Сценарный план мастер - класса "Создание газеты. Журналистские игры"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Апевалина Елена Николаевна

Опыт использования проектного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernyy_stsenarnyy_plan_master.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный сценарный план мастер-класса

«Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках и во внеурочной деятельности

Этапы проведения

Содержание этапов

  1. Организационный этап

Выделение проблемы, постановка цели

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения и воспитания.

  Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. И в этом нет ничего удивительного. Ведь сегодня очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, способную работать с обширнейшей информацией, которая стала доступной благодаря информационно-коммуникационным технологиям.

Цель: поделиться опытом по использованию проектного метода обучения в учебно – воспитательном процессе как  средстве эффективного обеспечения нового качества образования на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе.

Характеристика образовательной технологии, приема, метода и пр., методики их применения

Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов подразумевается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности.

Диалог педагога – мастера о проблеме, для решения которой проводится мастер-класс

Я хотела бы поделиться с вами своим скромным опытом работы с методом проектов во внеурочной и урочной деятельности.

  1. Основной этап

озвучивание плана действий

Здравствуйте, меня зовут Елена Николаевна. Мы с Вами коллеги и на целых 30 минут мы журналисты

Итак, мы редакция газеты.

Хлопайте в ладоши те,

кто готов работать засучив рукава,

кто готов ломать голову, выполняя задания,

кто готов считать ворон.

Проект можно выполнять как индивидуально, так и  группой. Сегодня мы будем выполнять групповые проекты и создадим первую страницу газеты.

Демонстрация и методическое обоснование автором мастер-класса приемов, методов и др., которые будут демонстрироваться

Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, презентация, творческий отчет и т.п. Как правило, в основе проекта лежит какая – то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями: интеллектуальными; творческими ;коммуникативными. Опыт показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической. В ходе выполнения проекта занимают важное место используемые мною игровые технологии занимают, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:

1) тренируют память, помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки;
2 помогают стимулировать умственную деятельность обучающихся, развивать

внимание и познавательный интерес к предмету;

3)преодолевают пассивность детей на уроке;
4 помогают школьнику нести ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, проявляет стремление быстрее и успешнее справиться с заданием.

Выполнение задания участниками мастер – класса в соответствии с обозначенной задачей

Слайд 1.

С чего нужно начать? Определяем формат газеты. Раздаю листы

Слайд 2.

Слайд 3.  Создаём макет. Показываю расчерченный вариант.

Слайд 4, 5, 6.

Ищем название газеты. Оформляем шапку, на развороте колонтитулы

Слайд 8.

 Работа над заголовком. Демонстрация   Памятки « Каким может быть заголовок»

Игра «Всадник без головы». Эта игра является традиционной при обучении юных журналистов подбору заголовков к тексту.

Слайд 10.

Игра « Назови иллюстрацию, фотографию» . Предлагаются фотографии, необходимо их подписать.

Игра «Озвучь меня». Ребятам  предлагаются картинки, к которым они должны придумать небольшой диалог (желательно юмористический, на свой выбор.

Слайд 11. Оформляем первую страницу

Слайд 12. Заметка

Игра «Сказка»

Выберите русскую народную сказку и трансформируйте содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку

Слайд 13. Редактирование

Мы уже упоминали о том, что настоящий журналист должен быть, прежде всего, грамотным человеком, поэтому ваша задача – определить общее количество ошибок в заданном тексте и устранить их. Прочитать текст в исправленном виде. (Текст спроецирован на экран, а также распечатан для каждой команды).

Между прочим.

Карточка 1. Задание: Исправьте ошибки

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «мы так хочим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюлитень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

(В.Масса, М.Червинский).

Карточка 2. Задание: Исправьте ошибки

Большая половина участников хорошо подготовилась к заданиям.

Работа не была мною закончена благодаря болезни.

Молодые учёные выступают зачинщиками многих хороших дел.

Вот с таких мелочных инцидентов и начинаются войны.

Он рано приобрёл знаменитость.

Этот фильм обречён, без всякого сомнения, на редкий успех.

Карточка 3. Проанализируйте начальные фразы заметок и отредактируйте.

1. Криводуб почти на всех уроках смеется и разговаривает, а если ему сделаешь замечание или одернешь, он грозится «убить» после уроков.

1. Пожалуй, было бы интереснее, ярче, смешнее начать с диалога:

-Криводуб, перестань смеяться, ты мешаешь слушать.

-Ну ты, глухая тетеря, выйдешь на улицу – убью!

Эти страшные разговоры происходят не где-нибудь, а почти на каждом уроке в нашем 7 А.

