Интегрированный урок "Пробуждение совести" в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Для учащихся 7 - 8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_literatury.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ интегрированного урока литературы, истории, географии
По тексту рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» (8 класс)
Раздел 2 «Я и Я»
Рабочее название урока: Тема пробуждения совести в рассказе В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
I. Цель урока | Цель данного урока – понять историко-философский смысл рассказа; на основе анализа некоторых структурных особенностей рассказа восстановить внутренний мир автора и раскрыть процесс пробуждения совести как основы становления личности. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. |
II. Анализ текста I этап – работа с текстом до чтения. II этап - работа с текстом во время чтения. Анализ текста с использованием комментированного чтения. | Сегодня наш урок посвящен рассказу Владимира Федоровича Тендрякова «Хлеб для собаки», в котором он использует детские воспоминания об одном из самых страшных периодов в истории России. - Давайте попробуем по названию рассказа предположить о его содержании. Как вы думаете, о чём данное произведение (предположения учеников фиксируются на доске)? ЛИТЕРАТУРА: Комментированное чтение 1 абзаца Лето 1933 года. (События будут происходить летом. Что для вас лето? (каникулы, фрукты, веселье и т.д. А лето 1933 года для России – это голодное время, страшное время. ) У прокопченного (от дыма паровозов), крашенного казенной охрой (грязно-коричневый цвет) вокзального здания, за вылущенным заборчиком (с одной стороны, что-то мертвое, мрачное, казенное) — сквозной березовый скверик (с другой стороны что-то живое, легкое). В нем прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке (от кого или от чего она уцелела?) валялись (не лежали, а валялись. О чем мы можем сказать, что оно валяется? Ненужное, брошенное, хлам) те, кого уже не считали людьми (за словом «уже» скрывается тяжелая судьба обреченных людей). Сделайте вывод, как надо читать текст рассказа и почему он требует вдумчивого, медленного чтения? ИСТОРИЯ: 1.Рассказ «хлеб для собаки» тесно связан с историческими событиями. Чтобы понять глубокий смысл рассказа надо его рассмотреть через призму истории. 2.Каким годом датируется рассказ? (1933 годом) 3.Нам уже известны события этого времени? (нет) 4.В тексте встречается фраза М. Горького (на слайде). «Если враг не сдается, его уничтожают» 5.Как можно связать эту фразу с текстом рассказа? Затрудняются ответить. 6.Давайте прочитаем диалог из рассказа Дыбакова и шкилетника, чтобы найти эту связь. (Читают по ролям: Дыбаков, шкилетник, автор). Вместе с другими ребятами я был свидетелем нечаянного разговора Дыбакова с одним шкилетником. Дыбаков — первый секретарь партии в нашем районе. Неожиданно он остановился. Поперек дорожки, под его хромовыми сапогами, лежал оборванец — костяк в изношенной, слишком просторной коже. Он лежал на толченом кирпиче, положив коричневый череп на грязные костяшки рук, глядел снизу вверх, как глядят все умирающие с голоду. Дыбаков переступил с каблука на каблук, хрустнул насыпной дорожкой, хотел было уже обогнуть случайные мощи, как вдруг эти мощи разжали кожистые губы, сверкнули крупными зубами, сипяще и внятно произнесли: — Поговорим, начальник. Аль боишься меня, начальник? — Поговорим. Спрашивай — отвечу. — Перед смертью скажи… за что… за что меня?.. Неужель всерьез за то, что две лошади имел? — За это, — спокойно и холодно ответил Дыбаков. — И признаешься! Ну-у, заверюга… — Дал бы ты рабочему хлеб за чугун? — Что мне ваш чугун, с кашей есть? — То-то и оно, а вот колхозу он нужен, колхоз готов за чугун рабочих кормить. Хотел ты идти в колхоз? Только честно! — Не хотел. — Почему? — Всяк за свою свободушку стоит. — Да не свободушка причина, а лошади. Лошадей тебе своих жаль. Кормил, холил — и вдруг отдай. Собственности своей жаль! Разве не так? Доходяга помолчал, помигал скорбно и, казалось, даже готов был согласиться. — Отыми лошадей, начальник, и остановись. Зачем же еще и живота лишать? — сказал он. — А ты простишь нам, если мы отымем? Ты за спиной нож на нас точить не станешь? Честно! — Кто знает. — Вот и мы не знаем. Как бы ты с нами поступил, если б чувствовал — мы на тебя нож острый готовим?.. Молчишь?.. Сказать нечего?.. Тогда до свидания. Дыбаков перешагнул через тощие, как палки, ноги собеседника, двинулся дальше, заложив руки за спину, выставив грудь с накладными карманами. 7.Какие две темы прослеживаются в диалоге? (о чем говорит Дыбаков? О чем говорит шкилет?) 1)у шкилета было 2 лошади, которые у него отняло государство; 2)обмен хлеба на чугун. 8. Свяжите теперь темы разговора с фразой Горького? Он враг народа! 9.Так что же происходило в истории нашего государства, что людей могли назвать врагами?! (смотрят слайды) 10.Давайте сделаем вывод: в какой период истории живут герои рассказа? (Период индустриализации и коллективизации, раскулачивания). ГЕОРГАФИЯ: 1. Давайте вспомним, откуда прибыли так называемые «шкелетники и слоны»?
