Мастер-класс «Школьная газета. Деловая игра «Редакция».
статья по внеклассной работе (9 класс) на тему

Антосюк Любовь Михайловна

В данном материале показан опыт работы педагога дополнительного образования по организации школьной газеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Master-klass.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Мастер-класс

учителя литературы МОУ «Лицей №1», руководителя литобъединения    «Тюльганские родники»  Антосюк Любови Михайловны

Тема:     Мастер-класс  «Школьная газета. Деловая игра «Редакция».

Цель мастер-класса:   представить опыт работы педагога дополнительного образования по организации школьной газеты.

  Модель проведения мастер-класса

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

1.Подготовительно-организационный:  постановка целей и задач.

Презентация своего опыта.

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия, объявление темы.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

2. Основная часть.  Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Практическая часть.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей. Афиширование- представление выполненных работ.

3.Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям:
-овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
- развитие способности к рефлексии;
-развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

  1. Презентация собственного опыта.

  Так получилось, что вся моя профессиональная учительская деятельность   связана с газетой. В первые годы работы мы в классе выпускали стенгазету, т.к. я  хорошо рисовала. Потом 4 года работала в районной газете «Прогресс». А с 1993 года сотрудничаем с районкой и сами в школе выпускаем газету. Несколько лет назад газета имела такой вид (показать газету 1993-1997 гг.)   Сейчас она имеет такой вид ( показать несколько экземпляров газеты «Школьник»)

     В лицее я вела элективный курс «Азбука журналистики» для ребят 7-9 классов.  

     Выбор этого курса обусловлен тем, что учащиеся с 5 класса на уроках творчества (уроки литературы) сочиняют произведения малых жанров, создают книжки – малышки, пишут сочинения на конкурс, сочиняют стихи и т.д.   Занимаясь на курсе, ребенок может проявить себя, научиться работать с интересным текстом, повысить речевую и письменную грамотность, приобрести навыки работы журналиста.

   Цель курса «Основы журналистики» - развивать литературно – творческие способности учащихся, познакомить учащихся с текстами разных стилей и жанров, овладеть журналистскими жанрами, научиться создавать газету.

   Задачи курса:

  • Освоение знаний стилей речи, жанров публицистического стиля,
  • Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей,
  • Развитие речевой культуры.

   Учащиеся должны научиться:

  • Создавать тексты журналистских жанров,
  • Общаться с людьми и друг с другом в соответствии с коммуникативными потребностями
  • Пользоваться справочной литературой и словарями
  • Готовить макет газеты
  • Выпускать газету.

  1. Практическая часть. Деловая игра «Редакция».

Сегодня я предлагаю вам создать очередной номер нашей газеты.

Все присутствующие – работники редакции. Все  делятся на 4 рабочие группы. Каждая группа корреспондентов получает свое задание.

Итак, дети всегда любят сочинять стихи. Не всегда получается хорошо, но я поощряю  любое творчество, ведь оно должно совершенствоваться. И в газету мы всегда помещаем стихи ребят под рубрикой «Проба пера»

       Задание 1 :  подобрать рифму   

    Солнышко.                            

            Летом солнышко горит.

            Всех детей к себе ...

            Кожу жжёт оно огнём.

            Невозможно гулять ….

Появились у Надюшки

золотые …..

То от солнышка привет,

А красивей её ….

Загорел Антон у нас,

сразу видно- высший ….!

Не в солярии он грелся,                

Он под солнышком …..

Сидит с удочкой Денис,

Поплавок то вверх, то ….

Ловит летом рыбу он,

Может, будет …...

А у нашей Натки

Политы все …...

Ягода растёт и слива

Уродилися на …..

Помогает солнце всем.

Не бывает с ним проблем.

Отдыхай и загорай.

Летом всюду вечный…..

