Мастер-класс «Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко. Человек. Гражданин. Поэт.»
проект по литературе (9 класс) по теме

Птицина Елена Михайловна

Мастер-класс представляет собой литературно-исследовательский творческий проект "Составление словесного литературного портрета поэта Петра Яковлевича Потапенко". 

Дидактические цели проекта:

1. Сформировать понятие о творчестве поэта.

2. Воспитывать любовь к родному краю.

3. Сформировать умение обобщать полученную информацию и делать собственные выводы.

 

Методические цели проекта:

1. Отрабатывать умение проводить исследование в области поэтического текста.

2. Определчть художественную идею произведения.

3. Находить максимально приближенный к идее художественного произведения вариант технического воплощения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potapenko.pptx2.68 МБ
Файл master-klass.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко . Человек. Гражданин. Поэт.» Литературно-исследовательский творческий проект

Слайд 2

Потапенко Пётр Яковлевич Поэт, писатель. 1927, с. Ивашково Черниговской обл. 1999, г. Курск. «…Его ценности, его богатства – любовь к жизни, земля, умытая росами, безбрежность неба, восход солнца, ручей в лесу…» В.М. Коркина

Слайд 3

П.Я. Потапенко, 4-й справа во втором ряду. 1941 г. 1949 г.

Слайд 4

«Истина нужней мне и дороже»

Слайд 5

П. Потапенко и Е. Носов. Курск, 1975 г.

Слайд 6

П. Потапенко среди сотрудников редакции газеты «Курская правда»

Слайд 7

Не отрекайся от России, От её горя не беги. Ты ей как сын, по долгу сына С колен подняться помоги. П.Я . Потапенко



Предварительный просмотр:

                                                       Мастер-класс

                                         Ролевая    игра

             Составление словесного литературного портрета

«Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко. Человек. Гражданин. Поэт.»

                                                                                             Литературно-исследовательский  

                                                                                                                      творческий  проект          

Научное обоснование:  Во все времена человека не переставало интересовать новое, всё, что было для него незнакомым или непонятным, не в полной мере ясным, но притягивало к себе и требовало разобраться. Такой областью в нашей школе стала литература Курского края.

Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему. Формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, культурологическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью учителя, обеспечивает межпредметные связи и, что особенно важно, способствует развитию личностных компетенций.

 Поэтому я предлагаю вашему вниманию литературно-исследовательский проект, посвященный поэтическому творчеству нашего земляка Петра Яковлевича Потапенко, в ходе которого мы и составим словесный литературный портрет автора.

Дидактические цели проекта:

  1. Сформировать понятие о творчестве писателя.
  2. Воспитывать любовь к родному краю.
  3. Приобретать навык самостоятельной работы.
  4. Сформировать умение обобщать полученную информацию и делать собственные выводы.

Методические цели проекта:

  1. Отрабатывать умение проводить исследование в области поэтического текста.
  2. Определять художественную идею произведения или его художественное направление.
  3. Находить максимально приближенный к идее художественного произведения вариант технического воплощения. 

         Методика организации проекта:

 1.Планирование работы над проектом :

  • Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов
  • Обсуждение возникших идей
  • Формулирование темы проекта

  2.Аналитический этап (исследовательская работа)

 3.Этап обобщения (систематизация полученных данных)

 4.Защита полученных результатов

 5.Рефлексия

Формируемые компетенции:

  1. Ответственность и адаптивность.
  2.  Коммуникативные умения.
  3. Информационная и медиа грамотность
  4. Межличностное взаимодействие и сотрудничество. 

                  «Алгоритм действий в проекте (по группам)»

1.Внимательно прочитать задание, определить цель выполнения работы

2.Выдвинуть гипотезу – предположение

3.Вдумчиво отнестись к изучению найденного материала

4.Систематизировать материал, отобрав наиболее необходимые сведения, более точно отвечающие выдвинутой гипотезе

5.Полученный результат предложить для коллективного прослушивания и оценивания

6.Защитить результат в коллективе, получить общую оценку результатов

Ход работы:

1.Мотивация

- Какие душевные качества  скрываются за строками его стихов?