2. После урока русского языка все поспешили подбежать к столу

2,3 . Оба начала могут заинтересовать читателя. В первом случае любопытно: что же так притягивало ребят к учительскому столу и что потом случилось. Во втором хороша смешная зарисовка.

3.Вышел к доске Никита и ничего написать не может. А со всех что-то шепчут, что-то руками показывают.

4. Я учусь в коле шестой год. Мне часто приходилось видеть, как мальчики бегают по партам.

4. Первое предложение лишнее. Второе надо сделать живее и ярче, например: «Прыг – скок, прыг-скок! Это мальчишки из нашего класса устраивают скачки по партам».

5. На днях на уроке географии, я и Костя играли в «города».

5. Ирония в том, что мальчики играют в «города» именно на уроке географии, как будто «географическая» игра оправдывает их поведение.

 Игра «Поймай идею»

Поймать идею  несложно. Главное, захотеть это сделать. К примеру, ваш редактор дал вам задание найти что-нибудь эдакое. И где, спросите вы, искать? Как назло, в голову не приходит ни одна идея. Я всегда привожу на занятиях пример «стола». Начните с него. Вот стол. Я за ним сижу. Вот у него угол. А почему говорят, на угол не садись? Откуда взялись ноги у этой фразы? Как появился первый стол? А если бы не было стола... С этого момента понимаешь, что зацепиться есть за что. И сюжет может родиться из чего угодно, лишь бы вам не было лень думать. Заставляйте себя искать эти цепочки... Это увлекательное занятие, помогающее развить воображение, логическое мышление и импровизацию.

Задание:

Пример: стол – угол – примета – биоэнерготерапевты – подушки – первобытный человек – Скандинавия - вилка – этикет и так далее.

Поясняю: со стола мы переходим на угол и разбираем, почему родилась примета «не садись на угол». Далее уходим к объяснению этой приметы со стороны биоэнерготерапевтов. Вдруг вспоминаем, что где-то стола как такового нет и монголы, к примеру, сидят на подушках, как узбеки и японцы, а вот первобытному человеку сидеть за столами не пришлось, потому что изобрели его скандинавы много тысячелетий позже. А в данный момент на столе лежит вилка, а по этикету... и так далее.

Задание. Продолжите фразу: «Чтобы журналистом крупным стать …» и прочитайте  в стиле репа

Каждая группа презентует  итоги своей работы.

Представление результатов работы

Проект – это всякая активность. Необходимо только, чтобы она освещалась ясно поставленной целью и согревалась горячим стремлением к её осуществлению

Обсуждение результатов работы, обмен мнениями

На мой взгляд, проектная технология способствует формированию нового качества образования школьников, формированию их компетентности, а значит – востребованности на  рынке труда, успешности в жизни, адаптации в быстро меняющемся социуме.

Заслуга метода проектов в том, что он создает ситуацию успеха для каждого ученика независимо от способностей, наклонностей, черт характера. Одно ясно – проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Школьная газета. Деловая игра «Редакция».

В данном материале показан опыт работы педагога дополнительного образования по организации школьной газеты....

Сценарный план военно-спортивной игры "А ну-ка, парни!" для 8-9 и 10-11классов

Воено-спортивная игра "А ну-ка, парни!" даёт возможность применить на практике полученные, на уроках физкультуры, ОБЖ, географии знания, навыки и умения. Конкурсы, входящие в игру, развивают волевые к...

Сценарный план классного часа "Сквернословие и здоровье"

Классный час для 7-8 кл. Презентация к кл. часу загружена на сайт...

Сценарный план игры по станциям "Верить! Творить! Жить!"

Цель игры: формирование  у подростков ценностных ориентаций, направленных на здоровый образ жизни....

План-конспект занятия Промежуточная аттестация. Подготовка новогодней газеты и игры «Журналистская шапка», «Алфавит» (13-15 лет)

Цель:     проверить промежуточные знания воспитанников «Школы  молодого журналиста » с сентября по декабрь первого года обучения. Задачи:Проверить формирование первичных ...

Сценарный план ФЕСТИВАЛЯ 4 Д игры (ДЕТИ, ДРУЖДА, ДВОР)

Сценарный план Фестиваля детской игры 4Д - ДЕТИ, ДВИЖЕНИЕ, ДРУЖБА, ДВОР.Данный сценарий подойдет для реализации в любом дошкольном учреждении....

Сценарный план Литературной квест- игры «Читаю я! Читаем мы! Читают все!»

Данное мероприятие способствует созданию условий для повышения интереса школьников к чтению, к русской классической литературе, культуре путем использования новой формы интеллектуального досуга обучаю...