Л.Н. Толстой. Истинная и ложная красота - основные мотивы рассказа "После бала". Приемы создания образов.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока литературного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n._tolstoy_posle_bala.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Л.Н. Толстой. Истинная и ложная красота - основные мотивы рассказа "После бала". Приемы создания образов.
Цели урока:
образовательные:
- выявить основные мотивы рассказа и приёмы создания образов;
- развивать навык анализа текста;
- работать над характеристиками героев, над понятиями рассказ, композиция
произведения, контраст (антитеза);
коррекционно-развивающие:
- развивать речь, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу учащихся
через различные виды деятельности;
- развивать умение выделять нужный эпизод, анализировать, делать выводы.
воспитательные:
- умение совместной деятельности;
- воспитывать гуманизм, нравственное отношение к окружающим;
- развивать чувство сострадания, сопереживания.
Планируемые результаты:
знать: основные мотивы рассказа
уметь: понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
понимать приём сравнения, как основной приём описания характеров
главных героев; уметь работать в группах.
Тип урока: обобщающий урок-размышление.
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное обучение, ИКТ, игровые технологии.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, музыкальное сопровождение (Ф. Шопен «Мазурка»).
Ход урока:
- Организационный момент.
( Рапорт дежурного, «Правила поведения на уроке»).
Аффирмация.
- Я – хороший ученик.
- Я добрый, любящий.
- Я люблю всех, и все любят меня.
- Я люблю всех и всех обнимаю.
- Я счастлив.
- Актуализация знаний. Слайд №2
- Наш урок будет посвящен творчеству великого русского писателя, философа, педагога Льва Николаевича Толстого. Давайте вспомним, с какими произведениями Толстого мы знакомы, что нам известно о нем. (рассказ «Кавказский пленник», «Севастопольские рассказы», автобиографические повести «Детство», «Отрочество»).
С самого детства Толстой вел дневник. Целью ведения дневника было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Толстой пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда в человеке берется любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Это не значит, что он был идеальным человеком, наоборот, наблюдая за собой, стремясь понять себя, он научился понимать себя и других.
Сегодня мы будем говорить о рассказе «После бала». К нашему уроку подобран эпиграф:
Человек немыслим вне общества. Слайд №3
Л.Н. Толстой
- Как вы понимаете это выражение?
- Как эта мысль Толстого соотносится с рассказом «После бала»? (Герой рассказа попадает в различные жизненные обстоятельства; правила поведения человека диктуются общественным мнением, зависят от него).
- Актуальна ли эта мысль в настоящее время?
- Прежде чем начать обсуждение событий и героев рассказа, я предлагаю вам вспомнить определение этого жанра. (Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа составляет одно событие, охватывающее небольшой промежуток времени).
3. Целеполагание.
- Попробуем сформулировать тему урока, в этом нам помогут два слайда. Что вы видите на слайдах? ( Прекрасный бал и наказание солдата, полковник на балу и на плацу). Слайд №4
Тема урока: Нравственность и чувство долга, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа «После бала».
Что такое нравственность? Слайд №5
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
- Сформулируем задачи урока. Слайд №6
Знать: основные мотивы рассказа
Уметь: определять приемы создания образов.
4. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке вы познакомились со 2 частью рассказа и выучили отрывок «Бал был чудесный…» наизусть.
1. Индивидуальная работа.
- На какие основные части можно разделить рассказ?
(Выступление – на балу – после бала – заключение) Слайд №7
Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика.
2.Выразительное чтение наизусть.
Читается отрывок «Бал был чудесный…» наизусть (сопровождающийся слайдами № 8,9,10.).
- Ваша задача оценить чтение, высказать о нем свое мнение.
3. Работа с текстом. Выборочное чтение. (Ученики приводят примеры из текста)
- Какое художественное средство языка помогает воссоздать атмосферу бала? (Эпитет)
- Какие цвета преобладают в описании Вареньки и ее отца? (Белый)
- Какая деталь объединяющая Вареньку и ее отца присутствует в описании? (Перчатка)
- 4. Физкультминутка. Релаксация (слушание «Мазурки» Шопена).
- Что увидел Иван Васильевич утром, выйдя на поле? Слайд №11
5. Объяснение нового материала.
- Что послужило источником для создания рассказа? (известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя Сергеем Николаевичем). Слайд 11
- На каком композиционном приеме основан рассказ? (контраст, антитеза) Слайд №12
- Какая часть рассказа противопоставлена балу? (После бала)
2. Работа с таблицей. Слайд №13, 14
Сопоставим описание полковника и наказываемого с помощью таблицы.
