Урок литературы в 6 классе по рассказу А. Платонова "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Конспект урока литературы в 6 классе "Чтобы жить и светиться - надо много трудиться". Конспект +презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_liter_neizvestnyy_tsvetok_a._platonov.docx | 31.46 КБ |
6_klass_liter._neizvestnyy_tsvetok_a.p._platonov.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема урока: «Чтобы жить – нужно действовать!» (А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»)
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Продолжить формирование умений работать с текстом; выявить проблемы, затронутые автором.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные : воспитание волевых качеств; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к чтению.
Метапредметные;
- Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
- Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
- Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Предметные : познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», выявить проблемы, поднятые автором в тексте.
Методы и формы обучения.
Методические приёмы:
- беседа с элементами диспута
- художественное чтение произведения, сопровождаемое показом презентации
- исследование
- аналитическая беседа
- использование компьютерных технологий
- индивидуальное творческое задание
- комментированное чтение
- музыкальное сопровождение текста
- проектная деятельность
Формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (устный рассказ, практическая работа), групповая, коллективная
Оборудование:
- ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Физминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Выставление отметок за урок. Домашнее задание.
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент | Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. |
2.Актуализация знаний (Мотивационно-целевой этап) | Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Здравствуйте. Ребята, прочитайте слова «чтобы жить и светиться, надо много трудиться». Как вы их понимаете? Какие задачи предстоит нам выполнить на этом уроке? Также мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. | На сегодняшнем уроке мы изучим замечательный рассказ «Неизвестный цветок» и поразмышляем над проблемами, поставленными автором. - записывают в тетрадь число, классная работа и тему урока. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) |
3. Постановка учебной задачи (Поисково-исследовательский)(осмысление содержания) 4. Усвоение новых знаний 5. Физминутка 6. Закрепление изученного материала | Развивать умения применять новые знания. | Инструкция для учащихся: Сегодня вы должны будете оценивать сами свою выполненную работу. Максимальное количество баллов, которые вы должны получить - 8, и далее смотрите по критериям оценивания. В конце урока каждый, просчитав свои баллы, выставляет себе оценку за урок. 1. Дома вы познакомились с содержанием сказки-были, и, я думаю, что это произведение вам понравилось. Как вы думаете, хорошо ли вы знаете произведение? У каждого на парте лежит лист самооценивания (знания/незнания), напишите на нем фамилию и имя. Давайте оценим сами себя. Для этого в шкале поставьте крестик там, на каком уровне вы находитесь. Уровни такие: не знаю (0), плохо знаю (1), хорошо знаю (2). Итак, кто оценил свои знания на «хорошо», а кто – «плохо»? В конце урока мы вернемся к шкале, и вы оцените на сколько продвинулись вперед. 2. А теперь, вспомним развитие сюжета в произведении. Перед вами простой план текста произведения, но этапы все рассеяны, т.е. перепутаны. Ваша задача: поставить все этапы в правильном порядке. Полученный план запишите в тетрадь. Чтобы проверить, работаем в паре, обмениваемся тетрадями и проверяем друг у друга. Результат заносим в лист оценивания. Если без ошибок выполнена работа ставим «2 балла», если 1,2 ошибки - 1 балл, а если 3,4 ошибки, то ставим – «0». 3. А теперь подумаем над определением жанра произведения. Вопросы классу: Когда вы открыли произведение, то что было написано под названием «Неизвестный цветок»? Какие слова-ассоциации вызывают у вас эти слова, запишите их? Итак, что такое сказка? Что такое быль? Оцените сами свой ответ. Если ответили правильно, ставим – 2 балла, если недостаточно – 1 балл, если не смогли – 0 баллов. Как соединяет автор эти два жанра? (Реальное и фантастическое переплетается в произведении) Назовите реальное и фантастическое в произведении.
4. Итак, переходим к анализу проблем, затронутых в рассказе. Вам предлагается поработать в группе: Каждая группа имеет свое задание, оценивание проходит таким образом: после выступления работу всей группы оценивает весь класс, все члены группы получают одинаковый балл. 1 группа: найдите в тексте описание первого неизвестного цветка, найдите ключевые слова, характеризующие этот цветок. Дополнительные вопросы: - почему цветок сравнивается со звездой - опишите его запах. (Объясните слово «благоухание») 2 группа: найдите в тексте эпизод, где рассказывается, что было «другим» летом? Дополнительные вопросы: - как все изменилось? -какие были цветы? -почему «немного хуже»? 3 группа: найдите описание последнего цветка. Выпишите ключевые слова, характеризующие его. Дополнительный вопрос: -почему же последний цветок был самым красивым, самым лучшим?
4 группа:
(гимнастика для глаз) Таким образом: Чему у цветка может научиться человек? В чем идея этого произведения? (Что хотел сказать автор своим рассказом?) | Оценивают сами себя Составляют последовательный план этапов рассказа Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга Отвечают на вопросы Пишут: Сказка- волшебство, фантастика, чудо Быль – былина, было, быть Видят на слайде: Сказка – произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием фантастических сил. Быль – то, что действительно происходило, реальное событие. Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.
1 гр: листья большие, утомленные, одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета, он был слепой. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем. Благоухание, Тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. 2 гр.: Пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. 3 гр: Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цветок, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. 4 гр.: Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться. Ответы учащихся. (Жить – значит действовать, трудиться!) | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности), познавательные (отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, работа над формированием логических умений: анализ) регулятивные (оценивать свои достижения на уроке) Принцип деятельности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению) |
7. Итоги урока. Рефлексия
8. Выставление отметок. Дом. задание | Обобщить, сделать выводы, самооценка | Задание №5. Творческое задание - составление синквейна. Тема – цветок. Прочитайте несколько примеров. У кого же получился более удачно? Выводы по уроку: Что вы для себя поняли? Чему научила вас эта сказка-быль? Вернемся к шкале оценивания. А теперь на каком уровне вы находитесь? Продвинулись ли вы вперед? Оценивание. Домашнее задание: составить синквейн, тема – Даша (героиня данного произведения). | Придумывают и записывают в тетрадь. Рассуждают, подводят итог урока. | УУД: познавательные, регулятивные |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чтобы жить и светиться – надо много трудиться…» Андрей Платонов
План (неправильная последовательность?) 1. Встреча с потомком цветка 2. Через год Даша снова приехала в лагерь и пришла проведать цветок. 3. Девочка привела с собой пионеров, чтобы благоустроить пустырь. 4. На пустырь случайно забрела девочка Даша и познакомилась с цветком 5. Вместо пустыря было ухоженное место. 6 . Появление, выживание и формирование неизвестного цветка на пустыре .
План (для проверки) 1. Появление, выживание и формирование неизвестного цветка на пустыре. 2. На пустырь случайно забрела девочка Даша и познакомилась с цветком. 3. Девочка привела с собой пионеров, чтобы благоустроить пустырь. 4. Через год Даша снова приехала в лагерь и пришла проведать цветок. 5. Вместо пустыря было ухоженное место. 6. Встреча с потомком цветка.
Вывод: «Чтобы жить – нужно действовать!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...