2.Выбор темы: «Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко. Человек. Гражданин. Поэт.

3.  Сообщение краткой биографической справки о поэте:

      Петр Яковлевич Потапенко родился в 1927году в селе Ивашковка Черниговской области. До переезда в Курск работал в днепропетровских многотиражных и областных газетах. Там же, в Днепропетровске, выпустил роман «Ветер приносит грозу», по которому был снят художественный телефильм, сборник рассказов «Птицы летят вместе» и книжку стихотворений на украинском языке «Бейся, сердце».

      Многие годы работал и в областной газете «Курская правда», по-прежнему совмещая журналистскую деятельность с литературным трудом: он писал прозу и стихи, публиковался в центральных и областных газетах, в коллективных сборниках «Верность» (издательство «Правда») и «Крутые повороты» (Центрально-Черноземное книжное издательство), в журнале «Советский воин». Стихи П.Потапенко писал практически до последнего своего дня.

4.Работа в группах по систематизации материала

5.Оформление результатов: составление словесного портрета в «технике набрызга»

6.Рефлексия.

                                 

П.Я.Потапенко –  поэт

 ***

Безумствуй, стих мой,

Разрывай мне горло,

Разбей набатным звоном тишину.

Кричи во тьму,

Что над страной простерлась

Во всю ее длину и ширину.

Веди меня под пулю и на плаху,

Хоть в Дантов ад

Меня, мой стих, веди, -

Но только спящую

И скованную страхом

Шестую часть планеты разбуди.

Вопросы и задания:

1.Какие словесные образы возникают в стихотворении?

2.Каково отношение автора к миру, созданному в стихотворении?

3.Как оно выражается посредством слова? Выпишите ключевые слова.

4.Систематизируйте предложенный материал, отберите необходимые сведения и заполните таблицу.

  • «Возможно, кое-что из написанного покажется читателю излишне драматизированным, но этот поэтический настрой, наверное, естествен: на пороге ухода из жизни все драмы и трагедии России проходили через сердце автора , накладывались на личные боли и печали. Но, несмотря на это, по стихам П.Потапенко скользит луч доброты, любви и веры»   (В.Коркина)
  • Родина, творчество, поэт
  • Боль, переживания, надежда
  • Безумствуй, разрывай, разбей, кричи, веди, разбуди.

Словесные образы

Отношение к миру, выраженное автором

Ключевые слова, характеризующие поэзию П.Потапенко

Итог : из предложенного списка выбрать штрихи для словесного портрета:

Добрый

 честный

друг

чуткий

 любящий

сын

проникновенный

талантливый

певец

 П.Я.Потапенко – гражданин

             Родина

В мое сердце ты вошла березкою,

Той, что ждет кого-то у ручья,

Трелью – не чужого, не заморского –

Курского родного соловья;

Розовыми нежными закатами

И озерной гладью голубой,

Белыми украинскими хатами,

Русскою бревенчатой избой;

Степью с молчаливыми курганами,

Что в сиянье солнечного дня

Замерли седыми великанами,

Бережно историю храня;

Тихими зелеными погостами,

Где среди покоя и могил

Мысль одна…И дать ответ не просто,

Что ты сделал и зачем ты жил;

Росами калеными рассветными,

Что упали солью на хлеба…

Родина, в твой колос

Зернышком неприметным

Вросла моя судьба.

Вопросы и задания:

1.Какие словесные образы возникают в стихотворении?

2.Каково отношение автора к миру, созданному в стихотворении?

3.Как оно выражается посредством слова? Выпишите ключевые слова.

4.Систематизируйте предложенный материал, отберите необходимые сведения и заполните таблицу.

