
Русская литература 18 века…
В начале века литературные произведения, в основном переводы, были разных стилей ижанров. Затем под влиянием идей европейского Просвещения литература приобрела черты классицизма (акцент на разум), а к концу века – сентиментализма (акцент на чувства).
Наиболее известные писатели 18 века: Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов:
Вечернее размышление о божием величестве...
«Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна»…
Александр Сумароков, Гавриил Державин, Денис Фонвизин («Недоросль»), Александр Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), Николай Карамзин, Иван Крылов…
Вопросы:
1. Литераторы 18 века.
2. Особенности классицизма в русской литературе.
3. «Чу́дищео́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй» - эпиграф к книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Что имел в виду А. Радищев, выбирая для своего произведения такой эпиграф?
4. Закрепление пройденного материала.
XVIII в. – век во всех отношениях особый. Почему?
Тест:
- Соотнесите деятелей искусства и виды искусства:
А) В.Л. Боровиковский 1) скульптура
Б) В.И. Баженов 2) музыка
В) Ф.Г. Волков 3) живопись
Г) Ф.И. Шубин 4) театр
Д) Д.С. Бортнянский 5) архитектура
Е) М.Ф. Казаков
2. Расположите по графам таблицы следующих представителей искусства:
Архитектура | Скульптура | Художники |
- М.Ф.Казаков
- В.А. Боровиковский
- И.П. Аргунов
- В. Растрелли
- В. И. Баженов
- Ф.С. Рокотов
- Д.Г. Левицкий
- Ф.И.Шубин
5. Подведение итогов урока и выставление оценок, согласно полученным за ответы цветным стикерам.
Педагог: Итак, В 18 в. русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась, приобретала светский характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран.
Важно также отметить, что между культурой господствующих классов и народной именно в этот период происходит глубокий разрыв. На культуру, особенно образование, безусловно, оказали влияние реформы Петра I, изменения экономики и государственного устройства.
Домашнее задание: Выполнить проекты или подготовить презентации на выбор - любое направление культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века
Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...
Разработка урока по истории Казахстана по теме:: «Культура саков»
Задачи урока: Образовательная: разобрать тему, выделить основные аспекты развития культуры саковРазвивающая: развитие устной речи, критического и исторического мышления.Воспитательная: воспитыва...
ТАБЛИЦА УРОКОВ ПО Истории Отечества 8 класс: Великие преобразования России в XVIII веке.
Тематическое планирование раздела уроков истории (модульная система) "Великие преобразования России в XVIII веке" для детей с ОВЗ 8 класс...
Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».
Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....
Методическая разработка урока по истории России в 10 классе. Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»
Цели и задачи урока: · формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;·...
Методическая разработка урока по истории России в 10 классе. Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»
Цели и задачи урока: · формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;·...