Мастер-класс «Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко. Человек. Гражданин. Поэт.»
проект по литературе (9 класс) по теме
Мастер-класс представляет собой литературно-исследовательский творческий проект "Составление словесного литературного портрета поэта Петра Яковлевича Потапенко".
Дидактические цели проекта:
1. Сформировать понятие о творчестве поэта.
2. Воспитывать любовь к родному краю.
3. Сформировать умение обобщать полученную информацию и делать собственные выводы.
Методические цели проекта:
1. Отрабатывать умение проводить исследование в области поэтического текста.
2. Определчть художественную идею произведения.
3. Находить максимально приближенный к идее художественного произведения вариант технического воплощения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
potapenko.pptx | 2.68 МБ |
master-klass.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Потапенко Пётр Яковлевич Поэт, писатель. 1927, с. Ивашково Черниговской обл. 1999, г. Курск. «…Его ценности, его богатства – любовь к жизни, земля, умытая росами, безбрежность неба, восход солнца, ручей в лесу…» В.М. Коркина
П.Я. Потапенко, 4-й справа во втором ряду. 1941 г. 1949 г.
«Истина нужней мне и дороже»
П. Потапенко и Е. Носов. Курск, 1975 г.
П. Потапенко среди сотрудников редакции газеты «Курская правда»
Не отрекайся от России, От её горя не беги. Ты ей как сын, по долгу сына С колен подняться помоги. П.Я . Потапенко
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Ролевая игра
Составление словесного литературного портрета
«Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко. Человек. Гражданин. Поэт.»
Литературно-исследовательский
творческий проект
Научное обоснование: Во все времена человека не переставало интересовать новое, всё, что было для него незнакомым или непонятным, не в полной мере ясным, но притягивало к себе и требовало разобраться. Такой областью в нашей школе стала литература Курского края.
Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему. Формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, культурологическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью учителя, обеспечивает межпредметные связи и, что особенно важно, способствует развитию личностных компетенций.
Поэтому я предлагаю вашему вниманию литературно-исследовательский проект, посвященный поэтическому творчеству нашего земляка Петра Яковлевича Потапенко, в ходе которого мы и составим словесный литературный портрет автора.
Дидактические цели проекта:
- Сформировать понятие о творчестве писателя.
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Приобретать навык самостоятельной работы.
- Сформировать умение обобщать полученную информацию и делать собственные выводы.
Методические цели проекта:
- Отрабатывать умение проводить исследование в области поэтического текста.
- Определять художественную идею произведения или его художественное направление.
- Находить максимально приближенный к идее художественного произведения вариант технического воплощения.
Методика организации проекта:
1.Планирование работы над проектом :
- Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов
- Обсуждение возникших идей
- Формулирование темы проекта
2.Аналитический этап (исследовательская работа)
3.Этап обобщения (систематизация полученных данных)
4.Защита полученных результатов
5.Рефлексия
Формируемые компетенции:
- Ответственность и адаптивность.
- Коммуникативные умения.
- Информационная и медиа грамотность
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество.
«Алгоритм действий в проекте (по группам)»
1.Внимательно прочитать задание, определить цель выполнения работы
2.Выдвинуть гипотезу – предположение
3.Вдумчиво отнестись к изучению найденного материала
4.Систематизировать материал, отобрав наиболее необходимые сведения, более точно отвечающие выдвинутой гипотезе
5.Полученный результат предложить для коллективного прослушивания и оценивания
6.Защитить результат в коллективе, получить общую оценку результатов
Ход работы:
1.Мотивация
- Какие душевные качества скрываются за строками его стихов?
2.Выбор темы: «Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко. Человек. Гражданин. Поэт.
3. Сообщение краткой биографической справки о поэте:
Петр Яковлевич Потапенко родился в 1927году в селе Ивашковка Черниговской области. До переезда в Курск работал в днепропетровских многотиражных и областных газетах. Там же, в Днепропетровске, выпустил роман «Ветер приносит грозу», по которому был снят художественный телефильм, сборник рассказов «Птицы летят вместе» и книжку стихотворений на украинском языке «Бейся, сердце».
Многие годы работал и в областной газете «Курская правда», по-прежнему совмещая журналистскую деятельность с литературным трудом: он писал прозу и стихи, публиковался в центральных и областных газетах, в коллективных сборниках «Верность» (издательство «Правда») и «Крутые повороты» (Центрально-Черноземное книжное издательство), в журнале «Советский воин». Стихи П.Потапенко писал практически до последнего своего дня.
4.Работа в группах по систематизации материала
5.Оформление результатов: составление словесного портрета в «технике набрызга»
6.Рефлексия.
П.Я.Потапенко – поэт
***
Безумствуй, стих мой,
Разрывай мне горло,
Разбей набатным звоном тишину.
Кричи во тьму,
Что над страной простерлась
Во всю ее длину и ширину.
Веди меня под пулю и на плаху,
Хоть в Дантов ад
Меня, мой стих, веди, -
Но только спящую
И скованную страхом
Шестую часть планеты разбуди.
Вопросы и задания:
1.Какие словесные образы возникают в стихотворении?
2.Каково отношение автора к миру, созданному в стихотворении?
3.Как оно выражается посредством слова? Выпишите ключевые слова.
4.Систематизируйте предложенный материал, отберите необходимые сведения и заполните таблицу.