                                 Стихотворение ученика 4 класса Петрова Димы

  Задание 2

    Первый жанр, который мы изучаем на занятиях – статья. Она имеет вступление, основную часть и заключение. Это малый жанр публицистики. Не надо думать, что это самый легкий жанр, потому что маленький. Всё как раз наоборот. Не случайно мастер рассказов А.П.Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». Значит, надо обладать таким талантом. Мы с вами будем работать не с информационной статьей, а с проблемной.

    Ребята набрали статью. Но набор рассыпался. Помогите собрать статью, логично восстанавливая абзацы.    ( Разрезать статью на абзацы)                                                                                                      

                     100 лет   оренбургскому   педколледжу №1

 14 ноября  2009 года – значительное событие для всех, кто учился и работал и сейчас учится и работает в педагогическом колледже №1 им. Н.К.Калугина.

 100 лет назад, 14 ноября 1909 года в Оренбурге была открыта учительская семинария, что было большим историческим событием в нашем крае  и положило начало среднему профессиональному образованию.  Менялся статус колледжа: педагогические курсы, педагогический техникум, педагогическое училище №1 им. В.В. Куйбышева, педагогический колледж №1 им. Н. К. Калугина.  Колледж прошел большой путь профессионального становления и развития от семинарии по подготовке учителей начальных классов до учреждения образования инновационного типа.

          В настоящее время на четырех отделениях колледжа обучается более 700 студентов, работают 145 преподавателей и сотрудников. Оренбургский педагогический колледж №1 ныне стал одним из значимых учреждений, научно-методическим, культурно-образовательным и спортивным центром Оренбуржья.

          Выпускники колледжа успешно работают в разных регионах России. Они добиваются успехов в профессиональной деятельности, становятся специалистами высшей квалификационной категории.          В 2006 году колледж был удостоен имени выпускника 1942 года, народного учителя СССР Н. К. Калугина. Сегодня Печатный дом «Димур» выпустил книгу «Народный учитель» под редакцией заслуженного учителя РФ, к.п.н., директора колледжа Н.М. Киселева. В новой редакции книги обобщен опыт работы замечательного педагога, талантливого руководителя Н.К. Калугина, создавшего уникальную модель общеобразовательной школы. На Калугинские педчтения, проводимые колледжем, собирается все большее число единомышленников и заинтересованных лиц.

  В этом знаменитом колледже учились и  учителя тюльганского лицея №1: Н. М. Киреева, А. П. Килякова, О. В. Забавина, Е. Н. Феногентова,  Е. П. Луганская. У них остались приятные и теплые воспоминания о годах,  проведенных в колледже.  

                                                                                                                            Аминова Венера

Задание 3.

Перед определенным материалом в газетах часто бывает так называемый лид, т.е. вводная часть текста. Он выделяется другим шрифтом (показать лид в газете «Мы» за 1.02.1997г.)

   Ребята  написали размышление по данному лиду. Но сам лид затерялся. Напишите лид, восстановите вступление к данным ниже размышлениям детей ( 6-8 предложений).

« Сегодня обязательно нужно читать литературу о Великой Отечественной войне, потому что наши деды и прадеды сражались на этой войне. Мне хочется знать, как тогда жили люди, какие у них были переживания, какие подвиги они совершали. Я хочу знать историю своей страны, чтобы гордиться своим народом.»

                                                                                                          Мурин   Миша

« Литературу о войне нужно обязательно читать, чтобы наше поколение знало о подвиге советского народа, о подвигах своих сверстников, своих земляков. Это воспитывает любовь к людям.

   Сейчас много молодежи подвержено каким-либо течениям. Например, есть такие «нацисты» (бритоголовые), которые ставят себя выше всех людей, берут на себя право убивать других людей. А ведь именно на этой почве возникла гитлеровская идея «чистой расы», и была эта страшная война, унесшая миллионы человеческих жизней.

    Читать о войне надо, чтобы все знали, что такое война, как это страшно. Нельзя допустить, чтобы это повторилось.»

