Урок литературы в 11 классе по теме "Венок сонетов - давняя мечта" (По произведениям Саратовского поэта В.Гришина)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Представленная разработка урока может использоваться на уроках литературы в 11 классе при изучении современной поэзии, в 10 классе при изучении зарубежной поэзии. Работа представляет собой план-конспект урока и презентацию к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_venok_sonetov_v.grishina.zip | 955.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе по теме: «Венок сонетов – давняя мечта» (По произведениям В. Гришина)
Цель урока: Расширить представление о жанре сонета, познакомить с понятием венок сонетов. Познакомить обучающихся с поэзией В. С. Гришина, совершенствовать навыки анализа стихотворения.
Задачи:
1.Познакомиться с основоположниками этого поэтического жанра.
2.Рассмотреть строение сонета, его традиционную форму (Два катрена и два терцета) и венка сонетов.
3.Проанализировать венок сонетов В.С. Гришина «Млечный путь».
4. Развивать творческие способности обучающихся .
5. Воспитывать бережное отношение к родному языку, к литературе, к родному краю.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование: тексты сонетов В.Гришина, компьютер и мультимедийный проектор, учебная презентация, таблицы для выполнения творческого задания.
План урока.
- Оргмомент.
- Актуализация темы.
- Теоретический материал.
- Анализ особенности венка сонетов В.Гришина «Млечный путь»
- Исследовательская работа.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
Эпиграф урока: Венок сонетов - давняя мечта,
Изведать власть железного канона!
Теряя форму, гибнет красота,
А форма четко требует закона.
Учитель читает эпиграф урока.
-Как вы понимаете эти строки В. Солоухина?
- Какой жанр, упомянутый поэтом вам известен ? (Сонет)
- Дайте ему определение. (Сонет (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde ) слайд 2)Схема сонета записывается в тетрадь.
-Вспомните, что известно вам из истории сонета?
Действительно, древнему и вечно юному сонету без малого 800 лет: к сонету обращались во все времена. Лучшие мастера сонета: Петрарка, Шекспир, Пушкин, Брюсов, Волошин, Бальмонт, Маршак, Антокольский, Эренбург, Набоков, Солоухин, - подарили литературе немало красивейших сонетов. Если верить легенде, пересказанной в книге законодателя европейского классицизма Никола Буало "Поэтическое искусство", то честь изобретения сонета принадлежит богу искусств Аполлону:
В тот день, когда он был на стихоплетов зол,
Законы строгие Сонета изобрел.
Вначале, молвил он, должны быть два катрена;
Соединяют их две рифмы неизменно;
Двумя терцетами кончается Сонет:
Мысль завершенную хранит любой терцет.
В Сонете Аполлон завел порядок строгий:
Он указал размер и сосчитал все слоги,
В нем повторять слова поэтам запретил
И бледный, вялый стих сурово осудил.
Теперь гордится он работой не напрасной,
Поэму в сотни строк затмит Сонет прекрасный.
(Перевод Э. А. Линецкой) (слайд 3 )
- Сонет – это поэзия влюбленных.(слайды 4-5)
- Рассвет едва занимался, когда Петрарка вышел из дома ... Наступил знаменательный, незабываемый для Петрарки день. Много лет назад таким же апрельским утром он увидел белокурую красавицу с черными глазами. Звали ее Лаура. Двадцать один год Петрарка любил эту женщину, хотя она была замужем и стала матерью одиннадцати детей, пока ее не унесла беспощадная чума. Он любил духовной любовью, почитая даму своего сердца образцом совершенства и чистоты, не смея мечтать о греховном прикосновении. Чувство к Лауре, далекое от земных вожделений, вдохновило его на создание дневника любви - свыше трехсот сонетов. В этот апрельский день Петрарка ждал с нетерпением встречи с мастером Гвидо, которому заказал камею из облачного агата с изображением Лауры. Итальянцы верили в магическую силу камей, способных уберечь от дурного глаза, приворожить красавицу и сохранить любовь. Петрарка знал старинную легенду о любви императора Карла Великого и чудодейственной силе камеи. Любовь императора к женщине, имя которой неизвестно, была такой сильной, что он забросил все государственные дела, а когда даму его сердца унесла скоропостижная смерть, не отходил от трупа. Один священник волею божией разгадал загадку этой любви. Во рту у умершей дамы сердца лежала камея в виде крошечного колечка, которая обладала необычным свойством - сохранять любовь. Священник приказал забросить колечко далеко в болото, и даму похоронили, но сила камеи продолжала действовать: Карл приказал построить дворец с храмом посреди болота, жил в нем, пил воду из болота и там же был похоронен. Петрарка мечтал, чтобы и камея, сделанная мастером Гвидо, обладала такой же силой, и, когда увидел изображение, был потрясен: Лаура, словно живая, глядела на него так, что сама Лета была бессильна отнять ее у него. Резчик с удовольствием заметил, что старался следовать описанию внешнего облика дамы, каким его нарисовал Петрарка в своих стихах.
-Сегодня на уроке продолжим тему сонета и познакомимся с новой формой – венком сонетов.
- Что же это за поэтическая форма?
Перед вами венок сонетов нашего поэта-земляка В.С. Гришина. Работе над этим произведением мы посвятим сегодняшний урок. Прослушайте прежде всего небольшое сообщение о жизни и творчестве В.С. Гришина.
