Л.Н. Толстой. Истинная и ложная красота - основные мотивы рассказа "После бала". Приемы создания образов.
презентация к уроку по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек немыслим вне общества Л.Н. Толстой
Нравственность и чувство долга, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа «После бала» Л.Н.Толстого
Знать: основные мотивы рассказа Уметь: определять приемы создания образов.
Контраст как композиционный приём В рассказе выделяются следующие основные части: Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика вступление на балу после бала заключение
«Бал был чудесный…»
«Танцевал я больше с нею и не видал, как прошло время…»
« Я был счастлив…»
История создания рассказа Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.
это литературный прием, основанный на резко выраженной противоположности черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя. Антитеза – противопоставление, противоположность Контраст -
Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы Полковник Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное. Шел твердой, подрагивающей походкой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед… Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. Спотыкающийся, корчившийся человек.
Сопоставление частей рассказа Характеристики На балу После бала Чувства Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр. Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет. Эпитеты Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный. Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный. Цвет Белый, розовый, р умяный, серебряные, светло. Черное, красное, пестрое, белые. Звуки Мазурка, вальс, полька, кадриль. Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос. Детали Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера. Оттопыренная губа полковника, замшевые перчатки.
Положительное Отрицательное нравственность безнравственность честь, долг бесчестье активный протест пассивный протест истинная красота ложная красота противостояние злу неучастие во зле рождение любви угасание любви Нравственные качества героев рассказа
Положительное Отрицательное Иван Васильевич нравственность полковник безнравственность Иван Васильевич честь, долг полковник бесчестье активный протест Иван Васильевич пассивный протест истинная красота полковник ложная красота противостояние злу Иван Васильевич неучастие во зле Иван Васильевич рождение любви Иван Васильевич угасание любви Нравственные качества героев рассказа
План отзыва Общее впечатление о прочитанном произведении. О чём это произведение? (тема) Моё отношение к героям произведения. Кто из героев понравился? Почему? Что хотел сказать автор своим произведением? (идея, основная мысль) Какое значение имеет этот рассказ для нашей жизни?
Великий могучий правдивый и свободный русский язык. И.С.Тургенев
Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. И.С.Тургенев
Тема: Однородные члены предложения.
Запомни! 1. Если однородные члены связаны бессоюзной связью, запятая ставится. 2. Если однородные члены соединены одиночным союзом и, запятая не ставится. 3. Если однородные члены соединены противительными союзами а, но, да , запятая ставится. 4. Если однородные члены соединены повторяющимся союзом и , запятые ставятся.
Ответы к заданию: 1 . О , О и О 2 . О и О 3. и О, и О, и О 4. О , О , О 5. О , а О
Графический диктант 1. Поле, речку и овраги я рисую на бумаге. 2. Возле яркой лампы мошки греют крылышки и ножки . 3. И качались, и скрипели, и шумели в чаще ели. 4. Весна по огороду ходила, поливала, садила .
М ОЛОДЦЫ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«"После бала". Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов»
Урок изучения нового материала по данной теме направлен на анализ произведения Л. Толстого "После бала"....
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.
Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....
Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир") Конспект урока литературы
В ходе урока-исследования решались вопросы:Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?Какова роль ан...
Презентация к уроку в 10 классе "Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир")
Презентация содержит слайды с целями исследования, карту военных действий в 1805 - 1807 гг., таблицу с заданием сравнить Аустерлицкое и Шенграбенское сражения....
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
«"После бала". Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов».
В центре внимания – рассказ «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата (слайд 1). Еще в 1855 году о...
Л.Н. Толстой. Истинная и ложная красота - основные мотивы рассказа "После бала". Приемы создания образов.
Конспект урока литературного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы....