Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ рассказа.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ рассказа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
8 класс
Программа Г.С.Меркина
Тема. Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ рассказа.
Цель:
- выявление исторической и философской основы рассказа, связанной с теорией Л.Н.Толстого непротивления злу насилием; особенностей композиции рассказа, значения деталей, воссоздающих атмосферу бала и наказания солдата;
- формирование навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, развитие коммуникативных способностей учащихся;
- формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления философской основы рассказа, лексического слова «служака».
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.
ХОД УРОКА.
І. Оргмомент.
II. Изучение нового материала.Работа над темой.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Выявление первоначальных впечатлений.
3.Заполнение таблицы.
Предпосылки создания рассказа «После бала» | |
Призыв Л. Н. Толстого к нравственному самоусовершенствованию и «непротивлению злу насилием» | |
Интерес Л.Н. Толстого к легенде об «уходе» Александра I и жизни его в Сибири под именем старца Федора Кузмича | |
Антимилитаристские взгляды писателя в годы пребывания Толстого на Кавказе и в Крыму | |
Возмущение Л.Н. Толстого карательными мерами самодержавия. Книга «Царство Божие внутри вас» | |
Отражение сюжетной канвы рассказа в памфлете «Николай Палкин» (1886) | |
Беседы с 95-летним николаевским солдатом, И.Н.Захарьиным-Якуниным, со своими однополчанами, с братом — свидетелем казанской жизни | |
Факты биографии отца и брата Л. Н. Толстого |
• Каковы жизненные источники рассказа «После бала»? Какие события воссозданы в рассказе? Что еще знаете вы об этом времени?
4. Слово учителя.
Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.
Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата.
Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала».
Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
Рассказ «После бала» — яркое выражение противоречий в мировоззрении и творчестве великого художника слова; это произведение, в котором Толстой, внутренне сознающий необходимость коренного изменения социального строя, вновь ставит больной вопрос русской жизни — что делать, как жить, чтобы добро победило зло.
• На какие части можно условно разделить рассказ? От чьего лица ведется повествование в рассказе?
Авторский текст открывает и заключает рассказ, а внутри его находится история, рассказанная героем, Иваном Васильевичем.
Жанровая принадлежность произведения.
Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычносоставляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и болееобъемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.
В рассказе, как правило, одна сюжетная линия.
5. Анализ содержания первой части рассказа.
5.1. Слово учителя.
Композиция «После бала» своеобразна: это рассказ в рассказе. Автор как бы остается в тени. Повествование ведется от имени второго, «действующего» рассказчика — Ивана Васильевича.
• Каков Иван Васильевич в обрамлении рассказа и в самом рассказе?
Иван Васильевич в обрамлении рассказа — опытный рассказчик, всеми уважаемый человек, много передумавший о цели и смысле жизни, многое переживший и оценивший происшедшее с позиции своего жизненного опыта.
В самом рассказе Иван Васильевич — молодой человек, богатый, жизнерадостный, влюбленный в Вареньку.
• Назовите известные вам произведения, где использован сходный прием.
Таким образом строится рассказ и в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, и в «Асе» И.С.Тургенева.
• Какой смысл придает этот прием художественному произведению?
Эта форма повествования дает возможность для непосредствен самоанализа и самораскрытия: Иван Васильевич комментирует и оценивает свои поступки.
5.2. Выразительное чтение начала рассказа от слов «Вот вы говорите…» до слов «Вся жизнь переменилась от одной ночи, скорее, утра».
Молодежи, новому поколению, стремящемуся разобраться в социальных причинах зла жизни, противопоставлен умудренный опытом человек, пользующийся заслуженным авторитетом.
• Какие точки зрения на то, от чего зависит моральное и социальное состояние общества, нашли отражение в данном эпизоде? Найдите цитаты, содержащие ответ на вопрос.
«Все дело в среде, среда заедает». «Все дело в случае».
• Может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя или все дело в среде, в обстоятельствах, которые зачастую оказываются сильнее намерений человека?
• В рассказе противопоставлены не только политические взгляды, но и нравственный идеал двух поколений: молодежи 1840-х и молодежи 1900-х годов. За что осуждает Иван Васильевич современную молодежь?
5.3. Выразительное чтение от слов «Был я в то время студентом...» до слов «Танцевал я хорошо и был не безобразен».