  • «Его ценности, его богатства – любовь к жизни, земля, умытая росами, безбрежность неба, восход солнца, ручей в лесу…»    (В.Коркина)
  • Нежность, чуткость, слияние, гармония, любовь
  • В сердце вошла, курского родного, бережно храня, что сделал, зачем жил, вросла судьба
  • Березка, соловей, украинские хаты, русская изба, Родина

Словесные образы

Отношение к миру, выраженное автором

Ключевые слова, характеризующие поэзию П.Потапенко

Итог : из предложенного списка выбрать штрихи для словесного портрета:

Добрый

 честный

друг

чуткий

 любящий

сын

проникновенный

талантливый

певец

П.Я.Потапенко – человек

              Говорят…

Говорят, для счастья мало надо,

Но поверить этому нельзя.

Разве мало – если с нами рядом

Добрые надежные друзья?

Разве мало – душу не увеча,

Кинуться хоть черту на рога

За святую правду человечью,

Не боясь нажить себе врага?

И совсем не мало – ломтик хлеба,

Честно заработанный тобой.

Да еще вглядись в безбрежье неба

И напейся бездны голубой.

Вслушайся: капель опять звенит и пляшет,

Сыплет серьги на ладонь весны.

Ветка ветке, напружинясь, машет,

Зимние отряхивая сны…

Это много.Это очень много!

Все зачтется счастью твоему –

Даже вдаль бегущая дорога,

 Что ведет неведомо к чему.

Даже боль прощанья и разлуки

Для того приходит в трудный час,

Чтобы после любящие руки

Еще крепче обнимали нас…

 

Вопросы и задания:

1.Какие словесные образы возникают в стихотворении?

2.Каково отношение автора к миру, созданному в стихотворении?

3.Как оно выражается посредством слова? Выпишите ключевые слова.

4.Систематизируйте предложенный материал, отберите необходимые сведения и заполните таблицу.

  • «Истина нужней мне и дороже»  (П.Я.Потапенко)
  • Счастье, добрые, надежные, святая, честно, очень много, любящие
  • Самоотверженность, честность, правдивость, благодарность
  • Счастье, друзья, правда, хлеб, весна, счастье, любовь

Словесные образы

Отношение к миру, выраженное автором

Ключевые слова, характеризующие поэзию П.Потапенко

Итог : из предложенного списка выбрать штрихи для словесного портрета:

Добрый

 честный

друг

чуткий

 любящий

сын

проникновенный

талантливый

певец

   

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К историософским взглядам Петра Яковлевича Чаадаева

Презентация посвящена творчеству П.Я. Чаадаева, формированию его взглядов на Россию. П.Я. Чаадаева называли «первым по времени философом истории на Руси», «самым глубоким и самым разнообразным мы...

мастер класс «Рождественский венок».

Всем  здравствуйте!  Представляю вашему вниманию мастер класс «Рождественский венок»....

Мастер-класс по изготовлению рождественского венка.

Мастер-класс по изготовлению рождественского венка. Подготовила педагог дополнительного образования МАДОУ №2 г.Ленинска-Кузнецкого ,  Кемеровской области Колеватых Лариса Александровна...

Мастер-класс Изготовление рождественского венка из мишуры.

Изготовление украшения для входной двери к Рождеству....

Мастер-класс "Рождественский венок"

Рождество уже не за горами, поэтому пришло время подумать о декоре. Конечно, самым главным атрибутом зимних праздников считается пышная вечнозеленая елка, но не стоит забывать...

Мастер - класс «Я в песнях весь и в стихах...» к юбилею бурятского поэта - песенника Д.Дамбаева

Главной идеей литературной гостиной является создание позитивного творческого пространства для реализации общего дела, для общения, развития.  Цель мероприятия – расширение знаний учащ...

Мастер-класс новогодний венок в экостиле

Предлагаю вам сделать венок из природного материала....