2. Отметим эти объекты на карте. Мы видим, что все они находятся в степной зоне. 3. Прочитайте текс «Степные районы» Выявите особенности этих районов:
Все это способствовало развитию сельского хозяйства в этих районах. А значит люди, которые жили в степных районах и работали на полях, какие были?
Как aвтор рассказа называет таких людей?
1. Посмотрим определение слова «куркуль».
Куркуль – 1) истор. зажиточный крестьянин, кулак (прежде всего на Украине) 2) перен., разг. жадный и скупой (часто богатый) человек.
ЛИТЕРАТУРА: Что же у нас получается, с одной стороны - голодные, обреченные на смерть люди (посмотрите иллюстрацию стр.109), а с другой - Володя Теньков накормил хлебом собаку. Исходя из этого, какой проблемный вопрос возникает? ПОЧЕМУ ВОЛОДЯ ТЕНЬКОВ СТАЛ КОРМИТЬ СОБАКУ, А НЕ ЛЮДЕЙ? Работа в «Тетради по литературе» (задание ГР.2., стр. 8-9) проводится в парах по рядам: 1 эпизод стр. 106 (1 ряд), 2 эпизод стр. 106-107 (2 ряд), 3 эпизод стр. 108 – 110 (3 ряд). - Как вы думаете, почему мальчик начал искать самого голодного? (Совесть замучила). - Что такое совесть? Как вы понимаете это слово? - Давайте сверимся со словарем. СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков (Большой Энциклопедический словарь). 4 эпизод найден самый голодный – бездомная собака стр. 114-115 заполняем всем классом. - Как же автор понимает слово «совесть», чем для автора является совесть? (Он утверждает, что совесть — это важнейшая часть внутреннего мира человека. И ее отсутствие, как у сытого, так и у голодного, ставит человека на грань распада личности, превращая его в зверя). - Как вы думаете, какой была тема сегодняшнего урока? Тема пробуждения совести в рассказе В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Делаем выводы (подводим итог урока): - Давайте, вернемся к нашим предположениям, о чем же рассказ «Хлеб для собаки»? (О пробуждении совести). Если в названии рассказа второй (потаённый) смысл, который надо расшифровать? Почему рассказ называется «Хлеб для собаки»? Этот хлеб не только для собаки, кормя собаку, мальчик «кормит» свою совесть. Да, Володя спас собаку, но и она спасла его нравственно: она дала ему возможность заботиться о ком-то, успокоить муки совести. - Какие выводы вы для себя сделали? Продуктивное задание: Составление синквейна на тему «Совесть». | Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица). 4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста 6.Пользоваться словарями, справочниками. 7.Осуществлять анализ и синтез. 8.Устанавливать причинно-следственные связи. 9.Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
Формулирование темы урока. III. Итог урока. III этап - работа с текстом после чтения | ||
IV. Домашнее задание | 1.Выполнить задание 3 стр. 9 в «Тетради по литературе» 2.Прочитать по учебнику о биографии Владимира Федоровича Тендрякова стр. 117. |
© ООО Баласс, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы безопасности жизнедеятельности программа (интегрированная) 1 – 4 класс.
Пояснительная записка. Основной задачей обучения в начальных классах является получение первоначального представления о системе «Природа-Человек-Общество», о том, что такое жизнедеятельност...
интегрированный урок 10 класс (биология, география)
интегрированный урок 10 класс (биология, география) Лес- наш дом...
География и математика -интегрированный урок 6 класс
урок 6класс "География и математика "...
интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья
интегрированный урок по русскому родному языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения"...
Интегрированный урок (5 класс) "Бутерброды"
Интегрированный урок расчитан на проведение как в делимом, так и неделимом классе. Ведущая задача урока - развивать социокультурную компетенцию в контексте диалога культур. На уроке ученики узнают ист...
Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»
Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....
интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...