В речи Ивана Васильевича звучит подспудное осуждение современной ему молодежи за ее пристрастие к кружкам, политическим вопросам, за безнравственное поведение.
5.4. Слово учителя.
Толстой видел путь к социальной гармонии в моральном «просветлении» и самоусовершенствовании, от которых зависело, по его мнению, и улучшение жизни всего общества. В рассказе поставлен вопрос о необходимости осуждения социального зла этой жизни и личного неучастия в этом зле, непротивления злу насилием.
Таким образом, на первое место выдвигаются этико-эстетические проблемы, философскому разрешению которых отвечает идейно-композиционное строение произведения. «Случай» раскрывается Толстым путем контрастного сопоставления сцен бала и экзекуции.
• Какие эпизоды и образы противопоставлены в рассказе?
Противопоставляются описания бала и наказания, отец и дочь, два образа полковника. Первая часть «сцен бала описана человеком, для которого все это — далекое прошлое». Во второй части это уже не тот человек, для которого изображаемое стало далеким прошлым, а тот, кто все видит впервые, кто еще даже не знает точно, что происходит.
5.6. Слово учителя.
История рассказа от лица дворянина-студента, счастливого своей молодостью, ощущением бушующих жизненных сил, восторженно обнимающего «весь мир своей любовью». Сцена бала согрета чистым и светлым чувством первой любви. Обычный губернский бал овеян ореолом чего-то прекрасного, неповторимого, лишь однажды встречающегося в жизни.
5.7. Обращение к домашнему заданию.
• Как в рассказе изображен бал, танцы? Какими предстают перед читателем герои?
Бал | «Бал чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского» |
Варенька | «...Прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, держалась она необыкновенно прямо... царственный вид, ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. В белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. ...Высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Нельзя было не любоваться». |
Отец и мать Вареньки | «Добродушная, как и он, жена его, в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны. Высокая статная фигура ее отца, полковника с серебряными эполетами. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a laNicolas I, подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником» |
Танцы | «Улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо все по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек» |
Чувства Ивана Васильевича | «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен -был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью» |
• Какова Варенька в изображении Л. Н. Толстого?
Героиня — воплощение красоты и грации. Она царствует на этом балу, как и в сердце Ивана Васильевича. И хотя автор ни одним словом не приоткрывает внутренний мир Вареньки, мы чувствуем, что она и Иван Васильевич в эти мгновения живут одними мыслями и желаниями.
• Какие цвета преобладают в описании Вареньки и ее отца?
Белый и розовый (в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках).
• Какая деталь, объединяющая Вареньку и ее отца, присутствует в описании?
Иван Васильевич многократно упоминает о статности отца и дочери. (Высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная, держалась прямо. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.)
• О чем свидетельствует совпадение деталей в изображении Вареньки и ее отца?
Рассказчик объединяет в сознании слушателей Вареньку и ее отца-полковника.
5.8. Исследовательская работа с текстом.
• Выпишите из первой части рассказа конструкции «я + глагол», эмоциональные определения, однородные члены, употребленные попарно при характеристике чувств Ивана Васильевича. Какие чувства героя передают эти конструкции?
Конструкции | Цитаты |
«Я + глагол» | «Я взял перышко; я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я; я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее» |
Эмоциональные определения | «Восторженное, нежное чувство», «ласковые, милые глаза» |
Однородные члены предложения, употребленные попарно | «Выразить весь свой восторг и благодарность», «в знак сожаления и утешения», «все смотрели на нее и любовались ею», «вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела» |
Такие конструкции способствуют передаче эмоционального состояния рассказчика.
• Какие детали особо подчеркнуты в изображении родителей Вареньки?
Бархатное пюсовое платье, брильянтовая фероньерка, открытые старые, пухлые, белые плечи и грудь, как портреты Елизаветы Петровны.
Полковник с серебряными эполетами, с белыми a laNicolas I подвитыми усами; небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь, воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
• О чем свидетельствует в описании хозяев бала косвенное указание напортрет Елизаветы Петровны и Николая I?
Полковник и его жена стремятся внешне походить на самодержцев Романовых.
