Календарно-тематическое планирование 8 класс литература Меркин
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование «Литература. 8 класс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование (учебник Меркина) | 174.5 КБ |
программа 8 класс литература (Меркин) | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
IV. Календарно-тематическое планирование «Литература. 8 класс»
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды деят-ти учащихся, формы контроля | |
По плану | Фактичес. | |||||
1 | 1 нед. сентября | Художественная литература и история | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | Сообщения, анализ поэтики пересказ, сообщение | |
2 | 1 нед. сентября | Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка» | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | Сообщения, анализ поэтики различные виды чтения | |
3 | 2 нед. сентября | «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне» | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | Работа со статьей учебника, сам. Работа учащихся, работа с иллюстрациями составление словаря одной из исторических песен | |
4 | 2 нед. сентября | «Сказание о Борисе и Глебе» «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях. | 1 | Урок «открытия» нового знания, практикум | различные виды чтения и пересказа, анализ эпизода, работа с текстом | |
5 | 3 нед. сентября | «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. | 1 | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | формулировки и запись выводов, работа с иллюстрациями, письменный ответ на вопрос | |
6 | 3 нед. сентября | «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. | 1 | Урок общеметодической направленности презентация с элементами беседы | Работа с текстом, анализ эпизодов, пересказ, выразительное чтение, составление тезисного плана | |
7 | 4 нед. сентября | Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний, сопоставительный анализ | |
8 | 4 нед сентября | Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. | 1 | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. | |
9 | 1 нед октября | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы. Сочинение по повести. | 1 | Урок контроля, развития речи, сочинение | различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, написание домашнего сочинения | |
10 | 1 нед октября | Поэты круга Пушкина: Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского. | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | Работа со статьями учебника, составление сравнительной таблицы, лексическая работа, работа с репро- дукциями картин художников | |
11 | 2 нед октября | Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин» | 1 | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | составление цитатного плана, выразительное чтение | |
12 | 2 нед октября | Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», «19 октября 1825 года». | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | Конструирование вопросов к статье учебника, сообще- ния учителя и учащихся, лексическая работа. Выразительное чтение, беседа, работа со статьёй учебника | |
13 | 3 нед октября | Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. | 1 | Урок общеметодической направленности практикум | Сообщения учителя и учащихся, пересказ статьи учебника, работа с иллюстрациями, лексическая работа, беседа | |
14 | 3 нед октября | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика. | 1 | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Составление цитатного плана главы романа, худо- жественный пересказ, исследовательская работа с текстом, беседа | |
15 | 4 нед октября | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева. | 1 | Урок общеметодической направленности, практикум | составление вопросов по статье, устные высказывания | |
16 | 4 нед октября | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | Работа со статьями учебника, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, пересказ, составление тезисного и сложного планов эпизодов романа, беседа | |
17 | 2 нед. ноября | Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой. | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | анализ эпизодов, разные виды чтения, | |
18 | 2 нед ноября | Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева. | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | Работа со статьями учебника, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, пересказ, составление тезисного и сложного планов эпизодов романа, беседа | |
19 | 3 нед ноября | Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Урок развития речи, сочинение, творческая работа учащихся | написание сочинения | |
20 | 3 нед. ноября | Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве. | 1 | Урок «открытия» нового знания, презентация с элементами беседы | Составление тезисного плана статьи учебника, сообщения учителя и учащихся, комментирование материалов выставки, выразительное чтение, беседа | |
21 | 4 нед ноября | Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | составление характеристики героя, выразительное чтение, анализ эпизодов | |
22 | 4 неделя ноября | Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри» | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа со статьей учебника, беседа | |
23 | 1 нед. декабря | «Мцыри – любимый идеал поэта»-В.Белинский. Р.Р. Выразительное чтение отрывков поэмы наизусть. | 1 | Урок рефлексии, практикум | анализ, выразительное чтение наизусть | |
24 | 1 нед декабря | Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор» | 1 | Урок«открытия» нового знания, лекция, презентация | Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов к статье учебника, построение диалога, работа с портретом писателя, лексическая работа | |
25 | 2 нед декабря | Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига. | 1 | Урок общеметодической направленности, практикум | различные виды чтения и комментирования, работа с иллюстрациями | |
26 | 2 нед. декабря | Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора. | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | подготовка вопросов для обсуждения. | |
27 | 3 нед декабря | Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление. | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | составление цитатного плана инсценировка | |
28 | 3 нед декабря | Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | Урок контроля, развитие речи | написание сочинения | |
29 | 4 нед декабря | Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася». | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | составление характеристики героя, анализ эпизодов, формулировка тем творческих работ | |
30 | 4 нед декабря | Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини. | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | Сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, беседа | |