                                                                                                        Колоколова Оксана                

          « Это необходимо для того, чтобы иметь хоть какое-то представление о подвиге нашего народа, о тех трудностях, которые пережили наши люди.

          каждым годом интерес к нашей победе в Великой Отечественной войне пропадает, и то, что мы читаем в художественных произведениях, - единственное, что ярко напоминает нам о тех военных годах. В произведениях мы следим за героями, их мыслями, чувствами, видим их страх и преодоление этого страха, мужество. Мужественная жизнь этих героев – главный пример для всех нас, особенно для нашего поколения, это пример такой жизни, когда любовь к Родине – сильнее смерти.»

                                                                                                         Местяшов Вячеслав

                                                               

        «Сегодня часто по телевидению или по радио можно видеть передачи, в которых рассказывают о том, что сносятся памятники, поставленные героям и участникам Великой Отечественной войны. Некоторые стараются переписать историю. Поэтому я и считаю, что необходимо читать произведения о войне.  

        В этих произведениях описывается, как солдаты ценой своей жизни спасали наше Отечество, завоевывали нам светлое будущее. Ведь многие авторы произведений сами воевали и видели все своими глазами. Благодаря этим произведениям, героизм нашего народа не забудется. И через сто лет русские люди будут помнить об этом подвиге и гордиться солдатами – героями.»

                                                                                                                Костенков Антон

          «Читать  литературу о войне – это значит отдать дань уважения тем, кто за нас тогда воевал. Это значит прославлять героев войны, продлять им жизнь, наследовать то, что нам заповедано погибшими.  Это значит самим быть достойными героев войны и ценить жизнь свою и всех людей.»

                                                                                                             Черемухина Кристина

Задание 4.

  Подобрать хороший заголовок к статье – 50% успеха материала. Этому дети иногда тяжело учатся. Попробуйте и вы это сделать.  Подберите удачный заголовок  к материалу.

    Весна – это самая ответственная пора  в жизни выпускников школы. А самая ответственная потому, что скоро экзамены, а учиться уже не хочется. Не потому, что учеба надоела, а потому, что уже осознаешь, что это последние учебные дни, и больше ты никогда не сядешь за школьную парту. Как правило, все выпускники говорят: «Скорее бы закончилась эта школа…».  А когда она действительно заканчивается, грусть в душе, что детство  прошло.

         Примерно такое настроение сейчас и у выпускника  Виталия Нуриахметова – медалиста, спортсмена, типичного представителя сегодняшней молодежи.

         По одежке встречают…Виталик – симпатичный парень, высокий, стройный, темноволосый, с карими лукавыми глазами. У него хороший вкус. На него всегда приятно посмотреть: он никогда не оденет что попало. На мой взгляд, в нем привлекает не только внешность, но и душа. Это вполне здравомыслящий человек, обладающий хорошим логическим мышлением, хорошей памятью. Он не зануда, а человек с замечательным чувством юмора. Правда, учителям это не всегда это нравится. Поэтому довольно часто дневник Виталика бывает на столе учителя. Зато  одноклассники и   другие старшеклассники уважают его за его «приколы». Мы часто видели Виталия на сцене, он неотразим в КВНах. Если бы я в самом начале не сказала, что Виталий медалист, вы бы подумали, что он еле-еле учится. Но…

        По уму провожают… Он успевает всё: обсудить назревшие проблемы на уроке, поболтать с близсидящими одноклассниками, подколоть всех вокруг экспромтом возникшими шутками и получить за урок пятерку. Вот такой нынче пошел медалист. А школьные годы Виталию, конечно,

запомнятся. Потому что он сам старался, чтобы они были веселыми.

