Мастер - класс «Я в песнях весь и в стихах...» к юбилею бурятского поэта - песенника Д.Дамбаева
опыты и эксперименты на тему
Главной идеей литературной гостиной является создание позитивного творческого пространства для реализации общего дела, для общения, развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_yubileyu_ddambaeva.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
МБОУ «Харганатская СОШ»
Мастер - класс
«Я в песнях весь и в стихах...»
к юбилею бурятского поэта - песенника Д.Дамбаева
( Работа «Литературной гостиной «Вдохновение»»)
Автор: Дашицыренова Э. П.,
учитель русского языка и литературы,
руководитель «Литературной гостиной»
2015г.
Цели и задачи:
Главной идеей литературной гостиной является создание позитивного творческого пространства для реализации общего дела, для общения, развития. В данном случае можно выделить три главные цели: коммуникативную, когнитивную и морально-этическую.
Коммуникативная цель:
Главная задача сценария литературной гостиной – это самовыражение, открытие талантов в мире творчества, укрепление самооценки и социализация школьника.
«Я в песнях весь и в стихах...»
Цель мероприятия – расширение знаний учащихся о жизни и творчестве поэта, приобщение к его произведениям, воспитание интереса и любви к литературному чтению.
Форма мероприятия – литературная гостиная, содержание - литературно-музыкальная композиция с инсценированием, чтением любимых стихов поэта
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово - приветствие.
Добрый день, уважаемые гости, участники Байкальского Образовательного Форума! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной «Вдохновение» имени нашего земляка, поэта Д. Дамбаева.
13 апреля 2013 года поэту Даши ЦыретаровичуДамбаеву исполнилось бы 75 лет. И в рамках этой юбилейной даты земляки и почитатели таланта поэта объявили 2013 год – годом Даши Дамбаева. Прошло ряд юбилейных мероприятий.
Автор памятника скульптор Цыжипов Б. А. по заслугам принимал искренние слова благодарности от земляков и почитателей таланта поэта. На памятнике написано «Дуушанябахааэндэ тYрооhэм, дуушанхэзээшябахалби!», что в переводе говорится «Я родился для песенной доли, и певцом вовеки пребуду!».
Шестидесятые годы – это время активных творческих поисков, шумных споров о месте человека, его роли в обществе, это жаркие дискуссии о физиках и лириках, это горячие споры о роли и месте поэзии в век научно-технической революции. И в эту кипящую, бурлящую атмосферу погрузился Даши Дамбаев. Это была его стихия. Он посещал выступления поэтов в Политехническом музее, читал запоем стихи молодых поэтов – и писал свои стихи. Именно тогда он сделал свой выбор окончательно: его призвание- поэзия.Таким образом, через некоторое время он оставляет учебу в МГУ, тут и начинаются его жизненные университеты. Он уезжает на целину, на строительство железной дороги в Казахстане. Там Даши очень сильно тосковал по малой родине, что выразилось в словах песни.
Любовью к родному краю
Душа моя переполнена,
О людях степенных родной моей Харганы
Мне б такие песни сложить,
Чтоб их пели и помнили
Чтобы миру всему они были слышны
Как влюблен был он в стихию природы и стиха, в магию слова и ритмы движения.
Чтение стихотворения «Белые волны Байкала»
У Даши Дамбаева было зрелое отношение к противоречиям бытия, понимание жизни как борьбы. Он видел мир как поэт и философ: красоту и счастье нужно создавать, за них нужно бороться. Об этом он говорил в стихах: (чтение стих. «Мое имя»)
Неужели и я, как трава, предам
Тело свое земле?
Нет! Я буду греметь в громах,
Молнией разрываться.
Я буду влюбленных сводить с ума
Дурманом акаций!
Я вечен не только в ковре цветов —
Я разумом светлым вечен!
Это философское осмысление жизни особенно ярко выразилось в стихах Даши Дамбаева об искусстве, о великих его представителях — Бетховене, Григе. Какие образы встают перед поэтом, когда он слушает музыку? Прежде всего образ борца — человека несломленного, идущего к свету, верящего в жизнь.
