Урок литературы в 11 классе по теме "Венок сонетов - давняя мечта" (По произведениям Саратовского поэта В.Гришина)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Представленная разработка урока может использоваться на уроках литературы в 11 классе при изучении современной поэзии, в 10 классе при изучении зарубежной поэзии.  Работа представляет собой план-конспект урока и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_teme_venok_sonetov_v.grishina.zip955.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы  в 11 классе по теме:  «Венок сонетов – давняя мечта» (По произведениям В. Гришина)

Цель урока:  Расширить представление о жанре  сонета, познакомить с понятием венок сонетов.  Познакомить  обучающихся с поэзией  В. С. Гришина, совершенствовать навыки анализа стихотворения.

Задачи:

1.Познакомиться с основоположниками этого поэтического жанра.

2.Рассмотреть строение сонета, его традиционную форму (Два катрена и два терцета)    и венка сонетов.

3.Проанализировать венок сонетов В.С. Гришина «Млечный путь».

4. Развивать  творческие способности обучающихся .

5. Воспитывать бережное отношение к родному языку, к литературе, к родному краю.

Тип урока:  урок-исследование

Оборудование: тексты  сонетов В.Гришина, компьютер и мультимедийный проектор, учебная презентация,  таблицы для выполнения творческого задания.

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация темы.
  3. Теоретический материал.
  4. Анализ особенности венка сонетов В.Гришина «Млечный путь»
  5. Исследовательская работа.
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

                                         Эпиграф урока: Венок сонетов - давняя мечта,
                                                                                Изведать власть железного канона!
                                                                      Теряя форму, гибнет красота,
                                                                         А форма четко требует закона.

Учитель читает эпиграф урока.

-Как вы понимаете эти строки В.  Солоухина?

- Какой жанр, упомянутый поэтом вам известен ? (Сонет)

- Дайте ему определение. (Сонет (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde ) слайд 2)Схема сонета записывается в тетрадь.

-Вспомните, что известно вам из истории сонета?

Действительно, древнему и вечно юному сонету без малого 800 лет: к сонету обращались во все времена. Лучшие мастера сонета: Петрарка, Шекспир, Пушкин, Брюсов, Волошин, Бальмонт, Маршак, Антокольский, Эренбург, Набоков, Солоухин, - подарили литературе немало красивейших сонетов. Если верить легенде, пересказанной в книге законодателя европейского классицизма Никола Буало "Поэтическое искусство", то честь изобретения сонета принадлежит богу искусств Аполлону:

В тот день, когда он был на стихоплетов зол,

Законы строгие Сонета изобрел.

Вначале, молвил он, должны быть два катрена;

Соединяют их две рифмы неизменно;

Двумя терцетами кончается Сонет:

Мысль завершенную хранит любой терцет.

В Сонете Аполлон завел порядок строгий:

Он указал размер и сосчитал все слоги,

В нем повторять слова поэтам запретил

И бледный, вялый стих сурово осудил.

Теперь гордится он работой не напрасной,

Поэму в сотни строк затмит Сонет прекрасный.

(Перевод Э. А. Линецкой) (слайд  3 )

- Сонет – это поэзия влюбленных.(слайды 4-5)

- Рассвет едва занимался, когда Петрарка вышел из дома ... Наступил знаменательный, незабываемый для Петрарки день. Много лет назад таким же апрельским утром он увидел белокурую красавицу с черными глазами. Звали ее Лаура. Двадцать один год Петрарка любил эту женщину, хотя она была замужем и стала матерью одиннадцати детей, пока ее не унесла беспощадная чума. Он любил духовной любовью, почитая даму своего сердца образцом совершенства и чистоты, не смея мечтать о греховном прикосновении. Чувство к Лауре, далекое от земных вожделений, вдохновило его на создание дневника любви - свыше трехсот сонетов. В этот апрельский день Петрарка ждал с нетерпением встречи с мастером Гвидо, которому заказал камею из облачного агата с изображением Лауры. Итальянцы верили в магическую силу камей, способных уберечь от дурного глаза, приворожить красавицу и сохранить любовь. Петрарка знал старинную легенду о любви императора Карла Великого и чудодейственной силе камеи. Любовь императора к женщине, имя которой неизвестно, была такой сильной, что он забросил все государственные дела, а когда даму его сердца унесла скоропостижная смерть, не отходил от трупа. Один священник волею божией разгадал загадку этой любви. Во рту у умершей дамы сердца лежала камея в виде крошечного колечка, которая обладала необычным свойством - сохранять любовь. Священник приказал забросить колечко далеко в болото, и даму похоронили, но сила камеи продолжала действовать: Карл приказал построить дворец с храмом посреди болота, жил в нем, пил воду из болота и там же был похоронен. Петрарка мечтал, чтобы и камея, сделанная мастером Гвидо, обладала такой же силой, и, когда увидел изображение, был потрясен: Лаура, словно живая, глядела на него так, что сама Лета была бессильна отнять ее у него. Резчик с удовольствием заметил, что старался следовать описанию внешнего облика дамы, каким его нарисовал Петрарка в своих стихах.

-Сегодня  на  уроке продолжим тему сонета и познакомимся с новой формой –   венком  сонетов.

- Что же это за поэтическая форма?