Полковник | Наказываемый |
Высокий военный в шинели и фуражке. | Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное. |
Шел твердой, подрагивающей походкой. | Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед… |
Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. | Сморщенное от страдания лицо. |
Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. | Спотыкающийся, корчившийся человек. |
Вывод: полковник все тот же с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, но в сопоставлении с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядят кощунственно.
3. Сопоставление частей рассказа. Слайд №15
- Какие чувства испытывал Иван Васильевич на балу и после бала?
- Какими эпитетами автор рисует картину бала и сцену наказания?
Характе- ристики | На балу | После бала |
Чувства | Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр. | Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет. |
Эпитеты | Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный. | Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный. |
Цвет | Белый, розовый, румяный, серебряные, светло. | Черное, красное, пестрое, белые. |
Звуки | Мазурка, вальс, полька, кадриль. | Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос. |
Детали | Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера. | Оттопыренная губа полковника, замшевые перчатки. |
4. Анализ таблицы.
- Определите роль белого цвета в обоих частях рассказа.
- Какова роль детали, замшевой перчатки полковника в рассказе?
- С помощью какого приема передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни? (анафора) стр.127.
- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
6 . Физкультминутка. Офтальмотренажер по Базарному.
7. Обобщение изученного (работа в парах).
- - У вас на партах лежат слова, характеризующие Ивана Васильевича и полковника. Вы должны разложить слова в два столбика.
- Кто из героев рассказа обладает данными качествами?
Слайд №16 Слайд №17
Положительное | Отрицательное | ||
Иван Васильевич | нравственность | полковник | Безнравствен-ность |
Иван Васильевич | честь, долг | полковник | бесчестье |
активный протест | Иван Васильевич | пассивный протест | |
истинная красота | полковник | ложная красота | |
противостояние злу | Иван Васильевич | неучастие во зле | |
Иван Васильевич | рождение любви | Иван Васильевич | угасание любви |
2. Работа с тестом. Слайды №18 - 27
1. Жанр произведения –
- повесть;
- очерк;
- рассказ;
- поэма
2. Раскрыть идею произведения помогает:
- антитеза;
- гипербола;
- олицетворение;
- эпитет
3. Число рассказчиков в произведении:
- один;
- два;
- три;
- четыре
4. Авторская позиция:
- скрыта;
- выражена в авторском повествовании;
- передана одним из персонажей;
- открыто высказана в словах Вареньки
5. Роль вступления в произведение:
- показать время и место действия;
- познакомить с участниками событий;
- познакомить с рассказчиком;
- произнести хвалебную речь в честь царя
6. Повтором одной и той же стилистической фигуры
(«…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась… статная фигура полковника») автор:
- воспроизводит унылый звук музыки;
- показывает полковника в новой роли;
- передает ужас совершающегося;
- заставляет принять решение немедленно удалиться
7. Произведение заставляет задуматься о:
- судьбе полковника;
- личной ответственности человека за жизнь общества;
- любви Ивана Васильевича;
- о красоте Вареньки
8. Тема произведения:
- повествование о любви Ивана Васильевича;
- рассказ о полковнике;
- показ николаевской России;
- родительская привязанность полковника к своей дочери Вареньке
9. Образ полковника:
- типичен;
- трагичен;
- исключителен;
- комичен
10. Тип повествования в произведении:
- нейтрален;
- эмоционально окрашен;
- протокольно сух;
- научно-популярен.
- Слайд №28 (ключи теста).
Ответы: 1-В, 2-А, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-В, 7-Б, 8-В, 9-А, 10-Б.
«5» – 10б, «4» – 8-9б, «3» – 6-7б.
3.
- Первоначальные названия рассказа были «Дочь и отец», «А вы говорите», почему Толстой остановился на названии «После бала».
- Чем актуален для нас рассказ Л.Н. Толстого?
7. Рефлексия.
- Если вам было интересно легко на уроке, поднимите 2 руки и улыбнитесь, а если – трудно, то одну руку и тоже улыбнитесь.
7. Домашнее задание.
Пересказ 2 части рассказа от 3-го лица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«"После бала". Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов»
Урок изучения нового материала по данной теме направлен на анализ произведения Л. Толстого "После бала"....
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.
Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....
Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир") Конспект урока литературы
В ходе урока-исследования решались вопросы:Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?Какова роль ан...
Презентация к уроку в 10 классе "Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир")
Презентация содержит слайды с целями исследования, карту военных действий в 1805 - 1807 гг., таблицу с заданием сравнить Аустерлицкое и Шенграбенское сражения....
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
«"После бала". Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов».
В центре внимания – рассказ «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата (слайд 1). Еще в 1855 году о...