"Венок поэта"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе по творчеству М.И.Цветаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Издание книги Марины Цветаевой
«Венок поэта»
(Урок проводится в форме ролевой игры)
Цели:- глубже изучить творчество М. Цветаевой;
- научиться составлять самостоятельный рассказ в рамках указанной проблемы, собирать убедительные аргументы в защиту своего мнения;
- научиться пользоваться терминами, связанными с оформлением книги;
- развивать эстетический вкус;
- формировать культуру чтения
Оформление: на доске портрет М.Цветаевой
Эпиграф:
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Ход урока:
Учитель: Марина Цветаева- одна из сложнейших поэтесс двадцатого века. Не зря она написала: «Одна- из всех- за всех- противу всех». Сегодня мы ещё раз прикоснёмся к творчеству Марины Цветаевой и попробуем создать книгу её стихотворений. Слово редактору.
Редактор: Мы собрались на заседание редколлегии, чтобы обсудить создание книги стихов Марины Цветаевой. Нужна книга, в которой читатели встретились как бы с живой поэтессой. Нам необходимо не только хорошо изучить биографию, но и попытаться понять чувства и переживания , которые выразились в стихах Марины Цветаевой. Важно отобрать такой материал, который не оставил бы никого равнодушным. Уже подготовлены макет книги, обложка, титульный лист, иллюстрации. Предоставляю слово художникам.
Первый художник: Обложка книги стихов Марины Цветаевой будет синего цвета. Нам кажется, что тёмно-синий оттенок наиболее глубоко выражает судьбу поэтессы. Это цвет бушующего моря, что передаёт, во-первых, трудную судьбу Цветаевой, а во-вторых, сочетается с именем Марина, то есть «морская». Так как книга называется «Венок поэта», имя Марины Цветаевой мы украсили лавровыми листами серебряного цвета, потому что она жила и творила в веке Серебряном. Форзац создаёт определённое эмоциональное настроение, рассказывает читателю, о чём пойдёт речь в книге. Поэтому в центре мы изобразили лист бумаги и перо - символы литературного труда, подсвечник же создаёт творческое настроение (показывает иллюстрацию).
Второй художник: Фронтиспис - следующий элемент книги. Это- её идея. Поскольку наша задача, как сказал редактор, понять, почувствовать и переживания поэтессы, то красоту её души мы изобразили в виде портрета, украшенного прекрасными цветами (показывает иллюстрацию). Именно ему соответствует наш эпиграф (читает под музыку).
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти.
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам,
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Третий художник: Первая иллюстрация соотносится со стихотворением из цикла «Стихи о Москве». Нам представляется, что именно оно должно открыть эту книгу, потому что связано с рождением Марины Цветаевой (читает).
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Четвёртый художник: Поэтесса всегда придавала смысловое и едва ли не пророческое значение таким биографическим деталям, в которых чувствуется граница, надлом, например, « с субботы на воскресенье», «полночь», « на Иоанна Богослова».
В пору её рождения, на излёте осени и в преддверии зимы, жарко плодоносит рябина. Упомянутые в разных стихах, она станет как бы символом цветаевской судьбы, горькой, надломленной, обречённо пылающей багряным костром. Именно поэтому здесь мы изобразили красную кисть рябины (показывает иллюстрацию).
Пятый художник: Отец Марины Цветаевой, профессор, 12 лет своей жизни отдал Музею изящных искусств. Поэтому античный мир стал неотъемлемой частью духовного мира поэтессы. Сюжеты и образы греческого эпоса, созвучные её мироощущению, встречаются в самых различных цветаевских произведениях, к которым относится «Орфей, «амазонки», «Ариадна», «Федра», «Наяда» и другие. Она проигрывает человеческие характеры, проживает их глубинную суть. Поэтому в каждом из созданных образов мы узнаём Марину Цветаеву. Послушайте стихотворение «Психея» (читает).
Не самозванка - я пришла домой,
И не служанка – мне не надо хлеба.
Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твоё седьмое небо.
Там на земле мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
Возлюбленный! Ужель не узнаёшь?
Я ласточка твоя- Психея!
Шестой художник: В греческой мифологии эта богиня Души, она часто изображалась бабочкой. Поэтому, иллюстрируя это стихотворение, мы изобразили девушку-бабочку
(показывает иллюстрацию). Пред нами душа, жаждущая любви. Кажется, здесь любовь господствует над всем. Для героини стихотворения нет ничего выше любви, весь свет сошёлся на возлюбленном. Но как это написано! С какой страстью! С каким вдохновением!