• Почему в рассказе трижды повторяются портретные детали стареющей особы, пытающейся подражать императрице: «Хозяйка бала«в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на головеи с открытыми плечами и грудью, как портрет Елизаветы Петровны»;«услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и селизаветинскими плечами»; «я любил хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом...»? Какое чувство находит отражение в замечаниях рассказчика «небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь»?
Уже в описании безвкусно одетой хозяйки бала и ее мужа — камергера,полковника, отца Вареньки, стремящихся внешне походить на Романовых, подспудно пробивается чувство неприятия этих людей Иваном Васильевичем.
Автор замечает, что продвижение по службе полковника обусловлено в первую очередь не ратными подвигами на полях сражений (грудь, небогато украшенная орденами), а ревностной службой в николаевскойармии.
• Почему в описании танца полковника и его дочери Толстой обращаетвнимание на такую деталь: «...натянув замшевую перчатку на правуюруку, — «надо все по закону»?
Полковник привык все делать «по закону», по правилам. Действуя позакону, он не забывает во время танца надеть замшевую перчатку, как это и было предусмотрено правилами светского этикета.
• Как характеризует полковника слово «служака»?
Лексическая работа: служака.
• Кто дает такую оценку хозяевам бала: юный Иван Васильевич или всеми уважаемый, умудренный опытом Иван Васильевич?
Оценка и описание внешнего облика людей «света» даны в несколькоироническом и сатирическом плане уже с позиции постаревшего Ивана Васильевича, а не прежнего восторженного и пылкого юноши.
Сцена бала описана человеком, для которого все это уже далекое прошлое. События даны в строгой последовательности, постепенно, обстоятельно, а главное — обобщенно.
5.9. Итоги работы над содержанием первой части рассказа.
• Почему описание бала не отличается глубиной психологических характеристик, тонкостью суждений рассказчика? Каков смысл замечания Ивана Васильевича: «Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова»?
Внешнее, неглубокое, скользящее по поверхности описание бала психологически оправдывается влюбленностью рассказчика, воспринимавшего все происходящее в розовом свете.
Любовь к Вареньке сделала героя по-настоящему счастливым: он переносит свою любовь на все и всех. «Бал был чудесный...» — это уже позднейшая оценка, и не какого-то определенного момента, а всего бала вообще.
Рассказчик как бы оправдывает себя, свои оценки необычностью состояния, в котором он находился.
6.Анализ содержания второй части рассказа.
6.1. Слово учителя.
После бала Иван Васильевич находится в приподнятом настроении, он счастлив и все еще продолжает жить прекрасными впечатлениями бала. Музыка еще звучит в душе. Во второй части рассказа характер изображения действительности резко меняется. Повествование развертывается как непосредственное впечатление молодого человека. Время повествования и время действия совпали. Это рассказ о первом столкновении юноши-интеллигента с жизнью.
Вторая часть рассказываемого эпизода из жизни Ивана Васильевича показывает скрытую от посторонних глаз, внутреннюю и поэтому подлинную сторону личности и характера полковника (а косвенно и всего губернского общества), и отношение его к своим подчиненным.
6.2. Исследовательская работа с текстом.
• Каковы детали пейзажа, звуки во второй части рассказа? Как Толстой изображает наказание, полковника и чувства героя?
Пейзаж | «Лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими» |
Звуки | «Звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка. Барабанщик и флейтщик, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию» |
Вид наказываемого | «Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека» |
Описание наказания | «Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. Поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова.. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте» |
Полковник | «И, не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата. — Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся» |
Чувства Ивана Васильевича | «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. Почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. Заснул только к вечеру, и то после того, кик пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян» |
• Почему, оказавшись на улице, Иван Васильевич обращает внимание на детали, подробности, мимо которых обычно проходил?
Чувства влюбленного Ивана Васильевича обострены. Он замечает туман, насыщенный водою снег; пешеходов и ломовых с дровами на санях, лошадей, покачивающих мокрыми головами, видит трудовой народ, рабочий день которого начинается рано утром.
• Какой эпизод рассказа является его кульминацией? Почему?
Описание сцены экзекуции — кульминация рассказа. Именно этот момент становится переломным в мировосприятии главного героя.
• Какой цвет преобладает в описании?
Преобладает черный цвет: что-то большое, черное; много черных людей; солдаты в черных мундирах.
• Какие цвета контрастно противопоставлены в этой сцене?
Страшным контрастным пятном на этом черном фоне выделяется окровавленная спина наказываемого за побег солдата.
