Конспект урока литературы в 6 классе по произведению Н.Г. Гарина-Михайловского "Детство Тёмы"
план-конспект урока литературы (6 класс) на тему

Акимова Наталья Геннадьевна

Урок помогает учащимся глубже проникнуть в мир замысла и поэтики писателя  через анализ его произведения. Поступки героев и их характер раскрываются учащимися  в процессе анализа эпизодов.

Технология: ПДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе

Учитель русского языка и литературы: Акимова Наталья Геннадьевна

Произведение:  Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

Программное обеспечение: Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы. Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Издательство «Просвещение», 2002.  

Информационное обеспечение: Литература. 6 класс. В 2ч.: учеб.-хрестоматия  для  общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2006.

Тема: Поступки ге роев и их характер.

Технология: технология проблемного урока (автор Елена Леонидовна Мельникова)

Цель:  помочь учащимся глубже проникнуть в мир замысла и поэтики писателя  через анализ его произведения.

Задачи: 

Обучающая:

  1. уметь давать характеристику персонажей;
  2. уметь сопоставлять разные эпизоды, связанные с поступками героя, определять их роль в произведении;
  3. уметь выдвигать свои версии ответа на поставленный вопрос;
  4. уметь аргументировать свою точку зрения текстом произведения.

Развивающая:

  1. развивать связную монологическую речь обучающихся;
  2. развивать память, мышление, логику;
  3. развивать навыки выразительного чтения;
  4. обучение работе в коллективе.

Воспитательная: 

  1. воспитывать уважение к чужому мнению;
  2. воспитывать чувство достоинства, честность и ответственность за свои поступки;
  3. воспитывать чувство понимания и милосердия к людям, допустившим  в своей жизни проступок и осознавшим свою вину;
  4. воспитывать уважение к  творческому наследию писателя.

Оборудование: портреты писателя, иллюстрации к произведению, словарь имен (значение имени Аглая), отрывок из фильма (при возможности можно заменить один из отрывков текста, который выбран для анализа в ходе урока),  текст  произведения в учебнике-хрестоматии.

Афоризмы к уроку:

Пока люди любят, они прощают. Франсуа Ларошфуко

Тупой ничего не прощает и не забывает; наивный прощает и забывает; умный прощает, но не забывает. Томас С

Слабые не умеют прощать. Умение прощать — свойство сильных. Ганди

Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. Оноре Бальзак

За признание — прощение, за утайку — нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный. Петр Великий

Все понять — все простить. Анна Сталь

Память и совесть всегда расходились и будут расходиться в том, следует ли прощать обиды. Джордж Галифакс

Если собираетесь кого - либо полюбить, научитесь сначала прощать. А. Вампилов

Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. М. Ганди

Другим прощай многое, себе ничего. Публий Сир

Ход урока.

  1. Совсем недавно мы познакомились с особенным героем Ф.М. Достоевского  Алешей Карамазовым,  который смог понять и простить мальчика Илюшеньку Снегирева. Простить человека, причинившего боль. Обсуждение этого произведения не оставило вас равнодушными, проблемы, затронутые писателем, показались близкими и важными для нашей сегодняшней жизни. И опять перед нами произведение с новыми неразрешенными пока еще вопросами и проблемами, о которых через книгу с нами говорит уже другой автор – Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Произведение подобного плана нам уже встречалось. Лев Николаевич Толстой написал схожее произведение – автобиографическую трилогию «Детство. Отрочество. Юность», и на прошлом уроке мы с вами говорили об этом. Неслучайно оба писателя, да и не только они, обращаются к этой удивительной поре детства, когда в жизни ребенка происходят события, накладывающие отпечаток на всю дальнейшую взрослую жизнь человека. С чем ты выйдешь во взрослую жизнь, каким ты будешь, во многом зависит от того, что преподнесет тебе в подарок детство.

  1. Работа с  текстом.

Итак, ребята, сегодня мы с вами попытаемся сопоставить отрывки из повести, связанные с поступками и характером очень интересного героя – матери Тёмы,  Аглаиды  Васильевны.

  1. Этот ласковый, вперёд прощающий, голос охватил Тёму какою-то жгучей потребностью — всё до последнего передать матери.

Передав истину, Тёма горько оборвал рассказ и униженно опустил голову.

— Бедный мой мальчик, — произнесла охваченная той же тоской унижения и горечи мать.

Тёма облокотился на спинку её кресла и тихо заплакал.

Мать, молча, вытирала капавшие по её щекам слёзы. Собравшись с мыслями и дав время успокоиться сыну, она сказала:

— Что делать? Если мы видим свои недостатки и если, замечая их, стараемся исправиться, то и ошибки наши уже являются источниками искупления. Сразу ничего не приходит. Всё достаётся тяжёлой борьбой в жизни. В этой борьбе ты уже нашёл сегодня одну свою слабую сторону…   Когда будешь молиться, попроси у Бога, чтобы он послал тебе твёрдость и крепкую волю в минуты страха и опасности.