31 | 2 нед января | Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза», «Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс» | 1 | Урок рефлексии, выразительное чтение стихотворений о природе | анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть, Лексическая работа, составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями, беседа, иссле- довательская работа с текстом | |
32 | 2 нед января | Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова. | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. | |
33-34 | 3 нед января | 1) Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», 2)«Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. | 2 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | устное рисование, выразительное чтение наизусть, лексическая работа, составление плана статьи учебника, работа с иллюстрациями, беседа, исследовательская работа с текстом | |
35 | 4 нед января | Островский А.Н. Краткие сведения о писателе. | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | устные сообщения, работа со статьей учебника | |
36 | 4 нед января | Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | различные виды пересказа, работа с иллюстрациями, сообщения учителя и уча- щихся, составление ком- ментариев образов героев сказки, беседа | |
37 | 1 нед февраля | Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | Сообщения учащихся, презентации, проекты составление тезисного плана, | |
38 | 1 нед февраля | Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество». | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | Составление рассказа о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, беседа | |
39 | 2 нед. февраля | Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | различные виды пересказа, работа с иллюстрациями, художественный пересказ, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа со статьей учебника | |
40 | 2 нед. февраля | Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов. | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | Сообщения учащихся, составление тезисного плана | |
41 | 3 нед. февраля | Сочинение по рассказу «После бала» | 1 | Урок контроля, развитие речи, написание сочинения | Написание сочинения | |
42 | 3 нед. февраля | Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра». | 1 | Урок усвоения нового знания, презентация | Художественный пересказ, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа со статьей учебника, выразительное чтение, чтение стихотворения наизусть, работа с иллюстрациями | |
43 | 4 нед. февраля | Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | различные виды пересказа, цитатный план, Художественный пересказ эпизода | |
44 | 4 нед. февраля | Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник» | 1 | Урок «открытия» нового знания практикум | Художественный пересказ эпизода, составление рассказа о герое, сопоставительной таблицы, выразительное чтение, беседа, работа с учебником | |
45-46 | 1 нед. марта | 1).Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. 2).Маяковский В.В. «Хорошее отношение к лошадям» | 2 | Урок «открытия» нового знания, лекция с элементами беседы, практикум | Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, комментарий к книжной выставке, посвященной жизни и творчеству писателя, слайдовой презентации, сообщения учителя и учащихся | |
47 | 2 нед. марта | Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей. | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | различные виды пересказа, цитатный план | |
48 | 2 нед марта | Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. | 1 | Урок «открытия» нового знания Практикум | различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа | |
49 | 3 нед. марта | Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта | 1 | Урок «открытия» нового знания Практикум | различные виды чтения, цитатный план, выразительное чтение | |
50 | 3 нед. марта | Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта | 1 | Урок «открытия» нового знания Практикум | Выразительное чтение наизусть, лексическая работа, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с произведениями живописи | |
51 | 1 нед. апреля | Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению) | 1 | Урок развития речи, творческая работа учащихся | сочинение-рассуждение | |
52 | 1 нед. апреля | Поэзия М.В.Исаковского. « Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы» | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | Сообщение учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, исследовательская работа с текстом, прослушивание песни, выразительное чтение | |
53 | 2 нед. апреля | Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль». | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся | |
54 | 2 нед. апреля | Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав | 1 | Комбинированный урок | различные виды пересказа, цитатный план, выразительное чтение, анализ эпизодов | |
55 | 3 нед. апреля | Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. | 1 | Урок «открытия» нового знания, лекция с элементами беседы, практикум | Составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника. | |
56 | 3 нед апреля | Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. | 1 | Урок «открытия» нового знания Практикум | Исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, беседа | |
57 | 4 нед. апреля | Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне) | 1 | Урок рефлексии, развития речи | выразительное чтение наизусть | |
58 | 4 нед. апреля | Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина | 1 | Урок «открытия» нового знания, лекция с элементами беседы, практикум | Исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся | |
59 | 1 нед. мая | Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». | 1 | Урок «открытия» нового знания Практикум | различные виды чтения, выборочный пересказ, цитатный план | |
60 | 1 нед. мая | Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. | 1 | Урок «открытия» нового знания Практикум | Выразительное чтение, художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учащихся, беседа | |
61 | 2 нед мая | Р.Р. Письменная работа по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, стихотворениям о Вов «Человек и война» | 1 | Урок развития речи, творческая работа учащихся | Написание сочинения | |
62-63 | 2-3 нед.мая | Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. Основной конфликт пьесы. | 1 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | Работа с материалами учебника , сообщения учителя и учащихся, виртуальная экскурсия. | |
64-65 | 3-4 нед. мая | Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. | 2 | Урок «открытия» нового знания лекция с элементами беседы | дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся | |
66 | 4 нед. мая | Итоговый урок. Рекомендации для чтения летом | 1 | Урок рефлексии, обобщение изученного | беседа | |
67-68 | Резервн. часы | Обобщение, повторение изученного | 2 | Уроки рефлексии | беседа |
Программу составили: учителя Анаскина Л.В.