-Индивидуальное сообщение. (слайды 6-11) (ГРИШИН Владимир Семенович (22.06.1926 - 20.04.1995)
Родился 22 июня 1926 года в Самаре в октябре 1943 года. Владимир Гришин добровольно вступил в ряды Военно-Морского Флота: был принят в школу морских летчиков.
Осенью 1944 года окончил ее по ускоренной программе военного времени и, получив диплом пилота, был направлен для дальнейшего обучения в Военно-морское минно-торпедное авиационное училище. В 1945 году по состоянию здоровья из летного состава был отчислен.
В 1953 году окончил Киевское Военно-морское политическое училище и был направлен на дважды Краснознаменный Балтийский флот. До 1956 года служил на противолодочном корабле и на крейсере "Адмирал Лазарев". Примерно в эти же годы началась творческая деятельность поэта. Первые стихи печатались во флотской газете. Потом - в республиканских и центральных газетах, журналах и альманахах.
В 1956 году перешел на журналистскую работу. В 1957 году был принят в Союз журналистов СССР.
В 1960 году в Эстонском государственном издательстве вышла первая книга стихов "Расстояния". Затем книги Владимира Гришина издавались в Риге, Калининграде, Москве, Саратове. С 1962 года - член Союза писателей СССР.
В 1967 году переехал на постоянное жительство в Саратов. В течение года руководил отделом поэзии журнала "Волга", а с 1968 года работал главным редактором Приволжского книжного издательства.
В марте 1977 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР В. С. Гришину присвоено почетное звание заслуженного работника культуры РСФСР.
ПРОИ3ВЕДЕНИЯ В. С. ГРИШИНА
Расстояния: Стихи. - Таллинн: Эстонск. гос. изд-во, 1960. - 70 с.
Слова-друзья: Стихи. - Рига: Латв. гас. изд-ва, 1964. - 104 с.
Ожиданье рассвета: Стихи и поэмы. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1970. - 10 с.
Крутояры: Стихи и поэмы. - - Саратав: Приволж. кн. изд-во, 1973. - 184 с.
Ищу счастье: Стихи. - М.: Современник, 1975. - б4 с.
Судьбы: Поэмы. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1976, - 200 с.
Млечный путь. Стихотворения, венки сонетов, испанские монологи. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1979. - 168 с.
Нулевая отметка: Стихи и поэмы. - М.: Современник, 1981. - 112 с.
Мгновения: Стихи. - Cаpaтов: ПриволIж. кн. изд-во, 1983. - 120 с. )
-Вы прочитали дома венок сонетов «Млечный путь».
- В чем же особенность данной формы? (слайд 12) (Вено́к соне́тов — архитектоническая форма поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.
Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал,мадригал) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов.
Магистрал является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка.)
Определение записывается в тетрадь)
-Вспомните эпиграф нашего урока. Каким образом полученные сведения перекликаются с ним?
- Так как пятнадцатый сонет является тематическим ключом всего венка, попытаемся определить тему каждого сонета.
Перед вам распечатанные таблица со строками последнего сонета. Определите тему каждого сонета и запишите во вторую графу.
Поможет работе над текстом романс на сонет Шекспира.
Над головой мерцает равномерно | |
Далекая печальная звезда. | |
Мы не смогли бы ни за что, наверно, | |
Без горя жить, без боли, без труда. | |
Седеем мы, стареем незаметно- | |
За перевалом перевал иной. | |
Все реже мы выходим в час рассветный | |
Из дому с рюкзаками за спиной. | |
Пусть наша жизнь разлуками богата. | |
Необходимо каждому когда-то | |
С вершины лет на прошлое взглянуть | |
А нить воспоминаний вьется, вьется. | |
С годами не кончается, не рвется | |
Наш бесконечный, вечный млечный путь. |
-Какова главная идея всего произведения?
- Понравилось вам произведение В.С. Гришина?
- Что показалось необычным, удивительным?
- Прочитайте наиболее запомнившиеся отрывки и прокомментируйте и объясните, что именно затронуло вас в прочитанном сонете(2-3 ответа)
-Выразите свои впечатления от материала сегодняшнего урока в виде синквейна. (слайд 13) Замечательная музыка Шуберта поможет вам более полно выразить свои эмоции.
-Венки сонетов писали многие русские поэты-классики, живет эта форма и в современной литературе. (слайд 14) Каждый читатель находит в них что-то важное и нужное для себя, поэтому этот жанр, я думаю, вечен, как вечно небо над головой, огонь в очаге, как вечна любовь.
Домашнее задание: подготовить анализ венка сонетов В.С. Гришина «Январь» или венка сонетов любого русского поэта.
Ресурсы
В. Гришин. Млечный путь. Саратов. 1979 г.
http://pereplet.ru:18000/obrazovanie/shkola/poezia8.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс
Урок литературы 5 класс...
Урок литературы. 6 класс. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко.
Урок литературы. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко. Стихотворение из сборника "Куда уходят туманы". Технологическая карта, конспект урока, приложения....
Урок литературы 8 класс Сонеты Шекспира
Урок литературы в 8 классеТема: Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский)Цели: Знать особенности жанра сонета, уметь определять темы, роль метафор и сра...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов 20 века».
Разработка урока....
Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.
В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....