— Ах, мама, как я вспомню про Иванова, как вспомню… так бы, кажется, и умер сейчас.

Мать, молча, гладила голову сына.

— Ну, а если б ты пошёл к нему? — спросила она ласково.

Тёма не сразу ответил.

— Нет, мама, не могу, — сказал он дрогнувшим голосом. — Когда я знаю, что больше не увижу его… так жалко… я так люблю его… а как подумаю, что пойду к нему… я больше не люблю его, — тоскливо докончил Тёма, и слёзы опять брызнули из его глаз.

Ну и не надо, не ходи. Когда-нибудь в жизни, когда ты выйдешь хорошим, честным человеком, Бог даст, ты встретишься с ним и скажешь ему, что если ты вышел таким, то оттого, что ты всегда думал о нём и хотел быть таким же честным, хорошим, как он. Хорошо?

Тёма, молча, вздохнул и задумался. Мать тоже замолчала и только продолжала ласкать своего не устоявшего в первом бою сына.

Вечером, в кровати, Тёма осторожно поднял голову и, убедившись, что все уже спят, беззвучно спустился на пол и, весь проникнутый горячим экстазом, охваченный каким-то особенным, так редко, но с такой силой посещающим детей огнём веры, — жарко молился, прося Бога послать ему силы ничего не бояться. (Ябеда)

2) Мать Карташёва, молча, взволнованно встала. В ней всё бурлило и волновалось, но она как-то совершенно потеряла под собой почву. Она чувствовала своё полное бессилие и, вместе с тем, чувствовала, что её всё больше охватывало желание чем-нибудь задеть неуязвимого директора. Но она побоялась повредить сыну, и предпочла лучше поскорее уехать.

— Я хотел только сказать, — проговорил, вставая за женой, Карташёв: — я вполне разделяю все ваши взгляды… Я сам военный, и странно было бы не сочувствовать вам… Дисциплина… конечно… Но я хотел только вам сказать насчёт товарищества… Всё ж таки, мне кажется, нельзя отрицать его пользы…

Жена с неудовольствием нетерпеливо ждала конца начатого мужем совершенно бесполезного разговора.

— Совершенно отрицаю в том виде, как оно вообще понимается, — ответил директор, — а именно, скрывать негодяев, заслуживающих наказания.

— Боже мой, — прошептала Карташёва, — нашаливший ребёнок — негодяй!  (Поступление в гимназию)

3)Назавтра Тёма принёс неожиданную новость, что он срезался по трём предметам, что передержку дают только по двум, но если особенно просить, то разрешат и по трём. Это-то последнее обстоятельство и вынудило его открыть свои карты, так как просить должны были родители.

Тёма не мог вынести пристального, презрительного взгляда матери, устремлённого на него, и смотрел куда-то вбок.

Томительное молчание продолжалось довольно долго.

— Негодяй! — проговорила, наконец, мать, толкнув ладонью Тёму по лбу.

Тёма ждал, конечно, сцены гнева, неудовольствия, упрёков, но такого выражения презрения он не предусмотрел, и тем обиднее оно ему показалось. Он сидел в столовой и чувствовал себя очень скверно. С одной стороны, он не мог не сознавать, что всё его поведение было достаточно пошло; но, с другой стороны, он считал себя уже слишком оскорблённым. Обиднее всего было то, что на драпировку в благородное негодование у него не хватало материала, и, кроме фигуры жалкого обманщика, ничего из себя и кроить нельзя было. А между тем, какое-то раздражение и тупая злость разбирали его и искали выхода. Отец пришёл. Ему уже сказала мать,

— Болван! — проговорил с тем же оттенком пренебрежения отец. — В кузнецы отдам…

Тёма молча высунул ему вдогонку язык и подумал: «Ни капельки не испугался». Тон отца ещё больше опошлил перед ним его собственное положение. Нет! Решительно ничего нет, за что бы уцепиться и почувствовать себя хоть чуточку не так пошло и гадко! И вдруг светлая мысль мелькнула в голове Тёмы: отчего бы ему не умереть?! Ему даже как-то весело стало от мысли, какой эффект произвело бы это. Вдруг приходят, а он мёртвый лежит. Вот тогда и сердись, сколько хочешь! Конечно, он виноват — он понимал это очень хорошо, но он умрёт и этим вполне искупит свою вину. И это, конечно, поймут и отец, и мать, и это будет для них вечным укором! Он отомстит им! Ему ни капли их не жалко, — сами виноваты!  (Подошли экзамены)

  1.  Формулирование проблемы через подводящий диалог.