В 1906 году поэтесса знакомиться в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно он вдохновлял Марину Цветаеву на создание прекрасных стихотворений о любви (читает стихи).
Я Вас люблю всю жизнь и каждый день.
Вы надо мною как большая тень,
Как древний дым полярных деревень.
Я Вас люблю всю жизнь и каждый час.
Но мне не надо Ваших губ и глаз,
Всё началось и кончилось - без Вас.
И от рогов- в полнебосвода- тень…
И древний дым полярных деревень…
Я поняла: Вы северный олень.
Образ любимого ассоциируется с красивым, сильным и свободным животным, которого мы изобразили на иллюстрации (показывает иллюстрацию). Это поможет читателю увидеть и понять созданный поэтессой образ. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи. К ним постоянно обращаются композиторы, тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
(Звучит романс в исполнении Е.Камбуровой «Вот опять окно…»)
Седьмой художник: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую, светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. С шести лет Муся (так её называли в семье) начала писать стихи. Теперь же любовь к поэзии, творчеству захватывает её целиком.
Как уже говорилось, имя Марина в переводе с латинского означает «морская». Поэтому, иллюстрируя это стихотворение, мы нарисовали море, волны и морскую пену (показывает иллюстрацию).
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело- измена, мне имя – Марина,
Я- бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти,-
Тем гроб и надгробные плиты…
-В купели морской крещена- и в полёте
Своём- непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня- видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной- воскресаю!
Да здравствует пена- весёлая пена-
Высокая пена морская!
Эта иллюстрация помогает читателю проникнуть в эмоциональный мир стихотворения, понять образы, созданные поэтессой.
Восьмой художник: Одно из самых лирических произведений Марины Цветаевой –«Бабушке». Мы нарисовали портрет молодой польки, о которой рассказывается в стихотворении (показывает иллюстрацию):
Продолговатый и твёрдый овал,
Чёрного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки , которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица-
Локоны в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд , к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей- сколько?-
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Тёмные звёзды погасли.
-Бабушка!-Этот жестокий мятеж
В сердце моём- не от вас ли?..
Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминала: « В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы польки, Марины Лукиничны Вернадской, умершей очень рано. Именно ей поэтесса посвятила своё стихотворение.
Девятый художник: Цикл стихотворений «Стихи к Блоку» - одно из вершинных творений Марины Цветаевой. Поэзия Блока- давнее увлечение поэтессы, которое с годами стало её высокой всепоглощающей любовью. «Стихи к Блоку»- страстный монолог влюблённости поэтессы к «рыцарю без укоризны», «ангелу», «снежному лебедю».
Образ Блока для Марины Цветаевой отождествляется с образом Поэзии, способной, по мысли поэтессы спасти мир.
Имя твоё - птица в руке,
Имя твоё - льдинка на языке.
Одно- единственное движение губ.
Имя твоё- пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё- ах, нельзя!-
Имя твоё –поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё- поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим- сон глубок.
На иллюстрации к данному стихотворению мы изобразили голубя на ладони руки (показывает иллюстрацию). Именно с ним ассоциируется у поэтессы имя Александра Блока. Ниже нарисован московский бульвар, где, возможно, гуляла поэтесса, и сам её силуэт на скамейке бульвара (показывает иллюстрацию).
Десятый художник: Революция 1917 года, уход мужа с белыми, смерть дочери, духовное одиночество заставили Цветаеву писать пронзительные по своему звучанию и содержанию стихи. Одно из них она прочитала на вечере поэтесс в декабре 1920 года.
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что- невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, ч тоя с рукой
По площадям стою- за счастьем.
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите - или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей руке - лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Политехнический музей негодовал, не соглашался, молча сочувствовал и преклонялся перед силой духа и таланта поэтессы. Мы тоже прониклись переживаниями героини и на своей иллюстрации изобразили её пригвождённой к столбу.
Одиннадцатый художник: В 1922 году Марина Цветаева уехала из России в поисках мужа и своей судьбы. Из всех произведений заграничного периода мне особенно понравилось стихотворение «Пражский рыцарь» написанное в 1923 году.
Бледнолицый страж над плеском века-
Рыцарь, рыцарь, стерегущий реку.
(О, найду ль в ней мир от губ и рук?!)
Караульный на посту разлук.
Клятвы, кольца…Да, но камнем в реку-
Нас-то- сколько за четыре века!
В воду пропуск вольный. Розам - цвесть!
Бросил - брошусь! Вот тебе и месть!
Не устанем мы – доколе страсть есть!
Мстить мостами. Широко расправьтесь,
Крылья! В тину, в пену – как в парчу!
Мостовины нынче не плачу!
«С рокового мосту вниз - отважься!»
Я тебе по росту, рыцарь пражский.
Сласть ли, грусть ли в ней – тебе видней,
Рыцарь, стерегущий реку - дней.
Именно этого рыцаря, стерегущего на мосту «реку дней», я попыталась изобразить на иллюстрации этого стихотворения (показывает иллюстрацию).
Двенадцатый художник: Последнее, что поэтесса написала в эмиграции- цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине « плач гнева и любви» о поруганной стране.
О, слёзы на глазах!
Плач гнева и любви!
О, Чехия в слезах!
Испания в крови!
О, чёрная гора,
Затмившая- весь свет!
Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь - быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить
С волками площадей.
Отказываюсь- выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть
Вниз- по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных , ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один- отказ.
Проклиная фашизм, Марина Цветаева теряла уже последнюю надежду - спасательную веру в жизнь. Эти стихи её- как крик живой, но истерзанной души. Иллюстрируя это стихотворение, я изобразил чёрную гору в виде фигур немцев, оккупирующих Чехию. Они как бы надвигаются на неё, заслоняя собой небо, солнце и заставляя бояться и опасаться этой черноты.
Редактор: Давайте обсудим работу художников. Слово предоставляется художественному редактору.
Художественный редактор. Думаю, что работа художников заслуживает одобрения. Нет сомнения, что они справились со своей задачей: раскрыли гамму чувств, настроений, изобразили героев, с которыми встретились в стихотворениях поэтессы. Обложка книги предельно лаконична, можно отметить и удачное сочетание темно-синего и серебряного цветов. Очень выразительно и ярко нарисован фронтиспис: портрет поэтессы среди цветов передает расцвет души марины Цветаевой. Удались и иллюстрации. Для того, чтобы они были достоверными, нужно было воссоздать те обстоятельства, которые вызвали соответствующие настроения поэтессы. Хорошо, что художники пошли вслед за ней, постарались вникнуть в текст, но в то же время сумели передать и свои чувства, настроения, вызванные знакомством с произведениями Марины Цветаевой.
Я предлагаю одобрить макет книги.
Редактор: А теперь слово предоставляется составителям.
Составители: в эту книгу мы включили как известные всем стихотворения, так и не очень знакомые, в основном такие, которые можно проиллюстрировать, потому что у Марины Цветаевой много стихов, выражающих чувства и переживания, но не имеющих яркого образа. В книгу стихотворений М.Цветаевой мы постарались включить произведения разных периодов её творчества, хотя её ранние стихотворения более доступны и понятны. Марина Цветаева трагически погибла и не оставила после себя стихотворного завещания, поэтому завершающим я предлагаю включить в книгу следующее стихотворение: «Идёшь, на меня похожий» (читает).
Идёшь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала- тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти- слепоты куриной
И маков набрав букет-
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь- могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливалась к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед,-
Кладбищинской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
-И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Редактор: Я надеюсь, что эта книга понравится нашим читателям и станет настольной для многих молодых людей. На этом заседание редколлегии закрывается.
(звучит классическая музыка, например второй концерт С Рохманинова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе по теме "Венок сонетов - давняя мечта" (По произведениям Саратовского поэта В.Гришина)
Представленная разработка урока может использоваться на уроках литературы в 11 классе при изучении современной поэзии, в 10 классе при изучении зарубежной поэзии. Работа представляет собой план-...

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"
Материал содержит примерный сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...

урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"
Цели урока: • преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной пр...
Венок - знахарь души в живописи. Цветы в народном венке.
William-Adolphe... Анна Виноградов... Анатолий Климен... Алексей Шалаев ... Анна Виноградов... Анна Виноградов... Анна Полубоярин... Анна Виноградов... ...

Мастер-класс «Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко. Человек. Гражданин. Поэт.»
Мастер-класс представляет собой литературно-исследовательский творческий проект "Составление словесного литературного портрета поэта Петра Яковлевича Потапенко". Дидактические цели проекта:1. Сфо...
Проект «Родная природа. Венок стихов поэтов 19 века»
Проект «Родная природа. Венок стихов поэтов 19 века» (паспорт проекта)...

Мастер - класс «Я в песнях весь и в стихах...» к юбилею бурятского поэта - песенника Д.Дамбаева
Главной идеей литературной гостиной является создание позитивного творческого пространства для реализации общего дела, для общения, развития. Цель мероприятия – расширение знаний учащ...