Конспект урока литературы в 9 классе "Поэма А. Пушкина "Цыганы" как романтическое произведение"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
"Поэма А. Пушкина "Цыганы" как романтическое произведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsygany.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Романтическая поэма Пушкина «Цыганы»
Цель:
Анализ поэмы «Цыганы» как романтического произведения.
Задачи:
1. Актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма.
2. Проанализировать поэму «Цыганы» и раскрыть мастерство Пушкина.
3. Продолжать развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста.
4. Продолжать развивать умение логически строить ответ.
Методы и приемы: словесное рисование, выразительное чтение, беседа, работа с учебником и текстом художественного произведения.
Организационные формы: фронтальная (беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент:
2. Мотивация учебной деятельности:
Посмотрите на экран.
(Показ клипа песня Рады из кинофильма «Табор уходит в небо»)
- Какой народ вы увидели на видео? (цыган)
- А как сочетаются 2 понятия «поэт» и «цыганы»? (Пушкин – автор южной поэмы «Цыганы»).
- Давайте приведём ассоциации к словам «цыган» (табор, воля, свобода, кибитка, вольность, вольная жизнь). Сформулируйте тему урока:
« Романтическая поэма Пушкина «Цыганы».
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Проанализировать поэму. Дать характеристику героев) .
- Ребята, среди литературоведов принято считать, что это произведение романтическое. Давайте докажем это утверждение на сегодняшнем уроке.
- А начать я предлагаю с определения понятия романтизма. Можете ли вы сами сформулировать, что такое РОМАНТИЗМ?
3. Определение романтизма (ответы учеников).
РОМАНТИЗМ (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века.
- Выделите самые важные признаки романтизма. ( После ответов учеников открывается запись на доске)
– Давайте послушаем об истории создания поэмы и найдём эти признаки
4. Сообщение учащегося об истории создания поэмы
5. Работаем в группах.
Задание 1 группе: Выпишите примеры романтизма в описании национального колорита цыган. Выразительно прочитайте отрывки из поэмы, связанные с этим описанием. Подготовьте два вопроса по теме своего выступления группам (по одному для каждой)
Задание 2 группе: Выберите из текста ключевые слова, характеризующие романтических героев поэмы. Выразительно прочитайте отрывки из поэмы, связанные с этими характеристиками. Подготовьте два вопроса по теме своего выступления группам (по одному для каждой)
Задание 3 группе: Обозначьте противоречия между естественной жизнью и цивилизованным миром, обратившись к учебнику, страницы 197-198.
Слушаем ответы ребят 1 группы.
После ответа 2 группы задаю вопрос :
- Какой, на ваш взгляд, наиболее сложный и противоречивый в поэме герой и почему? (Алеко, потому что он из другого мира)
- Какого? (цивилизованного)
19 век наиболее ярко отразил противоречия между феодальным и капиталистическим строем. В герое как будто отражаются политические события того времени.
- А какие признаки противоречивости вы выделили, работая с учебником?
Слушаем выступление 3 группы о противоречиях 2х миров.
6. Рефлексия
1) – Что же вам нужно было сделать на уроке?
(Доказать, что поэма романтическая)
2) какие доказательства мы обнаружили?
(одухотворённая целительная природа, романтические герои, противоречивость миров)
3) какой образ вам показался наиболее сложным? (Алеко)
Составление синквейна по словам: Алеко, Земфира, Цыганы
Домашнее задание: творческая работа «Образ главного героя в поэме Пушкина «Цыганы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского "Детство Тёмы"
Урок помогает учащимся глубже проникнуть в мир замысла и поэтики писателя через анализ его произведения. Поступки героев и их характер раскрываются учащимися в процессе анализа эпизодов.Те...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы в 6 классе «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Урок в рамках нового ФГОС...
Конспект урока литературы в 9 классе на тему "В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады".
Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе "Светлана". Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотив...
Конспект урока литературы «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Конспект урока литературы в 6 классе. В этом конспекте я попыталась затронуть одну из самых важных тем, это тема любви....
Конспект урока литературы в 8 классе. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.
hellip;Что за огненная душа,Что за могучий дух,Что за исполинская натура у этого Мцыри!В. Г. Белинский. Конспект урока литературы в 8 классе. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романт...