Вдумайтесь в то, что содержат в себе эти отрывки.

Какие противоречия вы заметили?  Удивила ли вас наша героиня?

Попробуем определить, как ведет себя мать.

- В первом случае – мать прощает и жалеет Тёму.

- Во втором случае – возмущена тем, что директор видит в ребенке-шалуне негодяя.

- В третьем – называет негодяем своего сына сама. Это приводит к тому, что Тёма решает отравиться.

Почему так? Ведь она хорошо знает своего сына, чувствует его?

Итак, почему так по-разному ведет себя мама Тёмы? / Пока люди любят, они прощают. (Франсуа Ларошфуко) / Почему Аглая  Васильевна не простила сыну того, что он не сдал экзамены?

  1. Работа в группах: учащиеся высказывают и записывают свои гипотезы.

Озвучиваем варианты ответов и записываем их на доске:

- разлюбила сына

- устала от его проделок

- больше не верит ему

- сильно рассердилась

- испугалась гнева отца

- стала его стыдиться

- притворилась сильно рассерженной, чтобы напугать сына

- ….

  1.  Проверка гипотез: Высказываем свое мнение по поводу каждой версии, отвергаем ошибочные.

………….

  1. Делаем вывод:  Ей было очень больно, что сын обманывает их, она не могла простить ему лжи, потому что сама больше всего в человеке ценила искренность и честность, внутреннее благородство и достоинство. А Тёма стал привыкать выкручиваться и находить оправдания всем своим проступкам. Этого она не могла принять. Но после того, как она увидела страдания сына, его желание исправиться и подготовиться к переэкзаменовке самостоятельно, она опять его простила и снова поверила в него.
  2. Афоризмы урока  (при наличии времени – объяснить выбор, поработать с карточкой): 

              Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. Оноре Бальзак

 Все понять — все простить. Анна Сталь

 Другим прощай многое, себе ничего. Публий Сир

  1. Формулируем тему урока. О чем мы сегодня с вами говорили. Подсказка есть в первом отрывке – слова матери.  «Сразу ничего не приходит. Всё достаётся тяжёлой борьбой в жизни.»
  2. Значение имени:

Карточка к уроку:

Аглая (Аглаида) значение имени и толкование имени Аглая: блистающая, великолепная (греч.).

Именины Аглаи: 1 января (19 декабря) - праведная Аглаида проводила жизнь в посте, заботах о бедных и молитве, коими совершала чудеса (IV в.).

Тайна имени Аглая: Если на Аглаю-Аглаиду небо звездное — к урожаю. Дятел начинает стучать — к ранней весне. Зайцы держатся около жилья — к морозам.

Зодиак имени — Козерог. Планета — Сатурн. Цвет имени -желтый. Благоприятное дерево - вяз. Заветное растение - горечавка. Покровитель имени — синица. Камень-талисман - топаз.

Уменьшительные формы: Аглаюшка, Агланя, Гланя, Глаша.

Характеристика имени Аглая: Аглая очень обаятельна, но при этом есть в ней какая-то отстраненность, которая действует на людей сдерживающе. Аглая непритязательна и не любит усложнять себе жизнь. Для нее характерны спокойствие и уравновешенность. Наиболее заметные недостатки — медлительность и склонность к морализированию.

Имя Аглая в истории: Аглая - имя одной из трех харит, или граций: благодетельных богинь, воплощающих доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Хариты близки к Аполлону, так же как и музы.
Аглая - одна из героинь романа Ф.М.Достоевского "Идиот". В отличие от воистину роковой женщины Настасьи Филипповны, Аглая воплощает
сдержанную страсть, почти подавленную высоко развитым чувством собственного достоинства.

Самооценка, духовность и цель жизни – это три стержня её жизни.

Ей не свойственны зависть и жадность, Аглая легко прощает обиды. Аглая хорошая мать – воспитатель для своих детей.

Аглая не боится неизвестных ей тем, так как уверена в своих способностях постигать истину.

  1.  Подведение итогов урока.

  Д/З:

1) запись размышлений о

- смысле поступков героев, их взаимосвязи;

- символическом значении имен;

2) подобрать афоризмы, подходящие по смыслу к проблемам повести, подтверждающие выводы, ключевые мысли нашего урока;

3) нарисовать портрет героя (Тёмы, Аглаи Васильевны, Николая Семеновича, Иванова и др.);

4) прочитать 2-3 главы, которых нет в учебнике-хрестоматии.

Дополнительные рекомендации:

Для удобства работы с текстом для учащихся выдержки из произведения можно распечатать в качестве раздаточного материала на каждую парту, так как в учебнике помещены только отдельные главы повести.

При выполнении д/з учащиеся могут самостоятельно  выбрать 2 или 3 задания по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...