Перед вами венок сонетов нашего поэта-земляка В.С. Гришина. Работе над этим произведением мы посвятим сегодняшний урок.   Прослушайте прежде всего небольшое сообщение о жизни и творчестве В.С. Гришина.

-Индивидуальное сообщение. (слайды 6-11)  (ГРИШИН Владимир Семенович (22.06.1926 - 20.04.1995)
Родился 22 июня 1926 года в Самаре в октябре 1943 года. Владимир Гришин добровольно вступил в ряды Военно-Морского Флота: был принят в школу морских летчиков.
Осенью 1944 года окончил ее по ускоренной программе военного времени и, получив диплом пилота, был направлен для дальнейшего обучения в Военно-морское минно-торпедное авиационное училище. В 1945 году по состоянию здоровья из летного состава был отчислен.
В 1953 году окончил Киевское Военно-морское политическое училище и был направлен на дважды Краснознаменный Балтийский флот. До 1956 года служил на противолодочном корабле и на крейсере "Адмирал Лазарев". Примерно в эти же годы началась творческая деятельность поэта. Первые стихи печатались во флотской газете. Потом - в республиканских и центральных газетах, журналах и альманахах.
В 1956 году перешел на журналистскую работу. В 1957 году был принят в Союз журналистов СССР.
В 1960 году в Эстонском государственном издательстве вышла первая книга стихов "Расстояния". Затем книги Владимира Гришина издавались в Риге, Калининграде, Москве, Саратове. С 1962 года - член Союза писателей СССР.
В 1967 году переехал на постоянное жительство в Саратов. В течение года руководил отделом поэзии журнала "Волга", а с 1968 года работал главным редактором Приволжского книжного издательства.
В марте 1977 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР В. С. Гришину присвоено почетное звание заслуженного работника культуры РСФСР.

ПРОИ3ВЕДЕНИЯ В. С. ГРИШИНА

Расстояния: Стихи. - Таллинн: Эстонск. гос. изд-во, 1960. - 70 с.

Слова-друзья: Стихи. - Рига: Латв. гас. изд-ва, 1964. - 104 с.

Ожиданье рассвета: Стихи и поэмы. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1970. - 10 с.

Крутояры: Стихи и поэмы. - - Саратав: Приволж. кн. изд-во, 1973. - 184 с.

Ищу счастье: Стихи. - М.: Современник, 1975. - б4 с.

Судьбы: Поэмы. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1976, - 200 с.

Млечный путь. Стихотворения, венки сонетов, испанские монологи. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1979. - 168 с.

Нулевая отметка: Стихи и поэмы. - М.: Современник, 1981. - 112 с.

Мгновения: Стихи. - Cаpaтов: ПриволIж. кн. изд-во, 1983. - 120 с. )

-Вы прочитали дома венок сонетов «Млечный путь».

- В чем же особенность данной формы? (слайд 12) (Вено́к соне́тов — архитектоническая форма   поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал,мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.

Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.)

Определение записывается в тетрадь)

-Вспомните эпиграф нашего урока.  Каким образом полученные сведения перекликаются с ним?

- Так как пятнадцатый сонет является  тематическим ключом всего венка, попытаемся  определить тему каждого сонета.

Перед вам распечатанные таблица со строками последнего сонета. Определите тему каждого сонета и запишите во вторую графу.

Поможет работе над текстом романс на сонет Шекспира.

Над головой мерцает равномерно

Далекая печальная звезда.

Мы не смогли бы ни за что, наверно,

Без горя жить, без боли, без труда.

Седеем мы, стареем незаметно-

За перевалом перевал иной.

Все реже мы выходим в час рассветный

Из дому с рюкзаками за спиной.

Пусть наша жизнь разлуками богата.

Необходимо каждому когда-то

С вершины лет на прошлое взглянуть

А нить воспоминаний вьется, вьется.

С годами не кончается, не рвется

Наш бесконечный,

                               вечный

                                         млечный путь.

-Какова главная идея всего произведения?

- Понравилось вам произведение В.С. Гришина?

- Что  показалось необычным, удивительным?

- Прочитайте наиболее запомнившиеся отрывки и прокомментируйте  и объясните, что именно затронуло вас в прочитанном сонете(2-3 ответа)

-Выразите свои впечатления от материала сегодняшнего урока в виде синквейна. (слайд 13) Замечательная музыка Шуберта поможет вам более полно выразить свои эмоции.

-Венки сонетов писали многие русские поэты-классики, живет эта форма и в современной литературе. (слайд 14) Каждый читатель находит в них что-то важное и нужное для себя, поэтому этот жанр, я думаю, вечен, как вечно небо над головой, огонь в очаге, как вечна любовь.

Домашнее задание: подготовить анализ венка сонетов  В.С. Гришина «Январь» или венка сонетов любого русского поэта.


Ресурсы

В. Гришин. Млечный путь. Саратов. 1979 г.

http://pereplet.ru:18000/obrazovanie/shkola/poezia8.html

http://www.rusedu.ru/detail_8185.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Урок литературы. 6 класс. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко.

Урок литературы. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко. Стихотворение из сборника "Куда уходят туманы". Технологическая карта, конспект урока, приложения....

Урок литературы 8 класс Сонеты Шекспира

Урок литературы   в 8 классеТема: Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский)Цели: Знать особенности жанра сонета, уметь определять темы, роль метафор и сра...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.

В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....