Васильева Т.А.
________________________
«Утверждено» «Согласовано»
На заседании ШМО Зам.директора по УВР___________
Протокол №_____ от ___________2018 г.
Руководитель ШМО _________________ ___________________________2018 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
г. Лыткарино Московской области
Утверждена |
решением педагогического совета |
от « »____________2018 г. |
Протокол № 1 |
Утверждена |
приказом по школе №___ |
от « »__________2018 г. |
директор школы |
____________Т.А.Брюзова |
Рабочая программа по литературе
8 класс
Разработала:
Васильева Т.А.,
учителя русского языка
- г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), основной образовательной программы основного общего образования школы, учебного плана школы на 2018-2019 уч.год и авторской программы по литературе («Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор Г.С. Меркин, Москва, изд-во «Русское слово», 2017 г.) Данная программа допущена Министерством образования и науки РФ. Программа рассчитана на 68 часов (2 ч. в неделю).
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания, национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Особое внимание на уроках литературы уделяется изучению русской национальной культуры, пониманию традиций русского народа. Феномен существования литературного произведения во времени позволяет рассматривать литературные произведения древнерусской литературы, произведений XVII , XVIII, XIX века как факт современного литературного процесса и открывает удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования. В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Цели рабочей программы составлены на основе Федерального компонента Государственного общеобразовательного стандарта. Курс литературы в 8 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению языку:
- показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе изучения русской народной культуры и традиций русского народа определить связь традиций и новаторства, преемственность литературных эпох ( в соответствии со спецификой работы МОУ СОШ № 3)
- определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений
по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского
литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.
2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.
3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.
4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; осознать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа.
5. На основе изучения русской народной культуры и традиций русского народа определять связь традиций и новаторства, преемственность литературных эпох (в соответствии со спецификой работы МОУ СОШ № 3)
6. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.
7. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования устной и письменной речи.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Курс литературы 8 класса опирается в большей степени на знание курса русскою языка, истории. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Использование средств обучения
На уроках литературы планируется широко применять имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, ИКТ, экранных средств обучения, который включает в себя серии настенных таблиц, учебные кинофильмы. Использование репродукций картин известных художников на уроках развития речи способствуют расширению словаря учащихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решить задачу эстетического воспитания учащихся. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой (литературоведческий словарь, толковые словари, словарь пословиц и поговорок, и т.п.).
II. Планируемые результаты, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 8 класса
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.
1) Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2) Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
3) Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы ученик 8 класса должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
III. Содержание программы учебного предмета «Литература 8 класс»
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственныхпредставлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы XIX века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман»,«Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»,«Разуверение», «Муза ».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).
История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри »: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А.А.Фет
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:
Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;
П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;
А.Н. Плещеев. «Отчизна»;
Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;
И.З. Суриков. «После дождя»;
И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.
А.Н. Островский
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.
Л. Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко.«Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
Н.А. Заболоцкий
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
М.В. Исаковский
Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.
Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились…»;
Д.С.Самойлов. «Перебирая наши даты…»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» .
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит…»;
В.В. Хлебников. «Мнемало нужно…»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В. Исаковский. «Катюша»;
М.А. Светлов. «Веселая песня»;
А.А. Вознесенский. «Слеги»;
Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля…»;
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами:повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами:история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи:дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Учебно-тематический план
«Литература. 8 класс»
Содержание | Кол-во часов | Из них: письменные работы | Из них: развитие речи |
Вводный урок. | 1 | - | |
Устное народное творчество. | 2 | - | 1 |
Древнерусская литература | 3 | ||
Литература XVIII века. | 3 | 2 | |
Литература XIX века. | 29 | 5 | 7 |
Литература XX века. | 24 | 2 | 2 |
Зарубежная литература. | 2 | ||
Резервные часы | 2 | ||
ИТОГО: | 68 | 7 | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование по литературе Меркина, 8 класс
планирование составлено по учебнику "Литература" 8 класс, автор-составитель Г.С.Меркин. издательство "Русское слово", 2010 год...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Планирование по литературе (Меркин) 9класс
Составить программу по литературе для 9 классов - дело сложгное. Опираясь на материалы учебника под редакцией Меркина Г.С., я составила программу изучения литертуры в выпускном классе....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...