        Больше всего ему нравились классные походы на природу вместе со своей классной руководительницей Любовь Николаевной Хлуденевой. Особенно интересно было в прошлом году на Красном роднике. Повеселились от души. Купались даже в три часа ночи. Ну 11Б  - все приколисты, вот и пришлось пловцам домой возвращаться в одних плавках. Класс Виталика большой и очень дружный. Он обожает свой класс и скучает, когда долго никого не видит. Так, после девятого класса он поступал учиться в Башкирию, но вернулся, не захотел там учиться. Виталий считает, что класс – это не просто одноклассники, но и друзья.  Сам он очень коммуникабельный человек, поэтому недостатка в общении у него нет. С друзьями у него очень хорошие отношения. Все обожают его шуточки. Его компания практически вся спортивная. Сам Виталий занимается плаванием уже 9 лет. Дома у него много грамот и дипломов. Он имеет третий взрослый разряд. А ещё он любит футбол. Он даже стихотворение про футбол сочинил, когда учился в 5 классе:

Наступило лето – летняя пора.

Все бегут мальчишки с моего двора:

Мы бежим на поле поиграть в футбол,

Коля всех обводит, забивает гол.

Капитаны спорят: гол или не гол?

Ну а мы смеёмся, глядя на их спор.

Коля всех обводит и опять туда –

Капитан не спорит: гола уже два!

Начало смеркаться, все пошли домой,

Будет продолжаться завтра новый бой!

           Так что здоровый образ жизни для Виталия – это вполне современно и модно. И профессию Виталий выбрал тоже современную – экономист. На факультете мировой экономики учиться не так-то легко. Кроме точных наук, нужно еще знание иностранных  языков.

         Я думаю, что у такого перспективного и коммуникабельного молодого человека, как Виталий, всё получится. Хочется пожелать ему и всем выпускникам успешно сдать экзамены, эти трудные ЕГЭ, найти свое место в жизни, не теряться в нашем большом мире, преодолевать трудности, дружить и любить. И как бы ни ругались учителя, не понимая современную молодежь, а ребята нашей школы не подводят её, достойно учатся и приносят славу Тюльганскому лицею №1.                                  

                                                                                                                                 Безмаева Ольга

(заголовок – «Типичный представитель современной молодежи»)

  1. Заключение. Рефлексия.

 Когда все задания выполнены, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Сравниваем  выполненные задания с оригиналом – работами самих ребят в газете (выдаю  каждой группе экземпляр газеты для сравнения.) Озвучивание результатов.

Думаю, мы тоже поработали неплохо.

   А теперь скажите, какими качествами нужно обладать нам, чтобы издавать с детьми интересную, содержательную газету? (Беседа)

  -Умением творчески подходить к проблеме,

- быть в курсе всего в школе и за стенами школы,

- владеть навыками журналистской работы

- быстро реагировать на ситуации

- располагать материальной базой

- постоянно вести ребят

- уметь фотографировать, корректировать материалы

- нужно быть всегда молодым…

И в школе обязательно должен быть такой человек.

А теперь выполним рефлексивное задание: продолжите предложение:

«На этом мастер-классе я поняла…»

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская. Деловая игра "Редакция"Юниор"

Творческая мастерская представляет опыт педагога дополнительного образования по организации и создании школьной газеты. В мастерской ребята учатся писать стихи, публицистические тексты, создавать газе...

Деловая игра «РЕДАКЦИЯ» (Русский язык и культура речи)

Цели занятия:учебная: совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей речи;образовательные: развивать творческое мышление; вырабатывать умение анализа и синтеза; совершенствовать логическую ку...

«Деловая игра «Редакция» по теме «Разряды количественных числительных».

В игровой форме учащиеся повторяют и обобщают изученный материал по теме "Имя числительное"...

Деловая игра «Редакция» по защите проекта «Параллельные прямые везде».

Деловая игра «Редакция» по защите проекта «Параллельные прямые везде»....

Деловая игра "Редакция"

Урок-обобщение по русскому языку в фоме деловой игры...

Мастер-класс "Школьная газета"

Деятельность в школьной газете...

Деловая игра "Редакция"

Деловая игра «Редакция»Организация и методика проведения игры.Каждая «редакция» (это 2 группы по 5-6 человек) размещается за   столами. Каждая редакция придумыва...