• Почему в описании музыки, звучащей в сцене наказания, автор употребил слово «флейтщик», созвучное слову «барабанщик», а не флейтист?
Автор подчеркнул тем самым, что мелодия — не музыка, а нечто страшное, похожее на барабанную дробь.
• О чем свидетельствует эмоциональный тон эпизода?
Эмоциональный тон эпизода свидетельствует об авторской позиции, заключающейся в отрицании всякого насилия.
• Какой смысл приобретает замечание кузнеца — свидетеля страшного наказания?
Восклицание «О, Господи» говорит о том, как мучительно ему все это видеть.
• Какие чувства испытывает Иван Васильевич, рассказывая о страшном наказании?
Иван Васильевич испытывает чувство сострадания к татарину даже через много лет.
• Как относится к происходящему полковник? Мог ли полковник Б. поступить иначе? Аргументируйте свою позицию.
Чувства Ивана Васильевича и полковника противопоставлены друг другу. Для Ивана Васильевича экзекуция — это узаконенная мерзость; для полковника — обычное воинское поручение. Он не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. Вот почему он может так поступить.
• Почему в эпизоде наказания вновь возникает деталь (замшевая перчатка), на которую Иван Васильевич обратил внимание на балу?
Действуя «по закону», он после бала той же «сильной рукой в замшевой перчатке» бьет по лицу слабосильного солдата.
Полковник убежден, что во всех его действиях и поступках нет ничего необычного, что, подвергая экзекуции беглого солдата, он поступает так, ка велит закон.
• Почему в ряду слов, обозначающих жертву наказания, несколько раз повторяется слово «человек»: «Все так же падали с двух сторон удары на спотыкавшегося, корчившегося человека»; «...я не поверил, чтобы это было тело человека»?
Автор подчеркивает, что нечеловеческим издевательствам подвергается человек.
• Почему в данном синонимическом ряду употреблено слово «наказываемый», относящееся к канцелярскому стилю?
Для того чтобы показать, что в царской армии экзекуции были делом обычным, привычным для многих.
6.3. Слово учителя.
Словом «татарин» называли любого нерусского солдата. Оно раскрывает причины побега — люди других национальностей особо подвергались унижениям и оскорблениям. Единственным выходом для них зачастуюоставался только побег.
• Каково значение комментария, которое звучит в ответ на призыв несчастного «Братцы, помилосердствуйте»: «Но братцы не милосердствовали»?
В этой фразе звучит горькая ирония автора, размышляющего о том, чтодаже простые солдаты не осознают всей тяжести совершаемых преступлений, воспринимая все происходящее как закономерность.
• Как повел себя после бала Иван Васильевич? Мог ли он поступить иначе? Аргументируйте свой ответ.
• Почему Иван Васильевич испытал чувство стыда при виде этой сцены?
Иван Васильевич почувствовал себя ответственным за жестокость ибесчеловечность, которые стали привычными, обыденными.
• Почему любовь героя к Вареньке угасла?
Иван Васильевич считал единым целым Вареньку и ее отца. Сцена наказания, в которой участвовал отец возлюбленной, показала, что ощущение гармонии и счастья, испытанное на балу — обман, улыбки полковникаи его дочери — фальшь.
6.4. Выразительное чтение от слов «Что ж, вы думаете, что я тогда решил,что то, что я видел, было — дурное дело?» до слов «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился...»
• Почему Иван Васильевич отказался от службы? Какова нравственная позиция Ивана Васильевича?
Душевная гармония была нарушена, герой мучительно ищет правду, смысл жизни и свое место в ней, но так и не может понять «право», по которому один человек может безнаказанно издеваться над другим, прикрываясь законом. Столкнувшись с проявлением зла в мире и абсолютной уверенностью участвующих в нем людей в правильности совершаемых ими действий, он понимает, что единственно верный путь — это отстраниться от зла. Герой не в силах изменить мир, однако может не участвовать во всеобщем зле.
• Иван Васильевич приходит к идее неучастия во зле и личного самосовершенствования. Какое замечание слушателей свидетельствует о том, герой пошел именно по пути нравственного самосовершенствования?
III. Подведение итогов урока.
• Какова причина событий, изображенных в рассказе? Назовите нужные слова из данных: «самодержавие», «власть», «карьерные устремления», «равнодушие», «беззаконие», «жестокость», «произвол», «государство», «строй». Обоснуйте свой выбор.