Чтение стихотворений.
А вот лирический монолог о погибшем на фронте отце — Поэма «Клятва». В нем печаль, но она соседствует с другим чувством — долгом перед жизнью, который обязывает сына продолжить тропу отца(отрывок из поэмы об отце)
Как знамя, твои пронесу мечты
Сквозь грозы лихих годин!
Верь мне: чего не добился ты,
Сумеет добиться сын!
Поэт не готовился к смерти. Но теперь, после его кончины, читая стихи, ощущаешь, что он будто предвидел ее. Мудро и мужественно примерял он к своей судьбе смерть на дороге борьбы, завещая юным песни, рожденные горячим сердцем:
Я грудью, грозой прожженной,
Под самым тяжелым громом,
Под самым тяжелым ливнем,
Совсем истекая кровью,
Пройду — и смеяться буду.
Мое пробитое тело
От боли, не затрепещет,
И взгляд моих глаз не померкнет,
И самые громкие песни,
В степном рожденные сердце,
Опять устремятся в дорогу,
Как белые голуби — к солнцу!
Новая юность входит в жизнь, чтобы строить магистрали, растить хлеб. Эта юность берет с собой в путь стихи и песни Даши Дамбаева, славящие труд, борьбу, романтику.
Я землю долблю. Лопата гудит в руках. Копая траншеи для кабеля, Я в песнях весь и в стихах.. Мною тонны земли перебраны…
Отныне и навсегда
Я буду петь о Человеке
На языке труда
С трепетом читаем поэтическое завещание Д.Дамбаева, обращенное к живущим сегодня:
Песни мои, останьтесь Памятью обо мне, Только их пойте ,люди.
Песня на бурятском языке «Молодежный марш».
Жизнь подтвердила, что поэт был сопричастен времени и оставил нам «охапку буйных строк», призывающих нас «в мире тревог и победных кликов идти с мыслями о великом».
Гостям ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО САЛОНА. Им раздаются тексты стихотворений, которые они должны продекламировать.
(ДЕКЛАМАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ)
Учитель: Мы уверены, что участие в нашем салоне позволило вам прикоснуться к поэзии поэта Д.Дамбаева и почувствовать дух селенгинской земли, которая рождает творцов. На прощании хочется пожелать вам словами поэта: «Живущий, да будь счастливым!» Спасибо!
Презентация мероприятия(приложение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по изготовлению рождественского венка.
Мастер-класс по изготовлению рождественского венка. Подготовила педагог дополнительного образования МАДОУ №2 г.Ленинска-Кузнецкого , Кемеровской области Колеватых Лариса Александровна...
Мастер-класс Доска Городецкая песня
Мастер-класс Доска Городецкая песня...
Мастер-класс «Я – весь из боли, я – весь из крика…» Петр Яковлевич Потапенко. Человек. Гражданин. Поэт.»
Мастер-класс представляет собой литературно-исследовательский творческий проект "Составление словесного литературного портрета поэта Петра Яковлевича Потапенко". Дидактические цели проекта:1. Сфо...
Конспект мастер-класса "Аккорды авторской песни". 4 класс.
Конспект мастер-класса "Аккорды авторской песни". 4 класс....
Статья «Я в песнях весь и в стихах».Дамбаев Даши Цыретарович
Даши Дамбаев является автором стихов к более чем 50 песням, ставших поистине народными — «Сэлэнгэ», «Туруушин дуран», «Замай дуун» и многие другие. Музыкально...
урок-экскурсия "АЛЛЕЯ ФАТЬЯНОВСКИХ ПЕСЕН", посв. 100-летнему юбилею земляка, поэта-песенника Алексея Фатьянова
Гений русской песни. 5 марта 2019 г. исполняется 100 лет со дня рождения великого поэта, автора замечательных песен , уроженца Владимирской земли Алексе́я Ива́новича Фатья́нова.Памяти земляка приуроче...
Мастер-класс для родителей младшей группы "Как учить стихи"
Игровая деятельность является основной формой деятельности у детей дошкольного возраста. Тесно связано с игрой речевое развитие детей. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен ...