Конспект урока литературы в 9 классе на тему "В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады".
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе "Светлана". Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотивам баллады. Материал сопровождается наглядной презентацией, а также аудиозаписью фольклорной песни (поможет учащимся больше проникнуться атмосферой того времени).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhukovskiy.doc | 43.5 КБ |
zhukovskiy_svetlana_dlya_nsportala.ppt | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9 классе “В.А.Жуковский ”Светлана”(1813).Романтические особенности баллады”.
Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение баллады, беседа по вопросам, прослушивание аудио (см. приложение).
Оборудование: презентация Power Point.
Ход урока.
1.Приветствие.
Эпиграф к уроку:
“Его стихов
пленительная сладость
Пройдёт веков
Завистливую даль…”
А.С.Пушкин. (1 слайд)
2.Проверка домашнего задания – биографии В.А,Жуковского. (2 слайд)
- С какими произведениями В.А.Жуковского мы уже знакомы? Каковы их общие черты? Особенности романтизма.(3 слайд).
- Сравним элегию “Море” (домашнее задание) и балладу “Светлана”. (4 слайд).
- Попробуйте догадаться, какие строки принадлежат перу В.А.Жуковского? (5 слайд).
Для этого еще раз вспомните характерные особенности его письма.
Баллада “Светлана”.
- Итак, с чего начинается баллада? (7 слайд).
- На Руси среди незамужних девушек были очень популярны гадания в ночь перед Рождеством * с 18 на 19 января. (Прослушивание аудио, см. приложение)
Светлана прибегает к самому страшному из гаданий – у зеркала (т.к. зеркало, по фольклорным поверьям, считалось границей между нашим и потусторонним мирами). Как вы думаете, почему она прибегает к такому страшному гаданию?
“Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет,
Ах! А им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.”
- Светлана находится в разлуке с любимым, её любовь и вера подвергаются испытаниям. Любовь в балладе дана в ореоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры.
- Расскажите, что случилось со Светланой после того, как она села к зеркалу? На какие части можно разделить балладу? (8 слайд).
- Вы, наверное, заметили, как эта баллада наполнена звуками, цветами, которые только нагнетают обстановку, усиливают страх, ужас. Составим таблицу “Цветопись и звукопись в балладе”. 9- 10 слайды.
Цвета | Звуки | Чувства Светланы |
Белый плат (платок) Тускло светит луна Сумрак Белая пелена Свеча Темно Пыхнул огонёк Тускнеет Чёрный Блестят Бледен Мрачнее Голубочек белый Черный цвет против белого!!! (Добро против зла) | Мёртвое молчание С треском пыхнул огонек Крикнул жалобно сверчок Кто-то стукнул Стучит Скрыпит Страшное молчание Зскрежетал Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку | Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная “Занялся от страха дух” |
Все эти средства выразительности характерны для романтизма, создают ореол таинственности, мистики: тьма и свет, холод, страшные звуки стирают границу между реальностью и потусторонним миром.
- Подчеркните слова-символы, характеризующие жизнь и смерть (11 слайд).
Чем же закончится это опасное для человека обращение к потусторонним, враждебным силам?
12 слайд. Какова же главная героиня этой страшной баллады? Симпатична ли она вам. Выпишите цитаты из текста, характеризующие её.
- Почему всё-таки все оканчивается хорошо?
13 слайд. Выделите в этом произведении черты романтизма.
- Рефлексия.
Что вам сегодня понравилось/что – нет? Все ли было вам понятно? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
14 слайд. Домашнее задание.
Приложение.
Ссылка на аудио - (http://melody24.net/search/%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%282+%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0%29).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Вспомним факты биографии: Он был незаконнорожденным сыном А.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи. В 14 лет дебютирует в печати. Занимается переводами (Гёте, Шиллера и др.) Редактор журнала “ Вестник Европы ” . В 1812 г.поступает в ополчение. Близкий друг А.С.Пушкина. Один из излюбленных жанров – элегия.
1). Интерес к сильной, исключительной личности. 2). Взгляд на жизнь “ сквозь призму сердца ” . 3). Интерес ко всему экзотическому, яркому, возвышенному. 4). Тяготение к фантастике, к смешению комического и трагического. 5). Мучительное переживание разлада с действительностью. 6). Стремление личности к абсолютной свободе, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира. 7). Склонность отражать бессознательную форму движения души (сон).
Особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере элегии «Море» и баллады «Светлана». Эти жанры, баллада и элегия, характерны для него как для романтика. Элегия – песня грустного содержания, отражающая размышления о бренности всего земного, быстротечности жизни, о несчастной любви. Этот жанр соответствовал состоянию души романтика, неудовлетворенного реальностью. А баллада отражает другую часть романтического мышления – интерес к мистике, к фантастическому.
На холме, сквозь зелёной рощи, При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья… Ручей, виющийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием катишься ты в реку!
Что такое баллада? Где впервые она появилась? Докажите, что «Светлана» В.Жуковского – это баллада.
«Раз в крещенский вечерок* Девушки гадали…» * Ночь с 18 на 19 января.
1. Светлана гадает. 2. Сон Светланы. 3. Поездка . 4. Приезд в «Божий храм». 5. Дорога к избушке. 6. В избушке. 7. Пробуждение от сна. 8. Обращение автора.
Цвета Звуки Чувства Светланы
Цвета Звуки Чувства Светланы Белый плат (платок) Тускло свет ит луна Су мрак Белая пелена Свеч а Темно Пыхнул огон ёк Тускнеет Чёрный Блест ят Блед ен Мрачнее Голубочек белый Черный цвет против белого!!! (Добро против зла) Мёртвое молчание С треском пыхнул огонек Крикнул жалобно сверчок Кто-то стукнул Стучит Скрыпит Страшное молчание Зскрежетал Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная “ Занялся от страха дух ”
а) синей чертой, символизирующие смерть; б) зелёной чертой, символизирующие жизнь. Луна, зеркало, кони, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.
1.Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану. Найдите в тексте её описание. 2. Как автор относится к своей героине? Найти слова в тексте. 3. Как вы думаете, почему бал- лада заканчивается хорошо?
Фантастически напряженный ход событий. Драматизированный сюжет Противопоставление 2 миров Мотив сна
Понравился ли вам сегодняшний урок? Что вы узнали нового? Как вы оцениваете свою работу?
1). Выучить отрывок наизусть “ Раз в крещенский вечерок девушки гадали… ” 2). На дополнительную оценку – нарисовать иллюстрацию к балладе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...