- «Возможно, кое-что из написанного покажется читателю излишне драматизированным, но этот поэтический настрой, наверное, естествен: на пороге ухода из жизни все драмы и трагедии России проходили через сердце автора , накладывались на личные боли и печали. Но, несмотря на это, по стихам П.Потапенко скользит луч доброты, любви и веры» (В.Коркина)
- Родина, творчество, поэт
- Боль, переживания, надежда
- Безумствуй, разрывай, разбей, кричи, веди, разбуди.
Словесные образы | Отношение к миру, выраженное автором | Ключевые слова, характеризующие поэзию П.Потапенко |
Итог : из предложенного списка выбрать штрихи для словесного портрета:
Добрый
честный
друг
чуткий
любящий
сын
проникновенный
талантливый
певец
П.Я.Потапенко – гражданин
Родина
В мое сердце ты вошла березкою,
Той, что ждет кого-то у ручья,
Трелью – не чужого, не заморского –
Курского родного соловья;
Розовыми нежными закатами
И озерной гладью голубой,
Белыми украинскими хатами,
Русскою бревенчатой избой;
Степью с молчаливыми курганами,
Что в сиянье солнечного дня
Замерли седыми великанами,
Бережно историю храня;
Тихими зелеными погостами,
Где среди покоя и могил
Мысль одна…И дать ответ не просто,
Что ты сделал и зачем ты жил;
Росами калеными рассветными,
Что упали солью на хлеба…
Родина, в твой колос
Зернышком неприметным
Вросла моя судьба.
Вопросы и задания:
1.Какие словесные образы возникают в стихотворении?
2.Каково отношение автора к миру, созданному в стихотворении?
3.Как оно выражается посредством слова? Выпишите ключевые слова.
4.Систематизируйте предложенный материал, отберите необходимые сведения и заполните таблицу.
- «Его ценности, его богатства – любовь к жизни, земля, умытая росами, безбрежность неба, восход солнца, ручей в лесу…» (В.Коркина)
- Нежность, чуткость, слияние, гармония, любовь
- В сердце вошла, курского родного, бережно храня, что сделал, зачем жил, вросла судьба
- Березка, соловей, украинские хаты, русская изба, Родина
Словесные образы | Отношение к миру, выраженное автором | Ключевые слова, характеризующие поэзию П.Потапенко |
Итог : из предложенного списка выбрать штрихи для словесного портрета:
Добрый
честный
друг
чуткий
любящий
сын
проникновенный
талантливый
певец
П.Я.Потапенко – человек
Говорят…
Говорят, для счастья мало надо,
Но поверить этому нельзя.
Разве мало – если с нами рядом
Добрые надежные друзья?
Разве мало – душу не увеча,
Кинуться хоть черту на рога
За святую правду человечью,
Не боясь нажить себе врага?
И совсем не мало – ломтик хлеба,
Честно заработанный тобой.
Да еще вглядись в безбрежье неба
И напейся бездны голубой.
Вслушайся: капель опять звенит и пляшет,
Сыплет серьги на ладонь весны.
Ветка ветке, напружинясь, машет,
Зимние отряхивая сны…
Это много.Это очень много!
Все зачтется счастью твоему –
Даже вдаль бегущая дорога,
Что ведет неведомо к чему.
Даже боль прощанья и разлуки
Для того приходит в трудный час,
Чтобы после любящие руки
Еще крепче обнимали нас…
Вопросы и задания:
1.Какие словесные образы возникают в стихотворении?
2.Каково отношение автора к миру, созданному в стихотворении?
3.Как оно выражается посредством слова? Выпишите ключевые слова.
4.Систематизируйте предложенный материал, отберите необходимые сведения и заполните таблицу.
- «Истина нужней мне и дороже» (П.Я.Потапенко)
- Счастье, добрые, надежные, святая, честно, очень много, любящие
- Самоотверженность, честность, правдивость, благодарность
- Счастье, друзья, правда, хлеб, весна, счастье, любовь
Словесные образы | Отношение к миру, выраженное автором | Ключевые слова, характеризующие поэзию П.Потапенко |
Итог : из предложенного списка выбрать штрихи для словесного портрета:
Добрый
честный
друг
чуткий
любящий
сын
проникновенный
талантливый
певец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К историософским взглядам Петра Яковлевича Чаадаева
Презентация посвящена творчеству П.Я. Чаадаева, формированию его взглядов на Россию. П.Я. Чаадаева называли «первым по времени философом истории на Руси», «самым глубоким и самым разнообразным мы...
мастер класс «Рождественский венок».
Всем здравствуйте! Представляю вашему вниманию мастер класс «Рождественский венок»....
Мастер-класс по изготовлению рождественского венка.
Мастер-класс по изготовлению рождественского венка. Подготовила педагог дополнительного образования МАДОУ №2 г.Ленинска-Кузнецкого , Кемеровской области Колеватых Лариса Александровна...
Мастер-класс Изготовление рождественского венка из мишуры.
Изготовление украшения для входной двери к Рождеству....
Мастер-класс "Рождественский венок"
Рождество уже не за горами, поэтому пришло время подумать о декоре. Конечно, самым главным атрибутом зимних праздников считается пышная вечнозеленая елка, но не стоит забывать...
Мастер - класс «Я в песнях весь и в стихах...» к юбилею бурятского поэта - песенника Д.Дамбаева
Главной идеей литературной гостиной является создание позитивного творческого пространства для реализации общего дела, для общения, развития. Цель мероприятия – расширение знаний учащ...
Мастер-класс новогодний венок в экостиле
Предлагаю вам сделать венок из природного материала....