Самодержавие, власть.
В первоначальном варианте рассказ имел такой финал: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, — я так называл это, — как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».
• Почему Л. Н. Толстой отказался от первоначального замысла?
• Чем актуален для нас рассказ Л. Н. Толстого?
• Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».
Слово учителя
Лев Николаевич Толстой исходил из убеждения, что деспотизм, ничем не ограниченная власть меньшинства не только порождают, но и насаждают безнравственность. Следовательно, в основе рассказа лежит идеи единства нравственной и социальной справедливости.
IV. Домашнее задание.
Выписать из второй части рассказа цитаты, передающие наиболее значимые детали эпизодов (задание 1 рабочей тетради, с.47-48, ч.2).
Предварительный просмотр:
Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа:
А) последовательность излагаемых событий;
Б) цикличность излагаемых событий;
В) антитеза;
Г) ретроспектива.
2. Каков тип композиции рассказа:
А) рассказ в рассказе; Б) повествование от первого лица;
В) последовательное авторское изложение событий.
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
А) отчуждение; Б) возмущение; В) восторг; Г) пренебрежение.
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
А) важность судьбы героя после бала;
Б) особое значение сцены расправы над солдатом;
В) важность утра, следующего за балом.
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
А) антитеза Б) подбор эпитетов В) прямая авторская оценка
Г) цветопись Д) звукопись Е) описание одного героя
Ж) внутренний монолог
6. Определите основную идею рассказа:
А) судьба человека зависит от случая
Б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость
В) идея личной ответственности человека
Г) осуждение деспотизма
7. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
А) замшевая перчатка Б) белые усы и бакенбарды
В) блестящие глаза и радостная улыбка В)»домодельные» сапоги
8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
А) утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивления злу насилием»
Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
В) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»
9. Отметьте импонирующее вам утверждение:
А) автор протестует против николаевской России
Б) автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее
В) автор призывает бороться с произволом.
Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа:
А) последовательность излагаемых событий;
Б) цикличность излагаемых событий;
В) антитеза;
Г) ретроспектива.
2. Каков тип композиции рассказа:
А) рассказ в рассказе; Б) повествование от первого лица;
В) последовательное авторское изложение событий.
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
А) отчуждение; Б) возмущение; В) восторг; Г) пренебрежение.
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
А) важность судьбы героя после бала;
Б) особое значение сцены расправы над солдатом;
В) важность утра, следующего за балом.
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
А) антитеза Б) подбор эпитетов В) прямая авторская оценка
Г) цветопись Д) звукопись Е) описание одного героя
Ж) внутренний монолог
6. Определите основную идею рассказа:
А) судьба человека зависит от случая
Б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость
В) идея личной ответственности человека
Г) осуждение деспотизма
7. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
А) замшевая перчатка Б) белые усы и бакенбарды
В) блестящие глаза и радостная улыбка В)»домодельные» сапоги
8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
А) утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивления злу насилием»
Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
В) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»
9. Отметьте импонирующее вам утверждение:
А) автор протестует против николаевской России
Б) автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее
В) автор призывает бороться с произволом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Толстой "После бала". Анализ рассказа на основе святоотеческого наследия.
Основополагающий вопрос "Что значит быть человеком?". Урок построен на материале евангельских текстов, высказываний Святых Отцов при использований презентации и видеороликов....

Урок по литературе,8 класс. «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»(технологическая карта)
Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе» Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цели урока: Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтерес...

Урок литературы Л.Н. Толстой "После бала". История создания.
Урок предназначен как для начала изучения произведения, таки для дальнейшего его рассмотренияи анализа....

Л.Н. Толстой. Истинная и ложная красота - основные мотивы рассказа "После бала". Приемы создания образов.
Конспект урока литературного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы....

Л.Н. Толстой. Истинная и ложная красота - основные мотивы рассказа "После бала". Приемы создания образов.
Презентация к уроку...

Презентация "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала". Анализ" (8 класс)
Цель урока: Знакомство с жизнью и творчеством писателя, развитие умений и навыков анализа художественного текста, научить приёму сопоставления; воспитать чувство уважения и любви к...

Л.Н. Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе.
Проект урока, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ, на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов...